1. Общетеоретические аспекты международного инновационного сотрудничества
1.1 Определение понятия инновационной деятельности
Как известно, на данном этапе развития мировая экономическая система характеризуется весьма высокими темпами научно-технического прогресса и, как следствие, возрастанием роли науки в экономической деятельности ее субъектов. В современной экономике научные достижения являются не только важнейшим стратегическим ресурсом, но и движущей силой инновационных процессов. Именно за счет приобретения, интеграции, распространения и, что важнее всего, применения на практике интеллектуальных ресурсов у государств возникает способность развития технологической составляющей экономики, что, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие на уровень благосостояния страны, ее конкурентоспособность на международном рынке, национальный статус в мире, а также перспективы экономического роста и показатель уровня независимости от других стран, что крайне актуально для России в контексте последних событий. Поэтому в настоящее время становление на путь инновационного развития экономики, концентрирующегося на научно-технологической составляющей и подразумевающего широкое внедрение инновационных процессов, получило первостепенное значение.
Под инновационным развитием чаще всего понимают интенсивный экономический прогресс, связанный с извлечением высоких экономических результатов за счет внедрения различных новшеств. Важно отметить, что инновационное развитие страны предполагает активную деятельность не только специализированных учреждений, созданных правительством, деятельность которых регулируется и направляется государством, но намного более широкого круга субъектов экономических отношений (высших учебных заведений, транснациональных корпораций, предприятий малого и среднего бизнеса и т.д.), вовлечение которых в инновационные процессы должно носить приоритетный характер для государства. Добавим, что именно страны, успешно реализующие подобную стратегию, и занимают господствующее положение на мировой арене.
Рассуждая об инновационном развитии как на уровне предприятий, так и государства в целом, нельзя не упомянуть о важности рыночной составляющей процесса внедрения инноваций. Глубокое изучение постоянно меняющихся потребностей и предпочтений общества, а затем их удовлетворение при эксплуатации новых технологий, основанных на анализе рыночного спроса и платежеспособности населения, по праву считается залогом успешной разработки инновационной стратегии государства. Существует немалое количество примеров, подтверждающих ключевое значение рыночного фактора при внедрении инноваций, самым ярким из которых является калифорнийская компания Apple. Рыночный подход при разработке инновационной стратегии и дальнейшем внедрении новинок способствует их более высокой конкурентоспособности на национальном, а затем и международном рынке. В конечном итоге, именно рыночная среда оценивает эффективность внедренных инноваций через величину спроса, являющегося результирующим индикатором инновационной деятельности.
Другими наиболее важными составляющими инновационного развития, обуславливающими успех национальной промышленности на рынках высокотехнологичной продукции, являются уровень развития финансовой, экономической, правовой и политической систем, а также роль государства в стимулировании инновационных процессов. Следует отметить, что ключевым игроком в разработке и реализации эффективной инновационной стратегии, способствующей обеспечению стабильного и устойчивого развития национальной экономики и созданию долгосрочных конкурентных преимуществ, является государство. Именно оно формирует инновационный потенциал страны, определяя размер государственных отчислений на НИОКР, поддержку малого и среднего бизнеса, являющегося двигателем инноваций в развитых странах, а также повышая уровень образованности населения, создавая благоприятные условия для прямых иностранных инвестиций, оказывая поддержку венчурных проектов, стимулируя внедрение нововведений на уровне предприятий и т.д. Но не следует забывать и о роли бизнеса в формировании инновационных экономик, на базе которых создается инновационный климат, позволяющий эффективно использовать потенциал высококвалифицированных кадров и в дальнейшем способствовать развитию компании, а затем и всей экономики страны.
В современных экономических реалиях с высокоинтенсивным научно-техническим прогрессом, роль инноваций крайне трудно переоценить. Такие понятия, как "инновация", "нововведение", "новшество", довольно прочно закрепились в повседневном лексиконе предпринимателей, экономистов и государственных деятелей. В зарубежной и отечественной литературе существует немалое количество научных работ, посвященных проблеме инновационных процессов, в которых прослеживаются принципиально различные взгляды на сущность и содержание рассматриваемого явления. Поэтому на сегодняшний день ни в теории, ни в практике не существует единой, общепризнанной устоявшейся дефиниции термина "инновация", что связано, прежде всего, с его сложностью и многоаспектностью. В зависимости от объекта и предмета исследования, а также от их внутренней характеристики в литературе насчитывается несколько сотен определений.
Принято считать, что впервые термин "инновация" был сформулирован еще в 1911 году, а затем введен в научный оборот в 1930 году представителем австрийской школы Йозефом Шумпетером в работе "Теория экономического развития". Шумпетер считал, что экономическое развитие осуществляется, прежде всего, за счет внедрения инноваций. Под инновациями он понимал "осуществление новых комбинаций" имеющихся производственных факторов, ключевую роль в которых играет предприниматель, по терминологии Шумпетера – "новатор", то есть "двигатель" инновационных процессов. По Шумпетеру, понятие "инновация" охватывает следующие пять случаев:
• изготовление нового продукта;
• изобретение новой технологии;
• освоение нового рынка сбыта;
• внедрение новых материалов;
• осуществление новой организации производства.
Известный американский экономист Майкл Портер также утверждал, что конкурентное преимущество компании формируется посредством инноваций. При этом под инновациями понимались не только новые технологии производства, но также и новые методы функционирования предприятия, освоение новых принципов конкуренции или новых способов ведения конкурентной борьбы. Конкретное нововведение, по словам Портера, могло выражаться в обновленном дизайне продукта, новом процессе производства или подходе к маркетингу, а также методах повышения квалификации сотрудников компании. Важно упомянуть, что по Портеру инновации являются продуктом постепенных небольших изменений, а не единого технологического прорыва, что говорит об эволюционном характере инноваций, а не радикальном, как чаще всего это понимается.
Еще одним зарубежным ученым, внесшим значительный вклад в проблему изучения инновационных процессов, считается венгерский экономист Борис Санто. Он рассматривает инновацию как некий процесс, который путем практического использования интеллектуальных ресурсов приводит к изобретению новых продуктов и технологий, дающих экономическую выгоду в случае, если они ориентированы на извлечение таковой.
В научных трудах отечественных исследователей также наблюдаются некоторые разногласия в трактовке нововведений. Так, например, В. Н. Лапин при определении инноваций сделал акцент на важности достижения социально-экономического эффекта, то есть общественной полезности нововведения. Лапин определяет инновацию как процесс создания нового или улучшенного средства, позволяющего лучше удовлетворить общественные потребности.
В то же время, Р. А. Фатхутдинов предлагает определять инновацию не как процесс, а скорее, как конечный результат внедрения новшества, целью которого является извлечение положительного эффекта в социальной, экономической, экологической или другой сфере. В понимании И. Т. Балабанова инновация — материализованный результат, извлеченный от вложения инвестиций в техническую, технологическую, организационную составляющую предприятия. Философова Т.Г. и Быков В.А. предлагают определять термином "инновация" коммерчески реализованный товар, в котором использованы и преобразованы новое научное знание, идея, изобретение.
Согласно определению авторитетных экспертов Организации экономического сотрудничества и развития, инновация — это внедрение нового или значительно улучшенного продукта, процесса производства, метода продвижения товара на рынке или управления компанией. Основное требование, предъявляемое инновациям в "Руководстве Осло" — новизна или существенная модификация продукта, процесса или метода для компании.
В связи с существенными разногласиями в трактовке понятия "инновация" автором предлагается собственная интерпретация рассматриваемого явления на основе обобщения научных трудов отечественных и зарубежных исследователей и ученых: инновация — это конечный продукт, результат эффективной инвестиционной и творческой деятельности, основанной на использовании интеллектуальных ресурсов, передового опыта, а также достижений науки, реализованный в виде принципиально новых продуктов, технологий, подходов к управлению организацией и т.п. и обеспечивающий достижение положительных экономических, социальных, технологических и других эффектов при удовлетворении текущих потребностей рынка.
Однако, поскольку понятие "инновация" охватывает широкий спектр вопросов, касающихся как деятельности отдельного предприятия, так и целого государства, обуславливающих практическую сложность учета всех аспектов данного явления на уровне межгосударственного сотрудничества, в данной работе сделан упор на наиболее важную — технологическую составляющую инновационных процессов.
Важно отметить, что в современных условиях глобализации процесс производства инноваций субъектов экономических отношений стал все более активно развиваться на межгосударственном уровне, что способствует более полному использованию инновационного потенциала страны, в связи с чем особое значение приобрело международное инновационное сотрудничество. Под международным сотрудничеством в сфере инноваций понимают кооперацию представителей различных государств, целью которой является разработка, внедрение и реализация нововведений для достижения синергетического эффекта и удовлетворения собственных интересов взаимодействующих сторон.
1.2 Международное инновационное сотрудничество как фактор развития национальной инновационной системы
На протяжении последних десятилетий международное сотрудничество в сфере науки, технологий и инноваций неуклонно развивается. В современных условиях глобализации, интернационализации, интенсификации конкуренции, а также рассредоточенности ресурсов достижение высокой эффективности в вопросах разработки и внедрения инноваций, обеспечивающих выход страны на мировые рынки передовых технологий, зачастую невозможно без осуществления двухстороннего и многостороннего сотрудничества между государствами. В связи с этим установление международной кооперации в сфере инноваций представляется исключительно важным фактором развития инновационной деятельности внутри страны.
Ключевую роль в инновационных процессах, реализуемых внутри государства и предопределяющих уровень их эффективности, основанный на объемах физических и интеллектуальных инвестиций и полученных в результате их использования инноваций, играет национальная инновационная система. Понятие "НИС" появилось относительно недавно, лишь в конце 80-х годов 20 века рядом европейских и американских ученых были предприняты первые попытки по разработке концепции НИС.
В 1987 году Фриман определял национальную инновационную систему как некую сеть, состоящую из учреждений государственного и частного сектора, чье взаимодействие способствует созданию, модификации и распространению новых технологий. В работах шведского ученого Лундвалла, одного из основоположников концепции национальной инновационной системы, она рассматривается как совокупность взаимосвязей внутри государства, взаимодействующих в процессах производства, использования и распространения новых знаний, несущих экономическую выгоду. Профессор Колумбийского университета (США) Нельсон рассматривал НИС как совокупность институтов, взаимодействие которых определяет инновационный потенциал предприятий и государства в целом.
Вышеизложенные определения формируют не вполне целостную картину того, что собой представляет национальная инновационная система, и поэтому требуют уточнения. Автором предлагается следующее определение: НИС — это совокупность субъектов национальной экономики, занятых в сфере разработки и внедрения инноваций, основанных на знаниях, передовом опыте и новейших технологиях, деятельность которых регулируется нормативно-правовой базой и проводимой политикой государства.
В условиях высоких темпов научно-технического прогресса и становления инноваций приоритетной сферой экономической деятельности все большую актуальность стал приобретать вопрос международного инновационного сотрудничества. Именно оно является одним из наиболее значимых факторов формирования и развития структуры и инфраструктуры НИС, позволяющего государству успешно интегрироваться в глобальные мегасети. На это существует ряд объективных причин, среди которых наиболее важными, по мнению автора, являются следующие:
• различия в научно-техническом развитии стран;
• острая необходимость в кооперации для решения глобальных научных проблем;
• достижение более высокой эффективности при международном разделении в области разработки и внедрения инноваций;
• взаимодополнение стран в кадровой, материально-технической и информационной составляющей.
Создание эффективной национальной инновационной системы представляется приоритетным направлением экономической политики государства, поскольку несет в себе признание инноваций в качестве ключевого фактора модернизации экономики, стимулирующего стабильное и устойчивое развитие государства, а также его успешную интеграцию в современную систему мирового хозяйства. Действительно, экономическое доминирование наиболее развитых стран в мировой экономике вполне целесообразно рассматривать как результат их опережающего инновационно-технологического развития и интеграции в мировые инновационные сети, обеспечиваемых функционированием НИС.
Таким образом, открытый характер национальной инновационной системы имеет решающее значение для повышения ее эффективности. Инновационное сотрудничество на основе международной кооперации и коллаборации обеспечивает развитие совместных НИОКР, государственное и частное финансирование совместных инновационных проектов и, что наиболее важно с экономической точки зрения, стимулирует процессы коммерциализации и продвижение достигнутых результатов на рынках стран-участниц.
В данном контексте, недостаточная развитость национальных инновационных систем стран БРИКС, выражающаяся в невысокой результативности инновационной деятельности, осуществляемой индивидуально внутри государств, создает определенные предпосылки расширения международного сотрудничества в сфере инноваций для решения как индивидуальных, так и общих задач на платформе БРИКС.
1.3 Содержание и сущность международного инновационного сотрудничества
В мировой практике для обозначения процессов взаимодействия между странами в сфере разработки и внедрения инноваций употребляется термин "международное инновационно-технологическое сотрудничество" (МИНТС), являющееся формой международных экономических отношений, направленных на достижении положительных эффектов от кооперации в наукоемких отраслях на дву- или многосторонней основе через выпуск и коммерциализацию нового товара или услуги.
Однако, МИНТС не учитывает одну из ключевых составляющих процесса производства инноваций — научную деятельность субъектов экономических отношений, представляющую собой основу инновационного процесса. Таким образом, термин "международное инновационно-технологическое сотрудничество" охватывает лишь заключительный этап трансформации новых знаний в конечный продукт, что обуславливает его неполноценность в контексте данного исследования. Поэтому автором предлагается прибегнуть к рассмотрению такого понятия, как "международное научно-техническое сотрудничество" (МНТС), наиболее полно характеризующее все аспекты международного инновационного сотрудничества.
Уточним, что понятие "международное научно-техническое сотрудничество", являющееся своеобразным пережитком советской экономики, когда этот термин употреблялся для обозначения международного взаимодействия между социалистическими странами в сфере НИОКР, имеет практически одинаковую смысловую нагрузку, что и концепт "международное инновационное сотрудничество". С распадом СССР, устранением искусственных барьеров и переходу к рыночной экономике активно начало развиваться международное сотрудничество, в том числе и в сфере инноваций, что повлекло за собой внедрение в научный оборот принципиально нового для того времени понятия — "международное инновационное сотрудничество". Тем не менее, отечественными авторами до сих пор широко используется понятие "МНТС", что вызывает определенные сложности при изучении данной сферы деятельности государства.
Несмотря на исключительную роль международной инновационной кооперации и коллаборации в развитии экономик, основанных на знаниях, и в связи с этим довольно часто встречающиеся словосочетания, указанные выше, в научных и практических публикациях, до сих пор не разработано единых общепринятых определений данных понятий в законодательных документах не только России, но и иностранных государств, и международных организаций.
Для того, чтобы избежать проблемы неправильного использования терминов, вытекающую из неоднозначности подходов, предложенных многими авторами, в данной части работы будет использован более близкий отечественным ученым подход к определению международного инновационного сотрудничества — МНТС. Особая важность международному научно-техническому сотрудничеству в глобальном контексте впервые была придана на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемся в Хельсинки в 1973 году, на котором присутствовали высокие представители 33 государств, в том числе и СССР. В заключительном акте данного совещания отмечается, что развитие международного сотрудничества в научной, технической, экономической и социальной сфере на основе создания благоприятных условий для распространения передового опыта, технологий и достижений науки будет способствовать экономическому развитию, сокращению разрыва между развитыми и развивающимися странами, а также повышению благосостояния государств, вовлеченных в процесс международного взаимодействия.
На современном этапе развития экономики России существует реальная потребность в осуществлении МНТС. В Концепции государственной политики Российской Федерации в области МНТС отмечается, что международная кооперация в сфере инноваций является важным инструментом стабилизации и подъема российской социально-экономической сферы, наращивания научно-технического потенциала страны в условиях быстроразвивающейся рыночной экономики. Концепция определяет стратегические цели государственной политики Российской Федерации, направленные на развитие инфраструктуры и механизмов в сфере науки и технологий, способствующих росту технологической составляющей в общей структуре МНТС и разработке инноваций, отвечающих мировым стандартам. Кроме того, в данном документе рассматривается ряд мер, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, ее перевода на инновационный путь развития и обеспечения безопасности страны в сфере науки, технологий и инноваций в долгосрочном периоде.
Согласно Концепции Российской Федерации, международное научно-техническое сотрудничество подразделяется на:
1. "Межгосударственное научно-техническое сотрудничество (МГНТС) - совместная научная и научно-техническая деятельность, преимущественно некоммерческого характера, в рамках межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве. Осуществляется научными организациями, общественными объединениями научных работников, отдельными научными работниками и специалистами Российской Федерации и зарубежных стран при финансовой поддержке из средств государственного бюджета стран-партнеров и грантов, предоставляемых благотворительными и общественными фондами. К сфере МГНТС относится также международная научная и научно-техническая деятельность, осуществляемая в рамках международных организаций научно-технического профиля."
2. "Международное инновационно-технологическое сотрудничество (МИНТС) государственного и частного секторов России и зарубежных стран - международная инновационная деятельность на двух- и многосторонней основе, нацеленная на получение коммерческого эффекта."
Объединяя определения МГНТС и МИНТС, можно дать следующее определение международному научно-техническому сотрудничеству: МНТС — это международная деятельность, направленная на разработку совместных научно-технических проблем, подготовку высококвалифицированных кадров, взаимный обмен научными достижениями и производственным опытом, целью которой может являться как получение новых практических знаний (МГНТС), так и извлечение коммерческого эффекта от результатов деятельности (МИНТС).
Особую актуальность вопрос международного научно-технического сотрудничества приобретает в рамках блока БРИКС, поскольку в условиях глобальной трансформации мирового хозяйства и перехода к многополярному геополитическому устройству мира взаимодействие стран БРИКС внутри группы на основе концепции повышения конкурентоспособности каждого из членов позволит не только решить острые социально-экономические проблемы каждой страны в отдельности, но также поспособствует достижению общего положительного результата всего блока. В данном ключе инновационное сотрудничество в рамках клуба БРИКС рассматривается как один из важнейших факторов повышения роли его государств в мировой экономике, усиления позиций национального бизнеса и промышленности стран пятерки на глобальном рынке.
1.4 Формы и виды международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций
В зависимости от предмета анализа в отечественной и зарубежной научной литературе существует большое количество различных подходов к классификации форм международного инновационного сотрудничества. Однако, поскольку в данной работе рассматривается взаимодействие в рамках БРИКС, то наиболее интересной и важной представляется классификация по степени интернационализации международного инновационного сотрудничества, предполагающая деление на следующие пять форм: координация, кооперация, ассоциация, гармонизация и региональная интеграция.
• Координация — это разработка взаимодействующими государствами общей политики в инновационной сфере для реализации совместных международных программ.
• Кооперация является международно-правовой формой организации научной или технической деятельности между различными государствами, объединенными общей темой или программой исследований. Основой данной формы международного инновационного сотрудничества преимущественно являются межправительственные соглашения.
• Ассоциация — это объединение стран в области разработки и внедрения инноваций, обладающее широкими внешними связями, то есть взаимодействующее не только с субъектами отношений в сфере науки, технологий и инноваций внутри данной группы, но также и за ее пределами.
• Гармонизация представляет собой еще более глубокое согласование деятельности между странами для достижения более высокой результативности сотрудничества, которое обеспечивается за счет разработки и подписания международно-правового акта.
• Региональная интеграция обеспечивает наиболее интенсивное сотрудничество на всех уровнях, в том числе и между коллективами ученых. Характерной чертой региональной интеграции является установление единых требований к программам в научных центрах и высших учебных заведениях.
Классификация международного инновационного сотрудничества по видам деятельности предполагает их разделение на три большие группы: сотрудничество в области научных исследований и разработок, сотрудничество в области промышленного производства и сотрудничество в области науки и образования.
К сотрудничеству в области научных исследований и разработок относятся:
• совместное выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• обмен научно-техническими и инновационно-технологическими исследованиями и достижениями;
• совместное получение и обмен патентами на изобретения и ноу-хау.
Сотрудничество в области промышленного производства включает в себя:
• организацию совместных предприятий с целью создания и производства инновационной продукции;
• производственные соглашения (поставка технологий и их адаптация к новым материалам, производственной линии и т.д.);
• коммерческие соглашения с техническим значением (разработка, установка и техническое обслуживание новых технологий производства);
• совместное внедрение инноваций в производственный процесс;
• внесение прямых технических инвестиций.