Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах

cool_lady 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Объект исследования: процесс организации развивающей среды в разных возрастных группах. Предмет исследования: особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах. Цель исследования: теоретически обосновать психолого-педагогические особенности организации развивающей среды в разных возрастных группах и опытным путем их проверить. Гипотеза исследования. Процесс эффективной организации развивающей среды в разных возрастных группах обеспечивается реализацией следующего условия: формирование умений, соответствующих возрасту ребенка, активизация общения и взаимодействия должны осуществляться в партнерской деятельности взрослых и детей. Задачи исследования: 1. Изучить особенности процесса психологического развития детей в дошкольном возрасте. 2. Изучить психолого-педагогические вопросы организации развивающей среды в разных возрастных группах в отечественной психолого-педагогической литературе. 3. Изучить специфику понятия «предметно-развивающая образовательная среда» в ДОУ. 4. Исследовать практически организацию предметно-развивающей образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 5. Провести анализ результатов исследования 6. Обобщить изученный по проблеме материал и сделать выводы. Методы исследования: -организационная группа методов представлена сравнительным методом; -эмпирическая группа методов включала наблюдение, беседу, анкетирование; -методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученного фактического материала. Методики исследования: в работе использовались следующие психодиагностические методики: - Карта оценки предметно-пространственной среды (Авторы: Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович). - Анкета для педагогов «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Методы исследования: теоретические – изучение и анализ научной литературы, синтез, классификация, моделирование и др., эмпирические - педагогическое наблюдение. Практическая значимость исследования. Материалы, приведенные в данной работе, могут быть применены при разработке программ ДОУ, направленных на организацию развивающей среды, воспитателями ДОУ в своей практической деятельности, в выступлениях на различных конференциях и т.д. Структура исследования: исследование состоит из двух глав (одна – теоретическая, вторая практическая), заключения, списка использованных источников и приложения.
Введение

Актуальность исследования. Актуальность проблемы изучения психолого-педагогических особенностей организации развивающей среды в разных возрастных группах определяется целью педагогического процесса: воспитание гармоничной творческой личности. Концепция детства пересматривает отношения детей и взрослых. Основная цель ФГОС ДО – обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха[13]. Степень разработанности проблемы. Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова и другие занимались научными и методическими исследованиями детского развивающего пространства. Д. Б. Эльконин, Т.Г. Казакова, А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева и другие разрабатывали концептуальные положения организации развивающего пространства детей. Перспективой научно-педагогического поиска психолого-педагогических особенностей организации развивающего пространства в детском саду занимались Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н.Т. Гринявичене. Они связывают психолого-педагогические особенности организации развивающего пространства с косвенными методами педагогического руководства игрой. Косвенные методы дают возможность развивать творческое начало ребенка, не подавляя самостоятельные творческие проявления детей, а поддерживая и стимулируя их.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ …………………………….………. 6 1.1. Основные особенности психологического развития детей в дошкольном возрасте………………………………………………… 6 1.2. Психолого-педагогические вопросы организации развивающей среды в отечественной психолого-педагогической литературе…… 10 1.3. Развивающая среда и ее составляющие в разных возрастных группах………………………….…………………….……………… 13 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ …….…………………….……….... 22 2.1. Особенности организации и ход исследовательской работы………………………..………………………………..………… 22 2.2. Исследование уровня и анализ результатов организации предметно-развивающей образовательной среды в разных возрастных группах…………………………………………….…….... 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....……………………………………………………. 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….…… 34 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………….. 37
Список литературы

1. Абузярова Л. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2004. 2. Абульханова-Славская К.Я. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 2008. - 335с. 3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Наука, 2008. - 208с. 4. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С.36-41. 5. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды в 2-х т. - М.: Просвещение, 2007. - Т. 2. - 287 с. 6. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. - № 5. - 2009. 7. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. - М.: Просвещение, 2007. - 445 с 8. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - №4. - 2007. С. 37-42. 9. Ашиков В.Дошкольное воспитание в новом веке// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1.- С.8-11. 10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Педагогика, 2006. - 192 с. 11. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образовательной политики // Педагогика. - 2009.- № 5.- С. 21-25. 12. Бирюков Б.В. и др. Моделирование // БСЭ. 3-е изд. - М.: Наука, 2006. - С. 393-395. 13. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: ЭКСМО, 2007. - 464с. 14. Бочарова В.Г. Социальная макросреда как фактор формирования личности школьника. - М.: АсТ, 2006. - 401 с. 15. Бродский Ю.С. Педагогизации среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организационно-технологический аспект): Дисс. канд. пед. наук Екатеринбург, 2007. - 212 с. 16. Гогоберидзе А.Г. Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №4. - 2010. С. 64. 17. Годовикова Д.Б. Форма общения с взрослым и познавательная активность дошкольника // Проблемы возрастной психологии. - М.: Просвещение, 2008. - 321 с. 18. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность // Семья и школа. - 2009. - № 10. С. 24-26. 19. Доронова Т. Об эстетике оформления групповых помещений // Ребенок в детском саду. - №1. - 2008. 20. Короткова Н. Предметная развивающая среда // Ребенок в детском саду. - № 6. - 2008. 21. Настольная книга старшего воспитателя/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович- Волгоград:Учитель, 2015-153с. 22. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. Спб.: ИКТЦ «Лада», 2012. 23. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2013. 211 с. 24. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 2012. 25. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010. 26. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010. 27. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. Ростов на Дону, 2012.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1.1. Основные особенности психологического развития детей в дошкольном возрасте Дошкольный возраст — время активного познания окружа¬ющего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предмета¬ми, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется на¬глядно-действенное и наглядно-образное мышление. Процесс количественных и качественных изменений в психике детей на протяжении всего онтогенеза (усвоение историко-общественного опыта) называется процессом психического развития. Новорожденный имеет предпосылки, которые определяют его будущее развитие. Такие предпосылки могут быть врожденными и наследственными. Что к таким предпосылкам относится, показано на рисунке 1. Рисунок 1 - Предпосылки, определяющие развитие человека. Наряду с описанными предпосылками на развитие ребенка влияют также внешние факторы, такие как воспитание и среда. «Ребенок - маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, то есть, созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение - близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека, - развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается» [14, 21]. У ребенка при рождении присутствует набор простейших норм и форм поведения, которые называются «безусловные рефлексы». Для дальнейшего психического развития они необходимы. «Отдельные рефлекторные механизмы, в процессе усвоения общественного опыта, объединяются в сложные системы - функциональные органы мозга. Каждая такая система выполняет новую функцию, работает как единое целое, и отличается от функций составляющих ее звеньев: обеспечивает логическое мышление, речевой слух, музыкальный слух и другие свойственные человеку психические качества» [4, 41]. Психология ребенка дошкольного возраста охватывает многие аспекты жизнедеятельности: психическое развитие, познавательные способности, эмоционально – личностные особенности, физическое развитие, взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками и т.д. Дошкольный возраст – тот период детства, в котором вместе с развитием познавательных способностей происходит развитие качеств личности. Социальные условия, в которых пребывает ребенок. Влияют на развитие не только его социальных и общественных качеств, но и сугубо индивидуальных. Личность в психологии рассматривается как система отношений не только к окружающим людям, окружающему миру, а и к самому себе. Самосознание формируется в дошкольном возрасте. Под самосознанием понимаем отношение к себе, осознание себя как физического, общественного и духовного существа. Именно в этом возрасте происходит развитие мотивов поведения, которые дети связывают с миром взрослых, которые в дальнейшем и становятся основой поступков ребенка, в частности волевых [2; 19]. Дошкольный возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особен¬ности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускни¬ков средней школы. Каждый период дошкольного детства харак¬теризуется свойственными ему особенностями психофизиологиче¬ского развития, а каждый ребенок — индивидуальными особен¬ностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю ус¬пешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку. Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравни¬мым по своей сложности и красоте процессом становления чело¬веческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспи¬тательно-образовательная, так как решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях — формирование у ребенка разнообразных, доступ¬ных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, раз¬вития изобразительной деятельности и т. д.[13] Обучение и воспитание ребенка в дошкольном возрасте связано с его ведущей деятельностью - игрой. В дошкольном периоде ребенок обретает обширный запас знаний, навыков и умений, которые по своему объему сравнимы со знаниями полученные в ходе выполнения образовательной программы в школе. Но в отличие от школьной программы, в дошкольном возрасте вся программа обучения и воспитания усваивается особым путем, попутно с игровой деятельностью, и все это происходит до 6 – 7 лет [18]. Развитие основных черт развития психики ребенка происходит в ходе обучения и воспитания. При этом обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой, но не заменят его. Одна из целей обучения – овладевание новыми действиями, которое происходит под руководством взрослых, а в дальнейшем уже эти же действия выполняются самостоятельно ребенком. Именно в таком процессе и происходит активизация всех познавательных процессов, и как следствие и психического развития. В дошкольном периоде происходит становление сложной многоуровневой психической организации, когда наряду с появлением нового социализированного уровня психофизических функций в индивидной системе с их новыми свойствами (произвольность, вербальность, опосредованность) складываются новые сложные психические образования, такие, как личность и субъект общения, познания и деятельности. Формирование этой организации обусловливается включением ребёнка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. 1.2. Психолого-педагогические основы организации развивающей среды в отечественной психолого-педагогической литературе Окружающая среда для ребенка – источник познания мира. Л.C. Выготский, Н.Т. Гринявичене, В.И. Логинова и другие определяют среду как условие развития и становления личности. Развитие ребенка идет через игру. Психолого-педагогические исследования отечественных ученых таких, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Р. И. Жуковская, А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, Т. Г. Казакова, В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова определили, что творческие способности детей получают свое развитие в дошкольном возрасте в процессе изменения характера деятельности ребенка. Л.С. Выготский считает, «...что формирование творческой личности начинается с игры ребенка. Творчество и игра выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого связанного с развитием воображения» [3, 85]. Л.С. Выготский, изучая проблему творчества, уделяют основополагающее внимание связи воображения с действительностью. По их мнению, эта связь имеет первостепенное значение для понимания того, как создается ребенком игровое пространство. По мнению Л.С. Выготского, «...игровое пространство имеет особую форму, часто не внешнюю, а игровую, воображаемую, т. е. внутреннюю» [4, 25]. Эти исследователи определяют, «...что среда - это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка» [6, 36]. Анохина Т.А. дает определение предметно-развивающей среды в книге «Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде»: «Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» [6, 45]. Т. Г. Казакова, С.Л. Новоселова, Р. И. Жуковская, В.А. Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова и другие считают, что игровая предметно-развивающая среда - игровое пространство, в котором есть игровое оборудование, соответствующее возрасту дошкольника, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все это находится в группе ДОУ, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада. В игровое пространство, в развивающую предметно-игровую среду включаются отношения, которые складываются у ребенка с взрослыми. Дети создают свое игровое пространство с помощью той развивающей предметно-игровой среды, которую им создают взрослые. Таким образом, от того, как организовано воспитание ребенка, зависит его развитие. В игре ребенка происходит процесс отражения и преобразования окружающей действительности. На основе исследований отечественных ученых игровое пространство можно определить как «специально организованную социокультурную предметно-пространственную среду, являющейся «поисковым полем» ребенка, фактором его развития». Психологи и педагоги Д.Б. Эльконин, А.В.Калиниченко, Ю.В.Микляева, Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и другие также считают, что для того, чтобы игра состоялась, необходимо игровое пространство, в котором существует игровое действие, сюжет и роль. Игровое пространство представляет собой совокупность игровой деятельности. Игровое пространство определяется на основе теории Л.С. Выготского о воображении как основе творчества. В книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» рассматриваются психолого-педагогические особенности развития творческого воображения, раскрывается связь воображения с действительностью. По мнению Л.С. Выготского, эта связь имеет первостепенное значение для понимания того, как создается ребенком игровое пространство. В книге много полезной информации о литературном, театральном, изобразительном развитии дошкольников через игру [16; 19]. Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова связывают создание игрового пространства с развитием воображения ребенка, когда реальный мир заменяется игровым эквивалентом. Он рассматривает четыре формы связи воображения с действительностью. Первая форма связи – это, когда деятельность воображение основывается на элементах, взятых из действительности, из прежнего опыта ребенка. Из этого положения Л.С. Выготский выводит первый и самый важный закон, формулируя его следующим образом: «...творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение» [16, 64]. Вторая форма связи воображения и реальности – это связь между плодом фантазии и сложным явлением окружающего мира. В этом случае воображение выступает как средство расширения опыта человека, который воображает то, чего в его опыте не было, чужой рассказ и описание. Таким образом, воображение помогает человеку усваивать чужой исторический или социальный опыт. Третья форма связи между воображением и реальностью – это эмоциональная связь. Любая эмоция воплощается в образы, соответствующие чувству, которое вызвало эмоцию. А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, Л.А. Абрамян подтвердили выведенный Л.С. Выготским закон – закон общего эмоционального знака, суть которого заключается в том, что эмоциональный фактор влияет на воображение . Четвертая форма связи между воображением и реальностью заключается в том, что фантазии представляют собой нечто новое, что не присутствовало в опыте человека и не соответствовало предмету в реальности, но произошло материальное воплощение вовне. 1.3. Развивающая среда и ее составляющие в разных возрастных группах Развитие ребенка является сложным единством внутренних изменений его психической деятельности (восприятия, памяти, мышления, воли и др.) и форм ее самореализации (умений, навыков и т.д.). Происходит оно в разнонаправленном взаимодействии всех факторов, одним из которых является внешняя (развивающая) среда, в которой происходит педагогический процесс, и которая является его важной составной частью. Предметная развивающая среда - это: - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное, происходит развитие личности. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Согласно положениям ФГОС основная общеобразовательная программа (ООП) помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением [17; 10; 9]. Содержание ООП включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста. Развивающая среда - комплекс психолого-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Обучение, воспитание, развитие ребенка должны происходить в атмосфере защищенности, психологического комфорта. Это означает, что окружение ребенка должно быть безопасным как по гигиене, условий жизнедеятельности в целом, так и в морально-психологическом аспекте. Прежде всего, окружающая среда должна соответствовать структуре когнитивной (познавательной) сферы ребенка, предусматривать возможности свободного развития игровой и других видов ее деятельности. Задача педагога состоит прежде всего в предоставлении ребенку средств саморазвития и ознакомлении его с правилами пользования ими. Современные исследователи рассматривают развивающую предметную среду как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения полноценной жизнедеятельности ребенка. Сюда относят архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки; конструкторы; тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения [11]. Развивающая предметная среда должна соответствовать возрастным особенностям детей. В общем, она определяется взаимосвязью следующих составляющих: 1) продукты деятельности специалистов - художников, проектировщиков, конструкторов, мастеров-отделочников (произведения искусства, мебель, инструменты, предметы, изделия прикладного искусства, пособия, игрушки); 2) результаты деятельности персонала дошкольного учреждения и родителей по организации и оформления быта (обустройство зон, выставок, изготовление пособий и игрушек-самоделок, декоративное оформление комнат к праздникам и т.п.); 3) результаты участия детей в создании интерьера под руководством воспитателя. Все элементы развивающей среды призваны обеспечивать и стимулировать свободный выбор и изменение видов деятельности ребенка, создавать актуальные для нее проблемные ситуации. Для этого они должны быть информативными, эмоциональными, воплощать в себе познавательную и эмоциональную новизну [8]. Особенно эффективно влияет на детей, прежде всего на их двигательную активность, предметно-игровая среда – одна из основных составных частей развивающей среды. Компоненты развивающей среды. Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место: 1. Социальный компонент. На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: - Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями; - Преобладающее позитивное настроение; - Авторитетность руководителей; - Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; - Сплоченность; - Продуктивность взаимоотношений. 2. Пространственно-предметный компонент В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»: - Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка; - Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты; - Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. 3. Психодидактический компонент. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития. Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды. Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Принципы построения предметно-развивающей среды в ДОУ: - принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога; Одно из условий, которое дает педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя – это разновозрастная мебель. - принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения. Например: «Стена творчества» - полоска обоев, на которых дети могут по желанию рисовать что угодно. Пустые рамки для рисунков детей. Звуковой дизайн: шум моря, звуки леса, голоса птиц. - принцип стабильности – динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей»; - принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; Н. А. Короткова предлагает групповое помещение разделить на 3 зоны: 1) зона для спокойной по преимуществу деятельности. 2) зона для активной двигательной деятельности. 3) рабочая зона. (мастерская, лаборатория). - принцип эмоциогенности среды – предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отклик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий; - индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей; - принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из искуственной кожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора; - принцип открытости – закрытости – представлен в нескольких аспектах: а) открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологических зонах, оформленных в соответствии с возрастом детей, постепенно приводят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. б) открытость своего «Я». Педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские работы широко используются при оформлении групп.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg