Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Вопрос равенства поместных Церквей по мнению С.В. Троицкого

magic-sunlight 5000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Введение: 1. Очерк о С.В. Троицком 1.1 Вопросы равенства поместных церквей конца XIX начала XX вв. 1.2 Биография С.В. Троицкого: жизнь и труды в области канонического права и вопросах равноправия поместных церквей. 1.3 Предпосылки и истоки формирования С.В. Троицкого по вопросу равенства поместных Церквей 2. Исследования и контраргументы С. В. Троицкого по поводу первенства Константинопольской Церкви 2.1. Исключительное право экстерриториальной юрисдикции (то есть юрисдикция в диаспоре). 2.2. Право созыва и председательства на общецерковных соборах. 2.3. Право принимать апелляции из других церквей. 2.4. Исключительное право предоставления автокефалий. Выводы Список использованных источников
Введение

Первенство Вселенской Церкви как высшего примата активно изучал, а, в последствии, и критиковал в конце XXI начала XX века профессор, богослов-канонист С.В. Троицкий. Он уделял особенное внимание данному вопросу в своих исследованиях. С. В. Троицкий внес огромный вклад в исследование рассматриваемой темы, и его труды являются фундаментом для исследования равенства поместных Церквей. В связи с этим, изучение публикаций С. В. Троицкого является на сегодняшний день актуальным, а попытки исследования будут неисчерпаемы и в будущем. Начиная с VI века Римские Папы, стали претендовать на главенствующее положение и власть над всей кафолической Церковью. При этом они ссылаются на мнимое верховенство апостола Петра над иными апостолами. Константинопольская Церковь, по большей части, брала манеры с Римских Пап. Действия Константинопольской церкви оказывать влияние на деятельность других поместных церквей до сих пор вызывают вопросы у богословов и церковных деятелей. Базовые характеристики. Объектом исследования являются принципы межцерковных отношений с точки зрения православной экклезиологии. Предметом исследования являются воззрения С. В. Троицкого, выраженные в его церковно-правовых трудах. Цель исследования – установить, на чем основаны представления С. В. Троицкого о равноправии поместных Церквей. Задачи исследования: 1. Найти в сочинениях С. В. Троицкого все случаи апелляции к принципу равноправия Церквей. 2. Проанализировать развиваемую С. В. Троицким аргументацию с применением рассматриваемого принципа Историография и степень изученности темы Вопрос равноправия и верховенства Пометных Церквей на протяжении многих веков освещался активно, и в богословской литературе исследования данной проблемы должны были быть изложены в целей монографии, однако даже она бы не охватила всех исследований в этой области. Рассматриваемому вопросу посвятили свои исследования такие деятели в данной области, как, например: А.С. Хомяков , Н.Я. Беляев , А.П. Лебедев , Патриарх Сергий (Страгородский) , , Павел (Олмари-Гусев), архиеп. Карельский и всей Финляндии , Цыпин В., прот. . Протоиерей Стефан Дышма в 1990 году опубликовал в Вестнике Ленинградской духовной академии статью на тему «Константинопольская православная Церковь перед лицом истории и священных канонов» , в которой автор также указывает на то, что еще с давних времен равенство Церквей превращается в «неравенство». Еще один автор – священник Александр Мазырин в своей статье «Константинопольская патриархия и обновленческий раскол» рассматривает раскол Церкви в 1920-1940-е годы и также замечает влияние Константинополя на неравенство поместных Церквей, однако он углубляется в эту тему больше протоиерея Стефана Дышмы и пытается определить корни данного влияния. В итоге исследователь подводит итог и констатирует, что положение Константинопольской Церкви было определено, в меньшей степени церковно-каноническими принципами, а, в большей, политическими факторами. Исходя из анализа всех обобщающих работ по данной теме, можно выделить актуальное исследование, статью Всеволода Шпиллера, а именно «Римско-католический догмат о главенстве папы в Церкви». Также следует упомянуть исследование по вопросу равенства Поместных Церквей, касающиеся власти Вселенской Константинопольской Патриархии. Среди данных работ особого внимания заслуживает исследования Т. В. Барсова . Однако до сих пор публицисты и исследователи в данной области описывают вопрос равенства поместных Церквей по-разному, хотя и придерживаются единого мнения. Особый вклад в изучение данной темы внес С. В. Троицкий, рьяно критикуя политику и концепцию Константинопольской Церкви. Его труды заслуживают отдельного внимания. На современном этапе не было проведено глубокого изучения данного вопроса. В связи с этим исследование и анализ темы о равенстве поместных церквей в трудах С. В. Троицкого остается открытым. В данной работе будет осуществлено глубокое изучение и анализ публикаций данного автора. Источники данной работы можно представить в виде трёх групп: первая группа будет содержать публикации самого С.В. Троицкого в Журнале Московской Патриархии и Журнале Церковные Ведомости. В качестве основных источников данной работы используются статьи Сергея Викторовича Троицкого, а именно исследования посвященные анализу и критике неправомерного соблюдения канонов и прав. Большинство его публикаций осуждали действия Константинопольского Патриарха. Ко второй группе источников можно отнести отдельные труды С.В. Троицкого, в частности книга «Размежевание или раскол», посвященная каноническому устройству Русской Церкви за границей в 30-х годах ХХ века, а также столкновениям между Московским и Константинопольским патриархатом. А также статья С.В. Троицкого в журнале «Русская мысль» 1923 г. «О юрисдикции Вселенского Патриарха вне границ автокефальных церквей». К третьей группе источников можно отнести публикации других богословов исследователей в Журнале Московской Патриархии, а также в журнале «Церковные Ведомости», «Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата». В ходе исследования использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Теоретическая значимость данного исследования заключается в углубленном теоретическом анализе биографии, формировании взглядов публициста на вопрос равенства поместных Церквей. В работе представлено описание воззрений С. В. Троицкого на проблемы Русской Православной Церкви в конце XIX – начале ХХ вв. Практическая значимость данного исследования обусловлена тем, что проведенный анализ трудов С. В. Троицкого по вопросу равенства поместных Церквей может использоваться в православных учебных заведениях, в том числе академиях, духовных школах, духовных семинариях на лекциях, семинарах и конференциях. Структура работы Работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, основной части, содержащей в себе две главы, а также заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена очерку о Сергее Викторовиче Троицком, о его биографии, о становлении в качестве богослова-канониста. Во второй главе рассматриваются общие проблемы равноправия поместных церквей в конце XIX – начале ХХ вв., в каноны, которые нарушает Константинопольская Церковь в вопросе равноправия поместных Церквей с точки зрения Сергея Викторовича Троицкого. Данное исследование изложено на 60 листах.
Содержание

В период конца XXI-начала XX века шли ожесточенные споры о равенстве Поместных Церквей и соблюдении канонов. Среди влиятельных и глубоких исследователей этого периода-А. С. Хомяков, Н.С. Суворов, священномученик Иларион (Троицкий), митрополит Антоний (Храповицкий), Патриарх Сергий (Страгородский), протопресвитер Иоанн Мейендорф, а также богослов С. В. Троицкий, труды которого будут положены в основу анализа вопроса о Поместных Церквах в данной работе. Объем его богословских трудов настолько велик, что можно было бы организовать исследовательский проект или симпозиум по актуальности трудов проф. Сергей Троицкий и их размышления о современной жизни Православной Церкви. Идея Константинопольского первенства в конце XXI-начале XX века активно критиковалась профессором Богословского факультета Белградского университета, доктором церковного права С. В. Троицким. С. В. Троицкий внес огромный вклад в изучение рассматриваемой темы, и его труды являются основой для изучения вопроса о равенстве Поместных Церквей. С. В. Троицкий проделал огромный путь от синодального чиновника до профессора МДА. Этот путь изменил его позиции и взгляды по поводу церковного права и канонов, особенно в периоды миграций. Взгляды Троицкого на место права в Церкви рождались им в неявной полемике и со своим кафедральным преемником (в Парижском богословском институте) — прот. Н. Афанасьевым. Основываясь на анализе трудов и исследований С. В. Троицкого, можно сделать следующие выводы, касающиеся его критики в отношении Константинопольской Церкви и равноправия: В вопросе о соблюдении исключительного права экстерриториальной юрисдикции профессор выявил каноническую и географическую несообразность, а также выявил возвышение и первенство Константинопольской Церкви надо иными. Анализируя право созыва и председательства на общецерковных соборах публицист привел четкие аргументы и обоснования против Константинополя и в своих трудах сделал вывод о том, что Константинополь не соблюдает право созыва и председательства на общецерковных соборах, не имея при этом весомых доказательств, и вопрос соблюдения принципа равноправия остается открытым до сих пор. Проводя анализ критики С. В. Троицкого по вопросу права апелляций, можно выделить такие главные мысли публициста о том, что Константинопольская Церковь считают себя выше других, главенствуя и оказывая влияния на другие Церкви, считает правомерным и законным принимать апелляции от других Церквей. Исследуя данный вопрос, не только канонисты-бог
Список литературы

Литература 1. Антоний (Храповицкий), архиепископ. Чей должен быть Константинополь? [Харьков, 1915]. Отд. отт. из журнала «Пастырь и паства». 1915. № 1. 2. «Богословские труды», 1961, сборник 2, с. 46, 47. Срав. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1959. № 29, с. 57, 58. 3. Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С. Хомякова // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 7. С. 47–59. 4. Ириней (Середний), архим. Профессор?С.?В.?Троицкий: Его жизнь и труды в области канонического права // Богословские труды. Вып.?XI.?С.?217–246. 5. Никодим (Милаш). Правила святой Православной Церкви с толкованиями. М., 1994. Т. 1. С. 521. 6. Оливье К. Беседы с патриархом Афинагором. М., 1993. 7. О экклезиологии А.С. Хомякова см., в частности: Большаков С. Учение о единстве Церкви в работах А.С. Хомякова. Лондон, 1946; 8. Павлов 2002 — Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. 9. Представление проф. А. И. Георгиевского и доц. В. И. Талызина в Совет Московской духовной академии о присуждении ученой степени доктора церковного пра ва; проф. С. В. Троицкому. Архив МДА, личное дело С. В. Троицкого, л. 28. 10. Профессор С. В. Троицкий; его жизнь и труды в области канонического права // Богословские труды. — 1974. — № 12. — С. 217—247. 11. Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История Греческой Церкви от падения Константинополя в 1453 году до 1821 года. СПб., 2006; см. также: Лебедев А.А. История греко-восточной Церкви под властью турок: от падения Константинополя в 1453 году до настоящего времени. СПб, 2004. С. 78–164. 12. А. Сергеев. Необоснованное суждение. «Журнал Московской Патриархии», 1954, № 3, с. 64. 13. Суворов 2004 — Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 2004. 14. С. В. Троицкий. Церковный собор и миряне, СПб., 1905, с. 19. 15. С. Троицкий. О единстве Церкви. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1957, № 26, с. 110. 16. С. В. Троицкий. Из истории спора Старого Рима с Новым. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1959, № 29, с. 41. 17. Там же, с. 40–41. 18. С. В. Троицкий . Кто включил папистичеекую схолию в православную Кормчую? «Богословские труды», 1961, сб. 2, с. 37–38. Срав. Из истории спора Старого Рима с Новым. Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 1959, № 29, с. 46 19. Троицкий С. В. Будем вместе бороться с опасностью // ЖМП. 1950. № 2. С. 36-51. Троицкий С. В. Где и в чем главная опасность? // ЖМП. 1947. № 12. С. 31-42. 20. Троицкий С. В. Где и в чем главная опасность? // Журнал Московской патриархии. 1947. № 12. С. 33. 21. Троицкий С.В. Каноны и восточный папизм // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1955. № 22. С. 124–135. 22. Троицкий С.В. О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «диаспору» // Журнал Московской патриархии. 1947. № 11. С. 34–45. 23. Троицкий С.В. О церковной автокефалии // Журнал Московской патриархии. 1948. № 7 июль. С. 33–54. 24. Троицкий С.В. По поводу неудачной защиты ложной теории // Журнал Московской патриархии. 1949. № 12. С. 29–53. 25. Троицкий. Лекции — Троицкий С. В. Лекции по Церковному праву. Машинопись. 113 с. (Архив МДА). 26. Цит. по: Ковалевский Е., протоиерей. Экклезиологические проблемы (по поводу статей иеромонаха Софрония и священника А. Шмемана) // Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата. 1950. № 4. С. 11–20. 27. Шкаровский М.В. Советская церковная политика в причерноморских странах в 1944–1953 гг. // http://bogoslov.ru/text/461782.html 28. Hagios Agathangelos. 1993. № 138. Juli-August. 29. Patric, pere. Op. cit. P. 24. 30. Константинополь вернул Украинскую Церковь в свое лоно, – коммуникат Синода https://risu.org.ua/ru/index/all_news/orthodox/constantinople_patriarchy/73003/ 31. Томос об автокефалии для Православной Церкви Украины. https://www.unian.net/politics/10399950-tomos-ob-avtokefalii-pcu-opublikovan-polnyy-tekst-istoricheskogo-dokumenta.html 32. 9-е правило IV Вселенского собора http://www.agioskanon.ru/vsobor/004.htm#9 33. 17-е правило IV Вселенского 34. Пидалион. Комментарий к девятому правилу IV Вселенского Собора. //проф. С. Троицкий. Где и в чем главная опасность?// ЖМП №12, 1947. http://archive.e-vestnik.ru/page/index/194712673.html 35. 3-е правило. Сардийского собора. http://www.agioskanon.ru/sobor/012.htm#3 36. 5-е правило. Сардийского собора. Там же 37. Зонара. Толкование на 17-е правило IV Вселенского собора https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-chetvertyj-vselenskij-sobor-khalkidonskij/#sel=124:350,124:427 38. Ответы четырех Восточных патриархов //Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Часть четвертая. М., 1826//. Вопрос 7, с.95. https://runivers.ru/bookreader/book174870/#page/3/mode/1up
Отрывок из работы

Профессор Сергей Викторович Троицкий является «общепризнанным канонистом». Изучению канонического права он отдал более шестидесяти лет своей жизни. Его имя «как крупного и авторитетного специалиста по вопросам церковного права хорошо известно в широких кругах церковной и научной общественности. Неутомимый труженик-канонист, глубоко преданный Святой Православной Церкви, С. В. Троицкий всегда являлся идейным защитником Православия и охранителем священных канонов – этой ограды Православия». И вся жизнь С. В. Троицкого, по словам профессора Московской духовной академии А. И. Георгиевского и покойного доцента (впоследствии профессора) той же академии В. И. Талызина, – это подвиг и пример служения Святой Матери-Церкви и богословской науке. Что касается практической деятельности профессора С. В. Троицкого, то она была очень разнообразной. С 1 сентября 1901 г. он работал классным надзирателем при С.-Петербургском Александро-Невском духовном училище. Здесь же до 12 мая 1915 г. он в разное время был преподавателем русского, церковнославянского и латинского языков. 29 сентября 1906 г. С. В. Троицкий был причислен к канцелярии оберпрокурора Св. Синода с назначением членом редакции «Церковных ведомостей», а в 1917 г., во время Поместного Собора Русской Церкви, – помощником редактора этого журнала. В 1909 г. С. В. Троицкий был назначен членом Комиссии при Учебном комитете Св. Синода по древним языкам. В 1910 г. он участвовал в Совещании по вопросу об организации Русской Церкви за границей, а затем командирован с научной целью в Болгарию, Сербию и на Афон. В 1912 г. С. В. Троицкий был назначен членом Издательской комиссии Училищного совета и послан в Германию для изучения издательского дела в Католической Церкви. Затем, 16 мая 1913 г., он был командирован на Афон по делу ереси имябожников, а 18 февраля 1914 г. – в Москву для представления Синодальной конторе сведений по этому делу. В 1913 г. С. В. Троицкий состоял также членом и делопроизводителем Издательского совета при Св. Синоде, а в 1915 г. – чиновником особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. В 1917 – 1918 гг. вместе с профессором В. Н. Бенешевичем он принимал активное участие в работе Московского Собора и, кроме того, в 1918 г. был начальником кодификационного отдела канцелярии Собора Русской Церкви в Киеве. В 1919 – 1920 гг. он работал приват-доцентом Новороссийского университета по кафедре церковной истории. Сергей Троицкий оказался в Сербии в 1920 году и вскоре стал частью общественной и церковной жизни страны. Специалист по каноническому праву и церковной организации, он сыграл важную роль в процессах внутреннего устроения обновлённой автокефальной Печской Патриархии и урегулирования её правового статуса в Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Он принимал активное участие в написании Закона о Сербской Православной Церкви, что стало предпосылкой к началу процесса принятия Устава СПЦ, в который он также внёс значительный вклад. Троицкий сыграл решающую роль в формировании Синода Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Антонием Храповицким и с центром в г. Сремски-Карловци. Параллельно с этим он прилежно трудился над аффирмацией своей университетской карьеры до окончания Второй мировой войны, то есть времени его ухода на пенсию. Однако уход на пенсию не означал окончание академической деятельности Троицкого. Он продолжает исследовать сферу канонического и церковного права ещё более основательно и глубоко, став сотрудником Сербской Академии наук и искусств, а его работы регулярно публикуются как в сербской, так и в русской богословской, правовой и историографической научной периодике. Ревностно, с особым энтузиазмом он посвящает себя изучению славянской Кормчей (Номоканона), значительно способствуя утверждению этого уникального и драгоценного средневекового правового памятника как в сербской, так и в других церковных средах, а также обновлению интереса профессиональной правовой общественности к этому фундаментальному каноническому и, вместе с тем, гражданско-правовому и конституционально-правовому документу. По окончании Второй мировой войны проф. Троицкий вновь налаживает академические и церковные связи с Московской Патриархией и её высшими богословскими институтами, а особенно с Московской Духовной Академией, которая присуждает ему звание Почётного доктора церковного права в 1961 году. Переходя к обозрению некоторых, наиболее видных научных трудов профессора С. В. Троицкого, необходимо отметить, что он написал более двухсот специальных исследований, из которых более ста пятидесяти занимают достойное место в церковноканонической литературе. Еще в 1905 году внимание русской церковной общественности привлекла небольшая (20 стр.) брошюра С. В. Троицкого под заглавием «Церковный собор и миряне», в которой автор отмечает широко практиковавшееся в древности участие мирян на соборах и приходит к заключению, что «составлять собор из одних епископов так же противно духу христианства, как и богослужение без народа». Среди работ полемического характера немало ценных статей С. В. Троицкого опубликовано на страницах «Журнала Московской Патриархии», «Вестника Русского Западно-Европейского Экзархата» и других журналов. Особо важные статьи следующие: «О границах распространения права власти Константинопольской Патриархии на «диаспору»», «Где и в чем главная опасность?», «О церковной автокефалии», «Единство Церкви», «Великое преступление», «По поводу неудачной защиты ложной теории», «Будем вместе бороться с опасностью», «Как привести к концу возникший спор?», «Теократия или цезаропапизм», «Неудачная защита неправды», «Каноны и восточный папизм», «О единстве Церкви», «Из истории спора Старого Рима с Новым», «Халкидонский собор и восточный папизм», «О юрисдикции Цареградского патриарха вне границ автокефальных Церквей», «Юрисдикция Цареградского патриарха в области диаспоры», «Дымное надмение мира и Церковь», «Размежевание или раскол», «К вопросу о правах Константинопольского патриарха», «Папистические стремления греков». Все эти статьи послужили нормализации отношений между Православными Автокефальными Церквами. Разоблачая папистическую теорию о подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, теорию, которую еще в 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий начал проводить в жизнь, профессор С. В. Троицкий писал: «Как последний из могикан, единственный, остающийся в живых из канонистов старой русской академической школы, я считал и считаю своим священным долгом раскрыть противоречие этой теории догматическому и каноническому учению Православной Церкви и ее опасность для мира и единства Православия». Профессор С. В. Троицкий много трудился над разработкой вопросов, относящихся к источникам церковного права и оставшихся неразрешенными в исследованиях его предшественников А. С. Павлова и В. Н. Бенешевича. Так, в статье «Из истории спора Старого Рима с Новым», а затем в статье «Кто включил папистическую схолию в православную Кормчую?» он выясняет происхождение следующих трех связанных между собой памятников: «греческого трактата о примате Константинопольского патриарха; несохранившейся, но восстановленной Бенешевичем греческой же схолии к нему папистического содержания и их славянского перевода в рукописях Кормчей». «Задачу выяснения подлинного происхождения этих загадочных памятников, – говорит С. В. Троицкий, – которую не пришлось разъяснить моему старому коллеге Бенешевичу, я беру на себя». И с этой задачей он справился блестяще. Исследование вопроса привело С. В. Троицкого к следующему заключению. «1. Греческая статья о преимуществах Константинопольского престола составлена в канцелярии Константинопольской Патриархии между 610 годом, когда был составлен Номоканон L титулов, и 629 годом, когда была закончена первая редакция Номоканона XIV титулов. Хотя анонимный автор статьи и пользовался первым Номоканоном, однако его труд был проникнут совсем другой идеологией. Тогда как Номоканон L титулов был составлен в духе равноправности и самостоятельности поместных Церквей, статья была составлена в духе церковного империализма или восточного папизма и, как таковая, была использована восточными папистами при составлении других канонических сборников, в частности, и того экземпляра Номоканона XIV титулов, который был дан около 864 года новооснованной Болгарской Церкви и впоследствии в славянском переводе до появления в XIII веке Номоканона св. Саввы регулировал церковное устройство у православных славянских народов. 2. Включенная в статью папистическая схолия была составлена миссионерами Римской Церкви и была добавлена к статье во время их управления Болгарской Церковью в 866 – 869 гг. до Константинопольского собора 869 – 870 гг. как корректив восточного папизма с точки зрения папизма западного. 3. Славянский перевод статьи и схолии к ней был сделан в связи с переводом упомянутого экземпляра Номоканона XIV титулов в последней четверти IX века в восточной Болгарии, вероятно, в Преслове, одним из членов литературного кружка, не располагавшего надлежащей подготовкой для такой работы. 4. Мнение, будто папистическая схолия составлена и переведена солунскими братьями св. Кириллом и св. Мефодием, возникло отчасти вследствие недостаточного знания истории канонических сборников Восточной Церкви, а отчасти по мотивам конфессионального характера и опровергается: а) историческими данными, б) содержанием и языком самой схолии, в) идеологией славянских апостолов, совершенно чуждой как восточного, так и западного папизма, особенно ярко проявленной в Мефодиевом Номоканоне, и г) общим характером деятельности святых братьев, всю свою жизнь неутомимо и бесстрашно работавших в пользу равноправности и независимости национальных Церквей»19. После решения вопроса о происхождении греческой статьи о преимуществах Константинопольского престола, папистической схолии к ней и их древнеславянского перевода профессор С. В. Троицкий переходит к критическому разбору и оценке этих памятников с точки зрения догматического и канонического учения Православной Церкви. Проследив внимательно за содержанием папистическои схолии, он делает вывод, что «утверждение схолии, будто папы диктовали свою волю Вселенским Соборам через своих легатов, не соответствует действительности» и что «восторженные отзывы католических авторов о схолии не оправдываются ее содержанием». Проф. Сергей Троицкий был неустанным полемистом бойкого и острого пера, никогда не переступавшим границ научности и адекватной аргументации, основанной как на неоспоримых канонических фактах, так и на богословском и духовном Предании Православной Церкви. Он никогда не уклонялся от участия в аргументированном споре и мог вступить в полемику даже с наивысшими богословскими авторитетами своего времени, такими как еп. Далматински Никодим Милаш, не ради спора, а ради правды, к которой он стремился всем своим существом и которую безошибочно находил в богословском наследии Православной Церкви. Проф. Троицкий был не только превосходным теологом, но и выдающимся юристом и прекрасным знатоком правовой науки — как её теоретических основ, так и исторического пути развития. Он внёс основополагающий вклад в тему учреждения канонической правовой науки внутри семьи правовых наук — одну из актуальных тем немецких, французских и русских правовых теоретиков XIX века. Личность и научная деятельность проф. Сергея Троицкого по-прежнему до конца не изучены: ведь к этим темам не так часто обращалась сербская научная общественность, а необходимые систематические исследования не проводились. Объем его богословских работ настолько велик, что можно было бы организовать исследовательский проект или симпозиум на тему актуальности трудов проф. Сергея Троицкого и их рефлексий на современную жизнь Православной Церкви. Представляется, что его деятельность в последних несколько лет осталась в сербской богословской среде, которой он так много отдал, без внимания, что кажется несправедливым по отношению к такому великому человеку и учёному. 1.3 Предпосылки и истоки формирования С.В. Троицкого по вопросу равенства поместных Церквей С. В. Троицкий проделал огромный путь от синодального чиновника до профессора МДА. Этот путь изменил его позиции и взгляды по поводу церковного права и канонов, особенно в периоды миграций. Рассмотрим подробно данные истоки формирования взглядов Троицкого по вопросу церковного права. Особое внимание Троицкий уделял воле государственной власти как источнику церковного права. Этот вопрос, разумеется, не носил для него лишь теоретического характера. Канонисты синодальной эпохи колебались в этом вопросе от осторожного признания у Павлова полной свободы и самостоятельности, которые Церковь должна иметь в своей области (в том числе и законотворчестве), до категорического отстаивания Суворовым30 обладания императором (византийским или российским) верховной законодательной церковной властью. Троицкий указывает на такой немаловажный фактор, как отсутствие у Церкви собственной территории. Поскольку же ее общины располагаются там, где суверенная гражданская власть принадлежит какомулибо государству, то она не может игнорировать волю этого государства как в своей внутренней организации, так и в вопросе юридического статуса на территории этого государства. Не только его исследования и статьи являются фундаментом для анализа и изучения вопроса соблюдения церковных канонов и прав, а том числе вопроса равноправия Поместных Церквей, но и его лекции представляют из себя ценный кладезь глубоких интерпретаций. Как он подчеркивал еще в своих белградских лекциях, «такое значение государственная воля имела в Церкви во все эпохи, даже в период гонений, когда государство смотрело на церковь как на collegium illicitum». Даже в это время Церковь в своем имущественном праве пользовалась установлениями римского права в этой области. О содержании лекций Троицкого в МДА можно судить по их конспекту, сделанному А. Буевским. Ученый успел коснуться лишь тех принципиальных тем, относительно которых Глубоковский и констатировал отсутствие согласия в русской канонике. Эти темы — определение понятия церковного права, Церковь как объект права и принципиальность ее отделения от государства, соотношение церковного права с богословскими и юридическими науками, источники церковного права и его отличие от права канонического. Относительно последнего вопроса Троицкий выказывает неожиданную категоричность, считая «каноническое право» понятием с меньшим объемом, относящимся лишь к содержанию Фотиева Номоканона. В отличие от этого, «церковное право» включает в себя и законодательство, не включенное в Номоканон XIV титулов редакции 883 года. Впрочем, здесь он разделяет мнение Н. Суворова, считавшего предпочтительным и более правильным и точным понятие именного церковного права для обозначения совокупности норм, которой определяются современные церковные отношения. Характерно, что и сегодняшние нормативные учебники православного церковного права авторов-преемников кафедр Троицкого в этом вопросе не приходят к согласию. Русский ученый традиционно указывает на тождество понятий: «Он справедливо отождествляет каноническое и церковное право». Сербский исследователь предпочитает второе название, ведь оно «намного шире, так как церковное право охватывает и каноническое право, хотя каноническое право старше и из него развилось право церковное». Само же церковное право определяется Троицким как «совокупность правовых норм, регулирующих устройство и жизнь Церкви». «Регулирующие нормы» в этом определении заимствованы из расширенной им знаменитой античной формулировки («право есть творчество в области доброго и равного»), звучащей теперь так: «Право есть совокупность социальных норм эквивалентного характера». В самой этой формуле нет ничего необычного, новизна заключается в ее обосновании. В обычном противопоставлении права и морали также мало смысла, ибо даже любовь и делаемая во имя любви жертва своих интересов, считает Троицкий, все же имеет своей исходной точкой право, а не мораль. В самом деле, человек может жертвовать другому только свое, а не чужое, что было бы кражей, а не жертвой. Само право уподобляется поэтому алавастровому сосуду, необходимому для принесения чистого мира христианской любви. Без этого сосуда можно было бы ожидать лишь «гибели мирной», отсюда и дается приведенное выше определение церковного права как совокупности тех норм, что помогают этого избежать. Именно этот радикально экклезиологический подход отличает Троицкого от предшествующей традиции в российской науке церковного права. Подобное понимание влияния государства на организацию церковной жизни складывалось у Троицкого далеко не сразу. Проделанный им путь от синодального чиновника до профессора МДА был связан и с расставанием со старыми представлениями о таком влиянии. Во многом этому способствовала необходимость выработки ясной канонической позиции в период церковных нестроений в эмиграции. Этот эпизод биографии русского канониста сыграл важную роль в истории его преподавания в МДА, и потому остановимся на нем несколько подробнее. Тщательно изучавшие поведение Троицкого во время эмиграции спецслужбы не смогли впоследствии обвинить его в какой-либо антисоветской деятельности. Церковная позиция Троицкого также была далека от вовлеченности в политические баталии и передается им самим в известных словах: «Всех я признаю, но ничьих ошибок не одобряю». Он видит ошибки в поведении всех сторон конфликта, а сами эти ошибки коренятся в привычной аналогии между территориальным делением государственным и церковным: «Стремление сохранить, во что бы то ни стало, непрерывное единство церковного управления, этот своего рода церковный империализм, и является главной причиной современных церковных нестроений». Норма, некий экклезиологический атом, считает русский канонист, — это епархиальный епископ и собор епархиальных епископов в числе не менее трех, под председательством митрополита. Все остальные формы территориальной организации Церкви не являются ни необходимыми, ни догматическими. Тем самым, размежевание может быть признано справедливым в случае а) большего блага Церкви, б) способности отделяющейся части к самостоятельной жизни и в) наличия всецерковной рецепции. Поскольку же, подчеркивает Троицкий, вопрос теперь потерял значение только внутрироссийского, а касается всей полноты Православных Поместных Церквей, должен быть найден сугубый беспристрастный защитник канонического порядка. Таковым для Троицкого является Сербская Церковь. Разрешая на своей территории существование Карловацкого церковного управления, именно она должна взять на себя посредничество в улаживании возникшего нестроения. Троицкий подчеркивает, что нет ни одного акта русской высшей церковной власти, который мог бы «послужить основанием для существования Русского Высшего Управления в Карловцах, тогда как актов о закрытии этого Управления было издано этой властью уже несколько. Теория же, производящая авторитет Карловацкого Управления от Собора русских епископов за границей, построена на сыпучем песке, ибо Собор малой части епископов известной Церкви не в праве ни нарушать распоряжения Высшего Управления своей Церкви, ни учреждать Высшее Управление на территории другой автокефальной Церкви». В этом смысле Карловацкий синод есть лишь каноническое подразделение Сербского синода. Для Троицкого это — позиция канониста Сербской Поместной Церкви, входящего в структуру самой этой Церкви, но участвующего (хотя бы как прихожанин белградского Свято-Троицкого храма) и в жизни одного из ее подразделений — Русского Карловацкого синода. При этом ни при каких изменениях отношений между Сремскими Карловцами, Москвой и Фанаром Троицкий не ставил даже вопроса о правомочности и легальности статуса митрополита Сергия. Свою оценку правового положения оказавшихся вне своих епископий русских архиереев Троицкий строит на объяснении канонической нормы территориального устройства церковной организации. Церковное право в этом вопросе исходит из принципиальной невозможности для епископа расстаться со вверенной ему кафедрой — как в смысле добровольного перемещения, так и узурпации. Подспудной причиной любого перемещения некоторые правила (например, Сард. 1 и 2) прямо называют честолюбие. Однако, «безусловно запрещая имеющим свои епархии епископам оставлять их навсегда с целью получения другой епархии и ограничивая право их даже временно покидать свои епархии, каноны совершенно иначе относятся к тем епископам, которые не могут занять своих кафедр или лишились их “не по своей вине”». К таковым Троицкий относит и русских архиереев, составивших Заграничный синод. Подобно византийскому епископату эпохи мусульманской экспансии, они могут занять и другие кафедры, но не самочинно, а по приглашению местной церковной власти (Антиох. 16). Более того, в церковной истории имелись исключительные случаи (тем не менее, предусмотренные канонами) переселения епископа в пределы другой Церкви вместе со своей паствой. В таких случаях вынужденный к переселению в силу обстоятельств епископ сохраняет в чужой епископии титул своей епархии (согласно Трул. 36) и права священнодействия, но не управления (Антиох. 18). Он же может занять вдовствующую кафедру в этой митрополии, принимая ее титул и теряя все права в отношении бывшей своей кафедры. Наконец, в случае, схожем с историей русской церковной диаспоры, епископ сохраняет за собой и на новой территории все внутренние и внешние права церковного управления. Согласно 39-му правилу Трулльского Собора, такой архиерей «возглавляет собою независимую от местной церковной власти Церковь — автокефальную, если он был автокефальным на прежней территории, и подчиненную высшей церковной власти на прежней территории, если он таковым на прежней территории не был». Именно последней канонической возможностью и должен был, по мысли Троицкого, воспользоваться Карловацкий синод. Но вместо того, чтобы нормализовать свой канонический статус, члены сино да предпочли мифологизировать статус политический. Опасность для Зарубежного синода, по мысли Троицкого, исходила от неизжитого цезарепапизма: «После революции византийская идея царя-помазанника послужила мотивом для Зарубежной Русской Церкви сделать на Карловацком соборе 1921 года чисто политическое постановление, что дало повод советской власти смотреть на Церковь как на организацию, враждебную ей, что имело страшно тяжелые последствия для Русской Церкви в самой России». В конце 30-х годов Троицкий считал вполне возможным признание Русской Церкви югославским государством в качестве самостоятельной религиозной организации. Этому не могло препятствовать ни существование на территории этого государства Сербской Православной Церкви, ни зависимость личного состава этой Церкви от иностранной (московской) власти, ни ее малочисленность. Отделение Церкви от государства Троицкий считал принципиально необходимым, понимая этот принцип как независимость церковного бытия от преходящих государственных форм. «Вне государственной суверенности стоят наука, искусство и вся область личных свобод, поскольку они предоставлены государством суверенитету индивидуума. В эту область входит и свобода веры и совести. В этой области суверенно не государство, а личность, индивидуум, сознание и совесть». Религиозная организация таких индивидуумов также должна быть свободна от вмешательства государства. Тем самым свобода веры и совести должна вести к сепарации Церкви и государства. На таком фоне ссылка в лекциях на декларируемое сто двадцать четвертым параграфом десятой главы сталинской конституции отделение Церкви от государства в СССР с целью обеспечения свободы совести выглядит не курьезом, но желательным для автора положением дел. Основанная независимо от государственной власти Церковь не может иметь единственным источником собственного права только государственное законодательство. При этом не нарушается и единство правовой системы в государстве, так как суверенность власти неделима лишь по сущности, а не по компетенции, иначе такая власть будет тотальной, а не суверенной (Троицкий приводит здесь в пример Гитлера, хотя можно сослаться на практически любой европейский режим предвоенной поры). Не может и само государство быть религиозным, так как «носителем веры может быть только личность и Церковь, но не государство, которое по своей природе арелигиозно» Взгляды Троицкого на место права в Церкви рождались им в неявной полемике и со своим кафедральным преемником (в Парижском богословском институте) — прот. Н. Афанасьевым. Догматическое учение о Церкви, считает Афанасьев, воплощается в исторических формах церковной жизни. Однако это воплощение никогда не бывает полным, а всегда лишь относительным, поэтому исключается возможность некоей идеальной канонической формы. Признание существования такой идеальной формы означало бы недолжную абсолютизацию относительного, каковым является историческая ткань Церкви. Таким образом, соотношение между историческим бытием Церкви и ее сущностью таково, что историческое бытие есть та форма, в которой пребывает сущность. Место церковного права в такой перспективе достаточно проблематично.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, История, 76 страниц
15000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg