ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
1.1. Сущность и структура аудиторского заключения
Согласно ст. 6 Закона № 307-ФЗ аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Структура аудиторского заключения представлена в п. 2 ст. 6 Закона № 307-ФЗ и содержит:
1) Наименование «Аудиторское заключение»;
2) указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
3) сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
4) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
5) перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором;
6) сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
7) мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
8) результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
9) указание даты заключения.
1.2.Нормативное и информационное обеспечение для составления аудиторского заключения
Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности является сложной многоуровневой.
Правовое регулирование аудиторской деятельности подразделяется на следующие уровни:
- первый уровень – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации;
- второй уровень – Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов;
- третий уровень – международные стандарты аудита, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности;
- четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям;
- пятый уровень – внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений аудиторской деятельности, оказания помощи в их реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур.
К нормативному и информационному обеспечению для составления аудита относятся:
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ;
- международный стандарт аудита «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» (МСА 700);
- международный стандарт аудита «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении» (МСА 701);
- международный стандарт аудита «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (МСА 705);
- международный стандарт аудита «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении» (МСА 706);
- международный стандарт аудита «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности» (МСА 810);
- учетная политика аудируемого лица;
- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица;
- иная документация аудируемого лица.
1.3.Виды аудиторских заключений, принципы их составления
Аудиторское заключение представляет собой мнение аудиторской организации или аудитора о достоверности отчетности. Мнение должно выражать оценку аудитора о соответствии бухгалтерской (финансовой) отчетности законодательству РФ, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность.
В разделе «Мнение» аудиторского заключения необходимо указать:
- организацию, в которой проведен аудит;
- на факт проведения аудита финансовой отчетности;
- название каждого отчета, который входит в состав финансовой отчетности;
- ссылку на примечания, включая краткий обзор основных положений учетной политики;
- дату или период, охваченный каждым финансовым отчетом, входящим в состав финансовой отчетности.
Рис. 1. Виды мнений в аудиторском заключении
Аудитор выражает немодифицированное мнение только в том случае, если по окончании аудиторской проверки он уверен, что бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно отражает финансовое состояние аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с законодательством РФ.
При выражении немодифицированного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией достоверного представления, мнение аудитора должно содержать одну их нижеперечисленных формулировок:
1) по нашему мнению, прилагаемая финансовая отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях [...] в соответствии с [применимой концепцией подготовки финансовой отчетности];
2) по нашему мнению, прилагаемая финансовая отчетность дает правдивое и достоверное представление о [...] в соответствии с [применимой концепцией подготовки финансовой отчетности].
Аудитор выражает модифицированное мнение в аудиторском заключении в случаях, когда:
1) на основании полученных аудиторских доказательств аудитор приходит к выводу о том, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, содержит существенные искажения;
2) аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы сделать вывод о том, что финансовая отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенных искажений.
Аудитор выражает мнение с оговоркой в тех случаях, когда:
1) аудитор, получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными для финансовой отчетности, но не всеобъемлющими;
2) аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность не выявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим.
Аудитор должен выразить отрицательное мнение в случаях, когда получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, он приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными и всеобъемлющими для финансовой отчетности.
Аудитор отказывается выразить мнение в случаях, когда:
1) он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения и приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность не выявленных искажений, если такие имеются, может быть одновременно существенным и всеобъемлющим;
2) в исключительно редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.
Глава 2. Порядок составления и предоставления аудиторского заключения на базе ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
Публичное акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии» учреждено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.1992 № 527 «О мерах по организации международных воздушных сообщений Российской Федерации». По состоянию на 31.12.2019 год 51% акций компании принадлежат Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Акции ПАО «Аэрофлот» обращаются на организованном рынке ценных бумаг Московской межбанковской валютной биржи. Учредителем компании является Правительство Российской Федерации.
Основными видами деятельности в 2019 году являлись:
- регулярные пассажирские авиаперевозки на международных и внутренних линиях;
- чартерные пассажирские авиаперевозки на международных и внутренних линиях;
- грузовые и почтовые авиаперевозки на международных и внутренних линиях.
Аэрофлот, основанный 17 марта 1923 года, является одной из старейших авиакомпаний мира и одним из наиболее узнаваемых российских брендов. Неоднократно был признан самым узнаваемым брендом среди авиакомпаний мира в рейтинге ведущего в мире независимого консультанта по оценке брендов Brand Finance. Аэрофлот в 1989 году первым из российских авиакомпаний вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA). ПАО «Аэрофлот» базируется в аэропорту Шереметьево. В действующем зимнем расписании (с 27 октября 2019 года до 29 марта 2020 года) – собственные рейсы по 149 маршрутам в 53 странах, в том числе 55 направлений на территории России. В России авиакомпания имеет 4 филиала: в Санкт-Петербурге, Калининграде, Перми и Владивостоке. Средняя численность работников ПАО «Аэрофлот» за 2019 год составила 21 763 человека, за 2018 год – 22 075 человек.
На основании устава для обеспечения функционирования компании созданы органы управления и контроля:
- общее собрание акционеров Общества;
- Совет директоров;
- Коллегиальный исполнительный орган;
- Единоличный исполнительный орган в лице генерального директора;
- Ревизионная комиссия.
Согласно статье 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «Аэрофлот» подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Аудитором компании за 2019 год является компания АО «Эйч Эл Би Внешаудит».
В 2019 году развитие компании сопровождалось строгим контролем над расходами. Рыночные факторы, в том числе валютный, оставались значимыми для динамики финансовых результатов при их сравнении с прошлым годом.
Выручка по итогам 2019 года составила 551 767 млн руб., что на 9,3% превышает результат 2018 года. Динамика выручки обусловлена ростом производственных показателей компании, а также динамикой курсов основных валют (по итогам 2019 года рубль укрепился против евро на 2,0% по сравнению с прошлым годом и ослаб против доллара США на 3,2%).
Себестоимость продаж в 2019 году составила 542 976 млн руб., что на 8,7% превышает показатель за 2018 год. Помимо объективного роста объёмов, на затраты компании продолжили оказывать влияние макроэкономические и специфические отраслевые факторы. Наиболее существенное влияние на затраты в 2019 году оказал рост расходов на аэропортовые сборы и обслуживание в аэропортах. Общие расходы по данной статье увеличились на 12 786 млн руб. (+21,0% по сравнению с прошлым годом) за счёт роста объемов перевозок и тарифов на обслуживание в аэропортах Российской Федерации.
Общие расходы на топливо увеличились на 1 910 млн руб. (+1,5% по сравнению с прошлым годом) за счёт роста общего налёта часов по авиакомпании на 7,0%. Цены на керосин в течение всего года находились на уровне, значительно превышающем средний исторический.
Затраты на техническое обслуживание выросли в связи с ростом текущих и капитальных ремонтов в соответствии с графиком и ремонтов для повышения качества продукта, а также в результате роста объёмов производственной деятельности и динамики курса доллара США.