1.1 Классификация конфликта
Социальный конфликт - это столкновение интересов различных общественных групп. В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы. В качестве основания этой классификации берутся их причины:
1. Межличностные конфликты проявляются в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим или, наоборот, подталкивающим человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). Наша самооценка во многом зависит от взаимоотношений с другими людьми. Очень неприятно спорить или враждовать с близкими. Но даже конфликты с теми, кто нам безразличен, съедают нас изнутри и лишают энергии и радости. Если вы не любите и не уважает себя, вам крайне трудно полюбить другого. Вы верите, что никто не может вас полюбить и уважать таким, какой вы есть, и что все стремятся вас обидеть, предать и использовать в своих интересах. В результате в каждом поступке и слове вы видите лишь недобрые намерения. Если думать о других людях более позитивно и реалистично, будет гораздо легче избегать конфликтов и налаживать продуктивно личные и профессиональные отношения. .Трудовые конфликты в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий. Это столкновение личностей, чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. .
2.Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах страны, политической обстановкой в них. Каждый день в мировых сводках новостей мы видим множество примеров межнациональных конфликтов. Ольстер, Носово, Чечня, Южная Осетия - названия известны каждому, кто смотрит телевидение или читает газеты. Все межнациональные конфликты- это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы, затухать, затем разгораться с новой силой. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн человек. В целом с территорий охваченных конфликтами, бежало не менее 5млн человек. . Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут проявляться как межнациональные, социально трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Социальный конфликт может быть по-разному трактован. Так же он может иметь различные пути разрешения и последствия. Столкновения могут возникать спонтанно или же быть заранее продуманными и кем-то использованы. Вот яркий пример сложнейшего социального конфликта и его рассмотрения. Франция 1968 год. Волнения студентов, борющихся за свои права, а за ними трудящихся и интеллигенции, грозящее перерасти в гражданскую войну и приведшее к смене правящих кругов Кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих инженерно-технических работников, служащих». Эти волнения студенчества имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками в системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая отстала от современных требований, запрещением политической деятельности в университетах, отстранение студентов от какого-либо участия в решениях университетских дел. Молодежь отвергла ценности генерала де Голля. Последней каплей стала проведенная в 1965 -1966 гг. «реформа Фуше», которая предусматривала создание 2-годичных технологических институтов при университетах, которые должны были обеспечить более быструю подготовку специалистов среднего звена, не устранив основных недостатков французской системы высшего образования, еще более усугубила классовый характер отбора студентов. Этот кризис, обнажив глубину и силу протеста, накопившегося в недрах французского общества, охватил основные слои и группы населения. В ходе этого кризиса самой жизнью были подняты проблемы социально-экономической политики правительства. Де Голль добился стабилизации положения. Но доверие было утрачено, и через год он ушел в отставку. Рассмотрим другие классификации конфликта. Например, классификацию конфликтов можно провести по двум параметрам: по типам субъектов и по протеканию конфликта внутри системы или вне системы
Типы конфликтов
1) Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. )
2) Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп. В этом конфликте индивиды стоят слишком «лицом к лицу», как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы. ) Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой. )
3) Межгрупповые конфликты часто возникают из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между группами. Межгрупповые конфликты часто возникают и между неформальными группами. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте
Разновидности конфликтов
По формам конфликты можно разделить на: полномасштабный - открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения. неполный конфликт - вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением (например, скрытый или вялотекущий конфликт интересов администрации предприятия и рабочих, не принимающий формы массовой забастовки). Конфликты по протеканию делятся на: кратковременные (предмет конфликта исчерпывается в процессе контактных взаимоотношений); продолжительные (затянувшиеся процессы по отношению к ожиданиям участников, часто носят деструктивный характер).
По природе возникновения выделяют конфликты: деловые - имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. эмоциональные - имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;
По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга. Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические - с властными отношениями, экологические - порождены глобальными проблемами современного поведения участников. Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру
Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе. Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где: Участники - это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, которые оценивают суть и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны; Объект - это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты. -Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы. -Инцидент - это действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний:
1. Нет предполагаемого расхождения интересов, потому что уже известная альтернатива удовлетворяет притязаниям обеих сторон. . Притязания первой стороны поднимаются до такого уровня, что альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению, подобрать уже невозможно. . Притязания второй стороны достигают уровня, при котором невозможно подобрать альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению.
Взаимоприемлемая альтернатива наиболее недосягаема, а оставшиеся альтернативы имеют характер игры с нулевой суммой, в которой выигрыш одной стороны означает проигрыш другой. Развитие конфликта проходит три стадии - предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.
Основными фазами конфликта являются: ) начальная фаза; ) фаза подъема (эскалация); ) пик конфликта; ) фаза спада. Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.
Основоположником функционализма считается Г. Спенсер, чьи идеи явились мощным стимулом развития органистической школы. Представители этого направления прежде всего останавливают внимание на противоречиях общественной жизни, столкновениях интересов и борьбе различных социальных групп. Основные положения Г.Спенсера: · Конфликты рассматриваются с позиций социал-дарвинизма, считаются неизбежным явлением в истории общества, стимулом общественного развития. · Социальный конфликт обусловлен борьбой за существование, которая в свою очередь определяется ограниченным объемом жизненных ресурсов. · Борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития.