Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 20.01.2021
В начале нашего исследования нам удалось выяснить значение понятий «толерантность», «гендер», «гендерная толерантность». Анализ психолого-педагогической литературы по гендерной проблематике позволил заключить, что большинство исследований посвящено изучению полоролевого воспитания и гендерной идентичности. Гендерная толерантность рассматривается авторами как непредвзятое, уважительное отношение индивидуума к противоположному полу, признание равенства между мужчинами и женщинами. В педагогическом аспекте гендерная толерантность включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Введение

Актуальность исследования формирования гендерной толерантности детей в дошкольных учреждениях обусловлена тенденциями и закономерностями развития обществ, проблематикой взаимоотношений между женской и мужской половиной населения. Недостаточность распространения идеи толерантности в существующих программах воспитания дошкольников может привести к формированию у детей искаженных представлений о содержании идентичности представителей своего и противоположного пола, и, в результате, проявлению феминности (женственности) у мальчиков и мускулинности (мужественности) у девочек. Наиболее значимым видом деятельности дошкольника является игра, в процессе которой происходит развитие его личности и проявляются его способности, в том числе гендерные. Содержание игровой деятельности, учитывающее особенности мальчиков и девочек, использование в ходе этой деятельности педагогических приемов с учетом гендерного подхода, может привести к эффективному достижению целей гендерного воспитания. Объект исследования – процесс формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – игровая деятельность как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы – теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность игровой деятельности как средства формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования: – изучение теоретических основ гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; – изучение понятия гендерной толерантности в психолого-педагогической литературе; – определение особенностей проявления гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста; – рассмотрение игровой деятельности как средства формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста; – проведение опытно-экспериментальной работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности; – диагностика уровня сформированности гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста; – определение системы работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста; – анализ результатов опытно-экспериментальной работы. В процессе работы использовались теоретические и практические методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, графическая обработка результатов исследования. Вопросы гендерной толерантности в педагогической науке и практике недостаточно изучены, в основном предметами исследований гендерной проблематики являются гендерная компетентность, гендерное воспитание, гендерная идентичность детей дошкольного возраста. Такие исследователи как Н. И. Андреева, Б. Г. Ананьев, О. А. Борисова, Ж. Н. Дюльдина, Л. В. Коломийченко, Е. А. Конышева, А. В. Кучукова, Ф. С. Махов, М. А. Митрохина, О. П. Нагель, В. А. Перегудина, О. В. Прозументик, Т. А. Репина, Н. Е. Татаринцева, Л. Х. Урусова, С. Б. Фадеев, А. Г. Шабалина, Н. А. Шинкарёва, Л. В. Шукчус, Л. П. Шустова, М. В. Яковлева и др. в своих работах выявляли сущность понятий гендерного воспитания и гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, а также предлагали методические разработки по данным вопросам. Практическая значимость исследования: результаты данного исследования могут быть использованы в воспитательной работе педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию гендерной толерантности, что будет способствовать уменьшению конфликтных ситуаций, улучшению полоролевых взаимоотношений между детьми. Результаты данного исследования апробировались на всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ школьников и студентов «Юный исследователь», посвященного 75-летию великой победы. Разработан макет статьи на тему «Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности». Структура выпускной квалификационной работы (дипломной работы): введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Содержание

Введение……………................................................................................................ 6 1 Теоретические основы гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности............................................... 8 1.1 Понятие гендерной толерантности в психолого-педагогической литературе ……………................................................................................. 8 1.2 Особенности проявления гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста ………….................................................................. 14 1.3 Игровая деятельность как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста …….................. 19 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности …………….................................................................................. 24 2.1 Диагностика уровня сформированности гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста………………………………….. 24 2.2 Система работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………. 35 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………… 39 Заключение……………............................................................................................ 45 Список используемых источников……………..................................................... 47 Приложение А Бланк ответов к опроснику по методике Л. Н. Ожиговой……. 51 Приложение Б Изучение гендерных установок у детей (Полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) …………………………… 52 Приложение В Методика «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская) ……………………………………………………………… 53 Приложение Г Вопросы для беседы «Что мне нравится» ……………………... 62 Приложение Д Карта наблюдения «Виды и характеристики деятельности мальчиков и девочек в детском саду» …………………………………………… 63 Приложение Е Игры, подобранные для эксперимента…………………………. 64
Список литературы

1. Андреева, Н. А. Особенности гендерного воспитания в дошкольном возрасте / Н. А. Андреева. – Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 4 (24). – С. 97–102. 2. Гриценко, Н. В. Игровая технология воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Гриценко. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2. – С. 69–71. 3. Дюльдина, Ж. Н. Генезис противоречий гендерного подхода в воспитании и обучении детей / Ж. Н. Дюльдина, А. Ю. Скоробогатова. – Текст : непосредственный // Образование и наука. – 2016. – № 8 (137). – С. 173–180. 4. Евтушенко, И. Н. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста / И. Н. Евтушенко, Е. Б. Быстрай, Б. А. Артёменко. – Текст : непосредственный // Самарский научный вестник. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 239–245. 5. Ключко, О. И. Целевые ориентиры полоролевой социализации в отечественном образовании / О. И. Ключко. – Текст : непосредственный // Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса : материалы Всероссийской научно-практической конференции, 12–13 апреля 2016 г. / под редакцией О. И. Ключко. – Санкт-Петербург : АРТ, 2016. – С. 375–382. – ISBN 978-5-906486-77-6. 6. Коломийченко, Л. В. Развитие профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования в области гендерного воспитания детей дошкольного возраста : монография / Л. В. Коломийченко, Ю. Н. Сальникова ; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Пермь : ПГГПУ, 2018. – 190 с. – ISBN 978-5-85218-994-3. – Текст : непосредственный. 7. Конышева, Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации / Е. А. Конышева. – Текст : непосредственный // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Психологические и педагогические науки. – 2013. – № 2. – С. 65– 69. 8. Кучукова, А. В. Гендерный подход к воспитанию девочек и мальчиков в отечественной дошкольной педагогике / А. В. Кучукова. – Текст : непосредственный // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 25. – С. 103–116. 9. Нагель, О. П. Обоснование модели позитивной гендерной идентичности старших дошкольников на основе принципа амплификации детского развития / О. П. Нагель. – Текст : непосредственный // Вестник Белгородского института развития образования. – 2018. – № 1 (7). – С. 111–121. 10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – Москва : АСТ, 2018. – 1360 с. – ISBN 978-5-17-078925-2. – Текст : непосредственный. 11. Попкова, С. А. Дифференцированный подход к гендерной социализации детей дошкольного возраста / С. А. Попкова. – Текст : непосредственный // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития : сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2016 г. / редактор Н. А. Краснова. – Казань : Профессиональная наука, 2016. – С. 253–262. – ISBN 978-5-00-006677-4. 12. Саадова, О. Л. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста / О. Л. Саадова, В. В. Абашина. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2016. – № 5. – С. 128–130. 13. Татаринцева, Н. Е. Педагогические условия воспитания детей разного пола в условиях дошкольной образовательной организации / Н. Е. Татаринцева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 8. – С. 336–339. 14. Тихонова, В. Л. Культура толерантности : учебное пособие / В. Л. Тихонова. – Астрахань : Сорокин, 2018. – 108 с. – ISBN 978-5-91910-693-7. – Текст : непосредственный. 15. Урусова, Л. Х. Гендерная толерантность в современном обществе / Л. Х. Урусова. – Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 2 (58). – Т. 2. – С. 122–124. 16. Фадеев, С. Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Фадеев Сергей Борисович ; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2012. – 23 с. – Текст : непосредственный. 17. Царь старик и бояре : русская народная сказка. – Текст : электронный // Дома у Семена. – URL: https://doma-u-semena.ru/audioskazki/Tsar-starik-i-boyare-skazka.php (дата обращения: 30.04.2020) 18. Шабалина, А. Г. О проблеме гендерной толерантности подростков и старшеклассников / А. Г. Шабалина. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, 27–28 апреля 2017 г. / под научной редакцией О. Г. Холодковой, Ю. В. Алеевой ; Алтайский государственный педагогический университет. – Барнаул : АлтГПУ, 2018. – С. 126–127. – ISBN 978-5-88210-904-1. 19. Шинкарёва, Н. А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой – гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Шинкарёва. – Текст : непосредственный // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – № 1 (20). – С. 212–215. 20. Шукчус, Л. В. Толерантность в гендерных отношениях / Л. В. Шукчус. – Текст : непосредственный // Проблема психологии личности в условиях социокультурных вызовов российскому обществу : сборник статей / ответственный редактор В. Н. Ткаченко. – Белгород : ИД Белгород, 2018. – С. 188–197. 21. Шустова, Л. П. Проблема гендера в педагогических исследованиях / Л. П. Шустова, Ж. Н. Дюльдина. – Текст : непосредственный // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5. –С. 629–633. 22. Шустова, Л. П. Формирование компетентности педагогов в области гендерного образования детей как проблема дополнительного профессионального образования / Л. П. Шустова. – Текст : электронный // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – 2017. – № 32. – С. 227–235. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29202500 (дата обращения: 30.04.2020). 23. Яковлева, М. В. Мода в гендерной идентичности молодежи цифровой эпохи / М. В. Яковлева. – Текст : непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2019. – № 1 (38). – С. 99–102.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 1.1 Понятие гендерной толерантности в психолого-педагогической литературе Несмотря на то, что понятие толерантности на сегодняшний день окончательно не сформировано и не имеет однозначного понимания, оно широко используется в современном обществе. Понятие «толерантность» рассматривалось на протяжении многих веков, и имеет глубокие корни. Толерантность (от лат. tolerantia) означает терпение, выносливость, стойкость. С английского tolerate переводится как «выносить страдание, демонстрировать силу духа». В российской традиции термин толерантности замещается понятиями «терпимость» или «терпение» [21, с. 5]. Терпимость, согласно словарю С. И. Ожегова, это то, «что можно терпеть, с чем можно мириться», например, с чужим мнением, верованием, поведением. Терпеть значит безропотно и стойко переносить страдания, сдерживать свои эмоции во внешнем мире [15, с. 795]. Как мы видим, приведенное определение не имеет положительного оттенка, поэтому зачастую используется другое значение толерантности – готовность человека принять или признать чье-то мировоззрение, не схожие с собственными. Следует отметить, что толерантность не означает безразличие, или, наоборот, согласие с иными взглядами и убеждениями. Она заключается в том, что один человек уважает право другого жить в соответствии с собственным мировоззрением. Современное представление о толерантности основано на исследованиях различных философов и психологов, в трудах которых данный феномен раскрывается через призму таких взаимосвязанных ценностей, как «ненасилие», «гуманность», «свобода», «равенство» [31, с. 4324].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg