Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Продуктивная деятельность в формировании изобразительных навыков (пейзажное рисование) в ходе работы по развитию представлений о временах года (весна) у детей 5-6 лет

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Нашей главной целью было выявить влияние занятий по изобразительной деятельности на развитие навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что занятия являются одним из важнейших компонентов этого вида деятельности. Мы выяснили, что занятия по изобразительной деятельности являются предпосылкой для дальнейшего развития навыков пейзажного рисования в целом, т.е. занятия по изобразительной деятельности являются зоной ближайшего развития для навыков пейзажного рисования. От сюда вытекает, что если систематически использовать занятия, у детей повысятся знания в пейзажном рисовании.
Введение

Актуальность темы. В дошкольном возрасте ребенок очень активен, восприимчив ко всему новому, полезному, поэтому не нужно терять время, а необходимо развивать в ребенке те способности, которые изначально заложены в нем природой. Одним из видов деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Занимаясь продуктивной деятельностью, дети приобретают полезные навыки и умения, получают подготовку к будущей учебной деятельности. Изобразительная деятельность в детском саду формирует у детей мелкую моторику, внимание, образное мышление, воображение и художественный вкус. Также дети учатся планировать свою деятельность и доводить начатую работу до конца. [1;78] Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Возникший в этот возрастной период интерес к изобразительной деятельности, поддерживаемый взрослыми (родителями, педагогами), может успешно развиваться и в последующие годы дошкольного детства. Как показали исследования, проводившиеся под руководством известного ученого В. И. Слободчикова в начале 1990-х годов, рисование способствует формированию у дошкольников образных представлений, являющихся важной психологической основой овладения умением учиться. Именно в этом возрасте у детей формируются способности к изобразительной деятельности [5, с 11]. В процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста развивается кругозор, познавательные способности, уточняются знания об окружающем мире и действительности. Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Педагог обязан основывать для этого все ситуации: он должен обеспечивать прежде всего, эмоциональное, образное восприятие реальности, учить детей способам основания изображений, средствам их выразительного осуществления. [2, с 18] Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года и развитии изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность, так как она вызывает положительные эмоции, создает неординарное видение замысла, а также формирует способность к быстрому «вхождению» в образ. Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и др. отмечают, что рисование является одним из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, оно связано с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка [6, с 13]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.13 г.) выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» (п. 2.6), предполагающую развитие представлений о временах года у детей дошкольного возраста как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [7]. Основными принципами дошкольного образования являются поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Процесс обучения должен быть сосредоточен на формирование детского изобразительного творчества, на творческое отображение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Изучением продуктивной деятельности дошкольников занимались такие педагоги, психологи, искусствоведы, как А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, и другие. Все они отмечают, что рисование, лепка и аппликация являются одними из основных средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, они связаны с практической, самостоятельной и творческой деятельностью ребенка. [6, 8]. Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт, К. Роуланд и др.). Среди всего разнообразия средств развития детского творчества В.Б. Косминская выделила изобразительную деятельность, которая в силу своей конкретности и наглядности оказывает на детей большое влияние, дает возможность познакомить их с новыми технологиями, обогащает представление об окружающем мире, развивает эмоциональную отзывчивость, творческую инициативу [9, с.10]. Проблемой развития изобразительной деятельности занимались Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Е.А. Флерина и др. Изобразительная деятельность расширяет возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца» [10, 11]. Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования представлений о временах года у детей 5-6 лет в процессе продуктивной деятельности. Недостаточно используются в дошкольных учреждениях занятия по обучению пейзажному рисованию. Степень изученности проблемы исследования. С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей (Н.И. Титовой) [12, с 92], в основе развития восприятия лежит формирование у детей специфических перцептивных действий, направленных на обследование объектов. В процессе таких обследовательских действий производится сопоставление свойств объекта с сенсорными эталонами – типичными свойствами, служащие для ребенка мерками, образцами. Так, изображая лиственное дерево в разное время года, зимой – это ствол и голые ветки, весной – ветки с почками, цветами, летом – ветви в яркой зелени, осенью – лиловый, золотой, багряный цвет листвы. По своему происхождению эти сенсорные эталоны социальны и усваиваются в процессе стихийного или целенаправленного обучения. Овладению лепкой, рисованием, аппликацией предшествует предметная деятельность, поэтому на начальных этапах развития продуктивной деятельности в нем обнаруживаются особенности восприятия, возникшие в контексте предметной деятельности (глобальность, нерасчлененность и т.д.). В процессе овладения продуктивной деятельностью начинается освоение детьми сенсорных эталонов. Цель исследования: рассмотреть теоретические основы обучения продуктивной деятельности детей 5-6 лет и провести педагогическую работу по созданию условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования представлений о временах года в процессе продуктивной деятельности - изобразительной деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы работы по обучению детей пейзажному рисованию. 2. Отобрать комплекс занятий по продуктивной деятельности, наиболее важных для формирования представлений о временах года у детей 5-6 лет; 3. Разработать и проверить эффективность серий занятий, направленных на формирование представлений о временах года в процессе продуктивной деятельности у детей 5-6 лет. Объект исследования - организация изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста. Предмет исследования - содержание и способы организации пейзажного рисования по теме «Время года» с детьми 5-6 лет. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что представления о временах года у детей 5-6 лет будут успешнее формироваться при следующих педагогических условиях: - выбора интересных и доступных объектов для продуктивной деятельности; - использования методики сотворчества педагогов и детей в процессе продуктивной деятельности. Теоретические основы исследования. Формирование представлений о временах года у детей 5-6 лет посредством продуктивной деятельности в дошкольной образовательной организации носит комплексный характер и сформировано на базе: - исследования продуктивной деятельности, как творческого вида деятельности отмечены в работах ряда учёных: Г.Г. Кравцова, Н.И. Титовой [12], Р.Г. Казаковой, Н.Н. Поддьякова, А.В. Бакушинской, Н.А. Ветлугиной, Г.Г. Григорьевой [3] и др. - исследованию в области формирования представлений о временах года посвящены работы учёных: С.А. Суркиной, С.Н. Николаевой, И.А. Комаровой, С.Н. Козловой, С.Н. Куликовой и др. - исследования по вопросу возрастных особенностей детей дошкольного возраста представлены в научных трудах: Л.И. Божович, С.И. Мерзлякова, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухиной, Т.С. Пак, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Трубайчук и др. Методы исследования: - теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы; - эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом формирования представлений о временах года у детей 5-6 лет; - математический, количественный и качественный анализ результатов исследования. Задачи исследования: 1) проанализировать проблему развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста психолого-педагогических исследованиях; 2) определить педагогические возможности использования изобразительной деятельности в развитии представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста; 3) выявить критерии, показатели и уровни развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста. Структура бакалаврской работы состоит из введения, основной части, состоящих из двух глав, выводов, заключения и списка источников. База исследования: г. Норильск, МАДОУ "Детский сад №2 "Умка", старшая группа. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ (ПЕЙЗАЖНОЕ РИСОВАНИЕ) У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ……………………………………………..9 1.1 Пейзажное рисование. Сущность. Виды.........................................................9 1.2 Понятие изобразительной деятельности и особенности представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста………………………..12 1.3 Методика формирования самостоятельности детей при изображении пейзажа…………………………………………………………………………...24 Выводы по первой главе………………………………………………………...35 ГЛАВА 2. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ (ПЕЙЗАЖНОЕ РИСОВАНИЕ) В ХОДЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ ГОДА ВЕСНА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ………………………………………………37 2.1 Диагностика уровня формирования изобразительных навыков (пейзажное рисование) у детей 5-6 лет………………………………………………………37 2.2 Выявление влияния продуктивной деятельности на формирование изобразительных навыков (пейзажное рисование) в ходе работы по развитию представлений о времени года весна у детей 5-6 лет…………………………46 2.3 Методические рекомендации по работе, направленной на формирование изобразительных навыков (пейзажное рисование) в ходе работы по развитию представлений о времени года весна у детей 5-6 лет…………………………53 Выводы по второй главе………………………………………………………...55 Заключение……………………………………………………………………...56 Список литературы…………………………………………………………….57
Список литературы

1. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 2013. - 253с. 2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н. А .Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой.М., 2013 3. Григорьева деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений - М.: «Академия», 1997 - 272с. 4. Ю. Комарова деятельность в детском саду: обучение и творчество - М.: Педагогика, 1990 - 142с. 5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. / Т.Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2007. 6. Комарова, Т.С., Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада [Текст]/ Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf 8. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2014. – 208 с. 9. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 2013. – 18 с. 10. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в старшей группе [Текст]/ Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 136 с. 11. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации [Текст]/ И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. 12. Титова, Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в наследии А.В. Запорожца [Текст]/ Н.И. Титова. – М.: Академия, 2012. – 256 с. 13. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество / А.А. Грибовская. — М.: Просвещение, 2004. 14. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с. 15. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова. — СПб.:Детство-ПРЕСС, 2002. 16. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница 17. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман – М.: Просвещение - 1991. – 47 с. 18. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» 2014 года под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 368 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?lang=ru&tm=1591683675&tld=ru&name=Примерная-общеобразовательная-программа-дошкольного-образования-От-рождения-до-школы.pdf&text=«От+рождения+до+школы»+2014+года+под+редакцией+Н.Е.+Вераксы%2C+Т.С.+Комаровой%2C+М.А.+Васильевой&url=http%3A//elena_anna.wospit.ru/wp-content/uploads/2017/08/%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F-%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BC%25D0%25B0-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%259E%25D1%2582-%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B4%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%25B4%25D0%25BE-%25D1%2588%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BB%25D1%258B.pdf&lr=11311&mime=pdf&l10n=ru&sign=25b01fc6bd134a038c3039e06f07bf13&keyno=0 19. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, це¬нить, создавать красоту. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - с. 272 / Библиотека программы «Детство». 13Б^ 5-89814-104-9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsia.com/12x46a3.html 20. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М., 2008. 21. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1997. 22. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М., 1985. 23. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М., 2009. 24. Шайдурова МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Н. В. Шандурова методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referad.ru/n-v-shandurova-metodika-obucheniya-risovaniyu-detej-doshkoleno/index7.html 25. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М., 1992.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РОЛЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ (ПЕЙЗАЖНОЕ РИСОВАНИЕ) У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 1.1 Пейзажное рисование. Сущность. Виды Пейзаж (от фр. рауsаgе — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобрази¬тельного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с по¬нятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land— земля и schaft— вид) — общий вид, панорама какой-либо местности. Однако пейзаж — это не просто изображение общих свойств природы, естественных закономерностей: времени года, суток, погоды, входящих в образную, национальную и географическую характеристику страны, местности, указыва¬ющих на специфику национальной жизни, уклада, но это — и выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живопи¬си предстает духовная атмосфера времени, совокупность ее чувств и переживаний. [19, с. 3] Пейзажная картина — это сложное произведение, для по¬нимания которого необходимо устанавливать многообраз¬ные пространственные, временные и причинно-следствен¬ные связи, поэтому она доступна для восприятия детей лишь с 4-го года жизни (Л. А. Раева, Н. М. Зубарева, Л. М. Компанцева, Н.А. Курочкина).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg