Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Особенности процесса фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

lina_lad 250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2018
В результате теоретического анализа литературы и благодаря диагностическому комплексу и анализу интерпретации показали, что у детей данной категории был выявлен ряд особенностей :были проблемы в восприятии и воспроизведении громкости, высоты звуков, интонации, дифференциации звуков, различии на слух оппозиционных фонем, звуковом анализе и синтезе слов. Таким образом, можно сделать вывод о низком уровне фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР.
Введение

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта. С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левина, Н.X.Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука, может в разной степени ухудшаться и его воспри¬ятие. Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Эти дети относятся к категории детей с задержкой психического развития ( в дальнейшем ЗПР). В эту категорию относят детей с ринолалиямифункциональными и смешанными дислалиями и легкой формой дизартрии. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие, программой начального обучения в целом. Таким образом, становится ясно, что своевременное выявление осбенностей процесса фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР приобрело особую актуальность. Цель исследования: выявить особенности развития процесса фонематического восприятия и определить коррекционно-развивающие мероприятия, у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР . Объект исследования: процесс фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Предмет исследования:Особенности процесса фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, если диагностический комплекс будет включать методики Волковой Л.С., Голубевой Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волковой Г.А., Дьяковой Н.И., методику диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой,то это позволит выявить особенности процесса фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и по полученным результатам разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. Подобрать диагностический инструментарий, составить и апробировать диагностический комплекс, направленный на выявление особенностей процесса фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по эффективности предлагаемого диагностического комплекса. 4. Разработать рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений. Методологической и теоретической основой исследования явились методики следующих авторов: Волкова Л.С., Голубева Г.Г., Коноваленко В.В., Коноваленко В.С., Волкова Г.А., Дьякова Н.И., методика диагностики речи детей 6-7 лет Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Методы исследования: в соответствии с целью гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись организационные методы : экспериментальный - констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретационные методы. Практическая значимость исследования заключается в поиске адекватных методов и средств логопедической работы, способствующих эффективной коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, что будет способствовать преодолению у них имеющихся речевых нарушений, позволит активизировать их последующую учебную деятельность, предупредить развитие у них дисграфии, увеличить коммуникативные возможности и как следствие будет способствовать социализации детей данной категории. База исследования—МБДОУ « Центр развития ребенка»-детский сад №3. Контингент—10 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Содержание

Введение …….…………….……………………………………...........3 Глава 1. Теоретические основы изучения процессафонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………..………...6 1.1. Развитие фонематического восприятия у дошкольников в онтогенезе……………………….………………………………..….…6 1.2. Особенности развития навыков фонематического восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития…………………13 1.3. Методика логопедической работы по развитию навыков фонематического восприятия у детей 6-7лет с задержкой психического развития……………………………………………….19 Глава 2. Экспериментальная работа по изучению процесса фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР………………………………………………………...28 2.1. Анализ диагностических методик, направленных на выявление особенностей процесса фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития..……………..28 2.2. Методика по выявлению особенностей процесса фонематического восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития…………………………………………….....36 2.3. Анализ результатов диагностики развития процесса фонематического восприятия у детей 6-7 лет с задержкой психического развития……………………………………………….46 2.4. Методическое обоснование и рекомендации по выбору коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет с ЗПР........51 Заключение…………………………………………………………....62 Литература…………………………………….………………….…...63
Список литературы

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994- 254с. 2 Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 28. 3 Белякова Л.И. Специальная педагогика. М: Владос 2006г 400с 4 Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с 5 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с. 6 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с. 7 Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с 8 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с 9 Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М: Институт общегуманитарных исследований. 2007г 128с 10 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-367с 11 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с 12 Доброгаев С.М. Речевые рефлексы. Лингвистика. Языкознание. М: АН СССР 1974г, 142с 13 Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с 14 Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.- М.: Сфера, 2010г, 64с 15 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.-367с 16 Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М. , 1958, 357с. 17 Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание 1967г- 430с 18 Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -86 19 Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985. – 195с 20 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.- 114с 21 Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс. 2005г, 224с 22 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва. Знание. 1981-700с. 23 Лубовский В.И. психологические проблемы диагностики аномального развития детей.М: педагогика 1989г 276с 24 Лурия А.Р. Речь и мышление. М: Изд-во АПН РСФСР 1975г – 438с 25 Люблинская А.А. Детская психология М: Педагогика 1971г, 316с 26 Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Педагогика 1974г, 170с 27 Мухина В.С. Возрастная психология. М: Академия, 2003г -578с 28 Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ.ред. Г.В.Чиркиной. – М.: Аркти, 2003. – 240 с 29 Новиковская О.Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-230с 30 Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968.-316с 31 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва. Педагогика. 1995г- 360с 32 Правдина О.В. Логопедия. – М., «Просвещение», 1973. – 272 с 33 Рау Е.Ф., Синяк В.А. Воспитание правильной речи. М: Просвещение, 1968г 307с
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы изучения процесса фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 1.1. Развитие фонематического восприятия у дошкольников в онтогенезе Под фонематическим восприятием понимают специальные умственные действия по дифференциации (различению) звуков речи и установлению звуковой структуры слова. Оно содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения. Фонематическое восприятие формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематическое восприятие является основой всей сложной речевой системы. Нарушения фонематического восприятия приводят к смешению звуков и заменам в устной речи, а также заменам соответствующих букв на письме. Представляем основные типы смешения и замен звуков, а также букв: • звонких согласных глухими («блакала»– плакала, «крафин»– графин); • твердых согласных мягкими («потерала»– потеряла, «ягоди»– ягоды, «синая» — синяя ); • свистящих согласных шипящими («чаши» – часы, «пирозное» – пирожное, «какели»—качели); • аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] («вселился» – вцепился, “светы” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] («кратит» – красит, «кординка»—корзинка).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg