ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
1.1 Физическая культура и спорт как объект управления
В российских энциклопедических изданиях, а также в специальной литературе «управление» трактуется как компонент, функция организованных систем разного характера (биологических, технических, социальных), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию целей и программ.
Такое толкование понятия «управление» дает возможность выделить его важную особенность, которая состоит в том, что оно применяется для характеристики специфической управленческой деятельности человека в разных областях живой и неживой природы, а также социальной жизни.
По сути, физкультура – это массовое явление, которое вовлекает в область своего влияния, хотя и с разной степенью активности, множество членов общества.
Человечество осознанно пришло к занятиям спортом – особой социально-организованной формой и сферой сравнения интеллектуальных и физических способностей, подготовленности отдельного человека, группы людей, одобряемой социальной общностью, в которой виды деятельности направлены на достижение результата с помощью подготовки, участия в спортивных соревнованиях.
Спорт включается в физкультуру, но только той частью, которая связана непосредственно с двигательной активностью. Итак, спорт и физкультура – это вид человеческой деятельности, который направлен на физическое совершенствование как человеческой популяции в целом, так и каждого отдельного человека, который оказывает воспитательное, оздоровительное, политическое, экономическое и социальное влияние на общественное развитие человека.
Управлению в спорте и физкультуре характерен комплекс закономерностей. Одной из таких закономерностей является его дифференциация.
Суть данной закономерности выражается в том, что управление, которое по факту возникло как руководство производством (первая сформировавшаяся школа управления называлась школой научного управления или школа управления производством (В.В. Кузин)), в ходе исторического развития, которое четко прослеживается на примере последовательного формирования и приоритетного влияния на разных временных этапах разнообразных школ управления (школа поведенческих наук, человеческих отношений, школа социальных систем и так далее), все больше внимания уделяет человеческому фактору управления людьми, коллективами. Итак, не случайно в рамках руководства социальной областью вообще и управления физкультурой, спортом в частности, все больше внимания уделяется менеджменту как одному из специфических видов управления в рамках конкретной спортивно-физкультурной организации.
Отметим, что в России с недавнего времени начало применяться понятие менеджмент. Оно заимствовано с английского языка в начале формирования в РФ рыночных отношений. Итак, обратимся вначале к анализу основных представлений о менеджменте иностранных экспертов.
Первым делом, нужно уделить внимание анализу специальной литературы. Она представляет собой описание, но не приведение точной дефиниции понятия «менеджмент».
Еще одна весьма характерная особенность представлений о менеджменте – это широкая трактовка сути понятия. Так, «Международный справочник по менеджменту» имеет понятие: «менеджмент» - это эффективное применение и координация таких ресурсов, как здания, капитал, труд, материал для достижения поставленных целей с максимальной степенью эффективности.
Менеджментом называется система рациональной организации управления производственной деятельностью, которая направлена на эффективное достижение запланированных результатов; это сфера человеческого познания, которая помогает осуществлять эффективное и разумное управление; социальный людской слой, который осуществляет управленческую работу.
Так, спортивный менеджмент тесно связан с основными факторами рыночной экономики – системой свободного образования цен, формами собственности, конкуренцией, правом свободного выбора для спортивного предпринимателя, производителя спортивных и физкультурных услуг, а также для потребителей данных услуг, зависимостью доходов предпринимателя от итогов его труда, ситуации на рынке спортивных и физкультурных услуг.
Спортивные и физкультурные услуги в условиях рыночной экономики становятся объектом купли/продажи. На основании того производители соответствующих услуг являются продавцами, а потребители – собственно покупателями .
Рынок услуг физкультуры и спорта специфичен и многообразен. Отметим особенности функционирования физкультуры и спорта в рыночных условиях. Их существует несколько, главными из которых можно назвать:
- преобразование физкультуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой для физического воспитания граждан;
- децентрализация руководства сферой спорта и физкультуры;
- возросшее многообразие организационно-правовых форм спортивных и физкультурных организаций;
- правовое закрепление официального статуса профессионального спорта, его развитие в РФ;
- увеличивающееся экономическое значение спорта и физкультуры, которые преимущественно развиваются на основании коммерческого хозрасчета;
- конкуренция спортивных и физкультурных организаций, свободное образование цен на услуги спорта и физкультуры.
Рыночная экономика помогает:
- увеличить количество собственников спортивных и физкультурных организаций;
- развитие предпринимательства в сфере спорта и физкультуры;
- наращивание многообразия их правовых и организационных форм;
- расширение спектра и улучшение качества предоставляемых услуг спорта и физкультуры населению .
В условиях рыночной экономики существенно увеличивается роль физкультуры и спорта в плане удовлетворения потребностей людей в совершенствовании, создании здорового жизненного образа – как главных социальных ценностей.
Интеграция спорта и физкультуры в систему рыночных связей обуславливает особенности менеджмента в данной области услуг. Цель управления в спорте и физкультуре – это возможное необходимое положение отрасли, которое необходимо достичь. В специальной современной литературе цель управления часто обозначается такими понятиями, как «философия», «политика», «миссия» спортивной и физкультурной сферы.
Определение цели – это начальный этап процесса управления в сфере спорта и физкультуры, так как он по своему содержанию описывает целенаправленное, а не стихийное влияние.
Управленческая функция в спорте и физкультуре – это относительно обособленное направление управленческой сфере, которое дает возможность проводить управленческое влияние. Выделяют основные и конкретные управленческие функции.
Основные управленческие функции считаются таковыми по ряду причин. Во-первых, они осуществляются во всех сферах комплекса народного хозяйства (сфере материального и нематериального производства). Во-вторых, функции реализуются во всех спортивных и физкультурных организациях (национальной, международной, территориальной, некоммерческой, коммерческой, малой, крупной, средней и так далее). В-третьих, они инвариантны определенным функциям, то есть состав и суть основных функций менеджмента являются неизменными, независимо от того, какая функция менеджмента реализуется. В-четвертых, они обеспечивают управляемость – достижение цели управления в заданный временной промежуток при ограниченных ресурсах .
Главные функции управления связаны между собой, формируют единый процесс, который описывает механизм управленческого влияния.
Конкретные функции управления спортом и физкультурой могут выделяться и характеризоваться по сути управленческого влияния на определенный объект.
Конкретные и общие функции руководства в спорте и физкультуре как сравнительно обособленные правления деятельности практически реализуются на основании ряда принципов.
Управленческие принципы в спорте и физкультуре – это основные правила, нормы поведения, положения, которыми пользуются органы управления, а также некоторые руководители в ходе осуществления управленческого влияния .
Основными управленческими принципами в спорте и физкультуре считаются следующие:
- принцип сопоставления территориального и отраслевого руководства, который основывается на существующем административно-территориальном делении государства, на отраслевой структуре народного хозяйства, который означает, например, что спортивная организация создается и может работать как по отраслевому, так и по территориальному принципу (например, физкультурно-спортивный клуб учреждения, промышленного предприятия; общества «Спартак», «Динамо», «Юность России» и пр.);
- принцип сопоставления морального и материального стимулирования опирается на утверждении, что «любая крайность – это признак ограниченности». Самым ярким проявлением применения данного принципа в сфере «спорт и физкультура» считается присвоение работникам разных спортивных и физкультурных организаций званий, материальное и моральное поощрение, государственных наград за труд .
На основании описанных выше принципов конкретные и общие функции управления в спорте и физкультуре как сравнительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются на практике с применением разных методов.
Организационные управленческие методы основываются на организационных связях между управленческими органами и компаниями, сотрудниками и компаниями, на отношениях подчинения с властвующими органами. В целом организационные управленческие методы делятся на следующие группы:
- методы организационного, стабилизирующего влияния – применяются для решения текущих задач и дают возможность корректировать работу, учитывая изменения ситуации. Методы данной группы, как правило, реализуются в форме приказа, распоряжения;
- методы организационного, распорядительного, дисциплинарного влияния и так далее ;
- административные методы – связаны с властной природой государственного руководства, что проявляется в разных ситуациях и обстоятельствах; одна сторона взаимоотношений (должностное лицо или государственный управленческий орган) наделена полномочиями власти, а значит, может приказывать другой, стороне, которая ей прямо подчиняется – независимо от того, согласна она с тем или нет. Одна сторона взаимоотношений (должностное лицо, орган государственного управления) определяет формы, которые необходимо исполнять неукоснительно другой стороной. Это простые методы для взаимоотношений компаний, которые находятся в административном подчинении, на республиканском, региональном и муниципальном уровнях.
Методы правового регулирования – это используемые государством средства правового влияния на общественные отношения. Выделяют 2 главных способа правового управления – автономный и авторитарный. Авторитарный способ применяется для управления административных и прочих правовых отношениях. Он характеризуется тем, что одна сторона правовых отношений наделена правом, устанавливать прочей стороне содержание ее активности. Автономный способ основан на том, что стороны правовых отношений считаются равноправными, в рамках Закона могут сами определять суть своих обязанностей и прав, менять или прекращать их.
Методы правового регулирования отношений в области финансового, трудового и прочих отраслей права носят комплексный характер, содержат в определенных отношениях компоненты автономного и авторитарного способов.
Итак, управление спортом и физкультурой – это система конкретных отношений форм, методов сознательной деятельности, которая направлена на обеспечение эффективной работы и развития сферы спорта и физкультуры для полного удовлетворения людей в физическом совершенствовании.
1.2 Система управления физической культурой и спортом
Правовое регулирование управленческих и физкультурных отношений – это обязательный компонент эффективного спортивного менеджмента. Потому в развитых в спортивном плане странах (Германии, Австрии, Испании, США, Италии, Франции и пр.) есть специальное законодательство о спорте и физическом воспитании.
Предмет правового регулирования – множество аспектов функционирования и развития спорта и физкультуры :
- в правовых нормах закрепляются самые важные с позиции государства социальные функции спорта и физкультуры. В качестве примера, который демонстрирует данное положение, считается статья 41 Конституции РФ, которая постановила, что в России «поощряется работа, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию спорта и физкультуры». Данное положение Основного Закона страны детализовано в ФЗ «О спорте и физкультуре в РФ». В статье 1 данного закона Констатируется, что он «рассматривает спорт и физкультуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания работоспособности человека на высоком уровне, воспитание гражданского патриотизма, подготовки к защите Родины, гарантируя права граждан на равный доступ к занятиям спортом, физическими упражнениями»;
- право определяет и регулирует существующие отношения в сфере физкультуры и спорта, содействует развитию в ней новых экономических, организационных, социальных и нравственных отношений. Отражая федеративное устройство страны, Конституция РФ носит общие вопросы спорта и физкультуры к совместному ведению и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ);
- право дает юридически властный характер государственному управлению спортом и физкультурой .
Властные в юридическом плане полномочия государственных органов управления спортом и физкультурой, которые выступают от имени государства, выражаются:
- в контроле над исполнением нормативных и законодательных актов;
- в издании от имени государства юридических нормативно-правовых актов для соответствующей территории по вопросам спорта и физкультуры.
Текущая распорядительно-исполнительная деятельность государственных управленческих органов спортом и физкультурой осуществляется на основании действующего законодательства, то есть носит подзаконный характер. В конце концов, право выполняет охранительную функцию. Ее суть выражается в:
- законодательном недопущении к профессиональной, педагогической деятельности по спорту и физкультуре лиц, которые не имеют документа о профессиональном физкультурном образовании (статья 28 пункт 1 Закона «О спорте и физкультуре в РФ»);
- соблюдении правил безопасности, чести и достоинства граждан в процессе проведения занятий спортом и физкультурой, спортивных соревнованиях (статья 34);
- законодательной социальной защите спортсменов, сотрудников спортивных и физкультурных организаций (статья 32);
- охране граждан в процессе занятий спортом и физкультурой .
Итак, правовое регулирование – это воздействие с помощью системы юридических норм на социально-педагогические и экономические отношения в области спорта и физкультуры на основании прогрессивных тенденций. Правовые нормы тут являются юридической формой подобного регулирования. Правовая регламентация подразумевает установление некого порядка в создании и функционировании организаций спортивной и физкультурной направленности.
Нормы права о физкультуре и спорте внешне выражаются в нормативно-правовых актах – указах, законах, распоряжениях главы государства, постановлениях, решениях правительства, а также юридических актах субъектов РФ.
По юридической силе нормативно-правовые акты о вопросах спорта и физкультуры не одинаковы. Это объясняется тем, что работа государства по развитию спорта и физкультуры обеспечивается не одним органом, а системой государственных органов.
Нормативные акты используются и работают в рамках полномочий того или иного государственного органа. На основании того система нормативно-правовых актов о спорте и физкультуре делится на следующие группы.
Первая группа – это нормативные акты федеральных органов государственной власти: ФЗ, конституция, а также указы и распоряжения Президента РФ. Они имеют наивысшую юридическую силу.
Вторая группа – это нормативные акты (решения и постановления) о спорте и физкультуре федеральных органов государственного управления, которые имеют подзаконный характер (правительственные постановления федерального агентства РФ по спорту и физкультуре, Министерства образования и науки РФ, пр.).
Третья группы – это законы и подзаконные акты субъектов РФ – республик в составе РФ, областей, краев, автономных округов, городов Санкт-Петербурга и Москвы.
Четвертая группа – нормативные акты, решения органов местного самоуправления и постановления.
Подобная группировка определяет масштабы и уровень действия принимаемых нормативно-правовых актов. Спорт и физкультура – это отрасль, составная часть культурного и социального комплекса страны, на который действуют современные нормы права России, современная законодательная система.
Теперь рассмотрим государственные органы управления спортом и физкультурой.
Орган управления спортом и физкультурой – это физкультурно-спортивная организация, которая в системе управления выступает в качестве системы и влияет на прочие спортивно-физкультурные организации как объекты.
Общее управление спортом и физкультурой осуществляет федеральное агентство РФ по спорту и физкультуре. Одной из специфических особенностей управления спортом и физкультурой считается то, что его осуществляют во взаимодействии общественные и государственные органы управления разного характера и уровня.
Закон «О спорте и физкультуре в РФ» субъектами управления спортом и физкультурой государственного плана относят федеральный орган исполнительной власти в сфере спорта и физкультуры, органы исполнительной власти субъектов РФ (статья 5) и определяет их компетенцию.
По статье 6 Закона «О спорте и физкультуре в РФ» специально уполномоченный орган исполнительной власти в сфере спорта и физкультуры осуществляет: государственную политику в сфере спорта и физкультуры, подготовку, представление правительству РФ проектов федеральных программ развития спорта; организацию лицензирования в сфере спорта и физкультуры, сертификацию продукции на основании Закона РФ; организацию массовых спортивных соревнований физкультурно-оздоровительного плана, обеспечение подготовки резервов для сборных команд РФ по разным видам спорта, утверждение с учетом предложений олимпийского комитета РФ нормативов физической подготовки разных категорий граждан, разработку, утверждение, а также внедрение совместно с федеральными исполнительными органами в учебный процесс дошкольных и прочих образовательных учреждений обязательных нормативов физической подготовки. Введение в государственные программы физического воспитания разных категорий граждан на основании научных экспериментов, исследований в данной сфере новы видов спорта, физических упражнений, пропаганду спорта, массовой физкультуры, здорового образа жизни, основных знаний о спорте и физкультуре, выпуск видеоматериалов, литературы в данной сфере; выработку и определение нормативов финансирования спорта и физкультуры, оказание оздоровительных услуг населению, выработка льготных предложений для занятий спортом детей и инвалидов, аккредитацию спортивных объединений, учитывая предложения Олимпийского комитета РФ, которые участвуют от имени РФ в международных спортивных соревнованиях; финансирование научных исследований в сфере спорта и физкультуры, в том числе в сфере создания спортивных изделий, на основании федеральной программы, удерживание центров спортивной подготовки, научных организаций и образовательных учреждений в сфере спорта и физкультуры Федерального масштаба; методическое, программное и научное обеспечение системы физкультуры и спорта, организацию издания научной, учебной литературы, создание единой государственной системы информационного обеспечения в сфере спорта и физкультуры. Проводится выработка и утверждение вместе с Олимпийским комитетом РФ по предложениям федераций по разным видам спорта, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере спорта и физкультуры; проводится профессиональная подготовка мероприятий по повышению квалификационного уровня специалистов в сфере спорта и физкультуры, выработка и утверждение вместе с Олимпийским комитетом РФ научных, программных исследований по проблемам физического воспитания граждан и развития спорта высших достижений, в том числе подготовки сборных команд РФ по разным видам спорта, организацию строительства спортивных сооружений, содержание действующих сооружений .
На основании Указа главы государства «О системе федеральных органов исполнительной власти» федеральному агентству по физкультуре, туризму и спорту поручено передать правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг, по управлению имуществом упраздняемого государственного комитета РФ по спорту и физкультуре, а также функций в области туризма.
В положении о федеральном агентстве по спорту, физкультуре и туризму РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ созданы такие основные его задачи: координация между отраслями и функциональное управление в сфере спорта и физкультуры, выработка, осуществление мер по развитию спортивного туризма, осуществление мер по сохранению, развитию научно-технического и образовательного потенциала в области физкультуры, спортивного туризма, развитие технической и материальной базы спорта, физкультуры, выработка и реализация предложений по формированию инвестиционной политики данной области, выработка предложений по развитию спортивной промышленности.
Создание научно обоснованной системы физического воспитания и оздоровления населения, развитие юношеского и детского спорта, обеспечение применения спорта, физкультуры, спортивного туризма, курортов для социальной адаптации и реабилитации инвалидов, формирование атмосферы для участия сборных команд РФ крупных международных соревнованиях, в том числе Олимпийские и Паралимпийские игры. Становление научно обоснованной системы подготовки сборных отечественных команд по всем видам спорта и их резервов.
Развитие партнерских отношений с иностранными коллегами, международными организациями в сфере спорта и физкультуры, спортивного туризма, взаимодействие в установленном порядке с МИД РФ в осуществлении координации международного сотрудничества Федеральных органов исполнительной власти, организации в сфере спорта и физкультуры.
Кроме федерального агентства по спорту, физкультуре и спортивному туризму РФ в руководстве сферой участвуют и прочие органы федеральной исполнительной власти. Сюда входят Министерство образования и науки (по части управления обязательными занятиями физкультурой в образовательных учреждениях разного типа), Министерство обороны (по части управления обязательной физической подготовкой военных).
На основании статьи 6 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере спорта и физкультуры могут осуществлять :
- наращивание количества спортивных школ, клубов и центов всех видов и типов, обеспечение подготовки спортивного резерва, высококлассных спортсменов для сборных команд РФ по разным видам спорта;
- выработку и реализацию программ развития спорта и физкультуры субъектов РФ, внедрение физкультуры в учебный процесс, в отдых и труд граждан всех возрастных групп на основании утвержденных нормативов физической подготовленности, в том числе требований Всероссийского комплекса «Здоровье и физкультура»;
- реализацию, выработку календарных планов спортивных, оздоровительных физкультурных мероприятий, в том числе организацию международных, отечественных спортивных мероприятий, учебных и тренировочных сборов;
- формирование органов управления спортом и физкультурой, координацию их работы и взаимодействие, обеспечение вместе с федеральным органом исполнительной власти в сфере спорта и физкультуры, Олимпийским комитетом РФ и общероссийскими федерациями по разным видам спорта российских команд для участия в международных соревнованиях.
Часто компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере спорта и физкультуры определяется в законодательных актах РФ. На законодательном уровне определенная компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере спорта и физкультуры уточняется, конкретизируется в подзаконных актах, в первую очередь, в положениях о соответствующем органе руководства спортом и физкультурой в субъекте РФ.
Кроме того, ФЗ «О физкультуре и спорте в РФ» к субъектам управления спортом и физкультурой общественного плана относит Олимпийский комитет РФ, а также общероссийские спортивные, физкультурные объединения – общественные, физкультурно-спортивные объединения, федерации по видам спорта и так далее, определяя компетенцию некоторых из них.
На основании статьей 7 Закона «О спорте и физкультуре в РФ» Олимпийский комитет РФ:
- осуществляет и разрабатывает единую политику развития спорта высших достижений при взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в сфере спорта и физкультуры, выражает интересы РФ в международном олимпийском движении;