Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ

Деятельность экспертных комиссий по отбору документов на хранение в Российской Федерации

cool_lady 775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.01.2021
Актуальность темы данной курсовой работы объясняется тем, что в любой организации или на предприятии всегда скапливается большое количество документов, проблема для любой организации состоит в определении значимости документа для организации, а также последующий их отбор на хранение или их уничтожение. Объектом исследования в настоящей работе является документ, архивный документ, документ АФ РФ, документ по личному составу. Предметом исследования является деятельность экспертных комиссий по отбору документов на хранение в РФ. Цель дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать и изучить экспертные комиссии, а также их деятельность по отбору документов на хранение в Российской Федерации Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи: 1. Рассмотреть цели, задачи, полномочия и порядок формирования экспертных комиссий. 2. Изучить принципы и критерии отбора документов на хранение в России 3. Рассказать о проведение экспертизы ценности документов в РФ Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания: историко-правовой, источниковедческий метод, метод системного анализа. При подготовке дипломной работы был проанализирован широкий круг источников и литературы. Если обратится к истории создания экспертных комиссий, мы можем заметить, что методика экспертизы складывалась в течение длительного периода времени. Основы начали закладываться в ХIV-ХVШ вв. Более бурное развитие экспертиза получила в XIX в. и окончательно сформировалась в XX в. Проблема сохранения документов, законченных делопроизводством возникла еще в период древнерусского государства. Однако в этот период еще рано говорить об экспертизы ценности документов как таковой. Отбор документов происходил по политическом или экономическим мотивам. Большое достижение делопроизводства этого периода — это мысль о необходимости сохранения документов, законченных делопроизводством. В рассмотренный период отсутствовали какие-либо единые требования к отбору документов после окончания их делопроизводством. В ХVШ - ХIХ вопросы экспертизы ценности связаны с деятельностью Н.В. Калачова. Калачов выступал резко против бездумного уничтожения документов. Он предложил создать комиссии для отбора документов. В первой половине XIX в. экспертиза ценности рассматривалась в основном как средство определения практического и справочного значения материалов. О научной ценности источников вопрос поднимался лишь в единичных случаях. Калачов впервые сформулировал две основные задачи экспертизы ценности: выяснение справочного значения материалов в текущих архивах и научного значения в исторических. Для более верного определения исторической значимости документов Калачов предлагал включать в разборочные комиссии местных краеведов. После смерти Н. В. Калачова в 1885 г. уничтожение документов возобновилось во все возрастающих размерах. Это сильно обеспокоило историческую общественность. Московское Археологическое общество в 1898 г. поручило Д. Я. Самоквасову, видному археологу и историку русского права заняться этим вопросом. Д. Я. Самоквасов, настаивая на прекращении уничтожения документов, подчеркивал их научную, практическую и политическую ценность. Он негативно оценивал деятельность Археологического института и губернских ученых архивных комиссий. В России экспертиза ценности документов начала широко применяться в первой половине XIX в. в связи с переполнением архивов учреждений. Этот вид работы носил название «разборка решенных дел» с целью уничтожения «ненужных бумаг» и проводился в отдельных ведомствах по мере накопления документов. Экспертиза ценности носила чисто практический характер: сохранялись только те документы, которые имели практическое значение для деятельности учреждения, остальные уничтожались. Отсутствие государственного регулирования и единых критериев для оценки документов приводило к потере многих ценных документов. В ХХ в. развитии теории экспертизы можно выделить несколько основных периодов. В послереволюционный период вопросы сохранности документов, в том числе и экспертизы их ценности, решаются под руководством государственных архивных органов. К началу 1990-х гг. в стране была создана нормативно-методическая база по вопросам взаимосвязи и преемственности делопроизводства учреждений, деятельности ведомственных и государственных архивов. Перемены в экономической и общественно-политической жизни в России в 1990-е гг. не могли не сказаться на организации и использовании документной информации, формировании Архивного фонда Российской Федерации. Изменилась система управления различными сферами общественной жизни, возникли предприятия негосударственной формы собственности. Их взаимоотношения с архивными органами строятся на принципиально новых правовых основах. На место распорядительных мер воздействия со стороны государства приходят договорные отношения. Кроме того, меняются состав и содержание традиционных документов на бумажной основе, все более широкое распространение получают новые носители информации.?
Введение

Взаимодействие человека с документной средой включает не только создание документации, их использование, доведение до исполнителей и само исполнение, но и хранение документов и сведений о них с целью последующего, возможно неоднократного использования, поскольку документ создается для фиксации и передачи её в пространстве и во времени. В результате деятельности организаций создается много документов, которые могут понадобиться их владельцам на протяжении определенного или неопределённого отрезка времени. Наличие или возможность появления документов является причиной создания архивов. Поэтому установление ценности документов рассматривается как непременное условие и начальная посылка организации любого архива. Считается, что этимология слова «архив» происходит от древнегреческого слова «архе» (начало, древний). То есть, архив - это место, где находятся «старые» документы. Документы с древнейших времен сохранялись как доказательства: исторические, культурные, юридические и т.д. Если археология имеет дело с материальным наследием истории, то архивоведение занимается разработкой методов упорядочивания хранящихся в них документов, одним из которых является экспертиза ценности документов. Экспертиза ценности документов - это определение их ценности в целях отбора на хранение и изменение сроков хранения. Это одно из важнейших направлений деятельности работников делопроизводственной сферы, так как именно стадии делопроизводства отводится главная роль в определении видов и разновидностей документов, сроков хранения, времени и места создания, авторов, корреспондентов и других признаков. Именно в процессе экспертизы происходит формирование архивного фонда организации. Поэтому вопросы экспертизы ценности документов в делопроизводстве всегда пользовались заслуженным вниманием со стороны специалистов-документоведов.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Экспертная комиссия: состав и порядок формирования 6 1.1 Цели и задачи деятельности экспертных комиссий 6 1.2 Порядок формирования экспертной комиссии в России 7 1.3 Виды полномочий экспертов по отбору документов на хранение в Российской Федерации 10 Глава 2. Отбор документов на хранение в Российской Федерации 11 2.1 Принципы и критерии отбора документов на хранение в РФ 11 2.2 Проведение экспертизы ценности документов в РФ 15 2.3 Определение состояния документов и сроков их хранения в РФ 18 Заключение 23 Список используемой литературы 27 Приложения 28
Список литературы

1. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» 2. «Основные Правила работы архивов организаций» (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) 3. Приказ Росархива от 17.03.1998 N 19 "Об утверждении Примерного положения о ЦЭК министерства (ведомства) Российской Федерации" 4. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.03.2019 N 56 (ред. от 16.07.2019) Об утверждении Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции 5. Приказ Росархива от 20.12.2019 N 237 "Об утверждении Инструкции по применению Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2020 N 57488) 6. Экспертиза ценности управленческих документов и комплектование ими государственных архивов (теория и методика) / Федер. арх. агентство; сост: М.П. Жукова, Н.А. Пучко, О.В. Усанова и др., 2006. 224с. 7. Методические рекомендации по применению правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях 8. Методика оценки физического состояния документов О.В. Манернова, зав. региональным центром реставрации и консервации документов Научной библиотеки Томского государственного университета. 9. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение: Учебник. М., 2006. 272 с. 10. «Перспективы интенсификации управления данными документированных сфер деятельности организаций в отношениях цифровой экономики» С.В. Дроков 11. Экспертные комиссии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://document-ved.ru 12. Этапы организации экспертизы ценности документа. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.archives.su 13. Центральная экспертная комиссия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.edou.ru 14. Делопроизводство: экспертиза ценности документов. [Электронный ресурс] https://olgasofronova.ru 15. [Электронный ресурс] https://www.anews.com/
Отрывок из работы

Глава 1. Экспертная комиссия: состав и порядок формирования 1.1 Цели и задачи деятельности экспертных комиссий Определение ценности документов заключается в изучении документов согласно установленным критериям их ценности для обозначения сроков хранения бумаг и сортировки, необходимой для их последующего включения в состав Архивного фонда РФ. После истечения срока хранения документов производится их оценка и подготовка к дальнейшему хранению и использованию. Подобный комплекс мероприятий включает: • экспертизу ценности содержания бумаг для определения их возможного практического и научного использования; • формирование и подготовку дел для архивного хранения; • составление описей дел по личному составу, постоянного и временного сроков хранения; • передачу дел в архив компании; • утилизацию бумаг с истекшим сроком хранения, не представляющих практической или научной ценности. Определением ценности документов, их последующей передачей на постоянное хранение в архивы занимается специально собранная экспертная комиссия (ЭК). Общий порядок работы ЭК определен: • Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) • "Основные Правила работы архивов организаций" (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) • Приказ Росархива от 17.03.1998 N 19 "Об утверждении Примерного положения о ЦЭК министерства (ведомства) Российской Федерации" • Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19.03.2019 N 56 (ред. от 16.07.2019) Об утверждении Инструкции о порядке организации комплектования, хранения, учета и использования документов (электронных документов) в архивах федеральных судов общей юрисдикции • Распорядительными документами федерального министерства, ведомства, • Нормативно - методическими документами Росархива Экспертная комиссия создается с целью мониторинга и оценки качества работы, а так же в целях организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, образовавшихся в деятельности суда, создается постоянно действующая экспертная комиссия суда. Основными задачами экспертной комиссии являются: 1. организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводства при составлении номенклатуры дел и формировании дел; 2. организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии их подготовки к передаче в архив учреждения; 3. организация и проведение отбора документов, подготовка их к передаче на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив (в случае если документы отнесены к составу Архивного фонда РФ). 1.2 Порядок формирования экспертной комиссии в России В организациях для проведения экспертизы документов, созданных и полученных извне, а также для рассмотрения нормативно-методических документов по работе служб документационного обеспечения управления (ДОУ), должностных инструкций в части работы с информацией, табелей форм документов и других вопросов, создаются постоянно действующие экспертные комиссии (ЭК). Экспертная комиссия создается приказом руководителя из числа наиболее квалифицированных работников, имеющих большой опыт работы и хорошо знающих отрасль в количестве не менее трех человек. В состав экспертных комиссий включаются обязательно: • заведующий ведомственным архивом или лицо, ответственное за архив; • заведующий службой документационного обеспечения (заведующий канцелярией), руководитель бухгалтерии. Проблема подбора экспертов является одной из наиболее сложных. Формирование экспертной группы заключается в определении ее профессионального состава, структуры, количества экспертов и подборе экспертов. Эта задача требует разработки обоснованных принципов по подбору экспертов, оценке их компетентности, формированию экспертной группе. В число экспертов не должны попасть специалисты, субъективно заинтересованные в тех или иных результатах экспертизы. Если исключить такого эксперта нельзя, ввиду его высокой компетентности, то ему не следует задавать таких вопросов, в ответах на которые он лично заинтересован и может провести «свою линию». Если специалисты знакомы друг с другом, то они должны быть одного ранга. Если же эксперты не знакомы, они могут быть разного ранга и положения, но тогда их участие в группе должно оставаться анонимным. Профессиональный состав специалистов, входящих в экспертную группу, обеспечивает всесторонний анализ решаемой задачи. Они должны одинаково понимать цели и задачи оценивания, удовлетворять требованиям по компетентности, заинтересованности в участии в работе экспертной комиссии, деловитости и объективности. В случае, если процедура экспертного опроса предполагает совместную работу экспертов, большое значение имеют их личностные качества, коммуникабельность, умение взаимодействовать, вести переговорный процесс и др. К основным требованиям, предъявляемых к экспертной комиссии относятся: Во время формирования экспертных комиссий нужно также учитывать требования к комиссии: 1. Независимость и объективность Независимость и объективность экспертов -- требования закона, обязательные как для государственной, так и общественной экспертизы [2, Ст. 3]. В частности, независимыми следует считать экспертов, не связанных экономическими интересами с инициатором деятельности (заказчиком). Заинтересованность эксперта в реализации проекта, как прямая, так и косвенная, может являться основанием для того, чтобы поставить под сомнение выводы данной экспертизы. Это следует иметь в виду, так как в принципе возможны попытки организации заказчиком “квазиобщественной” экспертизы, особенно по конфликтным проектам. Имеется прецедент судебного признания необщественного характера подобной “общественной” экспертизы. 2. Компетентность Участникам экспертной комиссии придется работать с достаточно сложной документацией, делать научно обоснованные выводы, принимать в качестве наблюдателей участие в работе государственной экспертной комиссии, вникать в ее ход. Это требует от всех участников комиссии определенного уровня компетентности. Без такого уровня общественная экспертиза может служить лишь “общественной трибуной” для заявления отношения к проекту, что явилось бы явно некорректным и недостаточным использованием этого инструмента общественного участия. Требование компетентности, конечно, не означает, что в состав комиссии должны входить только инженерно-технические специалисты и ученые-естественники. Напротив, как мы увидим в следующем разделе, участие “гуманитариев” может оказаться чрезвычайно полезным. Представители населения, не обладающие специальными познаниями, но хорошо знакомые с местными условиями, могут также внести значительный вклад в работу комиссии. Однако необходимым качеством любого эксперта является способность к конструктивному диалогу, умение прислушиваться к чужому мнению и делать непредвзятые выводы. 3. Комплексный подход Довольно часто экспертная комиссия формируется исходя из того, какими человеческим ресурсами располагает инициатор экспертизы или организация, проводящая экспертизу. При этом состав комиссии может оказаться недостаточным даже для рассмотрения технических аспектов рассматриваемого проекта. Например, готовится проект крупного предприятия. Предприятие такого профиля и масштаба может оказать серьезное воздействие на грунтовые воды, и группа гидрогеологов решает провести общественную экспертизу проекта. Скорее всего, основным содержанием такой экспертизы будет оценка воздействия на грунтовые воды, сделанная на основе данных, содержащихся в проектной документации. Такой подход не является оптимальным по нескольким причинам. Во-первых, может быть уделено недостаточное внимание другим типам воздействия на окружающую среду, некоторые из воздействий могут оказаться более опасными, а ссылка на них может явиться более убедительной для государственной экспертной комиссии и общественности. Во-вторых, экспертиза, осуществляемая с позиции предметника, может пройти мимо чисто формальных или процедурных изъянов в проектной документации. Важные выводы могут быть сделаны и на основе такой документации (например, может быть установлено нарушение процедуры ОВОС). 4. “Нетехнический” подход Но самый главный довод в пользу комплексного подхода к формированию комиссии состоит в том, что вопрос о допустимости осуществления намеченной деятельности вообще не является вопросом научно-техническим. Ответ на этот вопрос не следует автоматически из полученных параметров воздействий (по крайней мере, если из этих параметров не следует прямое нарушение установленных нормативов). Допустимость осуществления проекта, при одних и тех же воздействиях, зависит, например, от таких факторов: • есть ли у намечаемой деятельности экономически разумные альтернативы, менее опасные для окружающей среды; • как воспринимает местное население (и другие группы общественности) возможные экологические последствия, в т.ч. как местное население соотносит эти последствия с возможными экономическими выгодами от осуществления; • насколько ценные природные комплексы попадают под это воздействие. Безусловно, в состав комиссии должны войти эксперты, знакомые с проблемами отрасли. Необходимы люди, предметно знакомые с предлагаемыми технологиями, вопросами обеспечения безопасности намечаемой деятельности, экономикой данной отрасли. Полезно также включить в экспертную комиссию специалистов, знакомых с альтернативными технологиями. Безусловно необходимы экологи, знакомые с проблемами региона. Но, особенно для крупных и “конфликтных” проектов, необходим учет широкого спектра гуманитарных проблем, связанных с экологическими последствиями намечаемой деятельности. В частности, чрезвычайно полезным может оказаться включение в экологическую экспертизу таких проектов не только юристов и экономистов (что делается довольно часто), но и специалистов в области социальной психологии, этнографов, экспертов, знакомых с социально-экономической ситуацией данного региона. Особую важность при таком подходе приобретает фигура руководителя экспертизы -- практически ему приходится определять стратегию экспертизы уже в ходе ее проведения (более подробно роль руководителя экспертизы описана ниже). С самого начала формирования комиссии следует иметь в виду, что кому-то из членов комиссии или ее руководителю нужно будет готовить сводное заключение на основе частных заключений экспертов. Экспертные комиссии являются коллегиальными органами, их заседания протоколируются. Протоколы подписывают председатель и секретарь комиссии и утверждает руководитель учреждения. В министерствах и ведомствах, других организациях, имеющих подведомственную сеть, создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК). Центральная экспертная комиссия (экспертная комиссия) создается приказом руководителя организации из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек. В состав экспертной комиссии организации в обязательном порядке включается руководитель архива организации или лицо, ответственное за архив организации. В состав центральной экспертной комиссии целесообразно включить представителя архивного учреждения, для которого данная организация является источником комплектования. Председателем центральной экспертной комиссии (экспертной комиссии) назначается один из руководящих работников организации, курирующий вопросы делопроизводства и архива организации. В состав центральной экспертной комиссии входит также представитель учреждения государственной архивной службы РФ, курирующий данную организацию. Возглавлять комиссию должен один из руководящих работников организации. В ряде случаев, оговоренных в Основных правилах работы ведомственных архивов, руководитель организации утверждает протоколы центральной экспертной комиссии, экспертной комиссии только после их рассмотрения и утверждения экспертно-проверочной комиссии соответствующего учреждения государственной архивной службы РФ. Экспертиза научной и практической ценности документов должна проводиться систематически (не реже 2-х раз в год). В течение года члены экспертных комиссий должны проверять правильность заведения дел в соответствии с номенклатурой. В случае невозможности кого-либо из членов экспертной комиссии участвовать в проведении экспертизы ценности документов его функции выполняет сотрудник того же подразделения, уполномоченный начальником подразделения. В начале года сотрудники структурных подразделений, ответственные за формирование и хранение дел, просматривают и отбирают документы для дальнейшего хранения, а с истекшими сроками хранения - к уничтожению. Члены экспертных комиссий проверяют правильность проведения этой работы. При этом они должны просматривать не только описи и акты о выделении дел к уничтожению, но и обязательно полистно проверять наиболее важные дела и документы, срок хранения которых вызывает какие-либо сомнения. 1.3 Виды полномочий экспертов по отбору документов на хранение в Российской Федерации Экспертиза ценности документов является одной из важнейших функций службы ДОУ, т.к. итогом экспертизы является полноценное комплектование архива организации государственного архива и, в конечном счёте, определение состава Архивного Фонда РФ в целом. Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов, образующихся в деятельности в организации, приказом руководителя организации создается постоянно действующая экспертная комиссия (далее ЭК). В министерствах и ведомствах, других крупных организациях, имеющих подведомственную сеть, помимо экспертных комиссий создаются центральные экспертные комиссии (далее ЦЭК). В этом случае экспертные комиссии работают в структурных подразделениях и подведомственных организациях, а центральная экспертная комиссия контролирует их деятельность. Одной из функций ЦЭК является оказание методической помощи в проведении экспертизы. ЦЭК и ЭК организаций и источников комплектования государственных и муниципальных архивов работают в постоянном контакте с ЭПК соответствующего архивного учреждения. ЭПК являются решающей инстанцией в вопросах экспертизы ценности документов, контролируют сохранность ценных документов, поэтому многие свои решения экспертные комиссии должны с ними согласовывать. Например, если в перечне сроки хранения дел обозначены отметкой «ЭПК», окончательное решение о продолжительности сроков и приеме дел на постоянное государственное хранение принимают экспертно-проверочная комиссия архива. Организации негосударственных форм собственности принимают решения по многим вопросам экспертизы ценности своих документов самостоятельно. Однако в соответствии с ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» для них является обязательным согласование с архивными органами решений, связанных с уничтожением документов. Росархив разработал примерные положения об ЭК и ЦЭК. Эти документы служат основой для составления положений об экспертных комиссиях конкретных организаций и предприятий. Конкретное положение об экспертной комиссии утверждается руководителем организации. Положением определяются функции и права ЭК, а также организация ее работы. При разработке положения об ЭК следует руководствоваться Примерным положением о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия, утв. приказом Росархива от 19.01.95 № 2. Для этого экспертные службы организаций осуществляют широкие функции, определенные Основными правилами работы архивов организаций. Основные функции ЭК: • организация ежегодного отбора документов для хранения и уничтожения; • рассмотрение годовых разделов описей дел постоянного хранения и описей дел временного хранения (свыше 10 лет), в том числе и по личному составу; • рассмотрение актов о выделении к уничтожению документов и дел, срок хранения которых истек; • рассмотрение актов о неисправимом повреждении документов постоянного хранения и актов о необнаружении дел, подлежащих передаче на государственное хранение; • рассмотрение вопросов о приеме на ведомственное хранение документов личного происхождения; • подготовка и внесение на рассмотрение экспертно-проверочных комиссий соответствующих учреждений государственной архивной службы РФ предложений об установлении и изменении сроков хранения документов. В свою очередь, основными функциями центральных экспертно-проверочных комиссий являются: · участие в подготовке и рассмотрении проектов нормативно-методических материалов по делопроизводству и архивному делу (например, типовых и примерных номенклатур дел; перечней документов с указанием сроков хранения; инструкций по делопроизводству и т.п.); · рассмотрение перечней особо ценных дел, описей особо ценных дел; · рассмотрение проектов номенклатур дел учреждения и его структурных подразделений; · проведение инструктажа, консультаций, осуществление методического руководства и контроля за деятельностью экспертных комиссий структурных подразделений и экспертных комиссий подведомственных организаций. Глава 2. Отбор документов на хранение в Российской Федерации 2.1 Принципы и критерии отбора документов на хранение в РФ При проведении экспертизы ценности документов следует основываться на выработанных теорией и практикой архивного дела принципах.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Документоведение и архивоведение, 50 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Документоведение и архивоведение, 27 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Документоведение и архивоведение, 68 страниц
20000 руб.
Дипломная работа, Документоведение и архивоведение, 56 страниц
4000 руб.
Дипломная работа, Документоведение и архивоведение, 43 страницы
380 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg