Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Законотворческий процесс и механизм обеспечения реализации законов в Российской Федерации

cool_lady 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Объектом исследования является теория закона как система теоретических положений, характеризующих закон как источник права с учетом особенностей его формирования и механизма реализации. Предметом исследования являются теоретические положения о сущности и содержании законотворческого процесса в Российской Федерации, а также механизма реализации законов. Цель исследования заключается в анализе и обобщении теоретических положений, характеризующих понятие, принципы, стадии законотворческого процесса, механизм реализации принимаемых законов; проведении анализа нормативного материала, закрепляющего правовой формат законотворческого процесса и механизма реализации закона. Для достижений указанной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать и обобщить теоретические положения, отражающие понятие законотворческого процесса; - провести анализ подзаконного правотворчества в формате механизма реализации законов; - охарактеризовать организационное и финансовое обеспечение реализации законов. Исходя из поставленной цели и задач исследования, а также, учитывая его объект и предмет, его структура включает в себя введение, две главы и заключение. В первой главе исследуется понятие законотворческого процесса с учетом существующих в юридической науке подходов к оценке данного явления, а также проводится анализ различных точек зрения современных ученых-правоведов по вопросу стадийного характера законодательного процесса. Во второй главе характеризуется механизм обеспечения реализации законов в Российской Федерации. Теоретическая база исследования представлена научными трудами таких авторов, как Абрамова А.И., Авакьян С. А., Антонова Л. И., Бошно С.В., Завадская Л.Н., Котелевская И.В., Надиев Р.К., Ордина О.Н., Соколова Ю.А., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. и других авторов. Нормативная основа исследования включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие федеральные и региональные нормативные правовые акты, касающиеся регламентации законодательного процесса в Российской Федерации и механизма реализации закона. В выпускной квалификационной работе применены следующие методы исследования: формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения, логические приемы анализа и синтеза.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что современный этап развития правовой системы России характеризуется высокой динамичностью. Данные тенденции в развитии правовой составляющей российского общества продиктованы интенсивными изменениями во всех сферах его жизнедеятельности. На протяжении последних двух десятилетий активно реформируются практически все сегменты российского социума, что в свою очередь вызывает необходимость качественного правового обеспечения происходящих трансформаций. Эти трансформации породили изменения всех структурных национальной правовой системы: системы права, системы законодательства, правотворческой и правоприменительной деятельности. Вместе с тем следует отметить, что в условиях происходящих изменений перед отечественным законодателем встала задача практически полного обновления нормативной составляющей отечественной правовой системы, что вызвало всплеск правотворческой деятельности в целом и законотворческой деятельности в частности. В условиях закрепления в Конституции Российской Федерации правового характера нашего государства, которое предполагает верховенство закона, актуализируется необходимость повышения качества принимаемых законов. Также следует констатировать, что качество законов во многом определяется уровнем организации законодательного процесса, а также качеством и полнотой механизма их реализации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 6 1.1. Понятие и принципы законотворческого процесса 6 1.2. Проблемные аспекты стадийного характера законотворческого процесса 15 ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 2.1. Подзаконное правотворчество в механизме обеспечения реализации законов 26 2.2. Организационное и финансовое обеспечение реализации законов 33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (действующая редакция) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 20.03.2020). 2. Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующая редакция) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 15.04.2020). 3. Федеральный закон от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (действующая редакция) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 19.03.2020). 4. Постановление Правительства РФ от 1.06.2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 25.03.2020). Литература: 1. Абрамова А.И. Вопросы финансовой обеспеченности действия закона // Журнал российского права. 2010. № 5.-69 с. 2. Алексеев С.С. Общая теория права.М.:Проспект,2015. – 910 с. 3. Апт Л.Ф., Власенко Н.А., Исаков В.Б., Кузнецов С.В., Прянишников Е.А., Сырых В.М., Тихомиров Ю.А., Чернобель Г.Т., Под ред.: Тихомиров Ю.А.. Законодательная техника.: Научно-практическое пособие. М.: Городец, 2000. – 37 с. 4. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник.М.: Юристъ, 2003.- 591 с. 5. Бекетова С.М. Законодательный процесс в Российской Федерации: учебно-методическое пособие для юристов. Воронеж, 2015. – 354 с. 6. Белоусова М.С. Правотворческая функция российского государства. Вестник Челябинского государственного университета. 2010.№ 19(200).-11 c. 7. Винограй Э.Г. Методологические принципы создания прогрессивной техники. Методологические проблемы создания новой техники и технологии Новосибирск: Наука. 1989. – 34 с. 8. Власенко Н.А. Конкретизация в праве: методологические основы исследования .Журнал российского права.2014. № 7.- 69 c. 9. Воеводин Л.Д. Юридическая техника в конституционном праве. Вестник Московского университета,1997.№ 3.- 20 c. 10. Грось A.A. Право юридических лиц на судебную защиту и Конституция РФ / сб. Реализация прав на судебную защиту: деятельность судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских судов в Дальневосточном регионе. Хабаровск. 2015. 11. Звягина Е.А. Правотворчество в области местного самоуправления в Российской Федерации: правовые пробелы теории и практики.Известия ПГПУ. 2007. № 3 (7).- 69 c. 12. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации: учебник.М.: Народный учитель, 2002.-105 с. 13. Исаков В.Б.. Стадии подготовки проекта законов.М..2000.-60 с. 14. Марченко М.Н.. Проблемы теории государства и права: учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. – 656 с. 15. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник.М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007.-326 с 16. Монтескье Ш.Л. О духе законов. СПб.. 1900.-247 с. 17. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с. 18. Наумов С.Ю.,Мордовец А.С., Касаева Т.В.. Общая теория государства и права: учебник. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова,2018. -392 с. 19. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.: Прогресс, 1974. -256 с. 20. Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»– 2-е изд., перерб. и доп. М.: Юнити-дана, 2012. – 505 с. 21. Ордина О.Н. Источники административного права России и проблемы их систематизации. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -320 с. 22. Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник. Том 1.М.:ИНФРА-М, 2014.- 362 с. 23. Тихомиров Ю.А. Рекомендации по проведению мониторинга действия закона // Законодательство и экономика, 2008, № 6. -70 с. 24. Ткачева С.Г. Конкретизация закона и его судебное толкование: учебное пособие.М., 1973.- 70 с. 25. Чертков А.Н. Место и роль законов субъектов Российской Федерации в системе законодательного регулирования в сфере совместного ведения // Журнал российского права. 2005. № 5. -35 с. 26. Шаяхметова Е.А.,Возняк О.А., Бабаджанян Е.Л.. Понятие и конституционные принципы законотворческого процесса: научная статья. Международный научный журнал «Евразийский Союз Ученых», 2015.- 103 с. 27. Шергин А.П. Тенденции развития российского законодательства об административных правонарушениях // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. 2012. № 8.Абрамова А.И. Вопросы финансовой обеспеченности действия закона // Журнал российского права. 2010. № 5.- 83 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 1.1. Понятие и принципы законотворческого процесса Нормы права создаются, изменяются и отменяются в определенной последовательности. Эта последовательность должна обеспечивать качество текста нормативного акта, при соблюдении всех правил правотворческой техники, а также с учетом баланса интересов государства и общества. В юридической науке выработано два близких понятия: правотворчество и правообразование. Правотворчество является одной из стадий правообразования, в которой воля государства, с учетом интереса общества, закрепляется в нормативном правовом акте. Правообразование представляет собой исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ правовой действительности, выработка концепций о правовом регулировании в будущем, а также разработка и принятие нормативных правовых актов. Согласно позиции С.Ю.Наумова правотворчество можно определить как осуществляемую в особом порядке государственно-властную, управленческую деятельность компетентных органов, направленную на разработку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. В.С. Нерсесянц придерживается следующего определения правотворчества: «правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену». При этом автор подчеркивает, что «главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. В этом в первую очередь проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм» К признакам правотворчества можно отнести: 1. Особая управленческая деятельность компетентных органов, которая выражает стратегию развития общества; 2. Это интеллектуально-волевая творческая деятельность субъектов правотворчества, связанная с существенным изменением порядка правого регулирования общественных отношений; 3. Это процедурная деятельность, которая регламентирована законом, который определяет точный список субъектов правотворчества, их полномочия и последовательность действий; 4. Содержание правотворческой деятельности выражено в создании, изменении, отмене и систематизации нормативных правовых норм. Правотворчество выполняет ряд функций, а именно: 1) Функцию модернизирования нормативных актов 2) Функцию устранения пробелов- «мертвых зон» в нормативных актах 3) Функцию систематизации нормативных актов в единую систему законодательства государства. Можно выделить следующие принципы правотворчества: 1. Народный характер Государство всегда должно быть тесно связано с обществом, в том числе в вопросах правотворчества. «К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть издавать законы должна принадлежать народу», — заметил еще в середине XVIII в. французский просветитель, правовед, философ и писатель Ш.Л. Монтескье. 2. Научный характер Уполномоченные органы при разработке и издании нормативных правовых актов опираются на научную деятельность своих коллег в сфере правотворчества. Изучается целесообразность нормативного акта, объективное развитие акта в обществе, а также процесс поддержки акта после его принятия. Нормативные правовые акты тогда будут эффективны, когда нормы их будут научно обоснованы. В настоящее время данный принцип особенно важен, так как в государстве стремительно развиваются и появляется все больше общественных отношений, для которых правовой базы либо совсем нет, либо она скудна, сравнивая с иными отраслями. Правотворчество должно быть тесно связано с правоприменительной практикой. Именно она дает возможность судить о качестве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа правотворческих органов. 3. Демократизм правотворчества Данный принцип проявляется в демократической процедуре разработки и принятии акта, а также привлечении граждан к правотворческой деятельности. Одним из самых ярких примеров принципа демократизма в правотворчестве является вынесение федеральных законопроектов на всенародное голосование. 4. Законность правотворчества Все действия субъектов правотворчества должны опираться на законы и прежде всего Конституцию РФ. Законность правотворчества предполагает скрупулезное соблюдение регламента законодательных органов, процедуры обсуждения, порядка опубликования нормативных правовых актов. Правотворческую деятельность можно разделить на следующие виды: 1. В зависимости от субъекта, осуществляющего деятельность: А. Правотворчество народа в процессе референдума Б. Правотворчество государственных органов В. Правотворчество отдельных должностных лиц Г. Правотворчество органов местного самоуправления Д. Правотворчество общественных организаций 2. В зависимости от значимости: А. Законотворчество- правотворчество государственных органов, результатом которого является принятие закона Б. Делегированное правотворчество- нормы права принимаются с целью решения оперативных вопросов В. Подзаконное правотворчество- принятие нормативных правовых актов органами, не относящимися к высшим законодательным структурам. В Российской Федерации нормативно-правовой базой правотворческой деятельности является Конституция РФ и Федеральный Закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Важнейшей задачей государства в области законодательной деятельности является приведение всей системы законодательства в соответствие конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности. Содержательный аспект законотворческой деятельности государства состоит в установлении и возведении в ранг законодательных актов принципов и норм права.[ ] Следует сделать разграничение в понятиях «законотворческих процесс» и «законодательный процесс». Законодательная деятельность предполагает введение в нормативно-правовую систему закона, тогда как законотворческая деятельность предполагает еще и творческий и исследовательский подход к созданию закона, а потому «законотворческий процесс» является понятием более широким. Т.А. Золотухина в своих исследованиях пришла к выводу, что употребление понятий законотворческий процесс и законодательный процесс, как синонимов-некорректен. Некоторые исследователи считают, что законотворчество представляет собой процесс официального прохождения законопроекта в уполномоченных органах. Но данное определение не охватывает процесса зарождения правовой нормы. Единого понятия законотворческого процесса в юридической науке нет, поэтому рассмотрим несколько мнений ученых юристов и правоведов. И.Н. Сенякин считает, что законотворческий процесс — это особая процедура юридического оформления воли народа и политики государства в конкретных исторических условиях. По мнению А.М. Осавелюка, «законотворческий процесс – это урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомоченных органов по созданию закона». С.М. Бекетова указывает, что «законотворческий процесс – это урегулированная нормативными актами деятельность участников законотворческого процесса, направленная на принятие (изменение, дополнение, отмену) законов». Обобщая высказывания ученых, можно сделать следующий вывод, что законотворческий процесс — это урегулированный правовыми нормами особый процесс оформления государственной воли и интересов общества в нормативный акт, а также изменение или дополнение закона согласно изменениям в общественных отношениях. М.Н. Марченко считает, что государство обладает исключительными полномочиями по формированию законов, но не права. «Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними закон как результат процесса законотворчества и право как продукт правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают.[ ] В законотворческой и правотворческой деятельности используются определенные приемы и правила. А совокупность этих приемов и правил образует юридическую технику. Чем выше уровень юридической техники, тем выше и правовая культура. Главными элементами в юридической технике являются терминология, реквизиты и структура. Под законодательной техникой следует понимать совокупность правил, средств и приемов, используемых при выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их систематизации. Законотворческий процесс, как и любой другой правовой процесс, основывается на принципах, то есть руководящих нормах права, определяющих содержание и направление деятельности уполномоченных органов. В качестве основных принципов различные авторы называют законность, научность, профессионализм, демократизм, гуманизм, гласность, оперативность, исполнимость и техническое совершенство принимаемых актов. Принцип законности означает, что нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов. Этот принцип правотворчества особенно актуален для правового государства, одним из существенных признаков которого является связанность государства правом. Принцип научности состоит в том, что правотворчество должно соответствовать актуальным потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы. Профессионализм предполагает участие в разработке проектов новых нормативных правовых актов квалифицированных специалистов соответствующих отраслей знаний, имеющих профессиональную подготовку и большой опыт работы. Юристам необходимо владение общими принципами правового регулирования, понимание взаимосвязи материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных правовых норм, а также хорошие знания законодательства, взаимосвязи законов и подзаконных актов. Принцип демократизма проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения. Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы, должны быть в центре законодательной деятельности. Гласность правотворчества означает открытость, “прозрачность” правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации. Системность правотворчества требует как учета системного характера права, так и системной организации самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права. В силу системности права все вновь устанавливаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всей действующей системой норм, чтобы занять в этой системе свое особое месть и осуществлять соответствующую регулятивно - правовую функцию. Для достижения этого необходимо, чтобы и вся правотворческая деятельность носила системно - упорядоченный и планово-организованный характер. Оперативность правотворчества предполагает своевременность издания нормативных актов. Исполнимость закона отражает необходимость при подготовке законопроекта и принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно-правовому акту действовать, быть реализованным. Одним из важнейших юридических условий исполнимости закона иногда является одновременная подготовка необходимых подзаконных актов, изменений и дополнений в другие законы. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными условиями для законодателя. Особо следует обратить внимание на принципы подготовки законопроектов. В этом плане целесообразно согласиться с Л.Д.Воеводиным, который считает, что принципы подготовки законопроектов в предельно концентрированном виде несут информацию о том, в каком направлении должна совершаться юридическая деятельность. Безусловно, такие универсальные принципы, как законность, демократизм, научность, гласность, объективность лежат в основе процесса разработки законопроекта, но предметную сторону этой стадии должны оформлять специальные принципы. В отечественной научной литературе высказывалось мнение, что в основе всякой системной деятельности по созданию нового лежат следующие принципы: принцип концентрированности действий; принцип комплексности; принцип поэтапности. Обшеметодологическое содержание принципа концентрированности действий заключается в том, что все частные функции системы должны быть максимально сосредоточены на достижении определенной цели. В рамках подготовки законопроектов деятельность субъектов и участников законотворческого процесса должна быть сконцентрирована на формулировке правовых предписаний, которые наиболее адекватно отражают правовые потребности общества. Принцип комплексности означает многоплановый, многосторонний подход к процессу разработки законопроектов, стремление всеобъемлюще учитывать все факторы, влияющие на содержание подготавливаемого законодательного решения. Комплексный подход также необходим при изучении исторического и зарубежного опыта нормативного регулирования данной сферы общественных отношений. Принцип комплексности необходимо учитывать и при формировании рабочих групп. Принцип поэтапности означает соблюдение определенного алгоритма действий и операций в процессе разработки текста законопроекта. Следует согласиться с В.М.Сырых, который считает, что процесс разработки законопроектов следует рассматривать как разновидность проектной работы, как вид социальной инженерии. На основании рассмотренного материала, можно сделать следующий вывод: Правотворчество — это деятельность, основанная на нормативно-правовых актах, уполномоченных субъектов по принятию, изменению и отмене нормативных актов. Важно помнить, что субъектами правотворчества могут быть не только органы государственной власти, но и не государственные органы- органы местного самоуправления, органы общественных организаций, наделенных полномочиями правотворчества. Правотворчество является важным элементов правообразования. Основываясь на принципах народного характера, научного характера, демократизма правотворчества и законности правотворчества, правотворческая деятельность выполняет ряд функций, а именно функции изменения нормативно-правовой базы, устранение пробелов норм права, а также систематизация норм в единую структуру. Таким образом по материалу данного параграфа можно сделать вывод о том, что законодательный процесс является элементом законотворческого процесса. Единого понятия «законотворческий процесс» в юридической науке нет, но большинство ученых придерживают мнению, что законотворческим процессом является урегулированная правом деятельность компетентных субъектов, по созданию, изменению или отмене законов в системе законодательства государства. Законотворческий процесс, как и иные процессы в юридической сфере, полагается на следующих принципах: законности, научности, профессионализма, демократизма, гуманизма, гласности, оперативности, исполнимости и технического совершенства принимаемых актов. 1.2. Проблемные аспекты стадийного характера законотворческого процесса Главная составная часть правотворчества — это законотворчество. Законы, обладая высшей юридической силой, являются базой для всех иных нормативных правовых актов. Соответственно, именно принятие закона характеризует процесс правотворчества в целом. Кроме законов, результатом законотворческого процесса выступают подзаконные нормативные акты. Для того, чтобы определить стадии законотворческого процесса, нужно дать понятие закона. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в порядке, установленным законодательством государства, органами законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой, регулирующий важные общественные отношения и выражающий волю народа. Основными признаками закона являются: 1) Закон принимается только уполномоченными субъектами (органами законодательной власти или референдумом) 2) Порядок его создания регламентируется Конституцией РФ, Федеральным Законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», Регламентом Государственной Думы РФ, Регламентов Совета Федерации РФ и Регламентами Законодательных органов субъектов РФ. 3) Закон должен выражать интересы и волю общества 4) Регулирует наиболее важные общественные отношения 5) Обладает высшей юридической силой 6) Все иные акты строго подчиняются закону и не должны ему противоречить Закон включает следующие структурные части: 1. Наименование. Наименование закона позволяет определить предмет его регулирования, сферу регламентируемых общественных отношений. Название должно быть по возможности кратким и соответствовать содержанию излагаемых предписаний. 2. Наименование органа, принявшего закон, а также дата его принятия. 3. Преамбула. Обычно в преамбуле излагаются причины, мотивы и цели принятия данного закона. Преамбула может также содержать так называемую констатирующую часть, в которой содержится критический анализ состояния определенной сферы общественных отношений или нормативного регулирования данной сферы. Данная структурная часть закона является факультативной. Обычно преамбула как часть, пропагандирующая закон, встречается лишь в законах, имеющих большое социально-политическое значение. 4. Нормативное содержание. Иногда данную часть называют постановляющей. Она подразделяется на статьи, части и пункты. Крупные по объему законы также делятся на разделы, главы и параграфы. При этом разделы, главы, параграфы и статьи обычно снабжаются специальными заголовками, лаконично выражающими их суть. 5. Указания на последствия нарушения данного закона. В данном случае законодатель либо называет конкретную санкцию, либо ограничивается общим указанием на наказуемость нарушения данного закона. 6. Указание на нормативные акты, которые подлежат отмене в связи с принятием данного закона. При этом законодатель должен либо полностью перечислить эти акты, либо ограничивается общей формулой: «Все акты, ранее принятые по данному вопросу, считать утратившими силу». 7. Указание на порядок вступления данного закона в силу. 8. Подпись соответствующего должностного лица. В Российской Федерации федеральные конституционные законы и федеральные законы подписывает Президент РФ, законы субъектов Федерации — главы соответствующих субъектов. Принимаемые в Российской Федерации законы можно сгруппировать: 1.По значимости и юридической силе: А) Федеральные Конституционные законы. Главным Федеральным Конституционным законом является Конституция РФ. Федеральные Конституционные законы — это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции РФ, а также нормативные правовые акты, которые были приняты по наиболее важным вопросам, указанных в Конституции РФ. Б) Федеральные законы. Это все остальные законы, которые были приняты Федеральным Собранием РФ, согласно их компетенции. 2.По органу, принимающего закон. А) Общефедеральные законы Б) Законы субъектов РФ. Важной особенностью законов субъектов РФ является то, что они не должны противоречить общефедеральным законам. Законы субъектов РФ действуют только на территории субъекта, издавшего этот закон. 3.По объему и объекту регулирования. А) Общие законы, посвящённые целой сфере общественно-правовых отношений. Б) Специальные законы, регулирующие отдельные институты общественного строя. Законы и другие нормативные правовые акты являются конечным результатом правотворчества. Но разработка и принятие закона имеют ряд своих особенностей, которые обусловлены местом и ролью в правовой системе государства. В юридической науке отсутствует точное определение начального звена законотворческого процесса. К сожалению, в юридической сфере не существует понятия «идея законопроекта», как части концепции законопроекта. Идея законопроекта — это самостоятельный прием в законотворческой технике, обозначающий начальный элемент стадий законотворческого процесса. Идея законопроекта представляет собой совокупность научных и вне научных рассуждений о необходимости регулирования определенных общественно-правовых отношений, путем создания закона. Принятие идеи законопроекта, как начальной стадии законотворческого процесса, включает в себя ряд особенностей: 1.Идея законопроекта необходима для точного определения начальной стадии законотворческого процесса. Так, В.Б. Исаков дает следующее понятие первой стадии подготовки закона: «Формирование идеи(концепции) законопроекта». Концепция законопроекта является следующим этапом после идеи. Когда идея уже оценена и принято решение развития в законопроект. 2. При признании идеи законопроекта, как начальной стадии законотворческого процесса, усовершенствуется и планирование законодательной деятельности. 3. Четкое юридическое оформление идеи законопроекта заметно сокращает интеллектуальные и материальные ресурсы правотворцов, так как через стадию концепции и идеи законопроекта будет невозможно пройти «мертвым» нормативным правовым актам. В законотворческом процессе принято выделять два основных этапа: 1. Предпроектный этап. 2. Проектный этап. Основной задачей предпроектного этапа является выявление потребности в обществе правого регулирования конкретного вопроса. Оценкой этой потребности занимаются как правотворческие органы, государства, так и средства массовой информации или научными учреждениями. Результатом предпроектного этапа законотворческого процесса является вывод о том, именно планируемый закон станет эффективным регулятором общественных отношений, вместе с иными средствами воздействия. Проектный этап или же этап принятия правотворческого решения специфичен тем, что вся деятельность по разработке закона происходит в законодательных органах. Проектный этап законотворческого процесса принято делить на следующие стадии: Законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и опубликование закона. Законодательная инициатива это право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии со статьей 104 Конституции РФ Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Обязанность законодательного органа в установленный срок рассмотреть предложение о законопроекте является правом законодательной инициативы. Субъекты законодательной инициативы готовят законопроекты соблюдая отраслевой и ведомственный принцип, согласно которому нормативные правовые акты готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так, Министерство обороны разрабатывало проект Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Министерство внутренний дел - проект законов «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», Прокуратура- проект закона «О прокуратуре РФ» и так далее. Такой порядок разработки законопроектов не идеален, так как присутствует процент ведомственного интереса. Но также законопроекты готовятся и в специальных отраслевых комитетах и комиссия Федерального Собрания.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
800 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg