Бделлокультура (Bdelloidea) это пиявки, какие живут в пресной воде, сыром мхе и влажной грунте. Могут терпеть засуху в обезвоженном состоянии. При увлажнении они восстанавливаются и включают в свою ДНК гены съеденных организмов — животных, растений, грибов и микробов — что позволило этим коловраткам миллионы лет обращаться без полового размножения. Каждая индивидуум несёт пару гонад.
Первые сведения об применении пиявок относятся к Древнему Египту. Они представлены настенными росписями, найденными в гробницах фараонов 18династий (1567-1308 г.г. до н.э.).
Абу Али-Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Ал-Хасан Ибн Сина (980-1037) в собственных трудах, написанных им в 1012-1024 годах, «Канон докторской науки» и «Книга исцеления», ориентировал на использование пиявок в мед практике для исцеления разных болезней.
До 2-ой пятидесяти процентов XVII века «Канон» был главным управлением, по которому велось обучение медицины. В то время кровопускание с поддержкой мед пиявок числилось универсальным средством.
Быстрое формирование научной медицины во 2-ой половине XIX века, расцвет микробиологии, вступление правил антисептики привели к резкому сокращению внедрения пиявок. Их стали разглядывать как вероятный источник инфекции. Поэтому вместо гирудотерапии стали обширно применять “жильное” кровопускание или кровопускание средством кров отсосных банок, как наиболее обычный и беспроигрышный метод.
В 1-ые десятилетия XX века пиявки практически пропали из арсенала мед средств. Пиявки были почаще достоянием не официальной, а этнический медицины, а то и элементарно монахов, пастухов или же цирюльников. И зависело это от недочета четких знаний и искусства использования трудотерапии. Доктора и ученые в XX веке важно расширили и переработали список болезней, подлежащих гирудотерапии: тромбофлебит, гипертония и гипертоническая заболевание, инфаркт миокарда, легочное, геморроидальное и носовое кровотечение, инсульт и воспалительные внутренние заболевания, ревматизм.
Возникновение свежих способов изучения в биохимии разрешило научным работникам приблизиться к расшифровке хим структуры и формулы гирудина. В 1884 г. J. Haycraft направил забота на то, собственно что слюнные железы пиявок содержали неведомое вещество, которое оказывало антикоагулянтом воздействие. В 1903 г. это вещество подчеркнул Ф.Франц и именовал его гирудином.
Ф. Маквердт (1955-70 гг.) зарекомендовал, собственно, что гирудин считается высоко специфическим ингибитором фермента тромбина. Бессчетные данные говорят о высочайшей производительности гирудотерапии при излечении всевозможных болезней.
Впрочем, вступление всех данных правил не привело к сохранению количество пиявок. Был поставлен вопрос о способности повторного и в том числе и неоднократного применения уже один употребленных пиявок. Методом удаления их крови, что час или общество поощрения национальной промышленности объявило некоторое количество премий за наилучший метод скорого и щадящего для пиявки опорожнения ее пищеварительного тракта от насосанной крови, чтобы ее возможно было применить вторично. Научные работники и деловые люди различных государств увлеклись данной задачей.
В РФ пионером пиявководства выступил Г.Парман, основавший в 1825 г. в Москве специализированное пиявочное хозяйство. В одно и то же время в хозяйстве находилось до 700 тыс. пиявок. Со периодом появилась целая сеть пиявочных хозяйств. Разведение пиявок под не закрытым небом не добивалось особенных серьезных инвестициям и выделяло огромную выгода.
Московские купцы Н.Челнов, И. Сафонов и С. Климов сделали некоторое количество пиявочных компаний. В Петербурге первым в 1829 г. начал разводить пиявок знаток фельдшерского цеха Г. Гаврилов. Делая упор на личный навык, он в 1836 г. основал в Охтинской части города пиявководческое хозяйство, добившись резкого понижения смерти пиявок. В 1845 г. он открыл пиявочный садок на судне, стоявшем на Фонтанке близ Аничкова моста. Пиявки находились в древесных бочках, выложенных мхом.
Лишь только в 1937 году были заложены почвы для промышленного изготовления мед пиявок. В искусственно сделанных критерии, и это связано с организацией хозяйства «Медпиявка» (-прародитель «Международного Центра Медицинской Пиявки»). Сейчас разведение пиявок следует на особых биофабриках где кроме животных на их базе следует выработка продукции мед и косметических веществ. Вид пиявка медицинская считается вымирающим видом животного мира (Красная Книжка, 1984), и по заключению Международного Комитета обороны видов с 1997 года введен запрещение на вылов данных животных из природных водоемов в коммерческих целях. В нашей стране в 1991 году в рамках 2-ой конференции гирудологов была сформирована связь гирудологов РФ и государств СНГ, президентом которой была избрана Изольда Порфирьевна Баскова. С перерывом 2 года периодически ведутся конференции.
В USA и Европе пиявка применяется больше или же наименее обширно в офтальмологической поликлинике и пластической хирургии, в Китае — у болезненных атеросклерозом. По сведениям В.А. Савинова USA в 2001 году ассигновали 1,5 миллиардов, $ на становление натуротерапии, охватывая гирудотерапию. Все государства Европы совместно взятые пользуют с лечебной целью в пределах 120 тыс пиявок в год. Производство данного вида продукции считается сегодня известным и постоянно улучшается.
В первой половине XIX столетия происходит другое значимое событие в истории применения медицинских пиявок в лечебных целях - возникновение пиявководства. Это было связано с почти полным исчезновением червей в естественных водоемах вследствие перепромысла. Пиявколовство к тому времени приняло невиданный размах, поскольку потребность лечебных и научных учреждений в этих червях была невероятно высока.
Ловля пиявок проводилась специалистами, которые много лет посвятили этому занятию. Однако, несмотря на профессионализм ловцов, с экологической точки зрения методы пиявколовства оставались в целом хищническими, крайне нерациональными.
Неразумная эксплуатация данного ресурса привела к массовому вымиранию медицинских пиявок в естественной среде, а потому в целях сохранения вида и удовлетворения растущего спроса на них некоторые предприниматели открыли хозяйства по искусственному разведению червей. Пиявководство смогло обеспечить бесперебойное снабжение червями общественных больниц, частных клиник, медицинских и зоологических факультетов высших учебных заведений.
Однако это были единственные солидные работы, и бделлокультура в ту пору носила столь же стихийный характер, как и некогда пиявколовство, т. е. не имела под собой рациональной основы. Поэтому перспективы данной отрасли сельского хозяйства вовсе не были радужными. Рано или поздно примитивно организованное пиявководство должно было угаснуть, а медицина бы полностью отказалась от применения пиявок, переключившись на бурно развивающиеся направления биологии.
Реорганизация пиявководства началась лишь в конце XIX столетия вследствие прогрессивного развития бделлологии. На основе достижений бделлологии были созданы некоторые принципы разведения, кровососущих червей в искусственных условиях.
Завершился процесс становления бделлокультуры в ее современном виде только в 1920-1930-х гг., когда в нашей стране была создана первая в мире бделлологическая лаборатория. Благодаря проводившимся в ней изысканиям ученые разработали систему правил, до сих пор применяемых в пиявководстве. С того же времени берет начало бделлотехника.
Очевидно, что развитие бделлокультуры и бделлотехники зашло бы в тупик, если бы натуралистами и медиками не проводились специальные исследования, посвященные биологии пиявок и терапевтическому эффекту от применения этих беспозвоночных при лечении ряда заболеваний. Начальным этапом формирования теоретического базиса бделлологии по праву считаются первые книги и журнальные публикации, вышедшие в свет в 1850-х гг. и обобщающие результаты многолетних наблюдений.
Так, одной из первых работ, воскрешающих традиции бделлотехники, была статья замечательного медика-клинициста, профессора Г.А. Захарьина "О кровоизвлечении" (1891 г.), где применение челюстных червей рассматривалось как вид кровопускания с отвлекающим действием. Захарьин добился выдающихся результатов. Классическим примером его работы, освещенным в знаменитых "Клинических лекциях" (1894 г.), является случай с остановкой обильного носового кровотечения у 40-летней женщины.
Захарьин применял пиявок непрерывно в ходе своей 45-летней практики. Во многом именно благодаря его стараниям бделлотерапия в нашей стране не была окончательно забыта. Профессор, воспитавший новую школу врачей, доказал полезность правильного применения "врачебных червей" тогда, когда еще не было известно о веществах, выделяемых головными и боковыми железами медицинской пиявки.
В ходе медико-биологических экспериментов врачам удалось обнаружить, что человеческая кровь в желудке медицинской пиявки в течение длительного времени не сворачивается. Более того, сама ранка от укуса червя, смоченная его слюной, кровоточит около шести часов, а иногда и значительно дольше (свыше суток). Это наводило на мысли о необычных свойствах пиявочной слюны
Впервые наличие в слюне пиявки вещества, которое препятствует свертыванию крови, предположил профессор К. Дьяконов в 1868 г. Свою гипотезу ученый обосновал результатами исследований крови, всосанной пиявкой. Дьяконов изучал кровь из желудка червя, пребывавшую там в течение длительного времени - от 1 дня до 2 месяцев. Для каждого нового эксперимента брался новый образец крови. Изменения жидкой ткани тщательно фиксировались
Основательные работы в сфере бделлологии проводились в нашей стране в 1930-х гг., а в 1940-х совершается резкий рывок вперед. Гирудотерапия и бделлотехника в их взаимодействии были рассмотрены М.В. Дороговой в 1935 г. Исследователь впервые обращает внимание не столько на эффект от кровоизвлечения, сколько на значение в бделлотерапии собственно гирудина.
В 1936 г. Н.Р. Петровым при поддержке Н.В. Лапкиной, Л.М. Капицы и Н.Н. Протасова были проведены клинические эксперименты на основе методов гирудотерапии. Тогда же утвердился этот термин. Произошло окончательное обособление науки о лечебном действии пиявок от прочих направлений медицины. Теперь уже никто не рассматривал бделлотерапию как специфический способ кровопускания.
Общая работа по систематике и зоологии класса пиявок была составлена в 1940 г. известным зоологом Н. Ливановым, а в 1954 г. вышел в свет труд И.Д. Шишкиной о влиянии медицинских пиявок на организм человека и микробные клетки. Параллельно российскими учеными в 1940- 1950-х гг. продолжалось всестороннее изучение гирудина.
О. Кузнецовой в 1949 г. была проведена тщательная разработка методов получения гирудина из тела пиявки на нужды фармации. Поскольку в разных участках тела червя концентрация гирудина неодинакова, то для получения наиболее эффективного антикоагулянта требуется четко представлять себе его распределение в организме пиявки. Одновременно Кузнецова описала многие свойства препарата и возможности его практического применения.
В 1940 и 1945-1947 гг. обширные биохимические исследования экстракта, содержащего гирудин, и самого антикоагулянтного препарата были проведены Л. Шаповаленко. Эти изыскания касались преимущественно изучения активности экстракта, в т. ч. ее изменениям у пиявок разного возраста и на разных стадиях сосания, а кроме того, изучению влияния внешних воздействий на активность экстракта.
Что касается медицинского направления в бделлологии, то оно всегда оставалось ведущим. За период с 1940 по 1955 гг. ученые нашей страны выполнили немало трудоемких работ, обеспечивших прогресс в деле применения лечебных пиявок.