С именем А.Н. Островского связана целая эпоха в истории драматургии и театра. Почти полсотни его пьес – это богатая, яркая, подвижная драматургическая система, которую составляют искромётные комедии, социально-психологические драмы, исторические хроники, сказка.
В традиционном представлении А.Н. Островский – писатель бытовой, остросоциальный, изображающий темные стороны купеческого быта. Но такой взгляд, несомненно, односторонний. Часто не берется во внимание то, что Островский – глубоко национальный, народный драматург, прекрасно чувствующий природу, народ, его культуру и умеющий открывать чистое и светлое даже в самом тёмном и неприглядном. Задача создания национального русского театра диктовала жанровое разнообразие его пьес: от драмы, исторических хроник до бытовых сцен и народно-праздничных представлений.
Целью нашего дипломного исследования и является доказать, что драматург действительно обращался к историческим повествованиям эпохи «Смуты» в процессе работы над поэтическим воплощением исторической тематики в своих пьесах, а также уяснить значение идейно-художественных традиций древнерусской литературы для пьес Островского. Для решения поставленной задачи немаловажное значение приобретают вопросы о том, как вошла в сознание драматурга литература «Смутного времени», что этому способствовало, какими именно литературными произведениями он мог пользоваться в процессе работы над своей пьесой.
Данная цель выпускной квалификационной работы обусловила постановку и решение следующих задач:
– выявить элементы древнерусской литературы в «народных» пьесах А.Н. Островского;
– рассмотреть традиции народной драмы в пьесах А.Н. Островского.
Несмотря на наличие специальных работ по творчеству А.Н. Островского, историческим пьесам посвящено не так много исследований. Остается актуальным изучение роли древнерусской литературы в исторической драматургии А.Н. Островского.
В центре внимания исследований А.И. Журавлевой – тема русского мира в творчестве А.Н. Островского и изучение разноплановой специфики его наследия. Выделим значимые для нас работы: книги «Островский-комедиограф», «Театр А.Н. Островского», «А.Н. Островский»; статьи: «Церковь и христианские ценности в художественном мире А.Н. Островского», «Театр Островского как модель национального мира» .
Существенный вклад в отечественное островсковедение внесла И.А. Овчинина - автор книги «А.Н. Островский. Этапы творчества», составитель сборников научных трудов «А.Н. Островский. Материалы и исследования», автор статей: «Человек и история в драматической хронике «Тушино», «А.И. Журавлева об Островском», главный редактор «Энциклопедии А. Н. Островского» .
В трудах И.А. Едошиной творчество А.Н. Островского представлено в широком культурном контексте. Отметим лишь особо значимые для нас исследования: «Две рецепции «Бориса Годунова» А.С. Пушкина: А.С. Хомяков и А.Н. Островский», «Народная культура в драмах А.А. Потехина и А.Н. Островского» и «Пьесы А.Н. Островского на костромской сцене (конец 1850-1870 годы)» .
Важными для нас исследованиями стали труды М.А. Миловзоровой «Динамика сюжета и жанра русской исторической драмы XIX века», «Исторические сюжеты А.Н. Островского в свете концепций русской официально-патриотической драматургии 30-40-х годов XIX века», «Историческая стилизация в творчестве А.Н. Островского и современников» .
В исследованиях Н.П. Кашина, А.И. Ревякина, М.М. Уманской и Л. М. Лотман выявлены исторические источники, определено место исторических драм А.Н. Островского в историко-литературном процессе, охарактеризованы традиции русской исторической драматургии, проявившиеся в пьесах Островского. Однако вопросы, связанные с духовностью русского народа, бытовыми проблемами, а кроме того ментальным складом русской культуры не нашли должного отражения в научных исследованиях об А.Н. Островском. Этим обстоятельством и определяется научная новизна представляемой работы.
Историческая драматургия Островского, обладая высокой художественной выразительностью, сценическим потенциалом и содержательной глубиной, отражает знание современной ему историографии, а также историософии.
На взгляды Островского несомненное воздействие оказало устное народное творчество, памятники древнерусской литературы, современная ему культура. Постигая законы театрального искусства, драматург уже на этом этапе сделал немало для формирования новой театральной эстетики, новой манеры актерской игры, заключающейся в отказе от эффектных театральных приемов. Островский повернул театр к народной жизни и к национальному характеру, включив в сценическое пространство чисто бытовые детали, имеющие при этом эстетическое, нравственное и сюжетное значение, поскольку он воспринимал быт как основу человеческого существования.
Обрисовывая сущностную особенность средневекового миросозерцания, Островский постоянно вводит в тексты своих народных драм, комедий и хроник обрывки молитв, цитаты из духовной литературы, христианские сентенции и нравоучительные изречения.
В середине 50-х годов, в период своей работы в журнале «Москвитянин», А. Н. Островский пришел к выводу о том, что народный мир обладает своей философией, выраженной в языке, образе мыслей и в житейских поступках, своей культурой, достойной пристального внимания и серьезного изучения.
Событием универсально-библейского масштаба, проясняющим историческую идентичность России, по мысли Островского, был 1612 год и, собственно, вся связанная с ним эпоха Смутного времени. Именно в связи с попыткой осмыслить это грандиозное событие Островский обращается в пьесе «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (закончена 9 декабря 1861г.) к стихотворной драматургии. Вслед за «Мининым» последовали «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (закончена 1 мая 1866 г.) и «Тушино» (закончена 5 ноября 1866 г.), все вместе составившие его историческую стихотворную трилогию о Смуте.
Довольно трудно раскрыть сложный и недостаточно охарактеризованный в научной литературе процесс сближения народной и книжной культуры. Одна из наиболее сложных проблем – реконструкция древнейших состояний народной культуры во всех ее формах: общественное устройство, быт, материальная и духовная культура. Реконструкция праславянского (как, впрочем, и более позднего) существования нуждается «в системе соответствий фактов археологических, этнографических, лингвистических, фольклористических и исторических, соответствий фактов литердисциплинарных» .
Связь драматургии А.Н. Островского с народной драмой и театром – обширная тема. Она включает в себя как общие проблемы освоения писателем эстетики народного театра, его драматических жанров, композиционных форм, стиля, амплуа персонажей, так и более частные вопросы: обращение к конкретным сюжетам, мотивам, образам народных пьес и зрелищ.
Предметом и объектом исследования стали пьесы Островского, опирающиеся на традиции народной культуры, такие, как «Козьма Захарьич Минин, Сухорук», «Воевода (Сон на Волге)» и «Комик XVII столетия».
Островский, много и самостоятельно занимавшийся изучением истории, черпавший свои знания непосредственно из документов и хорошо знакомый с новейшими исследованиями общих и частных вопросов этой науки, особенно интересовался событиями XVII столетия. По подходу к истории драматург был близок к тем русским ученым, которые считали важнейшей своей задачей изучение жизни народа, его движений и мировоззрения (Ф.И. Буслаев, А.Н. Пыпин и др.). Такой подход Островского к содержанию исторического процесса придал своеобразие его хроникам, содействовал тому, что в своих исторических пьесах писатель разрабатывал новые формы драматического действия. Независимо от художественных достоинств той или другой хроники его историческая драматургия представляет собою оригинальное и значительное явление в русском искусстве XIX в.
«Героем» хроник Островского была непосредственно народная масса. Историческая жизнь народа, трагические коллизии, в которых принимает участие народная толпа, ее страдания, духовные искания и прозрения, подъем ее нравственных чувств и творческой активности – вот что стремился изобразить в своих хрониках драматург. В этих пьесах Островского исторические события, движения народных масс естественно и органично «вырастают» из ежедневной, будничной жизни. Благодаря своему замечательному знанию прошлого страны и умению дать реальное изображение старинного быта, народных типов, найти конкретные проявления характеров людей XVII в., их образа мышления и стиля речи, писатель добивался полной иллюзии живой реальности на сцене. Точности изображения жизни народа в исторической драматургии, реальности ее воссоздания он придавал огромное значение, ибо исторический опыт народа представлялся ему неисчерпаемым источником самосознания общества.
Первая историческая хроника Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (1862) была задумана не как трагедия, разыгрывающаяся под сводами барских теремов, не как спор и борьба первых лиц государства, а как происшествие, начинающееся в отдаленном провинциальном городе – в среде мещан, купцов, городского люда – и приобретающее затем общенациональное, историческое значение.
Хроника «Минин» изображает, как повседневная мирная жизнь населения Нижнего Новгорода перерастает в сознательное патриотическое движение, как обыватели превращаются в граждан, выделяют из своей среды одаренного руководителя и, преодолевая привычку к инертному подчинению, становятся силой, разрешающей запутанный политический узел, затянутый борьбой сил в верхушке общества, причем драматургическая новизна пьесы Островского состояла в том, что в качестве главной коллизии в ней выступала внутренняя борьба, происходящая в народе. Пьеса в первой своей редакции завершалась не победой над внешним врагом и освобождением Москвы от оккупантов, а выходом ополчения из Нижнего Новгорода, т.е. моментом, завершающим перевоплощение нижегородцев в воинов и толпы в войско, моментом включения народа в национальное дело.
В последующих исторических пьесах народ предстает как постоянно действующая активная сила общества, противопоставляющая социальному эгоизму господствующих сословий свое чувство справедливости, свободолюбие, а подчас и разрушительный гнев.
В пьесах «Воевода» (1865), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) и «Тушино» (1867) на сцене действует «бунтующая», выступающая против воевод, бояр, царя народная масса, даётся изображение «удалых молодцов» – беглых крестьян, простых людей, врывающихся в царские хоромы во главе толпы, ведущих гражданскую войну, гибнущих на плахе.
В хрониках Островского главным художественным элементом, составляющим основу зрелища, стало движение толпы, волнуемой разнообразными, но исторически обусловленными чувствами.
Некоторые из обозначенных проблем мы сделали объектом нашего исследования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть востребована при написании контрольных, курсовых работ по истории отечественной журналистики и истории литературы.
Структура работы определяется задачами исследования. Дипломное сочинение состоит из введения, трех глав и заключения. Библиография насчитывает 97 источников.
?