Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира. Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным, воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер.
Введение

Актуальность исследования. Современное общество диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, которое требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является необходимым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка. В последние годы в психологической и педагогической литературе ставится вопрос о роли творческого воображения в умственном развитии ребенка. Творческое воображение – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без творческого воображения невозможно. Оно является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Интенсивно творческое воображение развивается в возрасте от 5 до 15 лет. Если в этот период творческое воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение способности к творческому мышлению. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности [7]. Степень изученности проблемы. Изучением творческого воображения дошкольников занимались такие исследователи, как Выготский Л.С. [11], Дьяченко О.М. [18], Запорожец А.В. [19], Немов Р.С. [33], Рубинштейн С.Л. [41], Эльконин Д.Б. [54] и др. В дошкольных образовательных учреждениях особое внимание важно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, так как они помогают развитию личности ребенка. По мнению О.А.Акуловой, театрализованная деятельность способствует развитию творческих способностей, делает жизнь дошкольника интересной и содержательной, обогащает эмоциональную сферу ребёнка [55]. Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям. Игра-драматизация, как утверждает А.Н.Брызгалова, один из видов театрализованных игр, которая не может существовать вне творческой деятельности ребенка. Она способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки [10]. Играя роль, ребенок может не только представлять, но эмоционально переживать поступки своего персонажа. Все это, безусловно, влияет на развитие эмоциональной сферы старшего дошкольника. Ребенок в игре превращается в актера, и в режиссера, и в сценариста. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это очень важно для познавательного и эмоционального развития. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку [10]. Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, вопросы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций недостаточно разработаны. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования между необходимостью применения в образовательном процессе игр-драматизаций для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью условий способствующих его развития у детей старшего дошкольного возраста. Представленное противоречие определило проблему исследования: каковы условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драмматизации. Все изложенное определило выбор темы исследования: «Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях» Объект исследования: творческое воображение детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в играх - драматизациях. Цель исследования: обосновать и экспериментальным путем апробировать психолого - педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. 2. Изучить уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Подобрать методику развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях. В основу исследования была положена гипотеза, которая базируется на предположении о том, что развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий: - создании развивающей среды, способствующей раскрытию творческого потенциала дошкольников (постоянно меняющаяся атрибутика, костюмы, дидактический материал, музыкальное сопровождение); - использование методов и средств, стимулирующих интерес к проявлению самостоятельности в играх-драматизациях (создание благоприятной атмосферы, передача эмоционально-нравственных переживаний посредством этюдов, импровизаций, создание ситуации успеха, поощрение). Методологическая основа исследования базируется на общефилософском принципе объективности, влияющем на развитие изучаемого явления: личностно-деятельностный подход Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории Л.С.Выготского об опосредованном характере развития высших психических функций. В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (эксперимент, тестирование); методы обработки данных (количественный и качественный анализ полученных результатов). Психодиагностический инструментарий: 1. «Придумай рассказ» (Р. С. Немов) [33]; 2. «Нарисуй что-нибудь» (Т. Д. Марцинковская) [31]; 3. «Придумай игру» (Т. Д. Марцинковская) [31]; 4. «Скульптура» (Р. С. Немов) [33]; 5. «Вербальная фантазия» (Р. С. Немов) [33]. Экспериментальной базой исследования является МБДОУ детский сад №39 «Золотой ключик» общеразвивающего вида городского округа Щелково Московской области. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 5 - 6 лет. Новизна исследования заключается в определении условий необходимых для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами игр-драмматизации. Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах применения игр-драмматизаций в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработаны методические материалы, направленные на развитие творческого воображение у старших дошкольников, которые могут быть использованы в воспитательно – образовательной работе дошкольных образовательных учреждений. Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Организован и констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста. 2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. 3. Констатирующий этап, в ходе которого внедрены выбранные условия влияющие на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драмматизации, проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования. Структура и объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит содержания, введения, двух глав, списка литературы, приложений. Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы – 68 страницах. Основная часть – 64 страницы, включая 4 таблицы, 12 рисунков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………. 9 1.1. Воображение как психический процесс……………………………… 9 1.2. Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………... 20 1.3. Игра – драматизация как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста………………... 25 Выводы по первой главе…………………………………………….. 33 Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ-ДРАММАТИЗАЦИЯХ..............……………………………………..… 34 2.1. Методы диагностики творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….….... 34 2.2. Программа развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях …………………..…… 43 2.3. Анализ результатов исследования и его интерпретация ……..……… 50 Выводы по второй главе……………………………………………… 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….. 60
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). М.: Дашков и К, 2011. 43 с. 2 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". М: Право, 2011. 325 с. 3 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155. М: Правовой статус, 2014. 248 с. II. Учебная и монографическая литература: 4 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.,2016 5 Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – Изд. Сфера, 2016 г. – 49-70 с. 6 Бобровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации, М.: ООО» ИГЛ «РОН»» 2015 7 Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2015. – 292 с. 8 Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2005 9 Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 2017. 10 Брызгалова А. Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Минск, 2016. 11 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб. 2010 – 96 с. 12 Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов 13 -М.: Книжный дом «Университет», 2015. - 332 с. 14 Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Норма, 2016. — 176с 15 Дубровина И.В. и др.. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,2018. - 464 с.. 16 Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Знание, 2017.-192с. 17 Дыбина О.В. Творчество – как сущностная характеристика человеческого бытия. М. Педагогическое общество России. 2013 18 Дьяченко О.М. Воображение дошкольника/О.М.Дьяченко. - М. Просвещение, 2013. 79 с. 19 Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М.,2015 20 Ильина М.В. Развитие вербального воображения. - М.: Книголюб, 2008. 21 Калошина И. П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие для вузов – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 431 с. 22 Катаева Л.И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2012. 234с. 23 Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ – М.: Учитель, 2015. – 114с. 24 Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. Сред. пед. Учеб. Заведений.- 3-е изд., исправ. И доп./С.А. Куликова [и др.].- М.: Издательский центр Академия, 2014.-416с. 25 Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2013 26 Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 128с. 27 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 2015 28 Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2013.- 448 с. 29 Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка //Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2016. - 304 с. 30 Люблинская А.А. Детская психология. М., 2015.- 104 с. 31 Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: учебник- Москва: Гардарики,- 2016.-255 с. 32 Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2015.-258с. 33 Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2015.- 260с. 34 Николаева Е. И. Психология детского творчества. – СПб.: Речь, 2016.-220 с. 35 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2014 36 Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. - М., 2014 37 Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 2013. 38 Поддьяков Н.Н. Творчество и соразвитие детей дошкольного возраста. - Волгоград, 2014. 39 Петровский А.В. Психология личности. М., 2015. 40 Рибо Т. Болезни личности; Опыт исследования творческого воображения; Психология чувств. Издательство: Харвест.-2012, 784 с. 41 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: 42 Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии. - М.: Союз, 2012. 356с. 43 Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей.- Екатеринбург: У-Фактория, 2015 . - 192с. 44 Субботина Л.Ю. Учимся, играя. Развивающие игры для детей 5-10лет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2017. - 144с. 45 Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2018 46 Словарь психолога - практика Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2015. - 976 с. 47 Торренс П. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб, 2014. 48 Уваров С. Н., Кунина М. В. Основы творческо-конструктивной деятельности – М.: Академический проект, 2015. – 80с. 49 Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. - М., 2016 50 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 2017 51 Ушинский К.Д. История воображения.Собр. соч.М. — Л., 2016. Т.8 52 Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2015 53 Шерагина Л.И. Логика воображения. - М.: Союз,2015. 285с. 54 Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Элькоини. — М.: Просвещение, 2015. —136с. III. Периодические издания: 55 Акулова О. А. Театрализованные игры/Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — 57–64 с. 56 Бондаренко Н. А. Воспитание творческой личности через коллективную деятельность/Начальная школа, 2001г.№8. 61-62 с. 57 Бывальцева М. В. Иллюстрируем сказки с радостью/Начальная школа. 2003. №1. 2-4 с. 58 Дьяченко О. М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей / Дошкольное воспитание. 2003 г. №8. 23-32 с. 59 Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. 2007. №16 60 Захарюта Н. В. Играем и общаемся, воображаем и радуемся/Дошкольное воспитание. 2011г.№12.94-100с. 61 Зверева С. В. Умственная гимнастика или упражнения для развития творческих способностей/Дошкольная педагогика. – 2001. №10. 25-28 с. 62 Ильницкая И. Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения/Дошкольное воспитание. 2007г. №3.15-21с. 63 Ильницкая И. Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка//Дошкольное воспитание. 2009г.№5.49-54с. 64 Кравцова Е. Развитие воображения / Дошкольное воспитание. 2009. №12. 13-18 с. 65 Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей. / Дошкольное воспитание. - 2007. – № 2. 1. 66 Кириллова Г. Реалистические тенденции в воображении детей /Дошкольное воспитание. 2001. №12 67 Крынцылова И. Развиваем способности ребенка/Дошкольное воспитание.2007г. №5.54-58с. 68 Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. /Психологический журнал. 2003. №5. 69 Кудрявцев В. Т. Феномен детской креативности /Дошкольное воспитание. 2007г.№2 18-28 с. 70 Миронова Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте/Дошкольное воспитание №1, 2008.-39-40с. 71 Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей. Занятия изобразительной деятельностью. / Начальная школа. 2005. № 12. с.40-44. 72 Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике /Вопросы психологии. 2008. №6 73 Пороцкая Е. Ребенок: слово и его роль в развитии воображения / Дошкольное воспитание. 2004. №9 74 Ярыгина А. Творчество и выразительность/Дошкольное воспитание. 2009г.№6.57-61с IV Интернет-ресурсы 75 Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000866/index.shtml 76 Крутецкий В.А. Психология https://bmu.vrn.muzkult.ru/media/2018/08/02/1225660667/Kruteczkij_V.A.PsiKhologiya_2.pdf 77 Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей. https://studopedia.ru/8_62890_a-mehanizmi-tvorchestva-s-tochki-zreniya-z-freyda-i-ego-posledovateley.html 78 Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с. - Доп. тит. л. фр., англ. - Библиогр.: с. 646-659.: http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969 79 Чижова, И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок / И. И. Чижова.// Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь,2014.—С.65-68.—URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4738/
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Воображение как психический процесс В связи с новыми задачами, выдвинутыми современным обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Современная психология и педагогика рассматривают воображение как важнейшую сторону детского творчества. Именно в дошкольном возрасте воображение проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Проблема развития воображения привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии [59]. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Образы, которыми человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются в воображении преобразованию [58]. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого [9].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 14 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
2075 руб.
Дипломная работа, Психология, 69 страниц
1725 руб.
Дипломная работа, Психология, 103 страницы
950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg