Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Информационное отчуждение молодежи: проблемы и перспективы

cool_lady 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Цель исследования состоит в изучении состояния молодёжи при воздействии информационного потока: проблема отчуждения и способы развития. Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи: 1. Рассмотреть характеристику информационного общества; 2. Выяснить место и роль молодёжи в информационном пространстве; 3. Анализ информационного отчуждения молодёжи; 4. Изучить развитие молодежи в информационном пространстве. Методологическая основа работы. В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, сравнение, описание и анализ. Степень освещенности проблемы информационного отчуждения молодёжи в современном мире. Изучение проблем коммуникаций находит выражение в трудах по социологии, социолингвистике, психолингвистике, лингвистике, философии, социологии управления, а также других смежных дисциплинах. Почему нам так важно получать информационные потоки день за днем, когда большая часть молодых людей не разбирает информацию на нужную и ненужную? В процессе получения социального опыта современное молодое поколение испытывает на себе влияние множества факторов, формирующих личность, содержание базовых ценностей, помогающих определить вектор духовного развития. Важнейшую роль в этом процессе играют средства массовой информации. Через них транслируются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия. Исследования в области влияния СМИ на молодежь показали, что современные российские медиасистемы в значительной мере пренебрегают интересами этой аудиторной группы. Познавательно, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой нуждаются молодежь, подменяются содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, на легкое достижение карьерного роста, финансового благополучия, на развлечения. И это приносит создателям медиаиндустрии быстрый коммерческий успех [1]. Важным аспектом при отчуждении информационного пространства у молодёжи являются неудовлетворительные потоки в СМИ. Диагностика ситуации в области информационно-психологической безопасности медиапотоков позволяет оценить ее как недостаточную. Значительная часть массовых медиапродуктов формируется и выпускается на рынок без учета требований информационно-психологической безопасности молодого поколения. Стремясь повысить эффективность коммуникативных сообщений, СМИ создают и постоянно совершенствуют набор технических приемов, символов и иных способов организации сообщения, причем отбор этих инструментов отвечает принципу усиления воздействия: повышаются темп коммуникации, выразительность образов, информационная плотность, благодаря чему достигается высокая эмоциональная реакция на сообщение. СМИ изначально закладывают в свои сообщения значительный «эмоциогенный эффект», рассчитанный на получение высокой психоэмоциональной реакции. На этом фоне можно говорить о слабой защищенности представителей молодежной аудитории от неблагоприятного информационного воздействия медиапотоков, причем как в социальном, так и в психологическом аспектах [2]. Таким образом, основные проблемы в области распространения информационных технологий в молодежной среде состоят в следующем: 1) разрозненность и отсутствие системы в распространении социально значимой информации в молодежной среде, что не позволяет молодым людям консолидировано и системно воспринимать и формировать информацию, в свою очередь определяет неадекватную реакцию на происходящие в обществе процессы и мешает им в полной мере использовать свой позитивный потенциал; 2) неравенство доступа к информации, определяемое географическими, экономическими и социальными факторами, оставляет значительную часть молодых людей в стороне от процессов, происходящих в современном обществе; 3) низкий уровень информационной культуры подростков и молодежи порождает искаженные представления о человеческих ценностях и неумение пользоваться в реальной жизни знаниями и навыками, полученными в информационной среде. Философские, социологические и психологические аспекты информационного воздействия современной цивилизации на формирование личности представлены в трудах Р.Ф. Абдеева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Закса, М. Кастельса, В.З. Когана, Н.А. Кузнецова, Г. Шиллера и др. Человек, мыслящий критически, в состоянии адекватно оценить правильность принятых им решений, целесообразность своей деятельности и ее смысл, степень эффективности решения поставленных задач. Без способности к критическому мышлению невозможна нравственная рефлексия, а, следовательно, невозможно и воспитание нравственности, человечности, формирование необходимых для самовоспитания качеств личности, позволяющих ей в тяжелых условиях мирового кризиса вырабатывать свою устойчивую систему нравственных координат [3]. Результаты данной работы заключаются в том, что информационное отчуждение молодежи проявляется в нарушении индивидуальности личности, тем самым это приводит к отказу от реального мира и к сбою существованию в социуме. Информационное отчуждение приводит к кризису межличностных отношений. Однако нельзя отрицать, что данный информационный прогресс скоро настигнет каждого индивида, и кто знает, станет ли он нормой или нет.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире воздействие интернета и СМИ на человека является постоянным. Однако последствия могут быть самые разнообразные, такие как: изменение индивидуальности, социально-психологического состояния личности, расслоение населения, снижение значимости традиционных культурных ценностей и другие. В результате массового воздействия у молодёжи возникает деструктивное понимание информационного пространства.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 Глава 1 Характеристика информационного общества ……………….………….7 Глава 2 Жизнь молодёжи в информационном пространстве ………….……….10 Глава 3 Информационное отчуждение молодёжи………………………………13 Глава 4 Анализ развития молодежи в информационном обществе……………17 Заключение………………………………………………………………………...22 Список литературы………………………………………………………………24
Список литературы

1. Анисимова Т. Характеристика информационного общества. [Электронный ресурс] // https://www.sites.google.com/. [сайт]. [2012]. URL. https://www.sites.google.com/site/aucusna5/lekcia-2/urok-4 (дата обращения: 14.04.2020). 2. Богданова А.Ю. Жизнь молодёжи в информационном пространстве: проблемы интернет-социализации и социального отчуждения // Сборники конференций НИЦ социосфера. — 2015. — №44. — С. 30-32. 3. Жарашуева А. Э., Заярская Г. В. Информационное наполнение современных молодёжных СМИ // Инновационный потенциал молодёжи: глобализация, политика, интеграция. — 2016. — С. 182-189. 4. Информационное общество и его основные свойства [Электронный ресурс] // https://www.studsell.com/. [сайт]. URL. https://www.studsell.com/view/53303/?page=1 (дата обращения: 14.04.2020). 5. Лунева Е.В., Фомичев К.А. Молодежь в информационном обществе: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 136 с. 6. Маклаков А.С. Интернет-пространство как зона отчуждения современной молодёжи // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодёжи. — 2018. — С. 442-446. 7. Малиева З.К. Роль современных образовательных технологий в решении проблемы морального отчуждения личности // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №6. — С. 769. 8. Молодежь в информационном обществе. [Электронный ресурс] // https://otherreferats.allbest.ru/. [сайт]. [2013]. URL. https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00333547_0.html#text (дата обращения: 16.04.2020). 9. Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодёжь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. — 2011. — С. 182-195. 10. Пидоймо Л.П., Бутурлакина Е.В. Сущность категорий «информационное общество» и «информационная экономика» // Современная экономика: проблемы и решения. — С. 112-118. 11. Харламов А.В. Информационное отчуждение в современной культуре // Культура и просветительство как ресурсы духовного единства и социальной стабильности общества. — С. 1-6.
Отрывок из работы

Глава 1 Характеристика информационного общества В новом информационном обществе источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. В научной и практической литературе выделяются следующие методологические принципиальные основы информационного общества: ориентация на знание (Д. Тапскотт, А.Н. Ефимов, Д. Белл), цифровая форма представления объектов, их виртуальная природа (Д. Тапскотт, Ю.А. Нисневич, Г.Т. Артамонов), молекулярная структура (Д. Тапскотт), интеграция (Б.В. Кристальный, Г.Л. Смолян, К. Шенон), устранение посредников (Д. Тапскотт, Д. Трамп), конвергенция (Д. Тапскотт, В.И. Аршинов, Д.А. Чернавский), инновационная природа (Д. Тапскотт, В.Г. Ажажа, Г.С. Белимов), трансформация взаимоотношений «производитель-потребитель» (Д. Тапскотт), наличие коренных противоречий высокой скоростью изменения потребностей и инертностью традиционной экономической системы (Д. Тапскотт, Э. Уильямс). Перечень можно дополнить признаками: массовая информатизация всех общественных процессов, организованный доступ к информации, информационная культура, приоритетное развитие информационной индустрии [4]. Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества: -решена проблема информационного кризиса, т.е. доступна практически любая информация; - обеспечено первенство информации по сравнению с другими ресурсами; - главной формой развития становится информационная экономика; - в основу общества заложены автоматизированные создание, хранение, обработка и использование информации с помощью новейшей информационной техники и технологии; - информационная технология все больше приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; - формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; - с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации [5]. Однако стоит отметить, что переход к информационному обществу не принес значимых перемен в социальных благах. Остается расслоение общества и возможности использовать информацию, в связи с этим, разные, так как есть обеспеченные и менее обеспеченные люди. Информатизация становится объектом общественного пользования. Общество обеспечивает каждому индивиду допуск к разному роду данных. Возникает новейшие критерии оценки формирования общества – число ПК, число подсоединения с сетью Интернет, число телефонов. Максимальное влечение в данный момент оказывают электронные СМИ и Интернет. Подбор информационных услуг и товаров обилен как никогда, также из-за интерактивности любой человек способен создавать необходимое для себя информационное «окружение». Таким образом, можно сделать вывод об основных проблемах молодёжи в информационной среде: 1) неравноценный доступ к информации, определяемый географическими, финансовыми и общественными факторами, что отдаляет существенную долю молодёжи от современных процессов; 2) небольшая степень информационной культуры молодого поколения порождает искаженные понятия о человеческих ценностях, а также неспособность использовать реальные знания, приобретенные в информационной среде; 3) несогласованность в распределении общественно-важных данных в молодёжной среде, что никак не даёт им возможность системно воспринимать сведения, что говорит о неадекватной реакции на совершающиеся в мире события и препятствует использованию применять собственные положительные знания. Очевидно, что информирование молодого поколения делается основным инструментом представления их участия в социализации, и вовлечение молодёжи в социальную практику. В итоге информирование устанавливает возможность участия молодого поколения в абсолютно всех новых начинаниях государства и институтов гражданского общества. Прогрессивные информационные технологии во многом упрощают жизнедеятельность общества. Например, не выходя из дома, нам предоставляется возможность дистанционно работать, получать образование, люди, находясь в разных местах, могут общаться по видеосвязи, в любой подходящий момент, мы можем обнаружить необходимую для самого себя информацию. Но есть и негативные стороны, посредством информационных технологий возможно организовать множество проблем человеку, или даже государству. Глава 2 Жизнь молодёжи в информационном пространстве В современном мире новые технологические процессы стремительными темпами изменяют окружающий мир и образ жизни людей, происходят массовые перемены в мире, связанные с сетью Интернет, то есть технологиями. Данные перемены проявляются в пересмотре общественных целей и ценностей, замене массовых и межличностных коммуникативных моделей, изменении политических, финансовых, экологических, культурных концепций, сформировавшихся во всемирном сообществе. Новейшие ресурсы информации и коммуникации, взаимодействие с сетью Интернет - сообществах проявляются в качестве основной фигуры диалога, которая может оказать воздействия на распределение в мире идеи вражды, ненависти и агрессии, выражающихся на сознании ребенка и молодого поколения. Таким образом это оказывает влияние на развитие и взаимоуважение, но кроме того на осуществление весьма важной значимости в обеспечении информационной и эмоциональной безопасности отдельной личности и целого общества. Все без исключения изменения отображаются в молодёжной сфере, так как она считается наиболее мобильной и чувствительной к инновациям. Колоссальной значимостью в данном процессе обладает медиакультура молодёжи, которая создается под воздействием медиаобразования. Некоторые исследователи фиксируют особенность последующих нюансов, таких как: 1) персональное развитие приобретает новые возможности, так как оказываются легкодоступными новейшие сведения и навыки; 2) экранные ресурсы дают возможность имитировать непростые актуальные условия, осваивать способы их преодоления; 3) сетевое взаимодействие людей в сети Интернет в режиме online обретает интерактивный вид, увеличивая способности прямого контакта с населением разных стран и материков, то есть с носителями иной культуры и новейших технологий. Информативный уклад сильно воздействует на всю систему социальных связей в обществе. Значимость юного поколения содержится в том, что она является не только объектом воспитания, но и активным субъектом общественного воспроизводства, то есть инновационным потенциалом общества – гарантией его развития. Молодежь выступает как значимое условие современных перспектив. Нынешняя молодежь очутилась абсолютно увлеченной в данную систему отношений. Молодежь проще приспосабливается к иным условиям жизни, быстрее осваивает новую экономическую деятельность, адекватнее отвечает на меняющиеся потребительские предпочтения, проще втягивается в информационные сети, завладевает их технологиями. Помимо этого, существует проблема обеспечения доступной и достоверной информацией. Молодежь каждый день встречается с большим потоком многочисленной пропаганды, впитывая далеко не гуманные данные. По большей части эти отрицательные данные зомбируют личность человека, производят негативные установки и не вырабатывают положительное мышление, что после воздействует на комплекс усилий и действий отдельных индивидов. Роль глобального пространства в создании образа жизни невозможно преуменьшать. Среди преобразования ценностной системы российского общества молодежи должно усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, освоить общественные роли, избрать и приобрести профессию. В процессе модернизации отечественного общества видоизменились не столько обстоятельства социализации молодежи, но также роли и уклон воздействия ключевых институтов, каналов, агентов социализации. Например, случилось уменьшение значимости и влияния таких традиционных институтов, как семья и система образования. Молодежь, вследствие своих возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей, проницательно нуждается в социокультурной идентификации, в усвоении систем ценностей, норм, устанавливающих ключевые формы поведения, а потому в большей степени, чем другие общественные и возрастные группы, восприимчива к тенденциям, известным в окружающей информационной среде. Вместе с социальными реалиями и условиями жизни невероятно увеличилась воспитательная роль информационной среды, являющейся совокупностью информационных условий инфраструктуры. Глава 3 Информационное отчуждение молодёжи С нарастанием процессов глобализации, когда интернет-реальность становится доступной, молодёжи становится все проще «войти в сеть» и все сложнее из нее выйти. Виртуальная реальность привлекательна для молодого человека, как-никак с поддержкой информационно-коммуникационных технологий, возможно, побывать в музеях всего мира, возможно, получать образование в системе онлайн и самообразовываться в различных направлениях. Но не стоит забывать, что проявление жизни молодежи в нереальной действительности интернета объединено с состоянием отчуждения, когда гаджет с выходом в сеть доставляет большую ценность, чем обычное существование в обществе. Общественное отчуждение как процесс - это процесс уничтожения привычных механизмов свободной, реалистичной коммуникации в обществе и возрастания власти нереальной действительности интернета над личностью. Если мы рассмотрим размышления Жана Бодрийара, то он считает, что человек не в состоянии больше разделять границы своего бытия, реальность для него теперь приобретает размытые границы. Этот оттенок всеобщности позволяет человеку не различать существенные отличия между жизнью реальной и виртуальной, давая тем самым человеку избавится от такого состояния, как состояние отчужденности. «Исчезает «другой», и вместе с ним размывается самостоятельность. Мучительность состояния отчуждения снимается». Интересно, что об этом же явлении, об «иллюзорном» снятии социального отчуждения, подобную позицию выражал Герберт Маркузе. «Понятие отчуждения, – писал Маркузе, – делается сомнительным, когда индивиды отождествляют себя со способом бытия, им навязываемым, и в нём находят пути своего развития и удовлетворения. И это отождествление – не иллюзия, а действительность, которая, однако, ведёт к новым ступеням отчуждения. Последнее становится всецело объективным, и отчужденный субъект поглощается формой отчужденного бытия» [7]. Побывать в мирах, которых не существует в действительности посредством онлайн-игры, побывать в местах, которые молодой человек не сможет посетить благодаря отсутствию большого числа финансовых средств, прочесть самые увлекательные книжки и взглянуть самые увлекательные киноленты – это все привлекательно для молодежи. На самом деле, у современного молодого человека есть безграничные способности для собственной самореализации во всех направлениях, ограниченные лишением реалистичного общественного взаимодействия. Следовательно, перед современным информационным сообществом давно назрел вопрос: А навсегда ли социализация молодежи в вымышленной действительности интернета это исключительно зло, зависимость и общественная депривация? Да, нельзя отрицать, что жизнь в иной действительности объединена с социальным отчуждением в многообразной мере для каждого человека, но она не так ограничена, как представляется. Мы не можем отрицать возможность того, что на наших глазах случается происхождение нового вида общественной реальности, которое скоро может стать нормой для каждого из нас. Показатель управления временем входит в состав признака проблем, объединенных с интернет зависимостью, можно сказать, что проблемы, объединенные с интернет зависимостью и непосредственно с управлением временем, в наибольшей мере приводят к отчуждению, прежде всего от учебной деятельности, от собственной личности и от общества. Следовательно, не трудно догадаться, что конкретно показатели, имеющие отношение к мере применения интернета, сильнее всего способствуют отчуждению. Это соответствует определению интернет зависимости как чрезмерному использованию интернета, и уточняют его через связь с отчуждением. На мой взгляд, возможно, отметить несколько видов отчуждения, характеризующих разновидности поведения виртуальной личности в Интернет пространстве: 1. отчуждение человека от самого себя, что приводит к утрате целостности, душевному раздвоению «Я». Фундаментом этого типа отчуждения является анонимность, общепринятая в Интернет пространстве, по условиям которого наблюдаемая личность показывает те качества, какие отсутствуют у реального человека. Например, открытость, коммуникабельность, доброжелательность, демонстрируемые субъектом, переживающим трудности в реальной коммуникативной ситуации. Вероятен и противоположный вариант: демонстрация агрессии субъектом, в реальной коммуникации являющимся, безусловно, терпимым и т. п. 2. отчуждение виртуального субъекта от общества, проявляющееся в осознанном отказе от реального общественного взаимодействия, что неизбежно ведёт к кризису межличностных отношений, нарушению реальных коммуникативных связей. Например, в онлайн-общении между людьми оживленно употребляются так называемые перекрёстные ссылки по «интересам»: кино, искусство, экономика, политика, образование, мода и т. п. Немаловажно, что ссылки эти продуцирует само Интернет-пространство, имитируя сферу интересов субъекта. В конечном итоге, у субъекта складывается неправильная установка, подобна психологическому барьеру: нехватка навыков вырабатывания коммуникативных сигналов ведёт к разрыву коммуникативных связей, как на межличностном, так и на общественном уровнях. Итогом подобного рода отчуждения становятся индивидуализм и эгоцентризм. 3. отчуждение человека от культуры, выражающееся в подмене и последующем обесценивании культурных ценностей стандартами массовой культуры. Классические формы культуры подменяются так называемой культурой массового потребления: маркетинговой продукцией и её материальным эквивалентом – миром вещей. Более того, киберпространство сформировывает у субъекта иллюзию виртуального потребления, то есть альтернативой настоящего обладания вещью становится воображаемая замена условных средств на виртуальный товар. Осмысление проблемы отчуждения в философском ключе позволило Ж. Бодрийару и Э. Мунье акцентировать внимание на том, что в процессе сетевой «коммуникации индивид не чувствует на себе бремени социального отчуждения, может чувствовать себя очень комфортно и даже не подозревать, что его комфорт может быть для кого- то проблемным полем». Речь идёт об отказе или невозможности осознания проблемы субъектом, выведение проблемы в «серую» зону. Не будучи осознанной, проблема виртуализации личности не может быть решена [8].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Информационные технологии, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Информационные технологии, 25 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Информационные технологии, 39 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Информационные технологии, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg