1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе развития общества, наряду с формированием гу-манистической направленности образования, интенсивно развивается идея психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса, возникшая в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Однако, несмотря на большое количество публикаций по различным аспектам психологического сопровождения, все еще существует необходимость обобщения и систематизации накопленного теоретического и практического материала.
«Даже "Конвенция о правах ребенка" на международном уровне узаконивает тот факт, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого-либо различия по каким-либо признакам. В Конвенции также говорится, что дети имеют право на особый уход и помощь; семья, как основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов, особенно детей, должна быть обеспечена необходимой защитой и помощью, чтобы ребенок рос в семейной среде, в атмосфере счастья, любви и понимания, для полного и гармоничного развития своей личности, чтобы ребенок был полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе».[ ]
Это еще раз подчеркивает значительную значимость выбранной темы. В последнее время в психолого-педагогических исследованиях и практике обра-зовательных учреждений сформировалась особая культура поддержки и помощи ребенку в процессе подготовки и адаптации к школе – психолого-педагогическое сопровождение, которое, на наш взгляд, окажет огромное воз-действие на помощь в воспитании ребенка.
«Если рассмотреть толковый словарь русского языка, «сопровождение» обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению. Происходит слово «сопровождение» от глагола «сопровождать», имеет не одну содержательную трактовку. Смысл толкования зависит от области применения слова, но обозначает одновременность происходящего явления или действия». [ ]
«Сопровождение» в наше время в научной литературе понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, испытывающих определенные трудности на определенном этапе жизни. Следует отметить, что под поддержкой понимается также сохранение потенциала личности и содей-ствие его формированию. Реализация права на полноценное личностное развитие и социальную самореализацию составляет сущность психологической поддержки. По своей сути понятие близко к таким понятиям, как помощь, совместное движение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей.
Термин «сопровождение» в психологическом аспекте впервые использовали в своих трудах Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой. Он был использован в сочетании со словом «развитие» – «сопровождение развития».
Рассматривая научный аспект, проблемы психолого-педагогического со-провождения, его осуществление и содержание определили в своих трудах Б. С. Братусь, М. Р. Битянова, Е. В. Бурмистрова, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, О. С. Газман, Е. И. Казакова, В. Е. Летунова, А. И. Красило, Н. Н. Михайлова, С. Д. Поляков, М. И. Роговцева, А. В. Мудрик, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, Н. Ю. Синягина, Ф. М. Фрумин, Л. М. Шипицына, А. Т. Цукерман, И. С. Якиманская и многие другие.
Модель взаимодействия специалистов разных профилей развивается в системе специального образования уже более двух столетий. Она направлена на всестороннюю диагностику развития ребенка, а также формирование коррекционно-развивающих программ, но около тридцати лет назад, наряду с формированием гуманистической направленности в отечественной педагогике государства, отечественная система сопровождения детей приобрела свое развитие.
Только в последнее десятилетие ХХ в. начало стремительно развиваться психолого-педагогическое сопровождение. В начале 90-х гг. стали возникать психолого-медико-педагогические центры, психолого-педагогические службы местного, районного уровня, они занимались предложением комплексной поддержки детям, их родителям, а также преподавателям в решении проблем ребенка, это считалось важнейшим этапом для нашего государства. Под началом данных центров объединились специалисты в области психологии, социальные педагоги, логопеды, медицинские и иные работники с целью реализации сопровождения «проблемного» ребенка, а также его семьи.
«Установление сопровождения в качестве конкретного вида помощи ре-бенку в его эффективном развитии, в условиях образовательного процесса и принятие Правительством РФ Постановления № 867 в 1998 году «Об утвер-ждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», законодательно определившего функции системы сопровождения в России – являлось важнейшим результатом первой Российской конференции посвященной проблеме психолого-педагогического сопровождения ребенка».[ ]
Идея поддержки напрямую связана с важнейшей идеей модернизации нынешней, современной системы образования, а именно: система образования должна создавать определенные условия, способствующие развитию и самореализации любого ребенка, а полноценное развитие личности рассматривается как гарантия социализации и благополучия. В ходе психолого-педагогической работы создаются необходимые условия, важные для повышения педагогического, психологического, воспитательного уровня.
«Исходя из основных критериев деятельности субъектов образования, требующих сопровождения, мы выделяем психолого-педагогическое сопро-вождение, то есть совокупность социально-психолого-педагогических меро-приятий, основанных на определенной методологии, обеспечивающей совре-менное качество образования».[ ]
«Психолого-педагогическое сопровождение в качестве сотрудничества, дающего не проблемное взаимодействие, рассматривается в концепции О. Е. Кучеровой. В данной концепции выявляется определенная зависимость в связке педагог-ученик, заключающаяся в том, что ученику, который не может решить задачу сам, требуется помощь, а педагог не имеет права решить задачу за ученика, так как ограничит его самостоятельность, и, так же, необходимого развития».[ ] «В публикациях Г. А. Нагорной психолого-педагогическое сопровождение трактуется как «полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия. По ее мнению, личность в таких отношениях не только занимает субъектную позицию, но и сама создает полисубъектные диалогические отношения в ходе взаимообщения».[ ] «В. А. Айрапетов определяет сопровождение как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений».[ ] Но, следует отметить, что в данном термине, в данном определении не раскрывается системное взаимодействие субъектов педагогической деятельности.
Ряд авторов, например, рассматривают сопровождение как условие успешного обучения и психологического здоровья. «А. Н. Горбатюк определяет психолого-педагогическое сопровождение «как систему профессиональной деятельности преподавателя, направляемую на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия».[ ] «По мнению Е. К. Исаковой, Д. В. Лазаренко, сопровождение – это форма профессиональной деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора».[ ] Отсюда следует, что данное определение полностью раскрывают цели сопровождения как определенные результаты развития личности.
«М. Р. Битянова определяет понятие «сопровождение», как проектирование образовательной среды, исходящее из общего гуманистического подхода к необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (создания условий для максимально успешного обучения данного конкретного ребенка)». [ ] Данный подход базируется на возрастных нормативах развития, основных новообразованиях возраста как критерия адекватности образовательного воздействия, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его потребностей, целей и ценностей.
«О. С. Попова считает, что «суть психолого-педагогического сопровож-дения в профессиональной школе заключается в минимуме воздействия нега-тивных факторов на обучающихся, в осознанном формировании системы гуманистических взглядов на мир и свое место путем включения юношей и девушек в самостоятельный, многоканальный поиск ответов на вопросы, касающиеся смысла и цели человеческой жизни».[ ]
«А также, например, Е. И. Тихомирова отмечает, что «в профессиональ-ной школе психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на получение реального продукта: формирование компетенций и развитие личностных достижений».[ ]
Обобщая вышеприведенные определения, необходимо сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение – это процесс взаимодействия специалиста и психически здоровых людей, направленный на создание условий для личностного развития, формирования необходимых компетенций и поддержки в трудных жизненных ситуациях. Таким образом, аналитический обзор педагогической и психологической научной литературы показывает, что на протяжении последнего десятилетия проблема теоретико-методологического обоснования психолого-педагогического сопровождения продолжает оставаться весьма актуальной. На современном этапе «психолого-педагогическое сопровождение» рассматривается как многогранное явление, которое широко используется в различных аспектах социальной сферы общества.
1.2 Психолого-педагогическое сопровождение родителей школьников в условиях реализации ФГОС
«Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – это общественный договор между семьей, обществом и государством. Данный стандарт определяет три группы образовательных результатов (личностные, предметные и метапредметные), выделяя при этом основные образовательные результаты конкретно для каждого этапа обучения».[ ]
«Так, к основным результатам начального общего образования Стандарт относит:
1. Формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, дающих возможность продолжения получения образования в основной школе.
2. Воспитание основ умения учиться — способности к самоорганиза-ции для постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
3. Индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции».[ ]
В достижении данных результатов, очень важную роль играет осуществ-ление системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию, который включает в себя:
1. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологи-ческих особенностей учеников, роли и значения видов деятельности и форм общения для постановки целей образования и воспитания и способов их достижения.
2. Организация преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
3. Многообразие форм организации и учета индивидуальных особен-ностей каждого учащегося, способствующих росту творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Как известно, психолого-педагогическое сопровождение в условиях реа-лизации ФГОС – это довольно-таки сложная и актуальная задача. Сопровож-дающие родители всегда были неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение ФГОС придает этому направлению работы принципиально новое значение, поскольку основной идеей нового стандарта является обще-ственный договор между индивидом, семьей, обществом и государством. Работа с родителями или законными представителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива школы. Взаимодействие с родительским сообществом в свете осуществления охраны здоровья ребенка приобретает особую окраску. В общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают социально-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека.
Родители, как и законные представители ребенка, часто сталкиваются с трудностями, которые выражаются в нехватке свободного времени для занятий с детьми дома, и не всегда уверены в собственных возможностях и способностях. По этой причине общая система взаимодействия образовательного учреждения и семьи с целью психолого-педагогической поддержки родителей представляется нам крайне необходимой. Использование различных форм сотрудничества с родителями способствует развитию у родителей интереса к проблемам воспитания, приобретению и расширению педагогических знаний, творческих и творческих способностей.
Эффективность образовательного процесса способствует повышению психолого-педагогической поддержки его участников. В качестве основы мо-ниторинга, целью которого является анализ и оценка личностной и познава-тельной успешности детей, используются положения и рекомендации психологов. Имеются широкие возможности для личностного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, эмоциональной окраски образовательного процесса.
Основной целью психологического сопровождения является организация социально-психологических условий, способствующих личностному развитию студентов и их успешному обучению.
«Перед психологическим сопровождением ставятся следующие задачи, которые помогают осуществить реализацию деятельности педагогов-психологов:
1. Отслеживать психолого-педагогический статус ребенка системати-чески, а также динамику его психологического развития в процессе обучения в школе.
2. Формировать у детей способности к самопознанию, самоопределе-нию и саморазвитию.
3. Организовать определенные социально-психологические условия для помощи детям, которые имеют проблемы в психологическом развитии, обучении».[ ]
Основными направлениями деятельности школьной психологической службы выступают:
1. Диагностико-коррекционная (развивающая) работа. Здесь определяются особенности психического развития школьника, уровень формирования определенных психологических новообразований, соответствие развития навыков, умений, знаний, а также определяются личностные и межличностные образования возраста и требований общества, то есть сюда относятся реагирование на обращения к психологу учителей, родителей, детей (определение проблемы, выбор метода исследования), а также разработка рекомендаций, программ психо-коррекционной работы со школьниками, создание плана развития способностей или других психологических образований.
2. Психологическое консультирование. Под этим понимается оказание помощи в решении проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители, а также приобщение к психологической культуре педаго-гического коллектива, учащихся и их родителей. В данном направлении дея-тельности педагог-психолог выясняет какие-либо проблемы, ищет пути воз-никновения и предлагает всевозможные варианты разрешения той или иной проблемы.
Таким образом, деятельность психолога является значимой составляющей образовательной системы образовательного учреждения, поскольку результаты его деятельности дают оценку качества образования в школе по ряду конкретных критериев. Школа – это не только уроки. Очень важно научить ребенка радоваться жизни, чувствовать себя уверенно и решительно в ней, научить самостоятельности, обеспечить личностный рост, социализировать его. Это значит, что воспитательная работа школы, семьи, психологической службы – это важный и достаточно интересный процесс. Следует отметить, что психологическое сопровождение учебного процесса – это то, что государственная система образования по новому проекту Закона «Об образовании» обязуется предоставлять в любом учреждении. И поэтому очень важно обеспечить хороший старт, то есть успешную адаптацию ребенка к школе.
2. ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
2.1 Формы работы педагога-психолога с родителями. Родительские собрания.
«Исследования, проведенные в России и за рубежом, показали, что семья и образовательное учреждение – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку опыт, в том числе и социальный. Только в сочетании друг с другом они создают эффективные условия для вхождения маленького человека в большой мир, для его социализации и адаптации».[ ]
Для своевременного и полного информирования родителей обо всех из-менениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения в школах вот уже третий год проводится «Родительский лекторий», где родители не только получают информацию о ФГОС, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. Основная задача лектория для родителей – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Такие родительские лектории рассчитаны на несколько занятий, раскрывающих основные направления внедрения стандартов нового поколения.
«Формами работы педагога-психолога с родителями являются следую-щие:
1. Родительские собрания, на которых в максимально доступной форме происходит ознакомление родителей с внедрением ФГОС. Примерные темы собраний следующие: «Что такое универсальные учебные действия и для чего необходимо их формировать», «Особенности организации вне учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС», «ФГОС и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» и другие.
2. Дни открытых дверей для родителей (посещение уроков, внеуроч-ных занятий, творческих мастерских и т.д.).
3. Анкетирование родителей. Данная форма проводится несколько раз в год для того, чтобы выполнить сбор информации личного характера, а также выполнить задачи в свете воспитания и образования ребенка. Педагог определяет на данном этапе уровень педагогических возможностей родителей.
4. Консультирование родителей. Целью данной формы является сов-местная выработка индивидуального маршрута развития ребенка в момент консультации, также происходит знакомство с результатами диагностических исследований и, соответственно, дача каких-либо важных рекомендаций родителям».[ ]
Заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания ими актуальности и значимости ФГОС, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.
Но в условиях внедрения Федерального Государственного Стандарта в деятельности психологов образовательного учреждения возникают следующие трудности.
Во-первых, недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.
Во-вторых, отсутствие в детских образовательных учреждениях психо-логов, то есть недостаточная преемственность в детских садах и школах.
В-третьих, отсутствие единого комплекта психодиагностического ин-струментария для определения уровня сформированности универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
В-четвертых, недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей (например, большинство родителей просто отказываются отвечать на вопросы анкеты, диагностировать ребенка и т.д.).
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо принять меры по их разрешению. Повысить уровень образования педагогов путем введения дополнительных курсов по организации психологического сопровождения и развития детей, естественно, в соответствии с требованиями федеральной государственной системы образования. Также считается необходимым организовать взаимодействие педагогов-психологов как в детских садах, так и в школах, путем разработки психолого-педагогических программ разного уровня детского возраста, где очень важно определить тему во время сопровождения родителей, которая обязательно должна включать готовность родителей к сотрудничеству. В связи с отсутствием единого комплекса психодиагностических средств для определения сформированности у детей раннего возраста предрасположенности к образовательному процессу, представляется необходимым, опять же в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создать единую программу решения данной проблемы. Для обеспечения достаточной психолого-педагогической компетентности родителей считается необ-ходимым разработать программу педагогического воспитания родителей, с помощью которой родители смогут выработать навыки поведения в любых трудных ситуациях в процессе воспитания ребенка.
Родительская компетентность как система знаний и установок, навыки и умения, обеспечивает родителя способностью эффективно взаимодействие с ребенком является одним из приоритетных условий эффективной реализации родителя как субъекта образовательного процесса.
Таким образом, необходимо отметить, что психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, а также является одним из средств повышения интереса к инновационной образовательной деятельности. Психологическое сопровождение, кроме того, способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития, определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия непосредственно успешного и эффективного обучения и развития обучающихся.
2.2 Программа психолого-педагогического сопровождения родителей младших школьников в условиях реализации ФГОС
Для обеспечения реализация ФГОС необходима организация комплекс-ной методической работы с родителями. В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов самостоятельной, практической и поисковой деятельности, что делает программу актуальной.
Целью программы является создание единой образовательной среды в школе и семье в интересах развития личности ребёнка в условиях реализации ФГОС. Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Знакомство родителей с требованиями ФГОС.
2. Создание сплоченного родительского коллектива, вовлечение мам и пап в жизнь классного сообщества.
3. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение зна-ний родителей по вопросам воспитания ребенка в школе и в семье.
4. Профилактика неверных действий по отношению к своей дочери или сыну со стороны родителей.
5. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей.
Результатом выполненной цели и соответствующих задач должно про-изойти следующее:
1. Знакомство родителей с требованиями ФГОС для помощи школь-никам вырасти, так сказать, людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Научить их не выживать, а становиться самими собой: раскрывать свои способности, реализовывать свой потенциал, занимать своё достойное место в обществе.
2. Установление партнерских отношений родителей, педагогов и де-тей, так как каждый субъект образовательного процесса заинтересован в воспитании и обучении подрастающего поколения.
3. Формирование культуры здорового образа жизни. Всё зависит от того, как воспитают родители и педагоги-психологи в школе ребенка, а также в дошкольном образовательном учреждении. Немаловажным является и тот факт, когда социум, общество навязывают ребенку пагубные привычки. Считается необходимым формировать с детства данный фактор.
4. Привлечение родителей к активной воспитательной практике.
5. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности с детьми. Для осуществления организационно-педагогической деятельности ро-дитель как субъект семейного воспитания должен уметь четко представлять цель своей деятельности, осознавать средства ее достижения и предвидеть ожидаемый результат, только в этом случае деятельность может быть реализована эффективно.
Также считается необходимым выделить следующие этапы реализации данной программы:
I этап – подготовительный. На данном этапе производится педагогиче-ское и психологическое просвещение родителей.
Психолого-педагогического сопровождения направлено на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адапта-ции детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.
Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родите-лей способствует созданию условий для успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, выявлению и преодолению причин, препятствующих этому процессу.