Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Формы государственно-территориального устройства в зарубежных странах

cool_lady 432 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Объектом исследования являются современные государства с присущими им формами государственно-территориального устройства. Предметом исследования является такое понятие, как форма территориально-государственного устройства, его сущность, а также множество форм территориального устройства зарубежных государств во всем их разнообразии со всеми их особенностями и различиями. Цель данного исследования состоит в следующем: 1. Рассмотреть такое понятие, как форма территориального государственного устройства, ее сущность, ее взаимосвязь и влияние на формирование системы государственных органов, территориальное устройство государства, правовое положение граждан и др. 2. Рассмотреть, какие существуют формы территориально-государственного устройства. 3. Выявить, какие различия имеются между различными формами государственно-территориального устройства. 4. Рассмотреть формы территориального устройства различных зарубежных государств более подробно, выявить особенности каждой. 5. Определить преимущества и недостатки различных форм территориального устройства государств. 6. Подвести итоги выполненной работы, определить основные выводы. Методологическая база данного исследования состоит из совокупности следующих методов: формально-юридического, системного, сравнительно-правового, метода правового прогнозирования, статистического и других. Теоретическая основа данной курсовой работы состоит из обращения к специальной литературе, в частности таких авторов, как Алексеев [4], Вишневский [7], Гатин [8], Денисов [9] и др., также использовались некоторые НПА (Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.№ 361-3 с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г.) [3] и др. Структура работы включает в себя титульный лист, оглавление, перечень условных обозначений, введение, основную часть, состоящую из трёх глав, разбитых на разделы, заключения, списка использованных источников.
Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в наше время проблема формы государственного территориального устройства имеет не только теоретическое, но и первостепенное политическое и практическое значение. От того, каким образом формируется и реализуется территориальное устройство какого-либо государства, зависит не только то, как именно реализуется и распространяется власть в самом в государстве, а еще и напрямую зависит эффективность управления государством, действенность этого управления, престиж и стабильность положения правительства, законность и порядок. Данное понятие отвечает на вопросы, какими принципами руководствуется власть, как территориально устроено государство, каким образом формируются государственные органы, как реализуется внутренняя и внешняя политика в различных жизненных сферах, а также то, какими методами эта политика осуществляется в каждом конкретном случае. Изучение формы территориального устройства государства проясняет не только вопрос того, каково это государство с внешней точки зрения, но и отвечает на вопрос организации власти в государстве, раскрывает порядок формирования органов ее представляющих, длительность полномочий этих органов. Любое государство представляет собой единство его сущности, содержания и формы, для его активного функционирования и слаженного действия государственного механизма, важно четко организованная власть. В наше время отчетливо дают о себе знать многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, а именно вопрос, касающийся формы территориально-государственного устройства в его различных вариациях. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современных условиях прежние тенденции непрерывно меняются, происходит взаимообмен, объединение разных форм, по причине чего появляются смешанные и «гибридные» формы правления, а это напрямую влияет и на территориальное устройство того или иного государства в определенный момент. Создание этих форм является показателем конкретных тенденций современного конституционного развития. По большей части это явление носит позитивный характер, т.к. это является прямой предпосылкой к повышению уровня управляемости государством (конкретно в тех сферах жизни, где такое повышение соответствует общественным интересам).
Содержание

Перечень условных обозначений 3 ВВЕДЕНИЕ 4- 6 РАЗДЕЛ 1 ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 1.1. Понятие формы государственно-территориального устройства. Факторы возникновения формы государства. 7- 9 1.2.Основные виды государственно-территориального устройства 10- 14 РАЗДЕЛ 2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 2.1. Унитарное государство 15- 17 2.2. Федерация 18- 20 2.3. Конфедерация 20- 27 РАЗДЕЛ 3 ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 3.1. Формы государственного устройства в зарубежных странах 28- 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33- 35 СПИСОКИСТОЧНИКОВ 36- 37
Список литературы

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с. 2. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275/ Дата доступа – 22.10.2019. 3. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ.Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 дек. 2004 г. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11400124/ Дата доступа – 22.10.2019. 4. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс/ С. С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1993. – 176 с. 5. Баранов Н.А. Современная демократия: эволюционный подход./ Н.А.Баранов. – М., 2008. – 253 с. 6. Бибило В. Н. Теория государства и права/ В.Н.Бибило – Минск: Право и экономика, 2001. – 198 с. 7. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права/ А. A Вишневский, В.А. Горбаток, Н.В. Кучинский. – М.: Изд-во дел. и учеб. литературы, 2004. — 640 с. 8. Гатин А.М. Теория государства и права: учебное пособие/ А.М. Гатин. – М., 2005. – 208 с. 9. Денисов А.И. Сущность и формы государства./ А.И.Денисов – М., 2001. – 195 с. 10. Маклаков В.В. Конституции буржуазных государств. Учебное пособие/ В.В.Маклаков., П.К. Пантелеев – М.: Юрид. лит., 1982.– 321 c. 11. Окунькова Л.А. Конституции государств Европы: сборник/ под ред. Л.А. Окунькова – Инфа-М.2002 – 458 с. 12. Пиголкина А.С. Общая теория права: учебник для юрид. вузов/ под общ. ред. А. С. Пиголкина.– М., 1995. – 412 с. 13. Петров В.С. Тип и формы государства. / В.С.Денисов – М. 1967. – 219 с. 14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права/ В.Н.Хропанюк –М. 1993. – 250 с. 15. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве: государство и право/ В.Е. Чирикин – М. 1994. – 199 с. 16. Академик [Электронный ресурс]/ Форма государственного правления. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23993/ Дата доступа: 01.04.2020. 17. Брифли [Электронный ресурс]/ О духе закона. Краткое содержание трактата.– Режим доступа: https://briefly.ru/monteske/o_duhe_zakonov/Дата доступа: 02.04.2020. 18. Исторический сайт [Электронный ресурс]/ Общественно-политические взгляды Руссо. – Режим доступа: http://www.historichka.ru/works/russo/ Дата доступа: 02.04.2020. 19. News.ru.com [Электронный ресурс]/ Коррупция в человеческой истории – Режим доступа: http://txt.newsru.com/background/22jun2005/crrpt.html/ Дата доступа: 02.04.2020. 20. Архив научных статей Издательство Грамота [Электронный ресурс]/– Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2010/1/13.html/ Дата доступа: 03.04.2020.
Отрывок из работы

1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 1.1. Понятие формы государственно-территориального устройства. Факторы возникновения формы государства Государство – единство содержания и формы. Понятие формы государственно-территориального устройства – более узкое, нежели понятие формы государства, можно сказать, что форма территориального устройства – это составная и неотъемлемая часть такого понятия, как форма государственного устройства. Форма государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения, это не только логическая категория, но и категория конкретно-историческая. По отношению к содержанию форма государства является по сути своей внешней оболочкой. Форма же государства предполагает вполне определенное содержание. В процессе исторического развития государства естественным является постоянное развитие и обновления предыдущей формы. Если говорить в контексте более широкого понятия (формы правления), то данное понятие отвечает на вопросы, какими принципами руководствуется власть, как территориально устроено государство (т.е. вопрос территориального устройства входит в данное понятие), каким образом формируются государственные органы, а также то, какими методами эта власть осуществляется. Изучение формы правления государства проясняет организацию власти в государстве, раскрывает порядок формирования органов ее представляющих, длительность полномочий этих органов и, конечно же, форму территориально-государственного устройства [4, c.89]. Исходя из вышесказанного, очевидно, что эти понятия неразрывно связаны между собой, и форму государства можно трактовать как специфическую политическую организацию общества в отличие от противоположной, неполитической, безгосударственной общественной организации. Форма государства является устройством государства в самом широком смысле этого слова (в т.ч. и в отношении порядка формирования его территории и распространения на ней власти). Ей характерны определенные способы организации верховной, суверенной власти, принципы ее взаимоотношения с другими государственными органами, с народом, методы осуществления политической власти. Таким образом, можно понять, что рассматривать понятие территориального устройства какого-либо государства вне контекста понятия формы государства невозможно, поэтому есть смысл раскрыть данное понятие более подробно [14, c.15]. Традиционно под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима [10, с.62]. Следовательно, понятие формы государства охватывает: 1) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; 2) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; 3) методы и способы осуществления государственной власти. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения [13, c.116]. Четко очерченного соотношения между типом и формой государства не существует. Очевидно, в пределах государства одного и того же типа могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, не исключен также и тот факт, что государства различного вида могут иметь одинаковую форму. Своеобразие определенной формы государства любого периода истории выражается, в первую очередь, степенью развитости общества и государственной жизни, задачами и целями, поставленными перед государством. Иначе говоря, форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется этим. Первостепенное влияние на форму государства оказывает культурный уровень развития народа, его исторические традиции, характер мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и иные факторы. Специфику формы определяет и характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями) [18]. В разных странах государственные формы имеют определенные особенности, признаки, характерные только им, которые по мере развития общества наполняются более глубоким содержанием, обогащаются во взаимосвязи и взаимодействии. Также форма существующих государств, в частности современных, имеет одинаковые черты, это позволяет дать более однозначное и точное определение каждому элементу. Также, форму государства можно трактовать как специфическую политическую организацию общества в отличие от противоположной, неполитической, безгосударственной общественной организации [16, c.92]. В узком смысле слова, форма государства приравнивается к форме правления, а в широком смысле рассматривается как совокупность формы правления и формы государственно-территориального устройства. В любом случае, для более четкого понимания, необходимо рассмотреть, какие бывают виды форм территориально-государственного устройства и как они связаны с понятием формы правления. Так как говорить о различиях той или иной формы территориального устройства невозможно, не получив представления о самом понятии, далее и классифицируются его формы. ? 1.2. Основные виды территориально-государственного устройства Территория каждого государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения с целью управления социально-экономическими процессами и взаимодействия с населением. Как уже рассмотрено выше, в науке конституционного права под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, обусловливающий определенные взаимоотношения институтов всего государства с органами его составных частей. Эта категория также характеризует и объем прав составляющих территорию государства частей. Таким образом, данное понятие отвечает на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и регионов. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин «форма национально-государственного устройства» [6, c.114]. Различаются три формы государственной устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация (федеративное государство). Конфедерация – это такая форма союза государств, при которой государства сохраняют свой суверенитет практически в неизменном виде. Она, как правило, является переходной и временной формой, приводящей либо к распаду союза государств, либо к образованию новой федерации. Для формы государственного устройства имеют большое значение экономическая, политическая и географическая степень территориальной общности населения, а также исторические традиции, социокультурный и этнический факторы. Унитарное государство – государство считается унитарным (целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государственности. Признаки унитарного государства: единая Конституция; единое гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система. Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус обычных административно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общенациональным законом. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется. В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные. Далее немного подробнее о каждом из них. Децентрализованные унитарные государства. К числу таковых относятся государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся па началах децентрализации (Новая Зеландия, Япония). Децентрализованным унитарным государством является Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью (автономией). Относительно децентрализованные – государства с развитой административно-территориальной автономией (Испания, Италия, Португалия) и др. Централизованные – к этому типу относятся унитарные государства, в которых преобладает централизм в государственном управлении и поэтому подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из столицы (Дания, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Узбекистан, Республика Беларусь). В унитарном государстве не отрицается право населения на местное самоуправление, однако центральная власть имеет право вторгаться в случае необходимости в компетенцию муниципальных органов. Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами (членами) федерации и имеют свое собственное административно-территориальное устройство. В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом случае говорят об асимметричности федерации, т.е. о наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации [4, c.126]. В настоящее время насчитывается более трех десятков федеративных государств, в которых проживает одна треть населения планеты (США, Бельгия, Бразилия, Германия, Индия, Папуа-Новая Гвинея, Танзания и др.). Современные федерации в большинстве случаев от унитарных государств отличаются более высоким уровнем социальной и национальной напряженности, связанным в немалой степени с несовершенством федеративной структуры и неразвитостью политико-правовых связей внутри федерации. Выделяют признаки федеративного государства как абсолютного, так и факультативного характера. К первым признакам, которые являются обязательными, относятся: - добровольность объединения государственных образований в единое государство; - единая территория государства, образованная в результате вхождения территорий субъектов федерации; - симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; - разграничение компетенции между союзом (центром) и его субъектами; - наличие двухуровневой системы законодательства (собственно федерации и ее членов); - существование самостоятельной системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации; - наличие единого федерального гражданства. К признакам факультативного характера, т.е. необязательно присущим федерации, но встречающимся на практике в ряде государств, относятся: - наличие собственной конституции субъекта федерации; - существование самостоятельной судебной системы на этом регионально-субъектном уровне; - возможность установления гражданства субъекта федерации; - асимметричный конституционный статус членов федерации [7, c.130]. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права самостоятельного участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации (институт федеральной интервенции или федерального вмешательства). В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры различаются федерации, организованные на территориальной основе, которых большинство (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Германия, Мексика, США), на национальной основе (Бельгия, Нигерия, Пакистан, частично Индия) и на смешанной национально-территориальной основе (Канада, Российская Федерация, Швейцария). Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: конституционные и договорные. Конституционные федерации создаются как бы «сверху», в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия), а договорные возникают «снизу», на основе соглашения, договора между субъектами федеративных отношений (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, ОАЭ). Тем не менее, впоследствии положения договора обязательно закрепляются в федеральной конституции. Так, например, при воссоединении Западной и Восточной Германии сначала был заключен договор, который обусловил изменения в Основном законе страны 1949 г. [9, c.69]. Различаются три формы государственной устройства: конфедерация, унитарное государство, федерация. В зависимости от степени и формы контроля центра за местной властью выделяют три разновидности унитарных государств: децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные. Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: конституционные и договорные. Далее рассматривается каждый тип более подробно. ? 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 2.1. Унитарное государство Как уже рассмотрено выше, политико-территориальное устройство государства – способ политической и территориальной организации государства, система взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти. Большинство государств мира имеет унитарное территориальное устройство. Государство считается унитарным (целостным, простым, единым), если все или большинство его частей являются обычными административно-территориальными единицами. В составе унитарного государства нет каких-либо государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Его территория может включать отдельные автономные национально-государственные образования, в том числе имеющие некоторые атрибуты собственной государственности. Признаки унитарного государства: единая Конституция; единое гражданство; единая система центральных органов государственной власти; единая судебная и правовая система. Важнейшим принципом функционирования унитарной государственности является то, что местные органы управления в той или иной степени подчинены центральным институтам государственной власти и им подконтрольны. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус обычных административно-территориальных единиц: они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами, их территория может быть изменена простым общенациональным законом. Согласия местных (региональных) органов и населения при этом не требуется. Таким образом, унитарное государство – единое государство с единой конституцией и гражданством, с единой системой органов власти и судопроизводства, где функционируют единая система законодательства, единая правовая и денежная системы. Унитарное государство характеризуется централизованным руководством административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственно-территориальных образований. Это единое, неделимое, составляющее одно целое государственно-территориальное устройство. Вместе с тем различают два типа современного унитарного государства – централизованные и децентрализованные унитарные государства [4, c.19]. В централизованных унитарных государствах подчинение регионов центру осуществляется через должностных лиц, назначенных центральными органами власти. К такому типу унитарного государства можно отнести Казахстан, Нидерланды, Узбекистан, Финляндию, РБ. В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центральных, поэтому их правовые отношения строятся на началах децентрализации. Такими унитарными государствами являются Великобритания, Испания, Италия, Новая Зеландия, Япония. Нередко современные унитарные государства подразделяют на государства с симметричным и асимметричным территориальным устройством. Государство с симметричным административно-территориальным устройством характеризуется тем, что его территориальные части имеют равный политико-правовой статус. Например, воеводства в Польше или области в РБ равноправны. В государстве с асимметричным административно-территориальным устройством его территориальные части имеют различный политико-правовой статус. Такие характерные особенности присущи Италии, где Сицилия, Сардиния и некоторые другие территориальные единицы имеют особые формы и условия автономии, причем статус этих автономий определяется отдельными конституционными законами. Асимметричный статус имеют и многие регионы Испании (Каталония, Галисия). В последние годы Италия, Испания, Нидерланды и Франция, оставаясь формально унитарными, используют в государственно-территориальном устройстве отдельные элементы федерализма [17, c.19]. В современных унитарных государствах нередко существует несколько звеньев административно-территориальных единиц в зависимости от численности населения и территориальных размеров государства. Существует двухзвенное, трехзвенное и четырехзвенное административно-территориальное деление. Обычно самыми крупными территориальными единицами являются губернии, области, провинции; эти территориальные единицы делятся на округа, районы, уезды и т.п. Некоторые небольшие государства вообще не имеют административно-территориального деления. Таким образом, унитарное государство – единое государство с единой конституцией и гражданством, с единой системой органов власти и судопроизводства, где функционируют единая система законодательства, единая правовая и денежная системы. Вместе с тем различают два типа современного унитарного государства – централизованные и децентрализованные унитарные государства. Нередко современные унитарные государства подразделяют на государства с симметричным и асимметричным территориальным устройством. В зависимости от численности населения и территориальных размеров государства выделяют двухзвенное, трехзвенное и четырехзвенное административно-территориальное деление. ? 2.2. Федерация Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами (членами) федерации и имеют свое собственное административно-территориальное устройство. В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретного государства, своеобразием культуры и быта народов, национальным составом населения. В этом случае говорят об асимметричности федерации, т.е. о наличии некоторого неравенства в правовом статусе субъектов федерации. Территориальную организацию федеративного государства можно рассматривать как систему, состоящую из следующих составных частей: политико-территориальной организации (например, в РФ – это республики, края, области и т.д.), административно-территориальной организации субъектов федерации (города, районы, поселки и т.д.), экономико-территориальной организации (зонально-экономический регион, экономический район субъекта федерации, муниципальная единица) и ведомственной организации (управления, отделы и т.д.). В условиях федерации на уровне как центра, так и территориальных частей, присутствуют основные структурные элементы государства: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти, другие части государственного аппарата. Наличие данных элементов гарантировано нормами конституционного права, и они не могут быть произвольно ликвидированы центральной властью [18]. Федерация – комплекс территорий, имеющих специфические признаки, характеризующие само государство. Но эти территории не являются государствами, они государствоподобные, так как представляют собой территориальные единицы государства (их обычно называют государственно-территориальными образованиями) и не имеют суверенитета, т.е. независимой от внешних факторов и неограниченной верховной власти, поскольку суверенитет – атрибут государства, не присущий территориальным единицам. Федеративное государственное устройство характеризуется объединением двух или нескольких территориальных единиц – субъектов федерации (штатов, земель, провинций, кантонов, республик, областей) в одно государство. Эти территории обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление и законодательство [15, c.114]. В федеративных государствах действуют высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации, т.е. существуют два уровня государственной власти – федеральный и региональный. Полномочия органов власти обоих уровней имеют конституционное или иное законодательное разграничение. Для федераций характерно наличие двойной правовой системы, нередко двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы. Принимая во внимание виды правовых актов, учреждающих федеративное государство, выделяют два основных типа федерации: конституционные и договорные. Конституционные федерации создаются в результате принятия конституции (США, Канада, Бразилия). Договорная форма рассматривает федерацию как объединение государств, передающих на основе договора некоторые права новообразованным центральным органам власти. Тем не менее, впоследствии положения договора обязательно закрепляются в федеральной конституции. Централистская форма федерации предполагает, что вся социально-экономическая и политическая жизнь в отдельных частях государства должна осуществляться на основе решений федеральных органов. Известны также две основные формы образования федераций: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации. Принято считать, что большинство федераций, созданных первоначально на основе союза, с течением времени в ходе процессов централизации превратилось фактически в федерации, основанные на автономии субъектов, не имеющих права выхода из ее состава. В последние годы используется качественно новое понятие «европейский федерализм» (особая форма политического союза государств Западной Европы, где политическая интеграция основывается на слиянии государственных структур в более широкую межгосударственную общность с созданием новых институтов власти и передачей им части суверенных прав национальных политических органов). В мире сложились два основных принципа построения федерации – национально-территориальный и территориальный [12, c.111]. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения из этого общего правила появились только после Второй мировой войны в связи с образованием молодых государств. Впервые однопалатная система при федеративной форме государственного устройства была введена Конституцией Исламской Республики Пакистан 1956 г., но она просуществовала лишь до октябрьского переворота 1958 г. Конституция Пакистана 1962 г. восстановила федеративную форму государственного устройства и однопалатный Парламент. Согласно Конституции 1973 г. федеральный Парламент Пакистана состоит из двух палат – Национального собрания и Сената. Однопалатная система установлена Конституцией Венесуэлы 1999 г., существует в Танзании. В настоящее время в подавляющем большинстве федераций существует двухпалатный парламент – закрепляется институт бикамерализма. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации. Применяются два принципа представительства субъектов федерации в верхней палате: равного и неравного представительства.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Политология, 38 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Политология, 39 страниц
340 руб.
Курсовая работа, Политология, 20 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg