Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и этапы развития мелкой моторики рук ребенка.
Мелкая моторика -это умение выполнять мелкие и точные движения кистей и пальцев рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенчества на основе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, затем появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. к двум годам он уже умеет рисовать, правильно держать кисть и ложку. В дошкольном и младшем школьном возрасте двигательные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих скоординированных действий обеих рук.
Такие исследователи, как Н.М.Аксарина, Л.А.Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцов, Э.Р. Пилюгина, доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Первый этап мышления называют наглядно или предметно действенным. Этот вид мышления преобладает в раннем детстве. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Рука дает очень много информации: о весе, мягкости , твердости, гладкости , шероховатости, теплоте - прохладе и о много другом. Чем больше запас действий и проб в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Третий этап словесно - логическое мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме.
Развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства ребенка. Не только первые годы жизни очень важны и значительны, но ранний опыт и ранние впечатления действительно закладывают основы для личностного развития.
Наряду с развитием моторики развиваются все виды восприятия: зрение, осязание, осязание мышц и суставов. Это условие, при котором ребенок сможет понять, что находится у него в руках. Мелкая моторика помогает ребенку исследовать, сравнивать и классифицировать вещи вокруг него, а также позволяет ему лучше понимать окружающий мир. Они также помогают ребенку обслуживать себя [18].
Ежедневные действия и сложные задачи, с которыми родители помогают ребенку справиться, напрямую влияют на то, сохранится ли у него природная любознательность, сможет ли он улучшить свои интеллектуальные способности, будет ли он чувствовать себя уверенно в новых ситуациях.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять несложные упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом, но не забывать и о развитии основных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика очень важна, потому что она развивает такие высшие качества сознания, как внимание, мышление, координацию, воображение, наблюдательность, зрительную и моторную память, речь.
Биологи обнаружили, что в человеческом мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены очень близко. Психологи и педагоги настоятельно советуют родителям чаще играть в развивающие игры.
В. М. Бехтерев доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшить произношение многих звуков, развить речь ребенка [14].
Речь контролируется центральной нервной системой. Специальные речевые центры в головном мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, учат и используют законы образования слов, фраз и предложений, использования грамматических форм и многое другое.
Двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, что, в свою очередь, является регулятором различных практических действий. При выполнении даже самых простых операций с помощью зрительного, осязательного и других анализаторов ребенок должен учитывать особенности используемых предметов (расположение, форму, размер), ориентируясь на эти особенности своих действий и регулируя свои мышечные усилия в соответствии с ними. Основное различие между предметами основано на том, что комплекс ощущений, получаемых от предмета, приводится в связь с тем или иным безусловным рефлексом, например, ложка с пищевым, игрушка с хватательным и т. д..
Задача педагогов и детских психологов донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Взрослые должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей [1]. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи [4]. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. М. Кольцову, Е. И. Исенину [6]. Так, Л.В. Фомина пишет, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступающих в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложных скоординированных движений ведущей руки. Обращает также на себя и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики.
В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие тонких и сложных скоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук [27].
Подготовительную работу следует начинать в три – четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.
Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Необходимо позаботиться об успешности деятельности ребенка, подкрепить его интерес к буквам, книгам.
1.2. Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – это важный аспект подготовки ребенка к школе. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Н.А. Бернштейн относит манипулятивные действия, требующие для своего выполнения «тонкой (мелкой) моторики» к важному, для развития двигательной сферы, классу. В.М. Бехтерев отмечал, что движение руки тесно связано с речью и ее развитием. В.А. Гиляровский также говорил о том, что запоздалое развитие речи представляет частичное проявление общего недоразвития моторики. По мнению М.М. Кольцовой, систематические упражнения по тренировке пальцев являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Также М.М. Кольцова доказала, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. С.В. Маланов утверждает, что «тонкие моторные движения рук и кистей (тонкость и точность манипулятивных операций и действий) корреляционно связаны с развитием интеллекта дошкольника и часто используется как средства психологической диагностики и коррекции. К средствам развития мелкой моторики данный автор относит: игры и упражнения для пальцев рук («пальчиковые игры»): сведение, разведение, манипулирование мелкими предметами в соответствии с определенными образцами или правилами; игры и упражнения с использованием стандартного и нестандартного оборудования для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка.
В ФГОС ДО в целевых ориентирах отмечается, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должна быть развита мелкая моторика. Это говорит о том, что на протяжении всего дошкольного образования должна вестись работа по данному направлению.
Следует отметить, что ученые исследовали мелкую моторику с разных сторон: как связь с развитием речи, как связь с развитием интеллекта и т.д. Это говорит о том, что развитие данной двигательной деятельности является очень значимым для общего развития ребенка.
Развитие мелкой моторики рук относят к здоровьесберегающим технологиям. Все образовательные области дошкольного образования включают в себя данную задачу в различных формах и деятельности: упражнения и действия с предметами, пальчиковые гимнастики и т.д. Все приемы развития мелкой моторики необходимо использовать по принципам: систематичности, последовательности, индивидуализации.
Умение управлять руками – основа овладения навыками, необходимыми ребенку в повседневной жизни. Мелкая моторика играет роль в развитии психических процессов. Уровень развития мелкой моторики – это показатель готовности ребенка к школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к отсутствию интереса к продуктивной деятельности, к сложности в адаптации к образовательному процессу в школе, к недостаточному развитию творческих способностей и психических процессов, к задержке или дефектам речи. Существует множество методической литературы, в которой даются рекомендации по развитию мелкой моторики. С.Е. Большакова в своей книге «Формирование мелкой моторики рук» [2] предлагает диагностический материал для обследования, а также дает рекомендации для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки. Автор подробно излагает упражнения для тренировки пальцев рук, пальчиковые игры, инсценировки, а также теневые игры. В периодической литературе «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и т.д. также печатаются практические материалы для развития мелкой моторики у дошкольников. Например, Губанова М.В. в статье «Еще раз о мелкой моторике: рекомендации педагогам и родителям» («Воспитатель» №3/2014) [7] говорит о важности подготовки ребенка к письму и предлагает свои рекомендации и способы для развития мелкой моторики: игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, лепка, работа с ножницами, с бумагой. Любина Г.А. и Желонкина О.В. в разделе «Рука развивает мозг» предлагают статью «Покажи руками» («Ребенок в детском саду» №6/2003) в которой описывают работу И.С. Лопоухиной «Логопедия – речь, ритм, движение». В статье авторы подробно рассказывают о различных видах пальчиковых театров «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек» и т.д. Громова И. в статье «Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук» [6] предлагает игры, изготовленные своими руками «Воздушные шары», «Подбери по форме и цвету», «Бабочки», «Цепочки» и т.д., которые может изготовить любой педагог и применить в своей деятельности.
Итак, интерес ученых, педагогов, родителей к развитию мелкой моторики говорит о том, что данная проблема является одной из важнейших в развитии ребенка. Исследователи данного вопроса ищут новые методы и приемы, предлагают их для использования, описывают правильность и значимость выполнения того или иного упражнения, дают рекомендации.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие задания:
Пальчиковый игротренинг. Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи [22].
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Малыш учится контролировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми упражнениями.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается фантазия и воображение.
7. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение письмом [27].
«Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. [6].
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.
Педагогу рекомендуется знакомить детей с такими упражнениями и играми в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Надо стремиться к тому, чтобы дети, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем [22].
Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой).Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых [40].
Вырезывание ножницами.Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Действия рук с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев. Дети держат листок по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину предмета требует особого пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации.
Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие [18].
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
Изобразительная деятельность.В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом. Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.
Больше всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4 – 5 лет, а из целого куска (в лепке), одной линией контура (в рисовании, аппликации). В лепке примерами таких занятий могут быть «Птицы» - по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина), лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска). В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают на глаз [32].
Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии и другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны [55].
Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительных задач: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения . Таким образом, декоративная деятельность выступает как средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма [7].
По мере того , как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко остановить движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).
Работа с бумагой. Оригами. Плетение.Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, оригами. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки.
На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.
Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги, дать первоначальные сведения о видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.
Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др . Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.
Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках [40].
Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности.Большим коррекционно-развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, плетение, конструирование) , а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые в практике воспитателей: сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка ; вышивание цветной тесьмой по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями; ниткопись – вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения.; пластилинография , когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.