Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности оказания психологической помощи детям, находящимся в период распада семьи

vika_glad 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Целью нашей работы было разработать программу коррекционных занятий, направленных на снижение эмоциональных нарушений (тревожности, страхов, агрессивности и др.) у детей в ситуации развода родителей.
Введение

Увеличение числа разводов приводит к тому, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Для любого члена семьи развод - это большой стресс, который тяжелее всего переживают именно дети. Причиной стресса для ребенка может стать страшная для него мысль, что папа или мама уходит навсегда, и вместе родителем прерываются отношения с родственниками с той стороны. Развод приносит разрушение привычного мира ребенка, и в итоге он не знает, кто из родителей «хороший», а кто «плохой», он начинает не доверять обоим родителям и отдаляется. Часто ребенок обвиняет в ситуации себя, и считает, что «папа ушел, потому что я себя нехорошо вел». Чувство вины или непонимание ситуации могут привести к глубоким стрессам у ребенка. Реакция детей на развод родителей может быт очень тяжелой, особенно если ребенок был сильно привязан к тому родителю, с которым большую часть времени после развода жить не будет. Адаптация ребенка к разводу родителей определяется несколькими факторами: насколько он был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей; враждебностью отношений родителей до развода; временем, проведенным ребенком с ушедшим из родителей; исходным состоянием здоровья и возрастом ребенка и родителей. Дети разного возраста ведут себя в ситуации развода родителей по-разному: маленький ребенок может заболеть, подросток - сильно отдалиться. Переживания могут сказываться на психическом состоянии ребенка: может появиться чувство одиночества, ненужности, агрессия к окружающим и агрессия к самому себе, тоска, тревожность, депрессивное состояние. Может снизиться самооценка, у маленьких детей возможна регрессия - потеря полученных навыков. Возникает энурез, плаксивость, ночные страхи и др. Психологическая помощь в данной ситуации оказывается необходимой не только для того, смягчить обстановку для детей на момент самого развода, но и максимально снизить вероятность его негативного эмоционального влияния на их будущее. Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями базисных основ жизнедеятельности. Деформации подвергаются не только личностные и групповые отношения, но и институциональные основы семьи. Индикаторами их деформации, в частности, служат показатели значительного роста в последние годы числа разводящихся семей. Все больше несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей, что увеличивает риски социального неблагополучия детства. Исследовательская проблема касается того, что важно уметь отличать психологические проблемы, накладываемые подростковым возрастом от проблем, складывающиеся после развода родителей. Можно ли выявить именно те психологические проблемы, которые вызывают собственно развод? Противоречие. Психологические проблемы подростков при разводе известны и изучены различными учеными, но они не сразу идентифицируются и связываются, прежде всего, с переходным возрастом, а не с разводом. И наоборот, проблемы подросткового возраста усиливают психологические трудности в ситуации развода родителей и сложно понять, с какой проблемы начинать коррекционную работу. Актуальность темы исследования определила цель и задачи исследования. Цель исследования: разработать программу коррекционных занятий, направленных на снижение эмоциональных нарушений (тревожности, страхов, агрессивности и др.) у детей в ситуации развода родителей. Объект исследования: психологические трудности развода. Предмет исследования: психоэмоциональные и личностные проблемы подростков. Гипотеза: существует предположение о том, что развод, как кризисная ситуация в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются эмоциональная сфера ребенка и такие стержневые образования личности ребенка как представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Задачи исследования: 1. Изучить психологическое обоснование проблемы развода; 2. Рассмотреть особенности психологического реагирования подростков в ситуации развода; 3. Проанализировать психологическую помощь подросткам, пережившим развод родителей; 4. Организовать и провести исследование развития личности подростков в ситуации развода; 5. Выявить уровень психологического развития личности подростков в ситуации развода. Теоретико-методологическая база. Изучению психологических последствий развода в жизни семьи посвящено достаточно много исследований, как отечественных, так и зарубежных психологов. В исследованиях зарубежных психологов особое внимание уделялось чувствам, которые испытывает ребенок после развода родителей (ярость, чувство вины, печаль, страх), его последствиям в психическом развитии ребенка, переживаниям события развода (Ю.Валлерштейн, В.Сатир, Г.Т.Хоментаускас). В отечественной психологии основное внимание уделялось особенностям влияния развода на супругов, их поведению в ситуации развода, а также причинам разводов (А.Я.Варга, А.С.Спиваковская, В.А.Сысенко). Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования. 1. Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН). 2. Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности). 3. Методика исследования самоотношения (МИС), разработанная Р.С.Пантелеевым. 4. Методика «Кинетический рисунок семьи». 5. Качественно - количественный анализ обработки данных с помощью U-критерий Манна – Уитни. Практическая значимость. Работа может быть использована при подготовке к лекциям или семинарам. Также возможно использование в работе психологов в школе, психотерапевтов в индивидуальных и семейных консультациях. Эмпирическая база. СОШ № 23 г. Москвы. Характеристика выборки. Подростки в возрасте 11-13 лет, учащихся 5-7 -х классов. Всего в исследовании приняли участие 46 человек. С целью проведения исследования было сформировано 2 группы - экспериментальная и контрольная (по 23 человека в каждой группе) - детей из полных семей (контрольная группа) и семей, недавно переживших развод (менее одного года назад) (экспериментальная группа). Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 6 1.1 Психологическое обоснование проблемы развода 6 1.2. Анализ особенностей психологического реагирования подростков в ситуации развода 13 1.3. Изучение процедуры психологической помощи (или психологической коррекции) подросткам, пережившим развод родителей 32 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА КАК КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 50 2.1 Планирование и организация исследования развития личности ребенка 50 2.2 Анализ результатов исследования 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Список литературы

1. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 356 с. 2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вест. Моск. Ун-та. Психология. Сер. 14. – 1997. - № 2. – С. 60–72. 3. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе: Психол. консуль¬тация // Вопр. психол. – 1999. - №2. – С. 87-96. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Академия, 2002. – 489с. 5. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. – СПб: Речь, 2007. – 384 с. 6. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. – 437 с. 7. Асламова Д. Да здравствует развод!: Он уничтожает ложь, которую я так ненавижу // Комс. правда. – 2000. – 26 окт. – с. 10, 15. 8. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -1997. -№ 1. - С. 174-182. 9. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672с. 10. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1994. – 80 с. 11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Знание, 1994. – 176 с. 12. Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных тру¬дов Гельмута Фичдора // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 12. – С. 83-88. 13. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Педагогика, 1998. – 216 с. 14. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1995.-№ 2.-С. 186-187. 15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- СПб.: Петрополис, 2001. – 272 с. 16. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991. – 267 с. 17. Дальто Ф. На стороне ребенка. - СПб.: Речь, 1999. – 243 с. 18. Джинотт Х.Г. Дети и мы. – СПб.: Кристалл, 1996. – 159 с. 19. Дробот О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, роди¬тели которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джек¬сон] / Ольга Дробот // Семья и школа – 2000. - №5/6. – С. 20-23. 20. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: КСП, 1996. – 241 с. 21. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1996. – 216 с. 22. Земска М. Семья и личность: пер. с польск. Васильева Л.В. – М.: Из-во «Прогресс», 1996. – 117 с. 23. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. - Самара, 2001. – 215 с. 24. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1997. – 157 с. 25. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1998. – 129 с. 26. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – М.: Академия, 2002. – 264 с. 27. Кочюнас Р. Пси¬хологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект; ОППЛ, 2002. – 464 с. 28. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авицениум, 1994. – 156 с. 29. Лийк К. Влияние домашней среды на развитие ребенка. - Таллинн, 1996. – 127 с. 30. Личко Е.А. Подростковая психиатрия. – СПб.: Речь, 2003. – 214 с. 31. Лофас Ж. Повторный брак: дети и родители. - СПб.: Речь, 2001. – 174 с. 32. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. - М.: Академия, 2001. – 240 с. 33. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. – 349 с. 34. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е. А. Чей я – мамин или папин? – М.: МЦНМО, 1995. – 148 с. 35. Обозов Н.Н Психология межличностных отношений. – Киев, 1990. – 256 с. 36. Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 226 с. 37. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 360 с. 38. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А.Осипова. – Изд. 2-е. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 315 с. 39. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 329 с. 40. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.Н.Н. Посысоева.- М.: Академия, 2004. – 232 с. 41. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г.Осухова. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 288 с. 42. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1998. -380 с. 43. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. – 424с. 44. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика - Москва-Воронеж, 2000. – 326 с. 45. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 560 с. 46. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1997. – 241 с. 47. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб: Речь, 2004. – 256 с. 48. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.- М.: Академия, 2005. – 216 с. 49. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Речь, 2000. – 283 с. 50. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столин. - М: Педагогика, 1998. -208 с. 51. Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, ГИИМ, Изд-кое общество «Верзилин и К», ЛТД, 1991. – 156 с. 52. Словарь психолога-практика / Сост. Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 2001. – 376 с. 53. Смирнова Е.О., Собкин B.C. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М.: Педагогика, 1996. – 238 с. 54. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб: ЭЛБИ-СПб, 2003. – 128 с. 55. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологическом консультировании. – М.: Знание, 1991. – 278 с. 56. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1997. – 164 с. 57. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1997. – 179 с. 58. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М: Педагогика, 1989.-160с. 59. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 267 с. 60. Цельмер З. Искусство быть вместе. Психология семейных отношений - М.: Наука, 1994. – 239 с. 61. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 512 с. 62. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – 356 с. 63. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - СПб.: Питер, 1996.-365 с. 64. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с. 65. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 427 с. 66. Юницкий В.А. Психология детской потери: Обзор заребеж. исслед. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1991. - № 2. – С. 49-59.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ 1.1 Психологическое обоснование проблемы развода Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52, с.217]. На протяжении всего жизненного пути человеку свойственно пребывать в определенной жизненной ситуации, решать соответствующие проблемы. Весьма активно в психологических работах, по мнению А.В.Филиппова и С.В.Ковалева, используется понятие «проблемная ситуация», в которой подчеркивается момент определенной новизны для субъекта некоторых аспектов бытия внешних условий, обстоятельств, которые должен открыть для себя человек [59, с.212] или «кризисная ситуация». Кризис – это происшествие, которое причиняет вред человеческой жизни, окружающей среде, существованию организации, изделия или услуги [38, с. 26]. В народе, пишет А.А.Осипова, кризисом считается негативная информация о каком-либо событии, конфликте, положении, несчастном случае и т.п.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 14 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Психология, 103 страницы
950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg