Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Проблема формирования мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, актуальна в дошкольном образовании. Весьма целесообразными и необходимыми педагогическими условиями математического развития дошкольников является использование продуманной системы организованной образовательной деятельности, включающей интегрированные занятия; рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, изобразительной, познавательно-исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций, сформулированных на основе личного опыта ребенка, активизация познавательного интереса.
Введение

Актуальность исследования. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи этим нас заинтересовала проблема: использование дидактических пособий при формировании элементарных математических представлений дошкольников. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят результате формирования элементарных математических представлений связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. Формирование представлений о числе является довольно сложным, комплексным и многоаспектным процессом. Оно состоит взаимосвязанных, взаимообусловленных представлений о числе, его составе, свойствах отношениях чисел в натуральном ряду чисел и др. Становление содержания и методики формирования представлений о составе чисел прошла длительный путь своего развития. Вопросы о содержании и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике изучались многими учеными. Формирование представлений о составе чисел натурального ряда нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания разработаны Я.А. Коменским, И.Г. Песталоци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Разработали методику математического развития и ознакомления детей с составом числа А.А. Столяр, А.С. Метлина, Р.Л. Березина, З.А. Михайлова. Современные исследования и практика показывают, что формирование представлений о составе числа является самой сложной проблемой в образовательной деятельности с детьми. В этом отношении в обучении детей применяются стандартные средства: модели чисел, числовая лесенка и т.д. Исследования А.В. Белошистой, А.А. Столяра, А.С. Метлиной гласят, что накопление математического опыта необходимо организовать так, чтобы ребенок обучался, играл и развивался одновременно. Если дети не будут видеть то, чему их учат, овладение математическими представлениями будет результативным и эффективным. В ФГОС ДО написано, что процесс овладения элементарными математическими представлениями должен быть ненавязчивым, радостным и привлекательным. То есть, необходимо использовать обучающие функции игры, обучать детей через игру. Палочки Кюизенера являются одним из универсальных развивающих дидактических средств. Их разработал бельгийский математик Д. Кюизенер. Основными особенностями данного дидактического материала являются универсальность, «абстрактность», высокая эффективность. Многие воспитатели используют палочки Кюизенера как строительный материал (конструирования). Педагоги часто забывают, что палочки Кюизенера - эффективное средство для изучения состава числа из единиц и из двух меньших чисел. Исходя из вышесказанного, мы сформулировали тему нашего исследования «Формирование представлений о числе у детей 6-7 лет посредством палочек Кюизенера». Объект исследования: процесс математического развития детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о числе у детей 6-7 лет посредством палочек Кюизенера. Цель исследования: изучение и выявление педагогических условий эффективного формирования представлений о числе у детей 6-7 лет посредством палочек Кюизенера. Гипотеза исследования: формирование представлений о числе у детей посредством палочек Кюизенера будет успешным, если: - разработать систему игровых заданий и упражнений для ознакомления составом числа и их отношением в натуральном ряду чисел; - предусмотреть в игровых упражнениях последовательное усложнение обучающих задач; - сочетать в образовательной деятельности (ОД) проблемно-игровые и поисково-творческие задания по сюжетам знакомых детям сказок. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи: 1. Изучить педагогическую, методическую литературу по теме исследования; 2. Выявить уровень математического развития детей 6-7 лет; 3. Разработать и апробировать систему работы, направленную на развитие математических представлений у старших дошкольников посредством использования дидактического пособия «палочки Кюизенера»; 4. Подвести итоги опытно - экспериментального исследования, сделать выводы. Методы исследования: - теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы; - педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников; - проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Методологической основой исследования являются работы в области математического развития: методы и приемы математического развития детей помощью игр 3.А.Грачевой (Михайловой), Т.Н. Игнатовой, А.А. Смоленцевой, И.И. Щербининой, возможности использования наглядного моделирования процессе обучения решению арифметических задач Н.И. Непомнящей, вопросы изучения познания детьми количественных и функциональных зависимостей, исследованные Л.Н. Бондаренко, Р.Л. Непомнящей, А.И. Кирилловой, теоретические основы развития способностей дошкольников к наглядному моделированию при освоении пространственных отношений Р.И. Говоровой, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, Л.М. Хализевой, обоснование развития интеллектуальных способностей и логического мышления через разнообразные развивающие пособия, дидактические игры Е.А. Носовой, М. Фидлер, Н.И. Непомнящей и др. Новизна исследования заключается в определении педагогических условий эффективного формирования представлений о числе посредством цветных палочек Кюизенера у детей 6-7 лет. Практическая значимость исследования: выявленные педагогические условия работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством цветных палочек Кюизенера дают возможность комплексно подойти к обучению и закреплению математических представлений у дошкольников и могут широко применяться на практике в дошкольных образовательных учреждениях. База исследования: педагогический эксперимент проведён в с. Кептин Горного улуса Республики Саха (Якутия). Опытно – экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Мичээр». В эксперименте участвовало 16 детей подготовительной группы. Структура исследования: наше исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 ГЛАВА I. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………….……………… 7 1.1. Формирование представлений о числе как основная задача математического развития детей дошкольного возраста ….... 7 1.2. Многофункциональность палочек Джорджа Кюизенера средство развития представлений о составе числа…………... 20 1.3. Анализ содержания и методики формирования представлений о составе числа у детей 6-7 лет ……………… 30 Выводы по главе……………………………………………………..……… 35 ГЛАВА II. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………….. 36 2.1. Изучение первоначальных уровней развития о составе числа у детей 6-7 лет………………………………………………….. 36 2.2. Разработка и реализация содержания методики работы с детьми по проблеме исследования.......,.................................. 42 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………….…. 63 Выводы по главе………………………..……………………………………. 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… 72
Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет. - М.: 2002-255 с. 2. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой. - М.: 2007.- 144 с. 3. Баишева, М.И. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методический комплекс // Институт развития образования. Пед.институт ЯГУ – Якутск: Изд. ИРОМА РС (Я). – 2000. – 144 с. 4. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников /А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 400 с. 5. Белошистая А. В. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание. - 2009. №9. С.37 6. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2005. 7. Беженова М.Л. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Эксмо, СКИФ, 2010. 8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008. 9. Блехер, Ф.Н. Счёт и число в детском саду. Методическое письмо.М.: 1945. 6-8 с. 10. Богуславская, З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М.: 2005. – 206 с. 11. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение. 2001. – 160 с. 12. Бочек, Е. А. Игра – соревнование «Если вместе, если дружно» // Начальная школа. – 2001. № 1. 13. Вавилов, Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – 122 с. 14. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, – М.: Просвещение 2009. 15. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».-М.; Просвещение, 1998. 16. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова- М.: Изд. «Просвещение»,1966 17. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий подготовительной группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ "Учитель", 2007. 1. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. 18. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий подготовительной группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М.: ТЦ «Учитель», 2007. 19. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. 20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: 1991. 21. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие детском возрасте. Собр. Соч. – М.: Просвещение, 2002. – 395 с. 22. Грин Р.М., Лаксон В.П. «Введение в мир числа». - М.: Педагогика, 1982. 23. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного логич. мышления у детей 4-7 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. 24. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 25. «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. - СПб: Детство-Пресс 2014. – 176 с. 26. Дурова Н.В., Новикова В.П. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе.- М.: Школьная Пресса, 2009. – 236с. 27. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика дошкольников. М. Просвещение ,1999.-192с. 28. Занимательная математика: Материалы для коллективных индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. // Авт.-состав. Попова Г.П., Усачева В.И. - М., 2008. – 322с. 29.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская. – М.: Просвещение, 1989. 30. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера?: Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. - М.: Гном и Д - 2006 - 64 с. 31. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006. 32. Ланков А.В. «К истории развития передовых идей в русской методике математики». -М,; «Учпедгиз» -1951. 33. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1998.-368с. 34. Логинова В. И. Формирование умения решать логические задачи дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 2011. – 274с. 35. Мы можем посоветовать. По материалам журнала для педагогов родителей «Игра и дети» / М.Н.Бабкина, ЕА.Горбачёва -М.; ООО «АРГИ», 2011. 36.Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984. – 345с.Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9-10.- с.13-15, 18-20. 37. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 90с. 38. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.– Л., 1988. – 89с 39. Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. - М.: Владос, 1997.- 470с. 40. Непомнящая Р.А., Михайлова З.А. Палочки Х. Кюизенера средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 2013. 41. Непомнящая Р.А. «Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (материале математики)». - М.: Педагогика. - 2009. 42. Носова Е.А., Непомнящая Р. А. Логика и математика дошкольников // Методическое пособие. СПБ.: Детство-пресс. - 2012. 43. Носова Е.А. «Педологическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений», - Липецк, 2011 44. Новикова В.П. Математика в детском саду. 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 104с. 45. Пантина, Н. С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. / Вопросы психологии № 2003. 46. . Петрова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике – М.: 2006. 47. Попова, В. И. Игра помогает учиться // Начальная школа. – 2007.№5. 48. Проскура, Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника// Л.А. Венгер. – Киев: 2005. – 39 с. 49. Психология и педагогика игры дошкольника // Запорожца А.В., Усовой А.П. Просвещение. 2006. 216 с. 50. Радугин, А. А. Психология и педагогика. - М.: 2000. 51. Сербина, Е.В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 2002. - 80с. 52.Смоленцева, А. А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение, 1987. - 97 с. 53. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Учпедгиз, 2005. - 176 с. 54. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. – 175 с. 55. Сухомлинский,В. А. О воспитании. – М.: 2005. 56. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. – М.: Просвещение 2000. – 37 с. 57. Тесты для дошколят. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Я., Топоркова, И.Р., ООО «Росмэн-Издат», 2001. - 80 с. 58. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей. - СПб., 2004. 59. Умственное воспитание детей дошкольного возраста // Н.Н Поддъякова, Ф.А Сохина. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с. 60. Усова, А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 2002. 61. Усова, А.П. Роль игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2000. 62.Ушинский,К.Д. Избранные педагогические сочинения.Т-2.М.:Учпедиз. 2004. - 651 с. 63. Фидлер, М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.- 28-32,97-99 с. 64. Чилинрова, Л. А.Играя, учимся математике / Л. А. Чилинарова, Б. В. Спиридонова; – М.: 2005. 65. Щедровицкий, Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. / Психология и педагогика игры дошкольников // Запорожца. М.: 2003.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. НАУЧНО – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Формирование представлений о числе как основная задача математического развития детей дошкольного возраста Математическое развитие дошкольников по своему содержанию должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди педагогов заблуждений. Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). Вычислительные способности не всегда связаны с формированием математических (творческих) способностей. Во- вторых, многие думают, что способные дети отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Но как говорит Р.И. Говорова, что способные дети отличаются быстрым и прочным запоминанием большого количества цифр, формул, быстрота мыслительных процессов [6, с.45].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg