Глава 1. Психологические аспекты нетрадиционной сексуальной ориентации
1.1 Половое воспитание и сексуальное просвещение
Половое воспитание детей в России всё ещё не организовано должным образом. Проблема состоит в том, что тема сексуальных отношений долгое время была табуирована. До революции 1917 года о сексуальной культуре не говорили даже в “прогрессивных”, интеллигентских семьях. В Советском Союзе “секса не было”. Конечно, активно пропагандировались семейные ценности, а в школах вводились такие предметы как “Этика и психология семейной жизни”. Однако, подобные проекты были крайне неудачны. Во-первых, сама программа имела морализаторский уклон, что вызывало отторжение у школьников. Во-вторых, не было людей, специалистов, способных донести информацию в подобающей форме. Уроки вели простые учителя-предметники .
С распадом Советского Союза в Россию хлынул поток разного рода изделий западной секс-индустрии, а через некоторое время Россия стала не импортёром порнографии. Коммерческий секс вышел из-под контроля, отношение к нему у государства сложились по принципу “ни мира, ни войны”. Тема сексуальных связей де-табуировалась, но не в адекватной, а извращенной форме, о чём говорит, например, популярность таких передач как “Дом-2”. В связи со столь резким переходом от полного запрета к полной свободе, русский характер и сейчас остаётся внутренне противоречивым. В нём смешивается смущение и аскетизм с извращенностью и развязностью. После столь резкого перехода прошло недостаточно времени для того, чтобы тема секса приобрела хоть сколько-нибудь общепринятые рамки. Взрослых людей, которые должны заниматься образованием растущего поколения, словно кидает из крайности в крайность. Из-за специфики советско-российской истории вопрос о том, какими методами должно реализовываться половое воспитание, всё ещё не решен. Все признают его необходимость, но, к сожалению, Правительство России, школа и родители расходятся в множестве вопросов относительно данной темы. Не ясно, с какого возраста стоит начинать половое воспитание и сексуальное просвещение, и кто должен отвечать за столь важный процесс: школа, родители, интернет, церковь? Все они? Никто?
На данный момент предпринимается ряд попыток организовать процесс полового воспитания и со стороны школы, и со стороны церкви. Роль родителей также остаётся крайне важна. В век, когда практически любую информацию можно найти в интернете, он тоже оказывает большое (если не ключевое) на сексуальное просвещение ребёнка. Рассмотрим всё то, что потенциально может повлиять на половое воспитание ребёнка, более подробно.
Важное значение для решения вопроса о введении в российских школах полового образования и воспитания и подтверждающая объективную социальную необходимость этого имеет ратифицированная Российской Федерацией Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Данная Конвенция обязывает страны – участницы ее ратификации принять соответствующие меры, связанные с нормативным обеспечением включения в программы школьного образования уведомление обучаемых об отрицательных последствиях сексуального насилия и сексуальной эксплуатации человека, а также о способах и средствах самостоятельной защиты от этих негативных деяний исходя из половозрастных особенностей несовершеннолетних. Эта информация должна представляться несовершеннолетним с учетом пожеланий их родителей или лиц, их замещающих. Особое внимание в ней должно быть уделено ситуациям повышенной опасности, сопряженных с применением новейших телекоммуникационных и информационных технических средств. Однако, на данный момент предмета с подобным содержанием в школьной программе нет, несколько десятилетий ведутся лишь многочисленные безрезультатные разговоры о введении подобной дисциплины. Это связано с тем, что для современного российского общества характерно восприятие окружающей действительности через призму различных «моральных паник», в частности «культивируемых» некоторыми представителями традиционных религий, активно противодействующими всевозможным проявлениям прогрессивного социального развития. В сложившейся ситуации периодически происходят весьма абсурдные случаи привлечения к ответственности учителей, преподающих в школах биологию и основы безопасности жизнедеятельности, за проведение ими занятий по профилактике нежелательных беременностей, заболеваний, передающихся половым путем, объяснение гигиенических и физиологических аспектов полового созревания. Удивляет то обстоятельство, что половое образование и воспитание в нашей стране в результате неразумности уголовного законодательства и недостатка необходимых знаний представителей общественности о половых отношениях и их природе иногда уголовно наказуемо .
Именно поэтому педагогические коллективы российских школ пока еще не проявляют активности относительно введения в школах полового воспитания. Они не желая быть заподозренными в их «развращении» в силу неоднозначности понимания современного российского законодательства, нацеленного на «борьбу с безнравственностью» в общественных отношениях, а также устоявшейся практике расширительного толкования нормативных документов. Как правило, для проведения бесед со школьниками на темы полового развития в школы приглашают врачей, многие из которых, узнав, что среди слушателей их бесед или лекций будут присутствовать лица моложе 16 лет от таких приглашений отказываются. Вместе с тем, по справедливому мнению Г.Б. Дерягина, с шестнадцатилетнего возраста и позже начинать половое образование и воспитание детей уже нет смысла, поскольку многие из них вероятнее всего уже получили психотравмы в силу отсутствия необходимых знаний о половых взаимоотношениях .
Так, в российской школе половое воспитание ограничивается уроками биологии и ОБЖ, на которых учителя предпочитают не говорить “лишнего”,
Результаты опроса, проведеннё ВЦИОМ в 2018 году показывают, что 60% россиян считают, что уроки полового воспитания должны проводиться в школах, однако министр просвещение Ольга Василева придерживается иной точки зрения, утверждая, что подобная тема должна обсуждаться в кругу семьи .
Противники полового образования и воспитания в российских школах считают, что это исключительная прерогатива семьи. Однако, данное утверждение активно критикуется. Как отмечают исследователи, еще в догосударственных обществах функция по подготовке детей к половым отношениям была возложена не на их родителей, а на специально уполномоченных для этого старших членов рода. Известно, что передача со стороны близкого человека информации интимного характера, способствует возникновению напряженной эмоциональной реакции, приводящей к неловкой ситуации, создающей дискомфорт и для родителей, и для детей. В связи с этим не только родители ощущают некоторого рода неудобство при общении на половые темы и поэтому «уходят» от их обсуждения, но и их дети предпочитают добывать эту информацию иными путями .
В отличие от прежних времен в современном обществе семейные разговоры на интимные темы стали психологически и культурно более приемлемым. Тем не менее, отдельные исследования указывают на то, что независимо от характера терпимости и степени просвещенности родителей, современные подростки в вопросах половых отношений продолжают ориентироваться на мнение и взгляды своего поколения .
Несовершеннолетние в силу своих возрастных характеристик весьма восприимчивы к любой информации, и любая искаженность в том, что от них утаивают, либо недостоверно сообщают о сексуальной жизни, может принести только вред. Именно поэтому половое образование и воспитание должно осуществляться только с учетом их половозрастных характеристик. Только в этом случае оно может иметь позитивный эффект. Главной же целью полового воспитания и просвещения должно стать сохранение репродуктивного здоровья и формирование у подрастающего поколения определенной свободы в этой сфере человеческих отношений в сочетании с ответственностью за совершаемые поступки. Исследователями установлено, что родители чувствуют себя неподготовленными в области полового образования и воспитания, поскольку сами не обладают достаточной информированностью и чувствуют дискомфортом в обсуждении сексуальных проблем со своими детьми .
Зачастую несмелые начинания со стороны родителей приводят к внутрисемейным конфликтам, создающим и усиливающим преграды на пути к взаимопониманию между родителями и детьми и даже к дальнейшему их отчуждению друг от друга .
Однако, ряд исследователей придерживаются иной точки зрения. Несмотря на то, что подростки определяют своих друзей как более важный источник информации о сексе, тем не менее родители, их жизненный опыт, продолжают оставаться важным фактором в формировании представлении несовершеннолетних о половой сфере жизни человека .
В Русской Православной Церкви нет единой позиции относительно необходимости полового воспитания. РПЦ обращается к проблемам взаимоотношения полов, ряд православных авторов издают книги о семье, детстве и любви, предназначенные не для самого подростка, а для взрослых людей, его окружающих. Периодически даже даётся план беседы: “Думается, что на сей раз мать должна препоручить это ответственное и трудное дело отцу (если у сына сохраняются с ним доверительные отношения) или другому знакомому мужчине, который пользуется уважением мальчика, или, лучше всего, опытному священнику.
Беседу можно представить себе приблизительно так. При появлении изменений во внешности и поведении мальчика отец, или крестный, или родственник при удобном случае, и обязательно наедине, мог бы сказать ему в виде наставления примерно следующее:
– Ты переживаешь сейчас трудный период, и я хочу поговорить с тобой, потому что и сам в свое время пережил то же самое. Я хорошо помню, что не совсем понимал тогда, что со мною происходит...”.
Некоторые священники самостоятельно проводят беседы на данные темы. Однако, дальше советов по проведению беседы и личной инициативы дело не заходит .
Периодически церковь выступает и против уроков полового воспитания, видя в этом лишь развращение молодёжи. По их мнению, подобные уроки не решат проблему, а лишь развратят подростков, снимут запрет с того, что таковым является. Однако, немного раньше, в 2017 году, митрополит Иларион заявил, что РПЦ не против уроков полового воспитания, однако опасается, что таковые могут превратиться в развращение детей .
Несмотря на ряд высказываний РПЦ относительно полового воспитания, совершенно очевидно, что в настоящее время она не может стать той институцией, которая смогла бы отвечать за сексуальное просвещение нового поколения, как минимум из-за недостатка авторитета. Сейчас как среди родителей, так и среди детей всё популярнее становятся точка зрения, согласно которой каждый человек должен решить вопрос веры самостоятельно. Советы церкви относительного той или иной проблемы могут быть восприняты крайне негативно не столько из-за содержания, сколько из-за адресата, поскольку вместе с принятием совета человек приближается и к церкви, что будет недопустимо для ряда людей. К тому же церковь является достаточно консервативной институцией, во многом отвергающим очевидные факты. Нельзя отрицать того, что мы живём в постиндустриальном обществе. Поток информации, поступающий из самых разных источников велик как никогда, а отфильтровать её дети часто не способны. К сожалению, говоря о современном поколении, не стоит надеяться на его непросвещенность и непорочность, поскольку с появлением свободного доступа к интернету и то и другое пропадает практически мгновенно .
Если в прошлом веке школьники чаще всего получали сексуальную информацию из печатных изданий, фильмов и телепередач, то сейчас главным источником является, несомненно, интернет. Ребёнок может наткнуться на парнографию совершенно случайным образом, ведь от рекламы сайтов знакомств, секс-игр и парнографических сайтов не защищен никто. Конечно, родители могут поставить многочисленные блокировщики “взрослых” сайтов, но для современного ребёнка это непреграда, как минимум потому, что весьма часто он разбирается в компьютерах и телефонах много лучше родителей. Более того, он каждый день сталкивается не только с родителями, но и с одноклассниками, и с друзьями, с которыми обменивается информацией .
Ни родители, ни школа и ни церковь, а интернет стал главным и практически единственным источником сексуальной информации. Большинство детей впервые сталкиваются с интимными картинками именно там. Конечно, чаще всего это не образовательные статьи, а материал, предназначенный “для взрослых”. Интернет становится самым откровенным источником, готовым дать ответы на все интересующие подростка вопросы, показать самые разные точки зрения, открыть всё по-настоящему, рассказать о всех тонкостях и сложностях сексуальных отношений. Это становится возможно благодаря тому, что интернет обезличен. В нём информация отделена от адресата, диалог с автором видео/статьи/фотографии практически невозможен. Когда ребёнок сидит в интернете, он чувствует себя в безопасности, ведь о его действия никто не узнает .
Нельзя принять определённую точку зрения относительно того, какую роль играет интернет в половом воспитании ребёнка. С одной стороны, он оказывается единственным источником, готовым говорить прямо и без стеснения. С другой стороны, эта же прямота может стать губительной для ребёнка. Картинка просто появляется перед его глазами, нет никакой “подготовительной стадии”. Также стоит признать, что секс-информация, выложенная в сети интернет, имеет своей целью, в первую очередь, развлечение, а не просвещение, в связи с чем школьник может получить общую картину об интимных отношениях, но таким важным моментам, как необходимость контрацепции или уверенность в том, что половой партнёр не обладает венерическими заболеваниями, в материалах, предназначенных для развлечения, уделяется недостаточно внимания. В такой ситуации остаётся надеяться лишь на волю случая, нельзя гарантировать осведомлённость ребёнка о важнейших моментах сексуальных отношений. Интернет также может сыграть плохую роль в жизни ребёнка, испортить его. И если в случае со школой и родителями проблема заключается в том, что они не знают какую информацию стоит знать ребёнку и как именно нужно её преподнести, то в случае с интернетом всё ровно наоборот. Он даёт школьнику слишком много информации во всех возможных формах .
Крайне часто именно из интернета ребёнок узнаёт, что феномен нетрадиционной ориентации как таковой в принципе возможен. В России виртуальная реальность - единственное место, где люди сообщества ЛГБТК+ могут заявлять о себе, находясь в безопасности.
1.2 Виды сексуальной ориентации. Факторы становления сексуальной идентичности
Нет единого мнения о количестве сексуальных ориентаций. Чем больше времени проходит, тем больше сексуальных ориентаций появляется. В процессе становления и описания сексуальных ориентаций можно увидеть своего рода гуманизм. Ведь когда мы классифицируем человека с максимальной точностью, описываем его чувства и эмоции, мы уделяя ему внимания, признаём: ты имеешь право быть таким, какой ты есть. Ты такой не один. Будь собой .
Итак, рассмотрим сексуальные ориентации, которые выделяются чаще всего.
Гетеросексуальность. В узком смысле слова гетеросексуальность — это сексуальная ориентация, определяемая как эмоциональное, романтическое (платоническое), эротическое (чувственное) либо половое влечение только и исключительно к лицам противоположного пола. Некоторые психологи двумя другими сексуальными ориентациями называют гомосексуальность и бисексуальность.
Гетеросексуальная ориентация является самой распространённой на Земле. Многие называют её также “традиционная” или “нормальная” ориентация, что вызывает протесты у представителей так называемых секс-меньшинств, поскольку намекает на их ненормальность .