Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Театр в России второй четверти XIX века (использование материалов исследования во внеурочной деятельности)

vika_glad 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 115 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.01.2021
Становление и развитие российского театра проходило под контролем и при непосредственном вмешательстве государства. Это обстоятельство одновременно и стимулировало, и тормозило развитие театра. С первых дней своего существования российская профессиональная трупа ощущала на себе недостаток внимания властей, поэтому финансировалась гораздо скоромнее, чем придворные театры.
Введение

Тема дипломной работы – «Театр в России второй четверти XIX века». Данная проблема является важной частью культуры России и ее истории. Актуальность темы исследования. В XIX столетии значительным явлением культурной жизни России стал театр. И популярность театрального искусства росла. Он стал не только частью светской жизни и центром светского общения столичной и провинциальной публики, но и важным фактором общественной жизни и своеобразной формой выражения общественного сознания. В наше время интерес к театральному искусству не исчез, поэтому выбранная мной тема остаётся актуальной и сейчас. XIX век в жизни русского театра - «золотой век», в течение которого были созданы величайшие произведения классической драматургии, русская актерская школа. Это очень важный период в истории развития русского театра, русской художественной культуры в целом. Объект исследования. Объектом исследования является русская культура XIX в. и процесс ее развития. Предмет исследования. Предметом исследования является процесс развития театра в России в условиях изменения политического режима в конце XVIII – начале XIX вв. Хронологические рамки исследования составляют период царствования Александра I (1801 – 1825) и Николая I (1825 – 1855). Исследуется также царствование Екатерины II (1762 – 1796) и Павла I (1796 – 1801) для того, чтобы выявить, что сопутствовало дальнейшему развитию театра, которые были связаны с деятельностью видных деятелей культуры. Историографический обзор. «Летопись русского театра», написанная П. Н. Араповым, считается одной из первых работ по истории русского театра. Работа охватывает историю театра 1673 – 1825 гг. и содержит фактический материал, но некоторые исследовали театрального искусства считали, что труд Арапова – не научная работа. Они ссылались на то, что автор, скорее всего, не проверял достоверность фактов, которые он приводил, и в связи с этим, допустил серьезные ошибки. Последний же раздел летописи представляет собой воспоминания автора, отсюда субъективизм оценок, отсутствие сведений о некоторых первостепенных явлениях и упоминание событий маловажных. Первые попытки написания истории русского театра принадлежат к концу XVIII в. В 1779 г. появляется работа Я. Штелина «Краткое известие о театральных в России представлениях от начала до 1768 г.». В 1790 г. публикуются записки А. Ф. Малиновского. Огромный вклад в историю русского театра внес актер И. А. Дмитревский, но его работа не была издана, а рукопись утеряна. На сведения, которые подчерпнули из этой работы С. П. Жихарев, С. Т. Аксаков, А. А. Шаховской, ссылаются на них в своих воспоминаниях. В 1864 г. драматург Ф. А. Кони опубликовал статью «Русский театр, его судьбы и поклонники» была написана на основании рукописи Дмитревского, а в 1883 г. вышла «Хроника русского театра», написанная И. Носовым, который также ссылался на рукопись Дмитревского. Большой интерес к изучению театрального искусства восходит к XIX в. В это время выходят труды таких историков, как И. А. Шляпкин, С. К. Богоявленский, Н. С. Тихонравов, И. Е. Забелин и другие. Историки в большей мере охватывали в своих научных работах театр с этнографической точки зрения, как одну из форм бытового уклада. Но театральную жизнь рассматривали не только историки, но и филологи, но в большей мере это были труды, основанные на драматической литературе. В основном, особое внимание исследователи уделяли раннему периоду становления театра в России. В дореволюционное время дал общую характеристику театру В. В. Варнеке в своей работе «История русского театра», в книге содержится огромный фактический материал. Но, по мнению ряда исследователей, автор не сумел раскрыть движущие силы театральной жизни, он ограничился лишь изложением фактов, и отказался от их анализа. Стоит заметить, что в России до 1918 г. не было ни одного научного учреждения, которое могло бы обучить талантливую молодёжь актерскому мастерству, или режиссёрскому делу. Только в 1918 г. учреждается Историко-театральная секция Наркомпроса, а через два года в Москве создается театральная секция ГАХН. В стране сформировалась целая сеть высших театральных учебных заведений во главе с Государственным Институтом театрального искусства имени А. А. Луначарского в Москве. В 1939 г. выходит книга «История русского театра» Б. В. Варнеке, уже переработанное издание, которое стало пособием для театральных учебных заведений. Значительно расширилось изучение театрального искусства в послевоенное время. В свет выходят сборники материалов, документов, мемуаров, посвященные выдающимся русским драматургам, актерам. Также публикуются исследования о жизни и деятельности крупнейших актеров театральной сцены XIX в. процесс становления и развития русского театра исследуется и в обобщающих трудах, например, «Русское театральное искусство в начале XIX в.» Т. М. Родиной, «Русский драматический театр первой половины XIX в.» С. С. Данилова и другие. Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение русского театра первой половины XIX века, рассмотреть его особенности. Задачи исследования: 1) Изучить факты, которые повлияли на развитие тетра; 2) Проследить, как влияние декабристов повлияло на жизнь русского театра; 3) Проследить как кризис классицизма отразился на сценическом искусстве; 4) Рассмотреть театральную жизнь провинции; 5) Проанализировать идейные основы развития театрального искусства. Источниковедческая база исследования. При написании данной работы были использованы опубликованные источники. К опубликованным источникам, следует отнести: документы личного характера (мемуары, дневники, письма, воспоминания). Для изучения истории театра XVIII – XIX вв. серьёзным подспорьем служат «Театральные воспоминания моей юности», написанные журналистом и критиком Ф. В. Булгариным (1840г.), «Воспоминание о Московском театре при М.Е. Медоксе» Ф. Кони (1840 г.), записки писателя С.Т. Аксакова, П. А. Вяземского, И. С. Жиркевича, актёров М.С. Щепкина, П.А. Каратыгина, А.П. Ленского и др., драматурга С.П. Жихарева. Важнейшими источниками являются воспоминания и записки людей, состоявших на службе в Дирекции императорских театров. В их числе – «Обзор русской драматической словесности» (1842 г.) и «Театральные воспоминания» (1842 г.) А.А Шаховского, «Театральная Москва, Сорок лет московских театров» В.А. Нелидова, «Проект законоположений об императорских театрах» В.П. Погожева. Ещё одна группа источников – законодательные акты и делопроизводительная документация. Документов, связанных с начальным периодом становления профессионального театра в России сохранилось крайне мало. Впервые их систематизацию предпринял И.Е. Забелин, объединивший газетные и журнальные публикации 40-х-50-х годов XVIII в. и архивные материалы в статьях, посвященных общественной жизни Москвы того периода. Документы, регламентировавшие театральную жизнь во второй половине XVIII в., в период складывания единого органа управления театрами двух столиц, опубликованы в сборнике «Архив Дирекции императорских театров (1746-1801)». Материалы по истории русского законодательства в театре собраны исследователем С.С. Даниловым и составили главу сборника «О театре» (1940 г.). Многочисленные документальные источники, ещё не введённые в научный оборот, хранятся в архивах: отделах рукописей Российской Государственной библиотеки и Государственного Центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Российском Государственном архиве литературы и искусства. Говоря об историографии, стоит отметить, что работа по созданию истории русского театра началась ещё в середине XVIII в. Выдающийся деятель Академии наук, историк искусств Якоб Штелин в 1769 г. создал первый в истории русского театра образчик критического жанра – «Известия об искусстве танца и балетах в России», в которых Штелин оценивал искусство артистов, приглашённых к императорскому двору. В середине XIX в. началась работа по систематизации фактов и библиографических данных из истории театра (ей занимались М.Н. Лонгинов, П.А. Ефремов, Н.С. Тихонравов). Эти исследования составили базу для работ отечественных театроведов конца XIX- начала XX вв. (В.Н. Всеволодского-Гернгросса, Н.В. Дризена, В.В. Сиповского). К более позднему периоду относятся исследования специалистов, анализировавших деятельность императорских театров в целом (А.Я. Альтшуллер, Б.Н. Асеев, С.С. Данилов, Н.Г. Зограф, П.А. Марков) и отдельные её аспекты. К примеру, монография П.Н. Беркова «История русской комедии XVIII века» (1977 г.) рассматривает отдельный жанр в контексте всей театральной культуры, в 90-е годы серию публикаций, посвящённых театральной жизни России XVIII в. предприняла Л.М. Старикова. Методологическим основанием работы является принцип историзма. В работе анализируется связь театральной и бытовой жизни русского общества, а именно проблемы общества. Исторический подход позволяет выявить противоречия в развитии театра, показать его место в художественной, духовной жизни общества в данный период, взаимосвязь каждого этапа друг с другом. В своей работе я раскрываю динамику становления, борьбы и смены различных стилевых направлений – от классицизма и сентиментализма к романтизму. Особое внимание уделяется переломным моментам, когда начинает развиваться новая тенденция, когда в театре появляется новая стилистика и эстетические принципы. Апробация исследования. Данное исследование было предоставлено на внеурочном мероприятии – классном часе. Классный час проводился 29 февраля 2020 г. в 9А классе, в г. Балашиха, в школе №22. Поставленным целям и задачам исследования соответствует структура дипломной работы. Она состоит из введения, 4 глав, заключения, списка источников и литературы.
Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3 Глава 1. Театр первой четверти XIX в………………………………....9 1.1 Театральная жизнь России в эпоху либеральных реформ Александра I...............................................................................9 1.2 Драматургия русского профессионального театра………………….15 1.3 Крепостной театр и его переход на коммерческую основу…………23 Глава 2. Николаевский театр…………………………………………...39 2.1 Золотая эпоха просвещенных театралов……………………………..39 2.2 Театральная жизнь провинции………………………………………..49 Глава 3. Организация театрального дела……………………………..54 3.1 Великие драматурги и их произведения…………………………...…54 3.2 Знаменитые актеры…………………………………………………….82 3.3 Репертуар…………………………………………………………….…89 Глава 4. Использование материалов исследования во внеурочной деятельности……………………………………………………………..101 4.1 Изучение театрального искусства на классном часе……………….101 4.2 Методическая разработка классного часа «Театр в России в начале XIX в.»………………………………………..103 Заключение………………………………………………………………...111 Список источников и литературы………………………………………..115
Список литературы

Источники 1. Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 5 т. – М., Правда, Т.3. 1966. С.143. 2. Ашукин Н.С., Всеволодский-Гернгросс В.Н., Соболев Ю.В. Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков. – М.: Искусство, 1940; 3. Белинский В. Г. Собрание сочинений в трех томах. – М., 1902, Т.1. С. 619. 4. Булгарин Ф.В. Театральные воспоминания моей юности// Пантеон русского и всех европейских театров. – Спб.,1840, Ч.1. 5. Вяземский П. А. Записные книжки. – М.: Литературные памятники, 1963. С. 51. 6. Гоголь Н. В. Авторская Исповедь. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, С. 440. 7. Жиркевич И. С. Записки Ивана Степановича Жиркевича. – М.: Кучково поле, 2009. С.160. 8. Жихарев С.П. Записки современника. – М.-Л.,1955. 9. Кони Ф. Воспоминания о московском театре при М.Е. Медоксе (Почерпнуто из неизданных рассказов С.М. Глинки и изустных рассказов старожилов)// Пантеон и репертуар, Спб., 1840. 10. Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3 Драмы. – СПб., 2014. С. 130. 11. Мандельштам О. Осип Мандельштам. Сочинения. – М.: Художественное издание, 1990. С.42. 12. Никулина-Косицкая Л. Записки // Русская старина. Том XXI. Вып. 1 – 4. – СПб., 1878. С. 65. 13. Панаев И. И. Литературные воспоминания. – М., 1950. С. 71. 14. Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. – М., 1958. Т.12. С. 80. 15. Шаховской А.А. Театральные воспоминания//Репертуар и Пантеон, 1842, № 5 16. Щепкин М. С. Записки актера Щепкина. – М.: Искусство, 1988. С.14. Литература 1. Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. – М., 1979. С. 134. 2. Андроников И. Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: «Худож. лит.», 1977 С. 123. 3. Асеев Б. Н. История русского драматического театра первой половины XIX в. – М., 1986. 4. Ашукин Н. С. Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков. - Л. – М.: Искусство, 1940. С. 27. 5. Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой. – М., 1948. С. 1. 6. Белова Т. Комедия первой четверти XIX века. – М., 2008. С.294. 7. Берковский Н. Я. О романтизме и его превосходствах //Проблемы романтизма. Вып. 2 –М., 1971. 8. Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. – М.: «Учпедгиз», 1945. С.29. 9. Бонди С. М. Драматургия Пушкина. 1960. С. 18. 10. Бочарникова Э. Большой театр (краткий исторический очерк) –М., 1987. 11. Бочаров, Н.П. Москва и москвичи. Историко-статистические очерки, исследования и заметки. – М., 1881. С. 70. 12. В каждой сцене бездна пространства. [Электронный ресурс]. – URL: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=199903501 (дата обращения: 16.05.2020) 13. Всеволодский-Генгросс В.Н. История русского театра // В 2 т. – Л. – М., 1929. – С. 9. 14. Вопросы истории русской культуры в отечественной и зарубежной литературе. – М.. 1986. – С. 53. 15. Гоголь Н. В. Женитьба. – СПб., 1833. С. 7. 16. Гоголь Н. В. Ревизор. М.-Л. Издательство АН СССР, 1951. С. 2. 17. Граф Николай Петрович Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. Этюды к монографии. – М.: Наш дом, 2001, С. 258—259. 18. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М.: Художественная литература, 1965. С. 21-22. 19. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. – М., 1999. С. 86. 20. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень. 21. Долгорукий Ф. М. Записки из мертвого дома. – Л.:«Наука», 1988. Т. 3. С. 12. 22. Дризен Н. В. Материалы к истории русского театра. – М., 1905. – С. 116. 23. Евреинов Н. Н. История русского театра. – М.: Эксмо, 2011. С. 182. 24. История русского драматического театра. В 7 т. – М., 1977. – Т.3. – С. 224. 25. Карская Т. Я. Великие традиции русского классического театра. – Л., 1955. – С. 48. 26. Кобеко Д.Ф. Цесаревич Павел Петрович. – СПб.: «Лига плюс», 2001. С. 406. 27. Краско А. В. Три века городской усадьбы графов Шереметевых. Люди и события. – СПб., 2009. С. 38. 28. Куликова К. Ф. Российского театра первые актёры. – М., 1991. – С.133. 29. Ласкина М. Н. Мочалов. Летопись жизни и творчества. - М.: Языки русской культуры. 2000. С. 501. 30. Лесков Н. С. Тупейный художник. – СПБ., 1992. С. 3. 31. Леонов В. Н. Гоголь – загадочный алмаз России. 2017. С. 11. 32. Лермонтов М. Ю. Маскарад. – СПб., 1835. С. 3. 33. Лики и лица Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Святые покровители, почитаемые иконы, подвижники благочестия и замечательные люди в жизни обители. – М.: «Паломник», 2016. С. 99 — 101. 34. Лотман Л. История русской литературы в 10-ти томах // Драматургия тридцатых – сороковых годов. – М., 1941. С. 622. 35. Лотман Л. Драматургия тридцатых – сороковых годов. – М. – Л., 1955. С. 630. 36. Манн Ю. В. Динамика русского романтизма. – М., 1995. С. 289 – 299. 37. Манн Ю. В. Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова. С.27. 38. Манн Ю. В. Гоголь. История всемирной литературы. - М., 1989. Т. 6. С. 369-384. 39. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М., 1996. С.157. 40. Марков П. А. О театре. – М.: Искусство, 1974. Т. 1. С. 542. 41. Марков П. А. О театре. В 4 т. – М.: Искусство, 1974. Т. 2. С. 495. 42. Медведева И. Н. Н. И. Гнедич. – Л.: Советский писатель. 1956. С.32. 43. Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. История России: XIX - начало XX века. 9 класс. 44. Объявления // Московские ведомости. 1817. 1 сентября. 45. Огарков В. Денис Фонвизин. Его жизнь и литературная деятельность. С.6. 46. Первушина Е. В. Литературные герои на улицах Петербурга. – СПб.: Центполиграф, 2017. С. 9. 47. Пивоварова Н. С. Друг несчастных или пробуждение сердца. – М.: «ГИТИС», 2005. С.146. 48. Полевой Н. А. Драматические сочинения и переводы. – СПб., 1842. Ч. I. С. 198. 49. Пушкин А. А. Борис Годунов. – М., 1825. С. 2. 50. Пушкин А. С. Каменный гость // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 5. Евгений Онегин. Драматические произведения. — 1978. С. 32 51. Пушкин А. А. Скупой рыцарь. – М.: фототип. П. Павлова, 1901. С. 2. 52. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. – СПб., 1889. 53. Пыляев М. И. Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы. – М., 1891. С. 129. 54. Реизов Б. В. Французский исторический роман в эпоху романтизма. – М., 1958. – С. 401. 55. Розанов А. И. Записки сельского священника. – СПб., 1882. С. 365 – 401. 56. Скабичевский А. М. Пушкин. Его жизнь и литературная деятельность. – СПб., 1892. С. 3. 57. Смит Д. Театральная жизнь графа Николая Шереметьева. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. № 4. С. 171-191. 58. Тальников Д. Л. Театральная эстетика Белинского. – М., 1962. – С. 212. 59. Хрестоматия по истории русского театра XVIII – XIX вв. – Л., 1940. – С. 230.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕАТР ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. 1.1 Театральная жизнь России в эпоху либеральных реформ Александра I Интерес к театру возникает в конце XVIII в. и не только со стороны дворянства, но и части купеческого сословия, это свидетельствует не одним фактом. Например, выходивший в то время журнал «Урания» в Калуге, говорит о том, что с появлением в городе театра население города значительно просветилось тогда, как «до сего за чудо почиталось» видеть молодое купечество в каких-нибудь культурных общественных собраниях. Период, который начался Отечественной войной 1812 г. и закончился восстанием на Сенатской площади – 14 декабря 1825 г, дал много нового, как в общественном, так и в культурном развитии страны. В это время общая картина художественной жизни России заметно меняется. Соотношение сил, борющихся и взаимодействующих в искусстве, становится иным, чем в предыдущих десятилетиях. На первый план выступают тенденции, вызванные распространением освободительных демократических идей в русском обществе.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 70 страниц
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg