Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Трудные вопросы изучения простого глагольного сказуемого в курсе русского языка

vika_glad 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Избрав тему выпускной квалификационной работы «Осложненные формы простого глагольного сказуемого: лингвистический и методический аспекты» и определив ее цель – аналитическое описание осложненных форм простого глагольного сказуемого русского языка и методика его преподавания в школе, мы пришли к следующим выводам.
Введение

На протяжении развития синтаксической науки к проблеме типологии сказуемого обращались такие лингвисты, как: Ф. И. Буслаев, В. В. Виноградов, А. Х. Востоков, И. И. Давыдов, А. М. Пешковский, А. А. Потебня, А. А. Шахматов, Н. Ю. Шведова, П. А. Лекант и др. Это свидетельствует о глубоком изучении разных аспектов языковых явлений и синтаксического строя русского языка. «Однако до сих пор некоторые вопросы остаются недостаточно разработанными, например, вопрос о средствах и способах осложнения простого сказуемого» [ Лекант, 1996, c.462]. Тема выпускной квалификационно работы «Трудные вопросы изучения простого глагольного сказуемого в курсе русского языка» связана с лингвометодической проблемой изучения синтаксиса русского языка в школе. Актуальность исследования. На сегодняшний день лингвистическая теория содержит в себе обилие систем и концепций, которые свидетельствуют о глубоком изучении разных сторон синтаксического строя русского языка. Всё это прямым образом отражается на практике обучения русскому языку в школе, на развитии методики обучения русскому языку. Проблема изучения членов предложения имеет теоретическое и практическое значение. В связях и отношениях членов предложения находит выражение структура и семантика предложения, и именно поэтому выделение членов предложения, понимание их структурной и смысловой роли в предложении имеет большое практическое значение при обучении русскому языку. В современной школьной грамматике, как и в научной, есть расхождения в определении сказуемого как главного члена предложения. Так же различается предложенной классификацией сказуемого. Объект исследования – сказуемое как объект изучения школьной грамматики. Предмет исследования – осложненные формы сказуемого. Цель исследования – аналитическое описание осложненных форм простого глагольного сказуемого. Задачи исследования, способствующие реализации поставленной цели, состоят в следующем: 1) рассмотреть классификацию типов сказуемого в научной грамматике; 2) выявить структурно-семантические особенности сказуемого; 3) проанализировать изучение сказуемого в школе; 5) проанализировать школьные учебники разных авторов (подача материала, упражнения по теме «Сказуемое»); 6) разработать и апробировать систему упражнений, направленных на изучение простого и осложненного глагольного сказуемого на уроках русского языка в школе. Для успешного решения задач мы использовали следующие методы исследования: 1) описание; 2) метод сплошной выборки; 3) метод классификации; 4) метод тестирования контрольной группы. Материал исследования составляют учебные пособия по русскому синтаксису для высшей школы, школьные программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов В.В. Бабайцевой, Т.А. Ладыженской для 8 класса под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, учебники для общеобразовательных школ: учебник для 8 кл. под ред. Разумовской М.М. и Леканта П.А., учебник «Русский язык. Теория. 5 - 9 кл.» под ред. В. В. Бабайцевой, учебник Русский язык 8 класс Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, упражнения по теме «Сказуемое» из вышеперечисленных учебников. Также языковой материал, извлечённый из произведений русской классической литературы, в основном – из произведений художественной прозы. Теоретической базой исследования послужили следующие работы: ? общая теория языка и синтаксиса (Н. Д. Арутюнова, В. А. Белошапкова, Н. С. Болотнова, Н. С. Валгина, В. В. Виноградов, А. М. Пешковский, А. А. Потебня и др.); ? психология и дидактика обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Е. Б. Быстрай, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, И. И. Халеева и др.); ? изучение простого глагольного сказуемого в лингводидактическом аспекте (В. В. Бабайцева, П. А. Лекант, Л. Д. Чеснокова и др.). Теоретическая значимость. В работе предлагается семантическая и структурная классификация сказуемого на основе научной грамматики, в сопоставлении с ней – классификация сказуемого в школьной грамматике. Практическая значимость. Результаты экспериментальной работы данного исследования, а также предложенная разработка методики преподавания, посвященная изучению простого и осложненного сказуемого, могут быть использованы в работе учителя русского языка в школе, на факультативных занятиях по изучению сказуемого. Структурно выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами и заключением, списком использованной литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗУЕМОГО 6 1.1 Проблема изучения сказуемого в школе………………………………….6 1.2 Сказуемое: определение, классификация, этапы изучения 8 1.2.1 Типология сказуемого…………………………………………………10 1.3 Особенности простого глагольного сказуемого 12 1.4 Осложнение простого глагольного сказуемого 18 Выводы по 1 главе 21 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСЛОЖНЕННОГО СКАЗУЕМОГО В ШКОЛЕ 23 2.1 Анализ материала учебников по русскому языку, посвященного изучению простого глагольного сказуемого 23 2.2 Диагностика уровня знаний учащихся о простом глагольном сказуемом: констатирующий эксперимент 28 2.3 Методические рекомендации по изучению простого глагольного сказуемого в школе 34 2.3.1 Методические рекомендации по работе над сказуемым в 8 классе 34 2.3.2 Упражнения для работы над осложненными формами простого глагольного сказуемого…………………………………………………………42 Выводы по 2 главе 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47 ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………53
Список литературы

1. Азимов, Э.Л., Щукин, А.И. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Л. Азимов, А.И. Щукин. – СПб.: Златоуст, 2004. – 472 с 2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – 3-е изд., стер. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 398 с. 3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: УРСС, 2004. – 576 с. 4. Бабайцева В.В. Синтаксис русского языка: монография. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 576 с. 5. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М. : Просвещение, 1989. – 159 с. 6. Бабайцева В. В. Современный русский литературный язык. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 314, 315. 7. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С 227 8. Белошапкова В.А. Современный русский язык. – М.: Русский язык, 2001. – 800 с. 9. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии // Русский язык в школе. – 1976. – № 4. – С. 12-20. 10. Будагов Р.А. В какой мере «лингвистика текста» является лингвистикой // Филологические науки. – 1979. – № 2. 11. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Агар, 2000. – 416 с. 12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с. 13. Виноградов В.В. Грамматическое учение о слове. Русский язык. – М.: Высшая школа, 2001. – 640 с. 14. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса. – М.: МГУ, 2000. – С. 199-202. 15. Гаврилова Е. И. Второстепенные члены предложения в школьном курсе русского языка: аспекты изучения и трудности анализа // Педагогический ИМИДЖ. – 2018. – № 2 (39). – С. 48–56. 16. Гаврилова Е.И. Семантический подход к изучению сказуемого в школьном курсе русского языка // Педагогическйи ИМИДЖ. – 2017. – № 3. – С. 39-45. 17. Гвоздев А.Я. Современный русский литературный язык. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1973. – Ч. 2. 18. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.: КомКнига, 2007. – 498 с. 19. Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / отв. ред. М. Я. Дымарский. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – 398 с. 20. Казарина В.И. История и теория синтаксиса. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. – 266 с. 21. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с. 22. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 263 с. 23. Кошкарева Н. Б. Синтаксис современного русского языка. Часть первая. Простое предложение: материалы к лекциям/ Новосибирск, 2010. – 264 с. 24. Лекант П.А. Синтаксис // Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М.: ОНИКС, 2005. – 382 с. 25. Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. Учеб. пособие для студентов филолог. специальностей пед. ин-тов. – М.: Высшая школа, 1976. – 141 с. 26. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с. 27. Ломтев Т.П. Предложение и его грамматические категории. – М.: УРСС, 2004. – 198 с. 28. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М.: Просвещение, 1988. – 240 с 29. Миронова Э.Л. Усвоение предикативной основы предложения в средней школе с компьютерной поддержкой: Автоеф. ... дис. канд. филол. наук. – М., 2003. – 29 с. 30. Норман Б.Ю. Когнитивный синтаксис. – М.: Флинта, 2013. – 254 с. 31. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России: утвержден постановлением Правительства РФ 17.12.2010 N 1897. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938. – Дата обращения: 15.01.2020. 32. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Дрофа, 2013. – 456 с. 33. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка. – Рязань: Рязан. пед. инст., 1975. – 379 с. 34. Программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 8 класс» Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос В. И., Львова В. В. / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – 110 с. (ПРЯ). 35. Программа по русскому языку к учебнику «Русский язык. 8 класс»: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова и др. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. (ПРЯ). 36. Распопов И.П. О грамматическом (конструктивно-синтаксическом) членении предложения // И.П. Распопов. Строение простого предложения в современном русском языке. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1970. – 191с. – С. 48 - 98. 37. Распопов И.П. Очерки по теории синтаксиса. – М.: Либроком, 2009. – 224 с. 38. Рахманов И. В. Обучение устной речи на иностранном языке. –М.: ОНИКС, 2000. – 298 с. 39. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений / под ред. М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др. – 12-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. (РЯРБ). 40. Русский язык: Учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2013. – 285 с. (РЯ). 41. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова и др. – М. : Просвещение, 2017. – 223 с.(РЯ). 42. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская [и др.] – М. : Просвещение, 2014. – 237 с. (РЯ). 43. Русский язык. 5-9 классы : рабочая программа /В. В. Бабайцева и др. – М. : Дрофа, 2017. – 126 с. (РЯ). 44. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М.: Просвещение, 1979. – 236 с. 45. Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта: Учеб. для филол. спец. пед. ин-тов. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1988. – 416 с. – С. 289 – 294. 46. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 1973. – 160 с. 47. Федосюк М. Ю. Зачем нужны разные типы сказуемых // Русский язык в школе. – 2007. – № 6. – С. 40-46. 48. Фуре Л.А. Когнитивное моделирование синтаксиса // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2007. – № 4. – С. 81-85. 49. Шанский, Н.М. Русское языкознание и лингводидактика. – М.: Русский язык, 1985. – 233 с. 50. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 720 с. 51. Шведова Н.Ю. (гл. ред.). Русская грамматика. Т. 2. Синтаксис. – М.: Наука, 1980. – 710 с. 52. Ширяев, Е.Н. Синтаксис / Е.Н. Ширяев // Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. – М.: Просвещение, 1989. – С. 179-285. 53. Шлепикова В.А. Формы простого глагольного сказуемого проблемы семантико-грамматического представления: Дис. … канд. филол. наук. – М.,2007. – 172 с. 54. Шмелева Т.В. Избранные труды по лингвистике. – М.: Языки славянских культур, 2002. – 889 с 55. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Избранные работы по русскому языку. – М. : Учпедгиз, 1957. – С. 113-129.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗУЕМОГО 1.1. Проблема изучения сказуемого в школе Сказуемое – одна из сложнейших тем в процессе школьного обучения, данная проблема изучения сказуемого в школе очень актуальна на сегодняшний день. Понимание сказуемого как главного члена предложения, его семантики и оснований и типологии является основой освоения синтаксиса. Владение этой информации позволяет не только правильно определять члены предложения, но и определять, двусоставное оно или односоставное, простое или сложное. Данная тема достаточно глубоко изучается в научной и школьной грамматике, но тем не менее существует проблема расхождения в определении типов сказуемого. Как указано в статье «Семантический подход к изучению сказуемого в школьном курсе русского языка» Е.И. Гавриловой «сказуемое, с позиций коммуникативного подхода, в школе не изучается, так как актуальное (тема-рематическое) членение, как правило, не совпадает со структурным членением на члены предложения, и, хотя подлежащее, как правило, содержит тему (известное, данное) и является исходной точкой высказывания, а сказуемое – по большей части рема (новое, то, что говорится о теме и для чего высказывание строится), в реальном высказывании они могут меняться местами или же вместе составлять либо тему, либо рему» [Гаврилова, 2018, с. 48].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg