Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ТРАВМИРУЮЩИЕ СОБЫТИЯ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ДЕТЕЙ

vika_glad 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
В настоящем исследовании рассматриваются особенности детско-родительских отношений и травмирующие события рассматриваются как факторы формирования личностной беспомощности, а личностная беспомощность - как симптом, возникающий под влиянием особенностей взаимодействия между членами семьи и количества травмирующих событий в жизни ребенка.
Введение

Особенности исторического развития нашей страны и ее общественного уклада серьезно повлияли на менталитет нации, создав благоприятные условия для возникновения беспомощности у людей, главными из которых являются непредсказуемость и неконтролируемость событий. Новое общество предъявляет к человеку новые требования. В этом новом обществе ответственность за свою жизнь, за достижение успеха ложится на самого человека, что требует собственных усилий. Особенности сложившейся в нашей стране ситуации способствовали возникновению некоторых трудностей воспитания детей. По данным литературы можно выделить общие черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений, рост разводов и, следовательно, рост числа неполных семей и семей с неродными родителями. Актуальность. Все больше отчуждаясь, дети учатся полагаться только на свои силы и возможности, которых очень часто бывает недостаточно, чтобы разобраться в особенностях окружающего мира. А это, в свою очередь, способствует развитию депрессивных состояний и формированию общего пессимистичного настроя, что приводит к формированию такого устойчивого личностного образования как личностная беспомощность. Принимая во внимание то, что в настоящее время наблюдается глобализация депрессивных явлений в обществе, изучение феномена личностной беспомощности в рамках отечественной психологии приобрело особую значимость. В отечественной психологии, изучались близкие к беспомощности по своей природе явления, такие как стресс, фрустрация, неудача, реактивная депрессия, атрибуция результатов деятельности, которые связаны с влиянием негативных событий и ситуаций на человека (Батурин Н.А., Вяткин Б.А., Мерлин В.С., Карвасарский Б.Д., Тарабрина Н.В., Шафранская К.Д. и др.). Личностная беспомощность - это симптомокомплекс личностных свойств, пессимистического атрибутивного стиля и невротических симптомов, а также определённых поведенческих особенностей. Она является устойчивым образованием, сформировавшимся в процессе развития личности. Формирование личностной беспомощности обеспечивается посредством влияния травмирующих и неконтролируемых событий, а также особенностями системы взаимоотношений с окружающими. В детстве - со значимыми взрослыми. Травма психическая (психологическая) - разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное состояние, порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины возникновения неврозов и иных заболеваний. Причины и симптомы психических нервных заболеваний, образующиеся как остатки, осадки и следы аффективных переживаний, мощно воздействующих на психику, деятельность психики и поведение личности. Исследованием данной проблемы в зарубежной психологии занимались З.Фрейд, К. Г. Юнг, Ж. М. Шарко, Й. Брейер, О. Фенихель, Р. Д. Коддингтон и другие. О влиянии внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А. Я. Варга, В. К. Котырло, К. Маданес, А.С.Спиваковская, В. Я. Титаренко, М. Сельвини-Палаццоли, Д. Хейли, В. Юстицких, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Существует ряд работ, посвящённых влиянию семьи и травмирующих событий на формирование личности. Но пока недостаточно исследованы особенности влияния детско-родительских отношений и травмирующих событий на формирование личностной беспомощности у детей. Именно этой проблеме посвящено настоящее исследование. Цель исследования: изучить особенности детско-родительских отношений и травмирующих событий как факторы формирования личностной беспомощности у детей. Объект исследования: личностная беспомощность у детей. Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений и травмирующих событий как факторы формирования личностной беспомощности у детей. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что детско-родительские отношения и травмирующие события являются факторами формирования личностной беспомощности у детей. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи: 1) проанализировать научную литературу по проблеме личностной беспомощности, детско-родительских отношений и травмирующих событий; 2) выявить детей с признаками личностной беспомощности; 3) изучить основные факторы формирования личностной беспомощности у детей. Базой исследования являются средняя школа №124 имени Физули Гезалова, AZ 1000, г.Баку. В исследовании приняли участие 59 детей 8-12 лет и 101 человек их родителей. Методологическая основа исследования была сформулирована на базе принципов отечественной психологии 1) принцип детерминизма, то есть причинной обусловленности психических явлений объективными и субъективными факторами (С.Л. Рубинштейн); 2) принцип системности (Б.Ф. Ломов); 3) принцип развития или признание того, что психические явления постоянно развиваются под влиянием соответствующих условий социальной жизнедеятельности людей (Л.С. Выготский). Методы исследования. Для решения задач исследования и проверки гипотезы использовался комплекс методов: - теоретический анализ литературы; - эмпирические методы (психодиагностические методы; анализ документации); - методы математической статистики. Методики изучения: методика изучения самооценки Будасси, детский опросник неврозов (ДОН) В.В. Седнева, опросник стиля атрибуции детей (ОСАД) М. Селигмана, методика «Анализ родительских взаимоотношений» (АСВ) В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера, методика Р. Жиля, Опросник травмирующих событий Д. А. Циринг. Теоретическая значимость: полученные эмпирические результаты, будучи включенными в теорию, обогащают представления о детско-родительских отношений в семьях беспомощных детей, а также о роли травмирующих событий в формировании личностной беспомощности у детей. Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут способствовать созданию программ тренингов для родителей, направленных на предотвращение формирования личностной беспомощности у детей. Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения и списка используемой литературы
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…………….…..3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ДЕТЕЙ…....7 1.1 Проблема формирования личности в психологии……………………………..7 1.2 Личностная беспомощность в современной психологии…………………….18 1.3 Детско-родительские отношения как фактор формирования личностной беспомощности у детей…………………………………………………………….23 1.4 Травмирующие события как фактор формирования личностной беспомощности у детей…………………………………………………………….40 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ДЕТЕЙ…………………………...47 2.1 Организация психодиагностического исследования……………..…………..47 2.2 Методы и методики исследования…………………………………………….48 2.3 Анализ результатов исследования факторов формирования личностной беспомощности у детей……………………………………………………………63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………74 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….……………...75
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - 3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 673 с. 2. . Аккерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица [Текст] / Н. Аккерман. - СПб.: Питер, 2000. - 184с. 3. . Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Психология. Сер. 14.- 1987.- N 2. - C. 60-72. 4. . Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 688 с. 5. . Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи [Текст] / Э. Арутюнянц. - Вильнюс, 1988. - 46с. 6. . Бардиан, А.Н. Воспитание детей в семье [Текст] / А.Н. Бардиан. Психол. - пед. очерки. - М., 1992. - 236с. 7. . Батурин, Н.А. Оценочная функция психики. - М.: Изд-во ИП РАН, 1997.- 306 с. 8. . Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи [Текст]: учеб. пособие / Н.А. Батурин. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999. - 100 с. 9. . Батурин, Н.А. Ситуативная и личностная беспомощность [Текст] / Н.А. Батурин // 52 научная конференция: Материалы конференции преподавателей факультета психологии / под ред. Н.А. Батурина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 47с. 10. . Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. 11. . Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] // Л.И. Божович; Избранные психологические труды. - М. - Воронеж, 2015. 12. . Большая психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007. - 554 с. 13. . Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 2008. 14. . Бурлачук, Л.Ф. [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов; Словарь - справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2009. - 528с. 15. . Варга, Д. Дела семейные [Текст] / Д. Варга; пер. с венг. - М.: Педагогика, 1996. - 160 с. 16. . Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А.Я. Врага. - СПб: Речь; 2001. - 144с. 17. . Винникотт, Д.В. Разговоры с родителями [Текст] / Д.В. Винникотт. - М., 2015. - 186 с. 18. . Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта [Текст] / К. Витакер. - М: Класс: 1998. - 207с. 19. . Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. ВУЗов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 20. . Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 624 с. 21. . Гарбузов, В.И. Неврозы у детей и их лечение [Текст] /В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - Л.: Медицина, 1997. 22. . Гелус, З. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии личности [Текст] // Психолого-педагогические проблемы становления индивидуальности в детском возрасте. 23. . Гозман, Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Я Гозман, Ю.Е. Алёшина // Психологический журнал.- 2001.- N4. - С.84-92. 24. . Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи [Текст] / И.В. Гребенников. - М., - 2005. - 204 с. 25. . Дилео, Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация [Текст] / Д. Дилео. - Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-пресс, 2011. 272 с. 26. . Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: КСП, 1996. - 160 с. 27. . Дружинин, В.Н. Структура и логика психологического исследования [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ИП РАН, 2004. 28. . Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учеб. для вузов. [Текст] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2007. - 320 с. 29. . Дубровина, И.В., Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 2001г. - 368 стр. 30. . Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм [Текст] / А.И. Захаров. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 144 с. 31. . Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста [Текст] // Психологическая наука и образование.- 2000.- N3. 32. . Керш, П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми [Текст] // Вопросы психологии.- 1990.- N1. - с.103-109. 33. . Клиническая психология [Текст] : учебник. 3-е изд. / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2007. - 960 с. 34. . Ключников, С. Семейные конфликты [Текст] / С. Ключников. - СПб: Питер; 2002. - 160с. 35. . Ковалев, А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей [Текст] / А.Г. Ковалев. - М., 2011. 36. . Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] : кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 208 с. 37. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений [Текст] / С.В. Ковалев. - М., 1986. 38. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 940 с. 39. Кристалл, Г. Травма и аффекты [Текст] // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - N3. 40. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: УРАО, 1996. 41. Куликов, Л.В. Психологическое исследование [Текст] / Л.В. Куликов. - СПб: Наука, 2004. 42. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1997. 43. Леонтьев, А.Н. К теории развития личности [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 2012. - 402 с. 44. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 1995. 45. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 2004.- 446 с. 46. . Лосева, В.К. Рисуем семью. Психологическая помощь и консультирование [Текст] / В.К. Лосева. - М.: РАО, 1995. - 37 с. 47. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер; 2000. - 582с. 48. Маркова, Т.А. Воспитание дошкольника в семье [Текст] / под ред. Т.А. Маркова, М., 1979. - 318 с. 49. Мир детства: Младший школьник [Текст] / под ред. А.Г. Хрипковой; отв. ред. В.В. Давыдов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 2008. - 272 с. 50. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. Учебное пособие. СПб.: Речь,2004.-392с. 51. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: в 3 кн. /Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 687 с. 52. Никольская, И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб: Речь, 2000. - 507 с. 53. Новейший психологический словарь [Текст] /В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. Ред. В.Б. Шапаря. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 808 с. 54. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / учеб. пособие. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с. 55. Общая психодиагностика [Текст] / под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. - М.: Изд. МГУ. 1987. - 304 с. 56. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 стр. 57. Островская, Л.Ф. Характер формируется с детства [Текст] // Дошкольное воспитание, 1988, N5, 76 с. 58. Психологические тесты для всех / cост. Т.В. Орлова. - Киев: 2000 «Таир», 1997. - 222 с. 59. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000г. - 544с. 60. Психологические тесты для всех / сост. Т.В. Орлова. - Киев: 000 «Таир», 1997. -222 с. 61. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом «БАРАХ-М», 2000. 672 с. 62. Проблемы формирования личности [Текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с. 63. Решетников, М.М. Психическая травма [Текст] / М.М. Решетников. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. - 322 с. 64. Рождественская, Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей [Текст] // Вестник Московского университета.- 2002.- N2. - C.48-53. 65. Ротенберг, В.С. Образ Я [Текст] / В.С. Ротенберг. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Изд-во «Питер», 2000г. - 713 стр. 67. Сатир, В. Как строить себя и свою семью [Текст] / В. Сатир. - Пер. с англ.: улучш. изд. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 192 с: ил. 68. Сатир, В. Психотерапия семьи [Текст] / В. Сатир. - СПб: Речь; 2000. - 290с. 69. Селигман М. Как научиться оптимизму [Текст] / М. Селигман. - М.: Персей, - 1997. - 432 с. 70. Сельвини-Палаццоли, М. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие [Текст] / М. Сельвини-Палаццоли, Л. Босколо, Дж. Чеккин, Дж. Прата. - Пер. с итал. - М.: «Когито-Центр», 2002. - 204 с. 71. Смирнова, Е.О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка [Текст] / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Психолог в детском саду.- 2003.- № 4.- с.102-108с. 72. Солодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст] : учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 288 с. 73. Столяренко, Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с. 74. Фенихель, О. Психоаналитическая теория неврозов [Текст] / О. Фенихель. - Пер. с англ. А. Б. Хавина. М.: Академический проект, 2004. - 848 с. 75. Флэйк - Хобсон, К., Развитие ребёнка и его отношений с окружающими [Текст] / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. - М.: 1998. 76. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст] / Г.Т. Хоментаускас. - М, 1998. 77. Циринг, Д. А. Психология выученной беспомощности [Текст]: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. 78. Циринг, Д.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. - 2009. - N1. 79. Циринг, Д.А. Травмирующие события как одна из детерминант личностной беспомощности у детей [Текст] / Д.А. Циринг // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Психологическая помощь в кризисных ситуациях»/сост. И.А. Еремицкая. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. - 332 80. Циринг, Д.А. Травмирующие события как фактор, детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей // Образование и наука. - 2008. - № 6. 81. Циринг, Д.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование беспомощности у детей (системный подход) [Текст] / Д.А. Циринг, С.А. Сальева // Материалы третьей Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи». В 2-х частях. Часть 2 (2) / Под общ. ред. канд. псих. наук Лидерса А.Г. М., 2007. - 398-403 с. 82. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики [Текст] / А.В. Черников. - изд. 3-е, испр. и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 208 с. 83. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики [Текст] : учеб. для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. Ч. 1. - 288 с. 84. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская : учеб. пособие для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003, 336 с. 85. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб: Питер; 2002. - 639с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ДЕТЕЙ 1.1 Проблема формирования личности в психологии родительский личностный беспомощность травма С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется формирование личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для формирования личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других процессов [50, 356]. Для психологической конкретизации понятия «формирование личности» нужно ответить на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, какие существуют механизмы формирования личности, как представляются с позиции различных психологических теорий рост и развитие личности. Личность - социально сформированный феномен, конкретный индивид, владеющий сознанием и самосознанием. Строение личности - целостное системное образование, база социально значимых психических свойств, взаимоотношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения [12, 208]. В строение личности укладываются и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg