Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические аспекты лидерства

cool_lady 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Лидерство как в широком смысле, так и применительно к той или иной конкретной сфере социальной активности представляет собой типичный пример особого класса феноменов, которые американский методолог и специалист в области разработки бизнес-моделей Д. Гараедаги обозначил как эмерджентные (от англ. еmerge — проявляться, возникать). Речь в данном случае идет о сложных, многоплановых явлениях, характеризующихся высокой степенью изменчивости и дискретности. Понятно, что такого рода явления, как правило, «не ловятся» при лобовом применении классических аналитических методов и разработанных на их базе стандартизированных методик. Также достаточно очевидно, что они могут и должны изучаться через наиболее значимые в том или ином социальном контексте феноменологические проявления. Отсюда следует необходимость перехода от исследований лидерства вообще к его предметному изучению в конкретных областях человеческой жизнедеятельности. Одним из наиболее очевидных и значимых исследовательских полей такого рода является организационное функционирование и развитие в современных условиях. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: 1) раскрыть психологические аспекты лидерства; 2) рассмотреть социальную психологию политического лидерства; 3) рассмотреть методы психодиагностики лидерства и тренинговые программы. В процессе написания курсовой работы были изучены следующие документы: учебная литература по менеджменту, а так же документация предприятия, на основе которой были сделаны особо значимые выводы в курсовой работе.
Введение

Проблема лидерства на протяжении многих лет остается одной из стержневых в современной психологии. Это обусловлено не только очевидной прикладной значимостью данного феномена в самых разнообразных социальных контекстах, но и тем, что до сих пор отсутствует единая точка зрения на природу и суть лидерства. Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер. Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип в отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА……………………………… 1.1 Основы психологии лидерства………………………………………… 1.2 Специфика лидерства………………………………………………… 1.3 Стили лидерства……………………………………………………… 1.4. Успешные лидеры и лидеры-неудачники: поведенческий портрет 2 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА………. 2.1 Природа доминантного поведения…………………………………….. 2.2 Психология политического лидерства………………………………… 2.3 Женское политическое лидерство…………………………………… 3 ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИДЕРСТВА И ТРЕНИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Тренинги развития лидерства и руководства………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
Список литературы

1. Радина Н.К. Социо-культурные аспекты лидерства: учебно-методическое пособие к курсу «Индивидуальное и политическое лидерство» Н.К.Радина - Нижний Новгород: Издательство НФ МГЭИ, 2013 – 128 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева - М.: «Аспект-Пресс», 2014 – 374 с. 3. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т.В.Бендас // Вопросы психологии. - 2011. - №1. - С. 87 - 97. 4. Васильев В.К. Феноменология лидерства В.К.Васильев // Общество и политика – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010 – С. 58 – 89. 5. Гозман Л.Я. Политическая психология / Л.Я.Гозман, Е.Б.Шестопал - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012 – 468 с. 6. Кристофер Э. Тренинг лидерства / Э.Кристофер, Л.Смит. - СПб.: «Питер», 2001 – 317 с. 7. Мацумото Д. Психология и культура / Д.Мацумото - СПб., Москва: «Еврознак», «Олма-Пресс», 2009 - 414 с. 8. Ольшанский Д.В. Психология террора / Д.В.Ольшанский – М: «Академический проект», 2010 – 319 с.
Отрывок из работы

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА 1.1 Основы психологии лидерства. Реальная жизненная практика требует от субъекта деятельности постоянной активности, инициативы и принятия ответственности. Наблюдения над социальными процессами помогают осознать, что в большинстве случаев инициативу и ответственность за активность общество делегирует своим лидерам. Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Также лидерство описывается как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Понятие «лидер» в психологии определяют следующим образом: 1. Лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, который и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер может выступать как организатор, мотиватор деятельности, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным. 2. Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Психология лидерства насчитывает не одно десятилетие, поэтому было разработано множество теорий, объясняющих лидерство как социально-психологический феномен. Т.В.Бендас в своей монографии по психологии лидерства пишет, что все концепции лидерства можно представить в русле двух направлений, или моделей, как она их называет. Это конкурентная модель лидерства, которая доминировала в классической психологии лидерства в XIX веке и отчасти в XX веке, и кооперативная модель [1]. Конкурентная модель основывается на единстве личности и поведения лидера: лидер считается необыкновенной личностью, завоевывающий лидерство в борьбе с другими членами группы. При этом важны его индивидные качества: возраст, пол, рост и вес, сексуальная привлекательность. Позднее в данной модели появился новый элемент в поведении лидера – эмоциональный стиль, характеризующий его взаимоотношения с другими людьми, однако в контексте решения задач, которые поставил перед собой лидер. Конкурентная модель имеет 2 разновидности: маскулинную и фемининную. Маскулинная конкурентная модель подчиняется принципу долженствования: те, кто ей следует, считает необходимым бороться за лидерство. Лидер в этой модели имеет ряд привилегий (получает льготный доступ к ресурсам). Фемининная конкурентная модель исходит из принципа комплементарности (дополнительности). Фемининный лидер занимает лидерскую позицию в тех случаях, когда отсутствует претендент маскулинной модели [1]. Оба варианта данной модели предполагают, что лидерство – удел мужчин (увеличивает их сексуальную привлекательность), а «женственность» лидерство разрушает. Кооперативная модель лидерства менее сосредоточена на индивидных качествах лидера. Речь идет о лидере, проявляющем заботу, направленном на сотрудничество с членами группы. Другая общепринятая классификация лидеров в психологии выглядит следующим образом (см. рис.1). Общепринятые классификации лидеров. Рисунок 1- классификация лидеров в психологии К «основным» концепциям психологии личности традиционно относят три теории. Теория черт (К. Бэрд): предпосылка признания лидера – его специфические лидерские черты и способности (вариант – харизматическая теория). В 1940 г. К.Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». Попытка развития данной теории привела к разочарованию в психологической прогностичности данной теории. Ситуационная теория или групподинамический подход: лидер рассматривается как продукт сложившейся группе ситуации. Лидер может лучше других актуализировать в определенной ситуации присущую ему черту и «возглавить» ситуацию. Было выяснено, что в крайне неблагоприятной или благоприятной ситуации лидер, ориентированный на задачу, добивается большего результата (а в умеренной более результативен лидер, ориентированный на людей). Критика ситуационной теории последовала со стороны Ж.Пиаже. Он считал, что в данной теории игнорируется субъективная активность потенциального лидера (все решает ситуация). Е.Хартли предложил 4 пояснительные конструкции, развивающие ситуационную теорию: 1. Лидер в одной ситуации может стать лидером и в другой 2. Лидеры в одной ситуации рассматриваются как лидеры «вообще»; 3. Лидер в одной ситуации приобретает авторитет, далее на лидера «работает» авторитет; 4. Отдельные люди ищут «посты» в любой ситуации. Системная теория лидерства: лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, включающее в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с другими системами и более широким социальным окружением. Лидер может быть одновременно руководителем группы, но может и не быть им. Руководителя целенаправленно избирают, а чаще назначают, он отвечает за положение дел в возглавляемом коллективе, обладает официальным правом поощрять или наказывать участников совместной деятельности. Лидер выдвигается стихийно, не обладает никакими властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности (см. таблицу 1). В отечественной психологии понятия лидерство и руководство долгое время отчасти противопоставлялись. Появление избираемых политических лидеров поставило перед психологами вопрос: кто они – лидеры или руководители? Е.Б.Шестопал считает, что подобное различение понятий – дань идеологическим причинам советского времени. Лидерство и руководство имеет много общего в области использования инструментов воздействия на людей, в процессе управления группой, в стремлении к результату [1]. 1.2 Специфика лидерства. Лидерство - способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример. Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Лидерство может быть формальным (официальное руководство) и неформальным. Руководитель -наделен законной властью для воздействия на других (руководитель отдела, подразделения, староста учебных групп и пр.). Формальные лидеры связаны с официальной организацией и имеют возможность представлять группу в целом и защищать ее интересы перед организацией. В некоторых ситуациях группа сама избирает формального лидера (вместо того чтобы назначить кого-то главой комитета, декан может предоставить право комитету самому избрать председателя из своей среды). Во время работы группа может иметь только одного формального лидера, но лидерские функции могут выполнять несколько человек [2]. Неформальные лидеры - это члены группы, чей авторитет опирается на их влияние в группе. Неформальные лидеры - это члены группы, авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы. Неформальные лидеры не обладают законной властью, их влияние основано, скорее, на компетентности и авторитете. Существует большое количество определений лидерства. Различные подходы акцентируют внимание на той или иной стороне достаточно сложного комплекса отношений, в которые вступают лидер и ведомые. Р.Стогдилл классифицировал все определения лидерства по одиннадцати ключевым идеям, позволившим сгруппировать эти в соответствии с ними. 1. Лидерство как центр групповых интересов. Лидер является духовно-эмоциональным центром группы, выражением власти всех в одном лице. Он определяет групповую структуру, атмосферу, идеологию и групповые интересы. 2. Лидерство как проявление личностных черт. Этот подход предполагает выявление наиболее оптимального набора личностных черт, позволяющих человеку успешно добиваться лидерских позиций в конкретной группе или организации и удерживать их. 3. Лидерство как искусство достижения согласия. Акцент делается на обязательно присущем эффективному лидеру умении добиваться согласия, консенсуса, лояльности и сотрудничества со стороны ведомых, умении улаживать конфликты. Лидерство здесь рассматривается как инструмент подчинения группы воле лидера. 4. Лидерство как действие и поведение. Акцент - на поведенческих аспектах лидерства. Лидерское поведение - любые действия, которые совершает лидер для управления и координации работы группы. 5. Лидерство как инструмент достижения цели или результата. Эффективность лидерства напрямую связывается с достижением результатов и удовлетворением потребностей группы. 6. Лидерство как взаимодействие. Согласно этому подходу необходимым условием эффективного лидерства является его осознание и поддержка со стороны членов группы. Лидерство понимается как эффект группового действия. 7. Лидерство как умение убеждать. Лидер управляет путем убеждения, поощрения и побуждения к действию силой собственного примера. Такое поведение лидера характерно для многих политических и общественных (чаще всего неформальных) организаций. 8. Лидерство как осуществление влияния. Лидерство рассматривается как процесс влияния на деятельность организованной группы, дополняющий нормы и предписания для выполнения задания. Большое значение придается анализу межличностных отношений. 9. Лидерство как отношения власти. Форма лидерских отношений, которая рассматривается как способность одного индивида доминировать над другими и преодолевать сопротивление последователей. 10. Лидерство как дифференциация ролей. Каждый участник взаимоотношений «лидерство - подчинение» рассматривается как ролевая дифференциация. Процесс взаимодействия и взаимовлияния между членами группы. 11. Лидерство как инициация или конструирование структуры группы. Лидерство рассматривается как процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи, принимая на себя при этом определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Таким образом, феномен лидерства - это весьма специфическое явление.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 20 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg