Актуальность темы. В настоящее время все более очевидной становится активизация франчайзинговой деятельности. Данный процесс захватывает все сферы деятельности мировой экономики, в частности индустрии туристского рынка. Поэтому высокие темпы внедрения международных норм сотрудничества стали наиболее актуальными и обоснованными, а, главное, позволили сравнительно быстро адаптировать общемировые тенденции к реалиям современного туристского рынка России.
Франчайзинг можно рассматривать именно в качестве одной из форм обеспечения эффективного развития международного предпринимательства в условиях интеграции экономики России в международное экономическое пространство.
Следовательно, данный вопрос является как никогда актуальным для современной российской экономики.
Оживление российской экономики самым непосредственным образом отразилось на развитии сферы услуг и в частности индустрии туризма в нашей стране.
Постоянное обострение конкуренции вынуждает предприятия туризма искать новые прогрессивные формы работы, бороться за качество предоставляемых услуг и обслуживания потребителей.
Развиваются интеграционные процессы, направленные на повышение эффективности бизнеса.
Франчайзинговая форма сотрудничества характеризуется максимальным уровнем эффективности при минимальных начальных вложениях ее участников, что особо хорошо видно на примере франчайзинга международного масштаба при создании глобальных франчайзинговых сетей. Такие принципиально важные вопросы, как форма собственности и доля участия, способ сотрудничества и приносимый экономический эффект, формируют при создании франчайзинговой структуры своего рода ноу-хау и предоставляются франчайзером франчайзи наряду с другими правами.
При этом постоянно отслеживаются даже самые минимальные возможности корректировки работы в рамках
франчайзинга. Примером таких крупных сетей может служить концерн TUI (крупнейшая мировая сеть, ей принадлежит 97 самолетов, собственный круизный и чартерный флот), Томас Кук и др.
Рынок франчайзинга в туризме в РФ, пока недооценен до конца и находится на стадии оконсательного формирования спроса. Но, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в туризме успешно развивается, и к использованию этой формы ведения бизнеса обращается все большее число турагентств.
В настоящее время эффективному развитию франчайзинга на рос¬сийском рынке способствует созданная инфраструктура, обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, и осуществляющая пропаган¬ду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса.
Актуальность и многоаспектный характер проблем франчайзинга обусловили интерес к нему со стороны ученых.
Среди зарубежных авторов, проводивших исследования проблем франчайзинга, существенный вклад в разработку названной тематики внесли: Ананд В., Брикли Дж., Дарк Ф., Дельтей Ж., Кейвз Р., Лафонтейн Ф., Мендельсон М., Мерфи В., Мюррей Я., Нортон С., Стэнворт Дж., Смит Б., Штейн С. и др.
Огромны заслуги в разработке также общих проблем франчайзинга таких ученых, как Демихов В.Ю., Сосна С.А., Шкутько О.М., Галетко А.Н., Балахонцев А.С, Коршунова М.П., Лысак А.С., Адоньева В.Д., Каныгина М.С., Дедиков С.В.,
которые значительно расширили представления о различных сторонах франчайзинга.
Предмет исследования: организационно-экономические отношения, возникающие в процессе разработки и внедрения мероприятий по развитию франчайзинговой деятельности.
Объект исследования: туристское агентство «Сан Лайф Тревел» сети агентств TUI г. Москва.
Цель и задачи работы. данной выпускной квалификационной работы состоит состоит в комплексном исследовании экономической сущности франчайзинга, а также в проникновении франчайзинговой деятельности на российский рынок туристских услуг, обобщении зарубежного и отечественного опыта работы франчайзинговых сетей и разработка на этой основе рекомендаций по развитию франчайзингового турагентства «Сан Лайф Тревел» сети агентств TUI Москва.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) Проанализировать теоретические основы сущность и характеристики франчайзинга;
2) Выявить тенденции и особенности развития франчайзинговых отношений в России;
3) Провести анализ франчайзинга в отечественной сфере услуг, и в частности в индустрии туризма;
4) Разработать программы развития франчайзингового агентства «Сан Лайф Тревел» сети агентств TUI Москва.
Практическая значимость дипломной работы выражается в возможности применения содержащихся в работе программы и выводов на предприятиях туризма для повышения их деятельности на принципах франчайзинга.