Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Институциональные характеристики деятельности президента РФ

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Объектом исследования моей работы является институт президентства. Предмет исследования составляет система отношений связанных с реализацией статуса Президента РФ. Целью работы является изучение сущности полномочий Президента РФ в системе разделения властей. Для реализации данной цели необходимо решение следующих основных задач: 1. Рассмотреть особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации как главы государства; 2. Проанализировать полномочия Президента Российской Федерации; 3. Рассмотреть акты Президента Российской Федерации; 4. Рассмотреть особенности выборов Президента Российской Федерации; 5. Выявить основания и порядок прекращения полномочий Президента Российской Федерации. Среди методов исследования при написании работы использовались общенаучные и специальные методы познания (философский, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический, исторический методы исследования). Информационную базу работы составили данные социологических исследований, практика деятельности Президента Российской Федерации и исполнительной власти, статистические материалы. Практическая значимость работы заключается в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании нормативно-правовой базы страны, регламентирующей механизм взаимодействия Президента РФ с органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по вопросам административно-политической, экономической, и социально-культурной жизни общества и государства.
Введение

Институт президентства получил распространение во многих странах. Его появление в Российской Федерации открыло новый этап в развитии российской государственности. Однако учреждение поста Президента РФ не означает одновременного возникновения института президентства в России. Его становление — весьма длительный процесс, требующий разработки и обоснования, как теоретической концепции, так и правовых основ роли и места институте Президента РФ в государственно-правовом механизме Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена особым конституционным положением Президента Российской Федерации в системе государственной власти России. Так, Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, независимости Российской Федерации и целостности ее территории. Именно он выступает главной движущей силой, которая задает общий вектор работы всего государственного механизма. Президент Российской Федерации выступает одновременно и в качестве главы государства, конституционно отдельного от всех ветвей власти, но при этом обладает одновременно значительной частью полномочий каждой из них и не менее эффективными механизмами воздействия на них. Также по причине того, что институт президентства – относительно молодое явление в государственном устройстве страны данная тема является достойной проведения анализа и рассмотрения. Учитывая вышеизложенные обстоятельства и основные направления деятельности, тема курсовой работы является весьма актуальной в связи с тем, что аппарат Президента РФ и его правовые акты весьма масштабны по-своему значению.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации 6 1.1 Особенности конституционного статуса Президента РФ как главы государства 6 1.2 Полномочия Президента РФ 8 1.3 Президент РФ и разделение властей 12 1.4 Акты и указы президента РФ 14 2. Порядок избрания и прекращения полномочий Президента Российской Федерации 19 2.1 Порядок выбора Президента РФ 19 2.2 Основания и порядок прекращения полномочий Президента России 21 2.3 Отставка Президента РФ 27 Заключение 29 Список использованных источников и литературы 31
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Научная и учебная литература 2. Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления /Я.Я. Кайль, Под. ред. Жилякова И. М.: Феникс, 2013. 3. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Кулушева М. А. Конституционное право РФ. М.: Юрайт, 2010. 4. Кутафин О. Е., Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2011. 5. Миндлин Ю. Б. Система государственного и муниципального управления. Учебник для бакалавров / Ю. Б. Миндлин, Н. А. Онанко, Ю. Н. Шедько, Под. ред. Ю. Н. Шедько. – М.: Юрайт-Издат, 2013. 6. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2014. 7. Некрасов С. И. Конституционное право РФ. Учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт-Издат, 2012. 8. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления. В. П. Орешин, Под. ред. Мироновой Л. Е. – М.: ИНФРА-М, 2014. 9. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: МГИУ, 2010. 260 с. 10. Стрекозов В. Г. Конституционное право России. М.: Юрайт-Издат, 2012. 316 с. 11. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / В.А. Холопов, Под. ред. А. Чернавиной. – М.: Феникс, 2014. 12. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. М.: Кнорус, 2013. Периодическая литература 13. Баранов М.Л. Конституционно-правовые основы деятельности Президента Российской Федерации. // Право и жизнь, 2013. 14. Бондарец Е.Б. Президент Российской Федерации: конституционноправовой статус в системе органов государственной власти. // Право и управление. XXI век, 2013. 15. Гогурчунов Б.И. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти. // Юридический вестник ДГУ, 2012. 16. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране. // Юридический мир, 2014. — № 3. 17. Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта конституции России. // Бизнес в законе, 2012. 18. Конин Н.М. Правовой статус Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти России. // Вестник Саратовской государственной юридической академии, 2012. 19. Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. 20. Попова Н.Ф. К вопросу о полномочиях Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета, 2013. - № 3 (104).
Отрывок из работы

Глава 1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации 1.1 Особенности конституционного статуса Президента РФ как главы государства Проблема конституционно-правового статуса современных президентов, их полномочий пребывает в ряду актуальных, хотя нельзя не отметить, что сегодня она чаще является предметом общественно-политического, а не строго юридического дискурса. В фактическом определении сущности, структуры, содержания как их самих, так и их компонентов с элементными описаниями конституционного правового положения главы Российского государства, большинство исследователей основывались на их лингвистическом понимании в контексте конституционно-правового положения Президента Ишутин В.В. Оригинальную концепцию представляет понимание правового положения главы России как сбалансированной и динамичной в позитивном плане совокупности составных компонентов, отражающих истинно правовой статус Президента, ранг положения во власти и социуме по отношению к другим правосубъектам. В этом видении выделяются следующие составляющие компоненты президентского статуса, а именно: аксиологически-исполнительные; общественно-публичные; личностно-ответственные; деятельностно-гарантийные. Начиная характеристику конституционно-правового статуса Президента РФ, в первую очередь нужно сказать, что в соответствии с Конституцией РФ «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» Конституция Российской Федерации. Относительно порядка выборов Президента РФ существует отдельный федеральный закон, однако общие положения также содержаться в Конституции РФ, а именно «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Существует несколько точек зрения относительно положения Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти. — это «формально полупрезидентская Республика, в которой Правительство в некоторой степени отделено от Президента, хотя, в общем-то, три власти сохраняются. Президент глава государства, но по Конституции он фактически является самым высшим руководителем исполнительной власти». Таким образом, можно говорить об установлении в России смешанной (полупрезидентской) модели президентства. В подтверждение слов Г.В. Дегтева следует обратиться к статье 110 Конституции РФ, которая провозглашает, что исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Однако если вернуться к полномочиям Президента Российской Федерации, то можно заметить, что им назначается на должность только руководитель высшего органа исполнительной власти, а не законодательной, и не судебной. Вторая позиция ученых — модель «дуалистической республики» со значительной ролью парламента и подчинением правительства президенту. Такого мнения придерживает Д. Ежов. В Российской Федерации заимствованы черты президентской республики и республики парламентской. В президентской республике президент является главой правительства. Однако, несмотря на то, что в России глава государства власть исполнительную не возглавляет, он непосредственно участвует в формировании Правительства РФ, но с согласия Парламента. Также следует учесть, что Правительство Российской Федерации складывает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации и формирует новый состав. Для парламентской республики характерна подотчетность правительства перед парламентом. Аналогичную ситуацию можно наблюдать в Российской Федерации. Таким образом, проявляются черты дуализма: двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Третье мнение выразила Т.С. Малова. Его точка зрения сводится к тому, что в России действует единоличная республиканская власть президентского типа. Глава государства не делит свою власть с другими лицами, и в силу принципа разделения властей действует независимо и самостоятельно от законодательной и судебной власти. Он вправе комплектовать состав правительства с участием парламента, то придает стабильность. Президент РФ — это глава исполнительной власти, наделенный некоторыми полномочиями в области законодательной и судебной ветвей власти Малова Т.С. Все точки зрения имеют право на существование. На наш взгляд, Россия сейчас — республика со смешанной формой правления с большим уклоном в сторону президентства, так как в ней присутствуют черты парламентской и президентской модели. Согласно Конституции Российской Федерации Президент РФ осуществляет свои полномочия отдельно от трех ветвей власти, выступая арбитром на внутриполитической арене. Правовое положение Президента в Конституции РФ характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, а из этого следует, что он — первый среди государственных должностных лиц и единственный, кто избирается всем избирательным корпусом страны. 1.2 Полномочия Президента РФ Идентичная ситуация складывается и с анализом комплекса полномочий Президента, в котором в отечественном конституционном правоведении существует множественность типологий. Традиционно основой классификации прав и обязанностей главы России является указание на сферы осуществления полномочий. Правоведы называют различное число групп полномочий Президента. Так, В.Н. Прокофьев выделяет 5 основных групп: 1) в части обеспечения прогресса государственных структур, системы и алгоритма выявления, определения и рекомендации к назначению высших должностных лиц; 2) по руководству внутренней политикой государства и интеракции с иными органами власти и управления; 3) в области иностранных дел; 4) по обеспечению военной безопасности, устойчивости порядка в стране; 5) в части соблюдения конституционного правового положения человека и гражданина. В свою очередь О.Б. Молодов включает в свою классификацию 8 категорий полномочий: 1) правовая роль и статус гражданина; 2) федеративная жизнедеятельность общества; 3) парламентская функциональность; 4) органы исполнительной власти; 5) судебные органы власти; 6) урегулирование экстренных ситуаций; 7) военные вопросы; 8) внешняя политика С.В. Блатин формулирует систему структурирования прав и обязанностей Президента РФ по основанию дифференциации векторов его работы на обязанности, связанные со следующими обстоятельствами: формированием федеральных органов государственной власти; участием в легислативной деятельности; работой исполнительных структур власти; обеспечением всем необходимым для реализации обязанностей и полномочий федеральной государственной власти в границах России; международными делами и обороной страны; другими сферами государственной деятельности. С учетом приведенных позиций можно предложить собственное видение сущности конституционно-правового статуса Президента и проанализировать его права и обязанности. Конституционно-правовой статус Президента представляет собой двухэлементную совокупность статических и динамических характеристик, где первые отражают комплекс институциональных конституционно-правовых признаков Президента, а вторые — совокупность его прав и обязанностей, которые он осуществляет вовне. Рассмотрим их подробнее. Анализируя первую группу полномочий, следует отметить, что как глава государства Президент — единоличный представитель России и россиян в целом и на международном уровне, и внутри страны. Как высший руководитель он призван гарантировать Конституцию, права человека и гражданина, осуществлять охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и «государственного монолита», гарантировать слаженную работу и взаимодействие государственных властных органов [2]. Именно Президент определяет ключевые направления политики внутри страны и вовне [3]. Также в эту группу полномочий включаются права и обязанности, установленные для президентов большинства демократических государств. Среди них можно назвать следующие: рекомендации по назначению выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ; роспуск Государственной Думы, предусмотренный ст. 111 и 117 Конституции РФ; определение временных рамок организации и проведения референдумов; подписание и обнародование федеральных законов; обращения к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении страны, о направлениях внутренней и внешней политики государства; управление внешней политикой; ведение переговоров с главами государств; ратификация от лица всей страны любого вида международных договоров; подписание верительных грамот; прием верительных грамот от международных дипломатических представителей (ст. 86); исполнение обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами страны [1]; урегулирование проблем с определением гражданства Российской Федерации; предоставление политических убежищ; награждение государственными наградами Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федерации, высших военных и высших специальных званий; принятие решения о помиловании. Конституция России присваивает Президенту существенные законотворческие (правотворческие) полномочия. Их можно подразделить на два важных типа: — тип № 1 — Право законодательной инициативы [1 ст. 104]; — тип № 2 — Право издавать указы и распоряжения [п. 1 ст. 90] Характеризуя право законодательной инициативы Президента РФ, следует сказать, что он широко реализует это право, т.е. может вносить законопроекты, предложения об изменении действующего законодательства РФ и уточнения в законопроекты по самым разнообразным направлениям, которые находятся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и связаны с функционированием исполнительных структур государственной власти; обеспечением всем необходимым для реализации обязанностей и полномочий государственной власти в границах России; международными делами и обороной страны; другими сферами управления делами государства. При этом в соответствии с процедурой на Президента распространяются общие с другими субъектами законодательной инициативы требования относительно формы и содержания законопроекта, изложенные в гл. 12 (ст. 104-106) Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В заключение следует отметить, что конституционно-правовой статус российского Президента, совокупность его прав и обязанностей и сама Конституция вырабатывались в критическое для народа и государства время, последовавшее за октябрьскими событиями 1993 г. Тогда, по нашему убеждению, стоял принципиальный вопрос о существовании России как демократического государства, о сохранности консолидации страны и общества, о развитии по пути преобразований. В этих условиях столь объемные полномочия Президента, имея целью не допустить многовластия и, более того, расщепления власти, были оправданы. Сегодня наша страна также находится в сложной ситуации уже геополитического характера, что возлагает на Президента России особые обязанности по управлению социумом и обеспечению общественной устойчивости. 1.3 Президент РФ и разделение властей Особое внимание следует уделить положению Президента РФ в системе органов государственной власти. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ в Российской Федерации закреплена система разделения властей. Однако Президент РФ ни в одну из ветвей власти не входит. Существуют различные точки зрения относительно положения Президента РФ в системе органов государственной власти. Как пишет «Формальный анализ статей Конституции России, характеризующих статус и место Президента РФ, как уже было сказано выше, не дает возможности ответить на этот вопрос. Анализ же практики их реализации позволяет утверждать не только о тесной взаимосвязи главы государства с исполнительной властью, но и о фактическом ее возглавлении». Исследование компетенции Президента как главы государства, с одной стороны, и Правительства Российской Федерации - с другой, позволяет прийти к выводу, что исполнительная власть обладает дуалистической природой. Президентские полномочия в сфере исполнительной власти позволяют говорить о его фактическом руководстве» [22, с. 23]. Существует также точка зрения, согласно которой в Российской Федерации существует отдельная президентская ветвь власти. Президент фактически возглавляет исполнительную ветвь власти, нужно сказать, что объем его полномочий в системе разделения властей настолько велик. В свою очередь законодательная ветвь власти имеет возможность отрешения Президента РФ от должности. Порядок проведения указанной процедуры содержится в Конституции РФ (статья 93), федеральных конституционных законах, Регламентах парламента. В структуре группы полномочий Президента России по интеракции с иными ветвями власти имеется несколько подгрупп. Во-первых, это полномочия по кадрам, соотносящиеся с назначением Президентом целого ряда властных функционеров федерального уровня (прежде всего, 19 федеральных органов исполнительной власти «прямого подчинения» главе государства). Во-вторых, медиационые полномочия, в границах которых Президент выступает субъектом урегулирования коллизий между ветвями власти. В-третьих, организационно-контрольные, где Президент обладает правом и способностью создавать обусловленные положениями Конституции органы, принимать активное участие в их работе, использовать президентское право Veto, отменить акт, изданный подведомственными ему органами, и пр. Президент России, реализуя первую подгруппу полномочий, активно взаимодействует с системой власти в целом (ст. 83 Конституции РФ). Так, взаимодействуя с законодательной ветвью, он определяет кадровые вопросы совместно с палатами Федерального Собрания; на основании консенсуса с «нижней» палатой он назначает главу Правительства России; предлагает кандидатуру главы Центрального банка России и ставит вопрос о его смещении с занимаемого поста; во взаимодействии с «верхней» палатой представляет кандидатуры в состав судебного органа конституционного контроля России, высшего судебного органа России, кандидатуры для замещения должностей Генерального прокурора и его заместителей; вносит в Федеральное Собрание предложения о смещении высшего должностного лица системы надзорных органов России и его заместителей; после согласования с консультативными органами палат Федерального Собрания назначает и заменяет дипломатических представителей России за рубежом. Реализуя свои полномочия во взаимодействии с исполнительной ветвью Президент, по рекомендации Председателя Правительства РФ, назначает и увольняет его заместителей и федеральных министров. Касательно судебной власти глава государства формирует штат не только Конституционного, но и других федеральных судов. Самостоятельно, без согласований и будучи свободным в определении кандидатур, Президент направляет и заменяет представителей Российской Федерации в Совете Федерации, участников Совета Безопасности, нанимает или организует наем кадров Администрации Президента, определяет и заменяет полномочных представителей Президента, высшее командование Вооруженных Сил России. 1.4 Акты и указы президента РФ Принятая два десятилетия назад Конституция РФ, «юридически отразила кардинальные изменения в экономике, политике, идеологии российского общества». Кроме того, «именно с принятия Конституции РФ 1993 г. начинается этап становления в нашей стране подлинно конституционного государства». На вершине федеральной конституционной системы государственной власти находится Президент РФ как глава государства, который не входит прямо ни в одну из ветвей государственной власти согласно конституционному принципу разделения властей. Конечно, институт президента ближе к системе исполнительной власти, но, исходя из российской конституционной модели, он соединяет в себе как функции исполнительной, законодательной, так и судебной власти [16, стр.133]
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 42 страницы
370 руб.
Курсовая работа, Политология, 24 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Политология, 39 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg