Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

lina_lad 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2018
психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации. У детей, страдающих РДА, наблюдаются нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Отдельные яркие зрительные (слуховые) впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, иногда буквально завораживают детей, и эту их особенность можно использовать для концентрации внимания ребенка. Как правило, внимание ребенка с РДА устойчиво в течение лишь нескольких минут (секунд).
Введение

Ранний детский аутизм (РДА) – это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренического спектра», реже - особая органическая недостаточность ЦНС (хромосомная, наследственно-обменная, возможно, и внутриутробная). Не исключено, что ранний детский аутизм может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью [19]. РДА отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений. Многолетний поиск первичного нарушения, страдающей психической функции, ответственной за дезадаптацию аутичного ребенка, не увенчался успехом, и в настоящее время детский аутизм признан общим, всепроникающим нарушением психического развития. В центре внимания специалистов в настоящее время находятся не столько проявления дефицитарности отдельных психических способностей аутичного ребенка, сколько общие закономерности нарушения развития форм его взаимодействия с окружающим миром и, в первую очередь, с близким человеком. Показано, что прогресс в понимании природы детского аутизма может быть достигнут только при осознании единой логики нарушения аффективного и когнитивного развития ребенка [12]. Понимание того, что формирование данного типа психического дизонтогенеза связано со столь глубинными нарушениями организации отношений ребенка с миром, выводит на первый план исследования, ориентированные на самый ранний возраст. Однако, ряд важнейших аспектов раннего психического развития детей с аутизмом до сих пор остается недостаточно изученными. Ранний детский аутизм в течение последних десятилетий привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Интерес к этой проблеме обусловлен как определенными достижениями в области клинического изучения синдрома РДА, так и малой разрешенности неотложных практических вопросов терапии и психолого-педагогической коррекции. Актуальность данной проблемы определяется рядом причин: Во-первых, достаточно высокой распространенностью РДА: 6-10 на 10000 детей. Во-вторых, актуальность данной проблемы определяется тем, что в настоящее время в нашей стране складывается система психологической службы, которая охватывает детские дошкольные учреждения и школы. Но зачастую даже высококвалифицированные психологи из-за отсутствия знаний о данной патологии психического развития и возможных способов коррекционной работы не могут выявить и оказать своевременную, необходимую помощь детям с синдромом РДА. Вопросами понимания РДА. занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (С.С. Мнухин, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Н. Cook, М. Rutter, N. Tinbergen, G. Dawson, U. Firth, В. Bettelheim) Многообразие теорий, объясняющих механизмы возникновения данной патологии с совершенно различных позиций, мнение специалистов о том, что вероятнее всего невозможно найти общее основание для объяснений психологическом природы синдрома раннего детского аутизма, важность задачи оказания наиболее эффективной помощи аутичным детям обусловили актуальность темы нашего исследования. Цель исследования: выявление особенностей познавательного развития у детей с РДА. Объект исследования: дети, страдающие синдромом раннего детского аутизма. Предмет исследования: особенности познавательного развития у детей с РДА. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1). Рассмотреть исследования раннего детского аутизма в отечественной и зарубежной психологии; 2) Проанализировать причины и факторы возникновения аутизма; 3) Раскрыть клинико-психологическую классификацию раннего детского аутизма; 4) Описать особенности развития познавательной сферы у детей с синдромом раннего детского аутизма; 5) Разработать коррекционно-развивающую програму для развития познавательной сферы детей с РДА. Исследование предполагало использование соответствующих методов исследования: - теоретические: подбор, изучение и анализ клинической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; Теоретико-методологическая база исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов. Впервые синдром РДА был рассмотрен и описан в 1943 году американским психиатром Л.Каннером в работе «Аутические нарушения аффективного контакта». Им был сделан вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества», который он назвал синдромом раннего детского аутизма и который впоследствии стали называть синдромом Каннера по имени ученого его открывшего. Г. Аспергер тоже занимался исследованием детей с синдромом РДА, но несколько другой категории, он назвал ее «аутическая психопатия», что в отличие от раннего детского аутизма проявляется после трехлетнего возраста. Наиболее известные отечественные подходы к исследованию аутизма были предложены К.С. Лебединской и О.С. Никольской и их методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции, основанная на представлении об аутизме прежде всего как об аффективном расстройстве. В отличие от зарубежных методов коррекции в отечественной коррекционной работе большое значение отводится комплексности – постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров [7]. Считается, что синдром раннего детского аутизма (РДА) изучается в Беларуси более 50 лет, со времени выхода в 1947 году статьи С.С. Мнухина «О невро- и психопатических изменениях личности на почве тяжелого алиментарного истощения у детей». В дальнейшем РДА на протяжении более 30 лет рассматривался в нашей стране только как медицинская проблема. Однако помещение аутичных детей с психиатрический стационар не давало, как правило, положительных результатов, а нередко за счет отрыва от семьи, изменения привычного окружения приводили к ухудшению состояния. И лишь со второй половины 70-х гг. благодаря работам ленинградских (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган и др.) и особенно московских (К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, О.С.Никольская и др.) психиатров и психологов постепенно стало скалываться представление о РДА как об особом отклонении психического расстройства, из чего следовала необходимость не только и не столько медикаментозного лечения, сколько коррекционного обучения и воспитания с использованием особых, специфических для раннего детского аутизма форм и методов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обобщены и систематизированы научные представления об особенностях познавательного развития у детей с РДА, разработана коррекционно-развивающая программа для развития познавательной сферы детей с РДА. Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретико-практические материалы, содержащиеся в исследовании, окажутся полезными преподавателям и студентам ВУЗов, готовящих кадры для системы специального образования, работникам системы повышения квалификации, специалистам-смежникам (медикам, клиническим психологам и социальным педагогам), практическим работникам учреждений, обслуживающим данную категорию детей, родителям (и/или лицам, их заменяющим) детей с РДА.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ 7 1.1 Исследования раннего детского аутизма в отечественной и зарубежной психологии 7 1.2 Причины и факторы возникновения аутизма 11 1.3 Клинико-психологическая классификация раннего детского аутизма 13 1.4 Особенности развития познавательной сферы у детей с синдромом раннего детского аутизма 16 ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ 20 2.1 Содержание коррекционно-развивающей работы 20 2.2 Организация программы развития познавательной сферы ребенка с ранним детским аутизмом 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32 ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Список литературы

1. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. –№ 2. – С. 46-56. 2. Аутичный ребенок – проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. С.А.Морозова. – М.: Теревинф, 2005. - 220 с. 3. Веденина, М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации / М.Ю. Веденина//Дефектология. – 1997. – №2. – С. 31-39. 4. Владимирова, Н. Не от мира сего? / Н. Владимирова // Семья и школа. – 2003. – №9. – С.10-11. 5. Гилберг, К., Питерс, Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н.Исаева. – СПб.: Формат, 1998. – 124 с. 6. Коноплева, А.Н., Лещинская, Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития /А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с. 7. Катаева, А.А., Стребенева, Е.А. Дидактические игры и упражнения / А.А. Катаева, Е.А. Стребенева. – М.: Просвещение, 1991.– 190 с. 8. Ковалец, И.В. Основные направления работы с аутичными детьми/ И.В. Ковалец // Дефектология – 1998. – №2. – С.63-73. 9. Ковалец, И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом/ И.В. Ковалец //Дефектология. – 2003. – №2. – С. 57 10. Красноперева, М.Г. Предпосылки аутизма / М.Г. Красноперова // Психиатрия. – 2003. – №5. – С.24-35. 11. Красноперова, М.Г. Причины аутизма / М.Г. Красноперова // «Психиатрия». – 2004. – №1. – С.55-63. 12. Лебединская, К.С., Никольская, О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с. 13. Манелис, Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы /Н.Г. Менелис // Школа здоровья. – 1999. – №2. – С.6-21. 14. Никифорова, Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками / Е.В. Никифорова // Дефектология. – 1997. – №3. – С. 57-62. 15. Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинер. 1997. – 342 с. 16. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/Под ред. Т.Л.Лещинская – Мн.: НИО, 2005. – 260 с. 17. Сатмари, П. Дети с аутизмом / П. Сатмари. – СПб.: Питер., 2005. – 224 с. 18. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. Циркин С.Ю. – СПб.: Питер., 2002. – 446 с. 19. Шипицина, Л.М. Детский аутизм / Л.М. шипицина. – М.: Дидактика Плюс, 2001. – 365 с. 20. Шипицина, Л.М., Петрова, И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. – СПб., 1997. – 230 с. 21. Янушко, Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком//Воспитание и обучение детей с нарушениями. –2005. – №1. – С.70.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ 1.1 Исследования раннего детского аутизма в отечественной и зарубежной психологии По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина: Аутизм - «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии [18, с.185]. Синдром Аспергера (аутистическая психопатия) - конституциональная патология характера аутистического типа. Состояние, как при раннем детском аутизме, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников [18, с. 323-324]. Ранний детский аутизм (синдром Каннера) - особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения [18, с. 446]. В начале 40-х годов прошлого века аутизм был описан Лео Каннером и австрийским педиатром Гансом Аспергером. Каннер прилагал этот термин к детям социально замкнутым, склонным к шаблонному поведению; будучи часто интеллектуально одаренными, они с трудом осваивали речь, что заставляло подозревать задержку в умственном развитии. Аспергер, в свою очередь, имел в виду детей, которые испытывали трудности в общении, обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми и, по-видимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, что подобные нарушения часто переходят в семье от отца к сыну. (Каннер, впрочем, также указывал на роль наследственности в возникновении аутизма). В дальнейшем исследования приняли иное направление. Стало преобладать мнение, что дети не рождаются аутичными, а становятся таковыми потому, что родители, особенно матери, обращаются с ними холодно и недостаточно заботливо. Однако в 1981 году появилась статья британского психиатра Лорны Уинг, которая возродила интерес к работам Аспергера. Она показала, что нарушения, описанные этим ученым, представляют собой разновидность каннеровского аутизма. Нынешние исследователи считают, что Аспергер и Каннер описывали два лика сложнейшего и многообразного нарушения, источник которого в целом закодирован в геноме человека. Установлено также, что тяжелые формы аутизма не всегда сопровождаются интеллектуальной одаренностью, а, напротив, часто характеризуются задержкой в умственном развитии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg