Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Информационно-коммуникативные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников

vika_glad 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Проблему формирования и развития познавательной деятельности широко изучали многие отечественные и зарубежные ученые. Познавательная деятельность является проявлением интеллектуальной и эмоционально – волевой активности личности, направленной на осознание сущностных сторон, причинно – следственных связей, закономерностей окружающего мира. Он состоит из интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, ведущим в познавательной деятельности является мотив познания. Для успешного формирования познавательной деятельность у детей старшего дошкольного возраста необходимо создание комфортных психологических условий, включение ребенка в разнообразную деятельность. Важно развивать игровую, познавательную, личностную и предметную деятельность ребенка, активизировать все виды восприятия информации. Создание развивающей среды – важное условие для активизации познавательной деятельности.
Введение

Внедрение информационно – коммуникативных технологий (ИКТ), которое происходит в дошкольном образовании (ДО) – изменение современной парадигмы ДО, которое ориентировано на реализацию Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре и содержанию к основной общеобразовательной программе ДО и внедрения инноваций в образовательный процесс, при которой актуализируется интерес к развитию и саморазвитию ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарта (ФГОС) ДО указаны обязательные требования по активному использованию средств ИКТ для постановки и решения коммуникативных и познавательных задач. Важнейшая характеристика личности – система интересов ребенка. Важное направление психолого – педагогического исследования на данном этапе – изучение познавательной деятельности дошкольников и характера его изменения. Проблемы активизации познавательной деятельности дошкольников определяются инновационными педагогическими средствами при организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО). Мы не можем удовлетворить запросы ФГОС, основываясь только на традиционные педагогические технологии. Необходимо использовать новые подходы к организации воспитания, опираясь на ИКТ. На данном этапе развития общества одной из приоритетных задач дошкольного образования становится организация образовательно – воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Основа любой деятельности ребенка дошкольного возраста – познавательная деятельность, которая формируется посредством развития и усовершенствования потребности ребенка в новых впечатлениях. Потребности сферы дошкольного образования обуславливают поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательной деятельности у дошкольников. В настоящее время наряду с традиционными средствами, приоритетными в данном направлении, являются ИКТ, выступающие в качестве эффективного средства активизации познавательной деятельности дошкольников. Исследуя многочисленные работы в этой области, проблема изучения ИКТ как средства активизации познавательной деятельности дошкольников и на сегодняшний день является актуальной в системе дошкольного образования. Это вызвано слабой теоретической разработанностью данной проблемы. Актуальность исследования – необходимость применения новейших ИКТ для активизации познавательной деятельности дошкольников. Психологический аспект развития познавательной деятельности исследовался в работах А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. М. Матюшкина, С. Л. Рубинштейна и др. В отечественной педагогике эта проблема рассматривалась в трудах П. П. Аристовой, В. И. Лозовой Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и др. В данных исследованиях отмечается, что познавательная деятельность представляет собой одно из ключевых качеств личности, формирование которого является целью обучения , что деятельность не является неизменным наследственным свойством, она формируема и рассматривается в качестве «системообразующего» свойства, при воздействии на которое можно осуществлять формирование развитой личности , что одним из ведущих факторов активизации учения – развитие познавательного интереса . Активизация познавательной деятельности, по словам С. Н. Уткиной, - это совершенствование методов и организационных форм познавательной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную практическую деятельность дошкольников во всех звеньях учебного процесса . Н. В. Внукова выделяет следующие способы активизации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения: использование в обучении творческих учебных заданий, организация самостоятельного составления вопросов и задач, использование заданий, которые ориентированы на применение логических приемов мышления. Анализ литературы по данной тематике показывает то, что было проведено множество исследований, которые связаны с проблемой активизации познавательной деятельности дошкольников, которая рассматривается в качестве • источника умственной активности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Н.Ф. Добрынин, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин); • эмоционально – волевых и интеллектуальных процессов, которые способствуют активности сознания и деятельности (Л.А. Гордон, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); • направленности личности на объекты и явления окружающей действительности (В.Б. Бондаревский, Л.М. Матюшкин, Н.Н. Поддьяков). Возможности реализации в процессе обучения различных способов и средств активизации познавательной деятельности расширяются при использовании информационно – коммуникативных технологий. В образовании ИКТ используются достаточно долгое время и перестали быть чем – то необычным. Компьютерные технологии постоянно развиваются, возможности компьютеров постоянно увеличиваются. Использование компьютерных возможностей позволяет специалистам создавать принципиально отличающиеся от всех игр и игрушек средства для детей. Следствием этого является предъявление к дошкольному образованию, задача которого – заложить потенциал для развития личности ребенка, качественно новых требований. Именно для этого в систему дошкольного образования необходимо включать ИКТ. В отличие от обычных технических средств обучения (ТСО) ИКТ позволяют не только передать детям знания, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания. Использование ИКТ при объяснении, закреплении и обобщении материала в образовательной деятельности повышает восприятие материала, которое в свою очередь, положительно отражается на познавательной мотивации и воспитательном процессе. Проблемой и вопросами компьютеризации занимались такие отечественные ученые как Ю.К. Бабанский, В.М. Глушкова, А.П. Ершова, О.К. Тихомирова и другие. Так же теория и практика обучения с использованием компьютерных технологий за рубежом занимались Ю.Г. Боярчук, Я.П. Выставкин, Г.Н. Литвиненко. Значительный вклад в теорию и практику использования ИКТ в образовании внесли: А.П. Беляева, В.П. Беспалько, Я.А. Ваграменко, А.П. Ершов, М.И. Жалдак, В.М. Зеленин, А.В. Запорожец, В.А. Извозчиков, А.А. Кузнецов, Ю.К. Кузнецов, В.В. Лаптев, А.Е. Марон, И.В. Марусева, Е.И. Машбиц, А.Г. Мордкович, И.А. Румянцев, М.В. Швецкий и другие исследователи. Обобщая выводы, сделанные названными исследователями, можно отметить, что использование средств ИКТ в процессе обучения позволяет придумать учебному процессу личностно ориентированный характер за счет обеспечения интерактивного диалога; сформировать индивидуальную траекторию для каждого дошкольника, используя возможность автоматизированного подбора различных вариантов заданий и оказания оперативной помощи в условиях обратной связи; автоматизировать контроль усвоения материала; активизировать учебную деятельность дошкольников, повышаю их мотивацию в условиях наглядного представления материала на экране, использования аудиовизуальных возможностей. В данный момент воспитатели сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной деятельности воспитанников в образовательном процессе. Причиной этого служит снижение у детей интереса к занятиям, а также однообразие форм и методов, используемых воспитателями в образовательном процессе. Только правильно построенный воспитательно – образовательный процесс, многообразие методов, приемов, подходов, форм обучения могут обеспечить увеличение уровня познавательной деятельности дошкольника. Итак, результаты теоретического анализа позлили выявить противоречие между необходимостью активизировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста и потенциальными возможностями ИКТ в осуществлении этого процесса и недостаточной разработанностью методик использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности дошкольников. Проблема исследования: необходимость активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности, определение принципов созданий и использования задач средствами ИКТ. Цель исследования: выявление роли ИКТ в активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Объект исследования: познавательная деятельность дошкольников. Предмет исследования: использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности дошкольников. Общая гипотеза: активизация познавательной деятельности дошкольников будет эффективной, при реализации следующих условий: • отборе и использовании компьютерных программ, игр, презентаций, фильмов, содержание которых соответствует тематике образовательной работы, расширяет и углубляет её; • включении данного материала в образовательную и свободную самостоятельную деятельность детей; • учете возрастных и психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, а также требований СанПиН к разработке алгоритма применения ИКТ как средства активизации познавательной деятельности детей в сотрудничестве педагогов ДОО и семей воспитанников в применении ИКТ. Задачи исследования: • изучить теоретические основы активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста средствами информационно – коммуникативных технологий; • определить уровень активизации познавательной деятельности у детей дошкольного возраста; • выявить особенности применения ИКТ как средства активизации познавательной деятельности дошкольников в практике работы ДОО и семьи; • разработать содержание и формы применения ИКТ для активизации познавательной деятельности дошкольников. Для решения поставленных задач будут использоваться теоретические и эмпирические методы: • теоретический (анализ литературы); • эмпирический (беседы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент). Теоретическая значимость – изучена литература по теме, поставлены цели и задачи, подобраны методики для диагностики начального и конечного уровня развития познавательной деятельности дошкольников. Практическая значимость–разработка заданий с использованием ИКТ для активизации познавательной деятельности дошкольников, а также применение материалов педагогами ДОО в образовательной работе с детьми и при организации самостоятельной деятельности детей. Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы исследовательские методы, взаимопроверяющие и дополняющие друг друга: теоретический: анализ литературы по данной проблеме; логико – педагогический анализ образовательных стандартов; методы статистического анализа экспериментальных данных; теоретическое обобщение результатов опытно – экспериментальной работы; эмпирический: педагогическое наблюдение; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования – Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк»», с. Березичский Стеклозавод Козельского района Калужской области. В исследовании участвовали дети подготовительной группы в возрасте 6 – 7 лет в количестве 22 человек (9 девочек, 13 мальчиков). Организация и этапы исследования: Первый этап – констатирующий (сентябрь – октябрь 2019г.): проводилось целенаправленное изучение и анализ литературы по проблеме исследования. Определили исходные позиции исследования, разработали понятийный аппарат, сформулировали гипотезу и наметили цели исследования. На данном этапе проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого проведено анкетирование воспитателей и родителей. Второй этап – формирующий (ноябрь – январь 2019-2020гг.) осуществлялась проверка гипотезы исследования; в ходе формирующего эксперимента реализовывался комплекс организационно – педагогических условий; осуществлялась разработка и реализация методик использования ИКТ как средства активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста; проводились промежуточные диагностирования на уровень познавательной деятельности дошкольников; обрабатывались и анализировались результаты промежуточного диагностирования; обобщались промежуточные результаты исследования. Третий этап – контрольный (обобщающий) (февраль – март 2020г.) проводился анализ результатов диагностирования; систематизировались данные опытно – экспериментальной работы; осуществлялась обработка, обобщение и качественный анализ результатов; оформлялись материалы дипломной работы. Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав, списка использованных источников. Работа иллюстрирована диаграммами. Имеются приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 10 1.1. Характеристика познавательной деятельности дошкольников 10 1.2. Использование современных ИКТ в ДОУ, их значение и роль в процессе развития дошкольников 25 Выводы по главе 1 43 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА АКТИВИЗАЦИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 45 2.1. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента 45 2.2. Организация и проведение формирующего и контрольного этапов эксперимета 61 Выводы по главе 2 82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для воспитателей 89 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей 90 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Результаты первичного и повторного наблюдений уровня познавательной деятельности 91 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты первичного и повторного изучений уровня познавательной деятельности методом «Вопрошайка» 92 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Общий уровень сформированности познавательной деятельности при формирующем и контрольном этапах эксперимента 93
Список литературы

1. Авдеева Н. Н. Потребность в общении: врожденная или приобретенная? // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. №35. С.37 2. Александрова И. В. Воспитание любознательности и познавательных интересов в ДОУ // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №11-2. С.377-380 3. Белая К. Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. №4. С.14-17 4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович – М., 2006. С.340 5. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально – теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология. 2006. №1-3. С.59 6. Вахрушева Л. Н. Выявление любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Детский сад. 2016. №6(66). С.90-99 7. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е.Веракса. – М.:Мозаика-Синтез, 2012. С.336 8. Вербенец А. М. Использование информационных технологий в процессе художественно – эстетического развития // Детский сад от А до Я. 2009. №4(40). С.4-25 9. Волкова Е. А. Мультимедиа технологии: учебно-методическое пособие / Е.А.Волкова. – Нижний Тагил: НТГСПИ РГППУ, 2016. С. 100 10. Выгоский Л. С. Проблема возраста / Л.С.Выготский Собрание сочинений: в 6 т. Т.4-М.: Педагогика, 1984. С. 244 11. Ганичева Е. М. Формирование информационно – образовательной среды образовательного учреждения // Сборник статей III Межрегиональной научно – практической конференции. – Вологда: Издательский центр Вологодского института развития образования, 2012. С.147-148 12. Горвиц Ю. М., Поддъяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии / Ю.М. Горвиц. – М.: Линка-Пресс, 1998. С. 328 13. Данилина, В. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 12.6 (116.6). С. 31-34. 14. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств // Народное образование. 2006. №2. С.157-159 15. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения // Педагогические технологии.2004. №2. С.32-37 16. Денисова А. Б., Селезнева Г. А. Внедрение ИКТ в различные виды музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Молодой ученый. 2017. №4. С.352-354 17. Дмитриева Ю. А., Калинина Т. В., Кротова Т. В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования / Ю.А.Дмитриева. – М.: Прометеи, 2016. С. 225 18. Дурова А. И. Современные технологии в учебном процессе // Дошкольное образование. 2005. №12. С.49-51 19. Дусева Н. Ю. Типизация мультимедийных технологий в обучении // Современные проблемы науки и образования. 2016. №4. С. 185 20. Елухина Н. В. Дошкольное воспитании // Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. М.: Венконт, 2009. №4. С.96 21. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Л.В.Занков – М.: Дом педагогики, 1999. С. 608 22. Занков Л. В. Дидактика и жизнь / Л.В.Занков. – М., 2008. С. 176 23. Запорожец А. В. Развитие мышления //Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика. 1986. С.200-215 24. Зельманова Л. М. Наглядности в преподавании русского языка: пособие для учителя / Л.М.Зельманова. – М.: Просвещение, 2004. С. 280 25. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» / Т.В.Калинина. – М.: Сфера, 2008. С.88 26. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их преподавания / Г.М.Коджаспирова. – 4-е изд. – М.: Академия, 2007. С. 352 27. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Г.М. Коджаспирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 256 28. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова – М., 1998. С.416 29. Комарова Т. С., Туликов А. В., Комарова И. И. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, А.В.Туликов, И.И.Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. С. 128 30. Красова Т. Д. Специфика развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Традиции и инновации в начальном образовании: материалы рос. науч.-практ. конф. – Елец, 2018. С.178-182 31. Кротова Т. В., Комаров Д. Ю. Компьютерная игра как современное средство подготовки ребенка к школе // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №8. 2012. С.19-22 32. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. // URL: http://www.infoliolib.info/psih/leontyev/leontmain 33. Меньшикова Е. А. Психолого – педагогические аспекты развития познавательной активности детей / Е. А. Меньшикова. Вестник ТГПУ №5, 2009. С. 112-115 34. Минхевич М. П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: дис. кандидата педагогических наук: Минск, 1989. С. 151 35. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л.Новоселова. – М.: Новая Школа, 1997. С. 128 36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – 2-е изд. – СПб, 2002. С. 702 37. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И.Савенков – М., 2006. С. 368 38. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. С. 144 39. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 2008. С. 305 40. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду / А.И.Сорокина – М.: Просвещение, 1982. С. 98 41. Уткина С. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении математическим дисциплинам: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Екатеринбург, 2007. С. 25 42. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие / Г.В.Фадина – М., 2004. С. 68 43. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, 2014. С. 32 44. Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 2012. С.208 45. Шодмонов Д. А. Эффективность применения мультимедийных технологий в современном образовании // Вестник науки и творчества. 2016. №1. С.150-156 46. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности дошкольников в учебном процессе // Современная Педагогика. 1983. №11. С.46-51 47. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 2001. С. 201 48. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1971. С. 352 49. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до 7 лет / Д.Б.Эльконин – М.: Просвещение, 2000. С. 182 50. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования / И.С.Якиманская. – М.: Академия, 2004. С. 320
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Характеристика познавательной деятельности дошкольников В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) представлены следующие образовательные области развития ребенка : • художественно – эстетическое; • речевое развитие; • социально - коммуникативное развитие; • физическое развитие; • познавательное развитие. Более подробно остановимся на образовательной области «Познавательное развитие». Главная цель познавательного развития – это ознакомление ребенка с опытом, который набрало человечество. ФГОС (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие», которая еще не представлена в современных программах дошкольного образования (ДО).
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 14 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Психология, 103 страницы
950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg