Современный уровень спортивных достижений в хоккее, интенсивность действий хоккеистов на льду предъявляют высокие требования к их общей физической и специальной подготовке. Хоккей становится более жестким, увеличивается темп игры, и вместе с тем зрелищность, что подразумевает повышение уровня физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки спортсменов [64].
Хоккей – популярный вид спорта. Исследования в области хоккея проводятся регулярно. На сегодняшний день имеется ряд научных работ, раскрывающих особенности подготовки хоккеистов. В своем большинстве они касаются подготовки высококвалифицированных спортсменов (Н.Н. Урюпин, 1988; В.С. Львов, 1993; А.В. Уфимцев, 1999; В.Е. Карпов, 2002 и другие)
Вопросам обоснования системы подготовки юных хоккеистов в последние годы посвящены работы следующих авторов: С.А. Евтеева, 1998; С.П. Завитаева, 2004; А.А. Иванова, 2005; Д.В. Полянчикова, 2006; Д.К. Семина, 2007; А.В. Сергеева, 2010. Они рассматривали: педагогический контроль общей и специальной физической подготовленности на учебно-тренировочном этапе подготовки в ДЮСШ; здоровьесберегающую методику спортивной подготовки; методику формирования игрового внимания юных хоккеистов 11-12 лет; формирование состояния готовности к игре хоккеистов-юниоров и другие вопросы.
А вот число научных и методических работ, касающихся непосредственно учебно-тренировочного этапа (в соответствии с настоящим Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей и далее по тексту работы – тренировочного этапа) спортивной подготовке ограничено В.П. Иванов, 1984; А.В. Маслюков, 2001; К.К. Михайлов, 2007). В работе В.П. Иванова отмечается. Что на данном этапе учебно-тренировочного процесса необходим поиск резервов повышения уровня развития физических качеств, совершенствование функций анализаторных систем и технико-тактического мастерства. А.В. Маслюков в своей научной работе выделяет: поскольку хоккей является сложно-координационном видом спорта, на техническом этапе учебно-тренировочного процесса необходима система целенаправленного развития различного вида координационных способностей. А в работе К.К. Михайлова говорится о том, что на этом этапе спортивной подготовке. Главное место должно отводится процессу овладения техникой катания на коньках.
Большое значение с точки зрения нашего исследования имеет общие подходы к оценке эффективности спортивной подготовке, таких авторов как: Ю.В. Верхошанский, Г.Р. Гостев, О.А. Григорьев, Ю.Д. Железняк. А.А. Лотоненко, А.В. Лотоненко, М.Я. Набатникова, В.Г. Никитушкин, Н.Г. Азолин, В.П. Филин и др.
Совершенствование спортивной подготовки связанно с разработкой и выбором наиболее рациональной системы на первых этапах многолетнего процесса, способствующий равномерному развитию всех способностей юного спортсмена, а на этапе высшего спортивного мастерства – с выбором адекватной его индивидуальным особенностям системы подготовки.
При комплектовании групп предусмотрена известная этапность, определенная процессом всесторонней подготовки спортсмена (Ю.Ф. Курмашин, В.С. Кузнецов, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, Ж.К. Холодов и другие). На тренировочном этапе целесообразным является рассмотрение задач, решаемых на этапе начальной и углубленной специализации отдельно. При этом задачами начальной специализации является: воспитание физических качеств (быстрота, гибкость, координационных способностей и выносливости), овладение приемами техники хоккея и их совершенствования в усложненных условиях, разучивание индивидуальных и групповых тактических действий в атаке и обороне, и их совершенствовании в игровых условиях, освоение соревновательной деятельности. В соответствии с основной направленностью этапов и стоящих перед ним задач осуществляется адекватный подбор средств, методов и режимов работы, определяются величины и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе производится рациональное построение учебно-тренировочного процесса в годичном и многолетних циклах [21,49].
Это обстоятельство подчеркивает необходимость уточнения структуры и содержания физической подготовки хоккеистов, позволяющей проектировать содержание средств, структурировать ее для более плотной, доступной и качественной реализации образовательных, оздоровительных. Развивающих и воспитательных задач и задач будущей спортивной деятельности.
Для разрешения данной проблемы была сформулирована цель исследования, а именно – конкретизация структуры и содержание физической подготовке хоккеистов на тренировочном этапе.
Объектом нашего явился процесс физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе (начальной специализации).
Предметом исследования – структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе.
2. Рассмотреть структуру и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе.
3. Подобрать тесты для оценки физической подготовленности хоккеистов на тренировочном этапе.
4. Выявить динамику физической подготовленности хоккеистов на тренировочном этапе.
Гипотеза: мы предполагаем, что физическая подготовка хоккеистов на тренировочном этапе будет более качественная, если:
- дана характеристика особенностям физической подготовки в хоккее;
- рассмотрены и апробированы структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе;
- подобраны тесты для оценки физической подготовленности хоккеистов на тренировочном этапе;
- на основе данных о динамике физической подготовленности вносятся коррективы в тренировочный процесс.
Теоретико-методологические основы исследования: фундаментальные положения системного подхода (А.И. Берг, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, П.К. Анохин, В.М. Новосельцев), теория построения движений (Н.А. Бернштейн); биомеханика спорта (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский, В.Б. Коренберг, Г.И. Попов, В.Л. Уткин, А.А. Шалманов); концепция модельных характеристик (В.В. Кузнецов, А.А. Новиков, Б.Н. Шустин); спортивная метрология (М.А. Годик, В.В. Иванов), теория и методика физического воспитания и спорта (Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов); теория двигательных тестов (В.М. Зациорский, Е.Я. Бондаревский, Л.К. Благуш); система комплексного контроля в спорте (В.А. Запорожанов, В.С. Мартынов, Г.А. Ширковец); концепция индивидуализации в спорте (Л.П. Матвеев, В.П. Платонов, Р.А. Пилоян), теория спортивных соревнований (Л.П. Матвеев, Ф.П. Суслов, А.А. Красников) теория и методика подготовки в легкой атлетике (Ю.В. Верхошанский, В.М. Дьячков, И.Н. Мироненко, Н.Г. Озолин, В.Б. Попов, А.П. Стрижак, А.А. Шалманов, М.П. Шестаков).
Практическая значимость исследования: исследования выражается в том, что уточнение структуры и содержания физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе позволяет:
- повысить показатели проявления основных физических качеств юных хоккеистов 11-12 лет;
- усовершенствовать учебно-тренировочный процесс в специализированных детско-юношеских спортивных учреждениях;
- расширить программно-методическое обеспечение процесса физического воспитания учащихся младших и средних классов, реализующих спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся.
Результаты исследований могут быть использованы: в практической деятельности детских тренеров-преподавателей, работающих в спортивных школах различного типа; в лекционном курсе учреждений среднего специального физкультурного образования; в учреждениях дополнительного образования в рамках программ повышения квалификации специалистов детско-юношеского спорта. Также могут применяться в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮШОР отделений хоккея, а также при профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Достоверность результатов обеспечена непротиворечивостью исходных теоретико-методологических установок, адекватностью методов целям и задачам исследования, репрезентативностью эмпирической базы, корректной обработкой экспериментальных данных методами математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе спортивной школы по хоккею Тамбовского областного государственного автономного учреждения «ХК «Тамбов».
Структура диссертации: диссертация состоит из реферата, введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы, двух приложений.