Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности обучения морфемному анализу на уроках русского языка в начальной школе

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Изучив лингвистическую и методическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается состав, строение слова. Морфемный анализ (разбор) – это выделение в слове всех морфем (корня, приставки, суффикса, окончания). Известно, что каждая значимая часть слова (каждая морфема) выполняет в слове определенную роль. С корнем связано общее лексическое значение слова, свойственное целой группе родственных слов. Приставки и суффиксы уточняют смысловое значение слова. Окончания являются средством передачи грамматического значения слова.
Введение

Наиболее значимой единицей языка является слово, над устройством которого люди задумывались очень давно. Слово – это объект, имеющий две стороны: формальную и содержательную. Формальная сторона – это звуки и их обозначение на письме. Содержательная сторона – это лексическое и грамматическое значение слова. Грамматическая компонента, формально выражающаяся в слове с помощью окончаний, выделяется лишь в результате анализа его содержательной стороны. Все, что остается в слове, за вычетом грамматической компоненты, составляет его лексическую часть, а формально выражается той частью слова, которая остается за вычетом окончания и которую принято называть основой. Анализ внутренней структуры слова, который в школе называют разбором слова по составу, относится к числу самых сложных видов работы на уроках русского языка и одновременно является средством пополнения словарного запаса обучающихся. Правильный морфемный анализ предупреждает большинство орфографических ошибок, ведь русская орфография основана на морфологическом принципе (общие для родственных слов морфемы передаются при письме единообразно). Применение морфологического принципа требует от пишущего умения находить и выделять в слове его значимые части, то есть осознавать морфемный состав слова. Практические наблюдения и исследования показывают, что чем быстрее, увереннее и правильнее обучающиеся анализируют состав слова, тем выше их орфографическая грамотность. Если учащиеся будут свободно ориентироваться в структуре слова, научатся выделять и отождествлять повторяющиеся в сотнях слов морфемы, они и слова будут писать правильно. Умение анализировать состав слова значительно облегчает усвоение орфографических правил и повышает грамотность младших школьников [2]. Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена пристальным интересом современной методики к вопросам лингвистической науки, в том числе и к области морфемики и словообразования, открытым остается вопрос об эффективности сложившихся приемов работы над составом слова. Таким образом, наше исследование посвящено проблеме: как выбрать подходящие методы и приемы при работе над составом слова на уроках русского языка в начальной школе. Цель: изучить особенности обучения морфемному анализу слов на уроках русского языка в начальной школе. Объект: процесс обучения морфемному анализу младших школьников. Предмет: особенности обучения морфемному анализу слов на уроках русского языка в начальной школе. Гипотеза: предполагается, что процесс обучения морфемному анализу слов на уроках русского языка в начальной школе будет эффективнее, если - учитель дополняет дидактический материал учебника, а предложенная им система упражнений побуждает обучающихся, с одной стороны, обратить внимание на особенности образования слов, на их морфемный состав, а с другой – установить связь между морфемным составом слова и его принадлежностью к определенной части речи. Для достижения цели исследования и доказательства гипотезы необходимо решение следующих задач: 1. Изучить морфемный состав русского слова и принципы морфемного анализа слова. 2. Проанализировать особенности изучения состава слова в начальной школе. 3. Рассмотреть методы и приемы, используемые для обучения морфемному анализу слов в начальных классах. 4. Выявить уровень сформированности у младших школьников умения производить морфемный анализ слов. 5. Апробировать систему работы по обучению морфемному анализу слов в начальной школе. 6. Провести повторную диагностику уровня сформированности у младших школьников умения производить морфемный анализ слов; проанализировать результаты эмпирического исследования. Теоретическая база исследования: труды отечественных методистов в области работы над составом слова в начальной школе (М.Р.Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.С.Рождественского и др.); работы М.С. Соловейчик, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Е.И. Литневской, А.А. Реформатского по методике преподавания морфемики и словообразования младшим школьникам. Практическая значимость работы заключается в том, что данная выпускная квалификационная работа представляет интерес для учителей начальных классов, преподавателей методики русского языка, а также студентов, обучающихся по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах. База исследования: МБОУ «Лицей казачества им. А.Ф. Дьякова» г.-к. Железноводска. Методы исследования: - на теоретическом уровне: метод анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, систематизации; - на эмпирическом уровне: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), качественная и количественная обработка результатов исследования. Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы. Объем работы – 55 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………................................................................................................6 1.1. Морфемный состав русского слова и принципы морфемного анализа слова…………………………………………………………………………………6 1.2. Особенности изучения состава слова в начальной школе…………………12 1.3. Методы и приемы обучения морфемному анализу слов в начальных классах………………………………………………………………………………16 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1...........................................................................................21 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МОРФЕМНОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………………………….….23 2.1. Выявление уровня сформированности у младших школьников умения производить морфемный анализ слов………………………………………….....23 2.2. Система работы по обучению морфемному анализу слов в начальной школе………………………………………………………………………………..31 2.3. Повторная диагностика уровня сформированности у младших школьников умения производить морфемный анализ слов. Анализ результатов эмпирического исследования……………………………………………………...40 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2...........................................................................................47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................49 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................52 ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................
Список литературы

1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977. 2. Алексеев Д. И. О преодолении некоторых ошибок при работе над составом слова в школе // Русский язык в школе. 1957. № 4. 3. Белькова В. А. О проведении словообразовательного анализа // Русский язык в школе. 1975. № 3. 4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1968. С. 136 5. Блинов Г. И. О недостатках словообразовательного анализа в школе // Русский язык в школе. 1966. № 4. 6. Блохина Г. В., Степанова И. Д. "Изучение темы "Состав слова" в начальной школе" (учебно-методическое пособие) //www.pdffactory.com. С.120. 7. Богоявленский Д. Н. Языковая форма и содержание понятия при усвоении грамматики // Русский язык в школе. 1972. № 1. 8. Бородина Н. В. Вставить пропущенную морфему // Русский язык в школе. 2001. № 4. С. 15. 9. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Русский язык. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 1998. 10. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык: первые уроки. Учебное пособие для 1 класса (1-4) // Серия "Свободный ум". М.: "Баллас", 1997. 11. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 3-го класса (1-4) // Серия "Свободный ум". М.: "Баллас", 2000. 12. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. Учебное пособие для 2 класса (1-4) // Серия "Свободный ум". М.: "С-инфо", 2000. 13. Бунеева Е. В., Комисарова Л. Ю., Яковлева М. А. Русский язык. 1–2 класс (1–4): Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2000. 14. Бунеева Е. В., Яковлева М. А. Русский язык. 3 класс (1 – 4): Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2002. 15. Горланова В.Н. "Изучение темы "Состав слова" в начальной школе" // автореф.. Вохма – 2010. С.11. 16. Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. М., 1958, Ч. 17. Грузберг А.А. Морфемный анализ. Пермь, 1974. 18. Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Николина Н. А., Щеголева И. И. и др. Современный русский язык. М. 2001. Ч.1, 704 с. 19. Диброва Е. И., Сосновская О. В., под ред. Дибровой Е. И. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц. В 2-х ч. М.: Издательский центр "Академия". 2001. 20. Дунаева В. П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка // Начальная школа. 2001. № 7. С. 28. 21. Жуковская О. А. Словообразовательный анализ как средство повышения грамотности учащихся // Русский язык в школе. 1968. № 5. 22. Земская Е. А. Как делаются слова. М.: Изд-во АН СССР, 1953. 23. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. 24. Илютович К. С. О соотношении морфемного и словообразовательного анализа // Русский язык в школе. 1974. № 2. 25. Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1991. 26. Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. М.: "Наука", 1965. 27. Кудряшёва (Таратова) М. Г. Словообразовательный анализ в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2001. № 10. С. 71. 28. Кудряшева (Татарова) М. Г. Активизация познавательной деятельности младших школьников при обучении словообразовательному анализу. автореф.. М., 2001. 29. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная работа в четвертом классе // Начальная школа. 1998. № 9. 30. Кудряшева (Татарова) М. Г. Словообразовательная работа как фактор мотивации деятельности четвероклассников // Начальная школа, 1998, № 4. 31. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык, 1986. 32. Кустарева В. А., Назарова Л. К., Н. С. Рождественский и др. Методика русского языка. 3-изд., перераб. М.: Просвещение, 1982. 33. Леонтьев А.А. и др. Методические основы согласования стандартов по русскому языку для общего среднего и высшего образования. М., 1998. 34. Ломакович С. В., Тимченко Л. И. Обучение русскому языку в начальной школе: 1 класс. М., 2001 35. Лоншакова А. А. Состав слова // Начальная школа. 2003. № 9. С. 38. 36. Лопатин В. В. Морфемика // Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 37. Львов М. Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставок и суффиксов // Начальная школа. 2001. № 1. С. 15 – 16. 38. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. 39. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1987. 40. Маркова Л. Л. Виды работ по определению словообразовательного значения // Русский язык в школе. 1978. № 5. 41. Мережко Е. Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах // Начальная школа. 2003. № 10. С. 45. 42. Мережко Е. Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. 1996. № 6. 43. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Академия, 2000. 472 с. 44. Морякина Л. Е. К изучению темы "Состав слова" // Русский язык в школе. 1954. № 4. 45. Музыченко А. С. К изучению "состава слова" // Русский язык в школе. 1959. № 4. 46. Наумова Ю. П. Что раньше изучать: приставку или суффикс? // Начальная школа. 1998. № 9. 47. Перепелицина Т. А. Изучение морфемного состава слова // Начальная школа. 2001. № 11. С. 94. 48. Рочко Т. А. Морфемный и словообразовательный разбор слова // Еженедельник "Русский язык" издательского дома "Первое сентября". N 25/2001 49. Русская грамматика. М.: Наука, 1980. 50. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. "Педагогика и методика начального обучения" /Под ред. М.С. Соловейчик. М., 1993. 51. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ф.П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. 52. Сергеева Т. В. "Работа над составом слова"// автореф.. 2011. С. 58 53. Современный русский язык/ под ред. Волгиной Н. С.: учебник для ВУЗов. Изд.6., перераб и доп. М.: Логос.2002. 528 с. 54. Современный русский язык: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Филология" / Под ред. П. А. Леканта. М.: Дрофа, 2000. 55. М. С.Соловейчик, Жедек П. С., Светловская Н. Н. Русский язык в начальных классах. М.: Просвещение, 1993. 56. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. М., 1975. 57. Федорова Л. Л. Сложные слова (теория) // Еженедельник "Русский язык" издательского дома "Первое сентября". N 44/2002.
Отрывок из работы

Глава 1. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1.1. Морфемный состав русского слова и принципы морфемного анализа слова Слова русского языка состоят не только из букв и звуков. В них выделяются самые маленькие (минимальные) части, имеющие значение, – морфемы. Например, слово сотрудники имеет значение «люди, которые совместно трудятся, работают». В этом слове 4 морфемы: со-труд-ник-и. Главная часть слова -труд- обозначает процесс – занятие, работу. Морфема со- указывает на совместность. Морфема -ник- обладает значением «лицо (человек), которое выполняет действие». Последняя часть слова -и является показателем грамматического значения имени существительного, в данном случае именительного падежа множественного числа. Таким образом, каждая морфема несет часть значения слова. [6, с.23] Морфема – минимальная (наименьшая) значимая часть слова. Она имеет следующие признаки. 1. Является частью слова. Самостоятельно, вне слова не употребляется, только в составе слова. 2. Имеет свое материальное выражение, обычно состоит из звуков (букв): школь-ник-и. Однако бывают и нулевые морфемы, не выраженные звуками (буквами): школь-ник (в данном случае нулевое окончание).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg