Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование дидактической игры на уроках русского языка при изучении орфографии в 3 классе

vika_glad 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Таким образом, в выпускной квалификационной работе было проведено исследование дидактических игр как средства формирования орфографического навыка у учащихся 3 класса. В соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, мы можем сделать следующие выводы: 1. Орфографический навык – это сложный навык, приобретаемый учащимися в ходе обучения в школе и формирующийся в ходе долгих упражнений. Формирование орфографических навыков – процесс, в первую очередь, осознанный, он должен базироваться на теории, необходимых знаниях, правилах, которые подлежат изучению и закреплению посредством системы упражнений. При этом орфографическая зоркость выступает важным элементом в формировании орфографического навыка, ей должно быть уделено особое внимание в развитии грамотности младших школьников.
Введение

Актуальность исследования. Орфографическая грамотность учащихся представляет собой одну из главных проблем, которые на современном этапе стоят перед школой, потому как орфографически правильное письмо предполагает умение учащимися определить, а также обнаружить явления языка на основе орфографического навыка, помогающего пишущему остановиться и задуматься, проверить себя, когда это требуется. Грамотному письму в большей степени помогает освоение орфографии. Согласно требованиям ФГОС, главной единицей орфографии является орфограмма. Введение данного понятия в обучение, как известно, было направлено на повышение орфографической зоркости учащихся. Но до настоящего времени нет единого определения термина «орфограмма», что также оказывает влияние на качество функционирования данного понятия в образовательной деятельности. Для грамотного письма недостаточно распознавания понятия и места нахождения орфограммы. Умение замечать орфограмму, распознать её является основой для правильного написания изучаемых в начальной школе орфограмм. Направленность в обучении должна быть нацелена на развитие данного процесса с большей скоростью. Обеспечивается это формированием у пишущего осмысления соответствующих орфографических действий – орфографического навыка. Процесс развития навыков грамотного письма у младших школьников основывается на усвоении грамматической системы и орфографических правил. Правила написания подлежат систематизации на основе объединения слов по своей грамматической идентичности. Это облегчает задачу для их усвоение и подчеркивает социальную значимость орфографических правил. Согласно Д.Н. Богоявленскому, «под правилом понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила – обобщать однородные орфограммы» [4]. На современном этапе в процессе образовательной деятельности учеников 3 классов достаточно остро стоит проблема выбора наиболее благоприятных средств развития орфографических навыков, что указывает на неполноту разработанности методики формирования орфографических навыков в начальной школе. Для повышения интереса к предмету у учащихся 3 класса, а также для повышения орфографической грамотности на уроках применяются дидактические игры. Педагоги считают игру как наиболее значимый метод обучения для детей младшего школьного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством развития ребенка, так как он лучше устаивает учебный материал в игровой деятельности. В начальных классах игры также применяются педагогами, но под иным названием – «дидактическая игра». Зачастую примитивность игровой деятельности в начальных классах школы приводит на практике к тому, что дети очень часто бывают не готовы к процессу обучения грамотности. Именно поэтому, обучая детей при помощи игр, учителю нужно выстраивать уроки так, чтобы правильно и удобно дать учебный материал, помочь детям сформировать орфографический навык с помощью дидактических игр, это и приводит к актуальности данной темы. Объект – процесс формирования орфографического навыка у учащихся 3 класса. Предмет – педагогические условия использования дидактических игр при формировании орфографического навыка у учащихся 3 класса. Цель исследования – теоретически обосновать и проверить экспериментальным путем, дидактические игры как средство формирования орфографического навыка у учащихся 3 класса. Гипотеза исследования – формирование орфографического навыка у учащихся 3 класса посредством дидактических игр будет эффективным, если будут соблюдены следующие условия: 1. Введение дидактических игр должно происходить постепенно с учетом возрастных и физических возможностей учеников 3 класса. 2. В ходе формирования орфографического навыка необходимо применение орфографического проговаривания и письма с пропусками орфограмм. 3. Применяемые дидактические игры должны соответствовать содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока. Задачи: - дать психолого-педагогическую характеристику учащихся 3 класса; - рассмотреть требования ФГОС НОО, программы при изучении орфографии в начальной школе; - проанализировать методы и приемы использования дидактической игры при изучении орфографии в 3 классе; - на констатирующем этапе исследовать уровень сформированности орфографического навыка у учащихся 3 класса; - на формирующем этапе разработать педагогические условия, направленные на формирование орфографического навыка у учащихся 3 класса; - на контрольном этапе провести повторный анализ уровня сформированности орфографического навыка учащихся 3 класса. Методы исследования – теоретические (изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования), эмпирические (методики изучения уровня сформированности орфографического навыка, наблюдение). Экспериментальная база учащиеся 3 В класса МБОУ «СОШ №12» в количестве 30 человек. Теоретическую базу исследования составили труды таких исследователей как: Голохвастова Е.Ю., Грезнева Ю.Ф., Жинкин Н.И. Шевель Е.А., Козина А.Н., Калайджян Т.В., Кулик В.Н., Пирогова А.В., Султанова И.С. и др. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о применении дидактических игр как эффективного средства формирования орфографического навыка в ходе обучения учащихся 3 класса. Практическая значимость - методические материалы могут быть использованы учителями младших классов, студентами педагогических институтов. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой теоретической главе были исследованы психолого-педагогические особенности учащихся 3 класса, требования ФГОС НОО, программы при изучении орфографии в начальной школе, методы и приемы использования дидактической игры при изучении орфографии в 3 классе. Во второй главе работы был проведен эксперимент по выявлению уровня орфографического навыка у учащихся 3 класса. На констатирующем этапе исследован уровень сформированности орфографического навыка у учащихся 3 класса до формирующего этапа эксперимента. На формирующем этапе разработаны педагогические условия, направленные на формирование орфографического навыка у учащихся 3 класса. И на контрольном этапе проведен повторный анализ уровня сформированности орфографического навыка учащихся 3 класса. Даны практические рекомендации по созданию условий, позволяющих применять дидактические игры с целью эффективного формирования орфографического навыка у учащихся 3 класса.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы использования дидактической игры на уроках русского языка 7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 3 класса 7 1.2. Особенности применения дидактической игры как средства формирования орфографического навыка 9 1.3. Анализ опыта создания педагогами условий, позволяющих применять дидактические игры для формирования орфографического навыка у учащихся первого класса 16 Выводы по главе 1. 23 Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по использованию дидактической игры на уроках русского языка при изучении орфографии в 3 классе в МБОУ «СОШ №12», г.Коломны 24 2.1. Диагностика уровня сформированности орфографического навыка на уроках русского языка у учащихся 3 класса 24 2.2. Технология формирования орфографического навыка посредством дидактических игр на уроках русского языка в 3 классе 29 2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 35 Выводы по главе 2 40 Заключение Список использованной литературы Приложения
Список литературы

1. Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников: автореферат дисс. Канд. Пед. наук / Э.В. Андреева. – Пермь: 2016. – 21c. 2. Баширова О.Н., Бреславская А.Б. Дидактическая сказка на уроках в начальной школе из опыта использования идей В.А. Сухомлинского // Научное сообщество студентов XXI столетия. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sibac.info/studconf/hum/viii/31537 (дата обращения: 06.09.2019г.) 3. Беккер В.А. Игровые технологии на уроках в начальной школе как средство формирования познавательных УУД. // Сайт «Мультиурок». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/igrovye-tekhnologii-na-urokakh-v-nachalnoi-shkol-1.html (дата обращения: 06.10.2019г.) 4. Богоявленский Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003 - № 8 – С. 32-39. 5. Бумаженко Н.И. Классификация дидактических игр: теоретический аспект. // Вестник Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. – 2001. - №2 (20). – С.65-68. 6. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учеб. Для студентов вузов, обучающихся по пед. спец / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов — М.: Academia, 2000 — 361с. 7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский — М.: Издательство Смысл, 2004. – 512с. 8. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. 9. Голохвастова Е.Ю. Формирование орфографической зоркости у учащихся первого класса. // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. - №3 (16). – С.111-115. 10. Грезнева Ю.Ф. Специфика работы над орфографическим правилом. // Начальная школа. Сайт «Открытый урок». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/651733/ (дата обращения: 07.09.2019г.) 11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов /М.В. Гамезо, Е.А Петрова, Л.М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2003. – С. 186-187. 12. Давлиталиева Г.Ф. Формирование орфографической зоркости у младших школьников. // Достижения науки и образования №5. – 2017. – 92-93. 13. Дневник грамотности как прием формирования орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка // Сайт «Открытый урок». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/652357/ (дата обращения: 07.09.2019г.) 14. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Российский филологический портал. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://philology.ru/linguistics1/zhinkin-64.htm (дата обращения: 08.09.2019г.) 15. Изместьева Н.А. Формирование орфографического навыка у младших школьников. // Проблемы науки. – 2016. - № 1 (2). – С.28-33. 16. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Глава XV. Младший школьный возраст. Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество). Глава XVII. Юность. Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость. Глава XIX. Взрослость: старение и старость. // Электронный учебник. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://avkrasn.ru/article-1436.html (дата обращения: 07.09.2019г) 17. Калайджян Т.В., Кулик В.Н. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике. // Гуманитарная парадигма. – 2018. - № 1 (4). – С.20-27. 18. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения /О.В Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: матер. Междунар. Науч. Конф. – 2014. - №4. – С.35-36. 19. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Крысин Л.П. Русский язык. // Под ред. Л. Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 768с. 20. Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся/ В.Б. Лебединцев // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени // МЦФЭР. – 2015. - № 4. – С. 33-47. 21. Лингвистические основы обучения орфографии в начальных классах. // Сайт «Listeducation» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.listeducation.ru/liweps-625-1.html (дата обращения: 06.10.2019г.) 22. Лингводидактические основы обучения правописанию. // Сайт «Инфопедия». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infopedia.su/6x7094.html (дата обращения: 7.10.2019г.) 23. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1974. – 352с. 24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд. / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 608с. 25. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. / Е.М. Минскин – М.: «Просвещение», 1987. – 192с. 26. Неткасова И.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. Студенческий научный форум [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 (дата обращения: 9.10.2019г.) 27. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 608с. 28. Пирогова А.В., Султанова И.С. Теоретические обобщения в вопросе о формировании орфографической зоркости у младших школьников. // статья в сборнике трудов Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Нижневартовск: 2016. – С.723-725. 29. Пышкина Е.Г. Роль игры в процессе обучения. // Сайт «Открытый класс». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/363008 (дата обращения: 07.10.2019г.) 30. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. / Н. С. Рождественский — М.: Просвещение, 1960. – 675с. 31. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2005. – 556с. 32. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2017. – 105с. 33. Соболева В. Н. Формирование орфографического навыка на уроке русского языка в процессе использования дидактических игр // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. Науч. Конф. – Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 39-43. 34. Степаненко А.В. Сообщение из опыта работы «Игры как средство активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru (дата обращения: 7.10.2019г.) 35. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: учебное пособие // под ред. О.А. Степановой. – М.: Сфера, 2003. – 96с. 36. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. – Ижевск: Удмуртия, 1981. – 296 с. 37. Структура дидактической игры. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedia.org/9-195235.html (дата обращения: 7.10.2019г.) 38. Трубникова Р.Л., Невежина М.Л. Орфографическая зоркость как инструмент формирования орфографических компетенций. // Инновационные методики преподавания: практическое применение. – 2015. – С.49-58. 39. Фролова Л. А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова // Начальная школа. — 2005 — N 3 — С. 103–115. 40. Шевель Е.А. Формирование орфографических навыков у младших школьников. // Сайт «Открытый урок». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://открытыйурок.рф/статьи/100384/ (дата обращения: 9.10.2019г.) 41. Шербашина И.В. К вопросу о теоретических основах формирования орфографического навыка у младших школьников. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 2. – С.144-147. 42. Эргашева Л.А. Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа: до и после. – 2012. – №2. – С.50-54. 43. Эриксон Э. Развитие теории личности Э. Эриксона. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.b17.ru/article/10683/ (дата обращения: 10.10.2019г.) 44. Эльконин Д. Психология игры. // под. Ред. Д.Б. Эльконина –– М.: Владос, 1999 г. – 360с. 45. Яковлева Е.Н. Обобщение опыта по теме «Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/03/obobshchenie-opyta-poteme (дата обращения: 10.10.2019г.)
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы использования дидактической игры на уроках русского языка 1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся 3 класса Согласно Кагермазовой Л.Ц, «младший школьный возраст — очень важный период школьного детства, от успешного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ребенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства перед законами наук — математики, орфографии, орфоэпии. Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение» [16]. Согласно концепции Э. Эриксона, «в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой стадии приносит ребенку ощущение собственной компетентности, способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприятный результат стадии — комплекс неполноценности. Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им правил школьной жизни, успешность или не успешность учебы сказывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая родителей, и со сверстниками»[43]. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Современная школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня готовности к школе. «Школьной зрелостью» считается достижение определенного уровня нервно-психического развития, когда ребенок способен участвовать в образовательном процессе в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими характеристиками, необходимыми для наиболее благоприятного уровня усвоения школьной программы. В отечественной психологии проблему готовности к школьному обучению изучали Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Психологическая готовность к школьному обучению считается как многокомпонентное образование. Однако единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих нет, обычно выделяют следующие компоненты[16]: 1. Личностная готовность. — Уровень развития мотивационной сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником. — «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. — Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению. 2. Интеллектуальная готовность. — Ориентировка в окружающем, запас знаний. — Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления. — Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха). 3. Двигательная готовность. — Мелкая моторика. — Крупные движения (рук, ног, всего тела). 4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности: — умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, — самостоятельно действовать по заданию, — ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы. 1.2. Особенности применения дидактической игры как средства формирования орфографического навыка Орфографический навык представляет собой сложный навык, приобретаемый учащимися в ходе обучения в школе, он формируется в ходе долгих упражнений [39]. Орфографический навык базируется на более простых умениях школьников – письмо, анализ слов с фонетической стороны, навык подвода орфограммы под соответствующее правило, а также навык установить морфемный состав слова и т.д. [9, с.111] Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание» [29]. Особую роль в формировании орфографического навыка играет начальная школа, поскольку именно в этот период учащиеся обучаются умению превращать свои знания в навыки с помощью специальных упражнений. В начальной школе преподается более половины всех правил орфографии [40, с.145]. Для более доступного усвоения учащимися 3 классов орфографической системы, материал по орфографии в начальной школе очень разнообразен. Данный материал позволяет понять учащимся правильность конкретных написаний, способы, позволяющие проверить орфограмму, а также обоснованность правил и логику преподаваемого предмета.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg