Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Феномен молитвы в православной и мусульманской культуре

cool_lady 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.01.2021
Целью исследования, проведенного в данной курсовой работе, было изучение феномена молитвы в исламе и православии. Для достижения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи: 1. Рассмотреть специфику православного богослужения; 2. Ознакомиться канонические и неканонические чтения молитвы; 3. Изучить специфику исламского богослужения; 4. Рассмотреть разновидности молитв в народном исламе. Объект исследования: Ислам и христианство. Предмет исследования: Молитва. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты можно использовать в учебной - методической литературе в области теологии и религиоведения, а так же могут быть применены при разработке пособий и учебной литературы. Методология исследования в данной работе применяются такие общенаучные методы исследования, как описание, сравнение, анализ, доказательства. Теоретическая основа исследования опирается на труды: Аникин В. П., Левкиевская Е. Е., Агапкина Т. А., Познанский Н. Ф., Топорков А.Л., Гриненко Г. В., Абашин С.Н., Гольдциэр И. После И. Гольдциэра немало интересных идей о природе «народной» религии, «народного» ислама было высказано зарубежными, советскими и российскими учеными. Д.И. Йингер, А.Л. Гуревич, Д.Э. Харитонович, В.И. Гараджа, З.И. Левин, И.Н. Яблоков, Г.В. Милославский и др. высказали ряд существенных добавлений к определению «народной» религии. Структура работы: Работа состоит из введения, в котором определена актуальность, выдвинуты цель и задачи, описаны объект и представлена структура работы. А также двух глав, содержащих по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Введение

В каждой религии таинство молитвы имеет свое значение и выражение. В каждой религии свой подход к молитвенному ритуалу. Но, несмотря на различие в текстах и смыслах, все молитвы нацелены к своему Богу. Молитва - неотъемлемая часть любой религиозной культуры. Молитва является обращением человека к Богу, важнейшим проявлением общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме. В христианстве, в Новом Завете можно встретить прямые указания на необходимость молитвы. Иисус Христос, наставляя своих учеников, говорил им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» . Как своим примером, так и в своих поучения он постоянно указывал на спасительное значение молитвы. У мусульман молитва является одним из столпов ислама и считается делом особенно благочестивым.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МОЛИТВЫ В ПРАВОСЛАВИИ 5 1.1. Специфика православного богослужения 5 1.2. Каноническое и неканоническое чтения православной молитвы 11 Выводы по главе 1. 16 ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МОЛИТВЫ В ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ 18 2.1. Специфика исламского богослужения 18 2.2. Разновидности молитв в народном исламе 22 Выводы по главе 2. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 29
Список литературы

1. Абашин С.Н. Ислам и культ святых в Средней Азии // Этнографическое обозрение.- 2001.- № 2.- С. 128-131. 2. Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении. Сюжетика и образ мира / Т.А. Агапкина. - М.: Индрик, 2010. - 824 с. 3. Алов А.А. Мировые религии / А.А. Алов.- М.: Приор, 1998. – 480 с. 4. Аникин В. П. Магия и поэзия.Русские заговоры и заклинания / ред. В. П. Аникин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. – 139 с. 5. Гольдциэр И. Культ святых в исламе / И.Гольдциэр.- М.: Гаиз, 1938. - 180 с. 6. Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация: Логико-семиотический анализ вербальной магии / Г.В. Гриненко. - М.: Новый век, 2000. - 436 с. 7. Джафар Субхани. Принципы исламского вероучения / Джафар Субхани.- пер. Н.Зейналов. – Спб.: 2011.- 231 с. 8. Забияко А. П. Энциклопедия религий / А. П. Забияко, А. Н. Красикова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — 1520 с. 9. Зайцев А. А. Вероучение / А. А.Зайцев.- М.: Церковно-научный центр, 2004.- 81 с. 10. Керимов Г.М. - Шариат: Закон жизни мусульман / Г.М. Керимов.- М.: Диля, 2007.- 278 с. 11. Лебон Г. Психология народов и масс / Г.Лебон.- Спб.: 1896. – 330 с. 12. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег: Семантика и структура / Е.Е. Левкиевская. - М.: Индрик, 2002. - 336 с. 13. Маторин Н.М. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь. Язычество - ислам - православие – сектантство / Н.М. Маторин.- М.: Безбожник, 1929. - 175 с. 14. Познанский Н. Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул / Н.Ф. Познанский. - М.: Индрик, 1995. - 352 с. 15. Прозоров С.М. Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий / С.М. Прозоров.- М.: 1994. - 236 с. 16. Радугин А.А. Введение в религиоведение: история, теория и современные религии: курс лекций / А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999. – 240 с. 17. С.А. Токарев. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. - М.: Политиздат, 1986. – 559 с. 18. Топорков А. Л. Заговоры в русской рукописной традиции ХУ-Х1Х вв. / А.Л. Топорков. -М.: Индрик, 2005. - 480 с. Электронный ресурс 19. Коран [Электронный ресурс] URL: http://quran-online.ru (Дата обращения: 15.03.2020). 20. Молитва [Электронный ресурс] URL: http://vseobryady.ru/mol/silnaya-pravoslavnaya-molitva-kotoruyu-chitayut-na-noch-pered-snom.html (дата обращения:03.03.2020). 21. Энциклопедия хадисов [Электронный ресурс]. URL: http://hadis.info (Дата обращения: 04.03.2020). 22. Христианство [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka (дата обращения:04.03.2020). 23. Мусульманские заговоры [Электронный ресурс] URL: https://chudotvorstvo.ru/zagovory/musulmanskie-silnye (Дата обращения: 20.03.20). 24. Евангелие от Марка [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/biblia/?Mk_= (Дата обращения: 20.03.20)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН МОЛИТВЫ В ПРАВОСЛАВИИ 1.1. Специфика православного богослужения В жизни Православной Церкви богослужение занимает столь важное место, что в представлении многих инославных христиан Православие ассоциируется прежде всего именно с богослужебным культом, пением и иконами: В наше время миллионы людей духовно питаются православным богослужением, - пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф. - Очень многие, на Западе, начинают понимать Православие именно через литургическую традицию не только христианского Востока, но и древнего христианского Запада. В православном богослужении они находят и связь с апостольской верой первых веков христианства, и опыт грядущего царства Божия. Именно поэтому нам, православным, надо хранить богослужение не только как необходимую связь с прошлым, но и как живое свидетельство о вере. Это требует, как хорошего знания его истории, так и богословского духовного опыта того, что составляет ядро именно церковной молитвы, в которой прошлое, настоящее и будущее объединяются в жизни Тела Христова. По своему составу, продолжительности и богословской насыщенности православное богослужение заметно отличается от богослужения в инославных христианских общинах, будь то протестантских или католических. Даже внешние различия бросаются в глаза. Современное протестантское богослужение, например, представляет собой, как правило, серию разрозненных, не связанных между собою молитвенных действий: сначала священнослужитель произносит слова благословения, далее все открывают книгу на определенной странице и исполняют то или иное песнопение, затем, после паузы, священник произносит проповедь, потом читается молитва, играет орган. Прихожане в основном сидят, лишь иногда встают, чтобы снова сесть. Богослужение может сопровождаться разъяснениями священнослужителя - в какой книге и на какой странице находится то или иное песнопение, следует ли его исполнять стоя или сидя. Все богослужение длится минут тридцать-сорок. В некоторых протестантских общинах за богослужением используется рок-музыка. После литургической реформы II Ватиканского Собора богослужение во многих католических храмах не слишком отличается от протестантского: то же отсутствие целостности, то же чередование отдельных, не связанных между собою молитв и песнопений. В Православной Церкви дело обстоит иным образом. Здесь с первого же возгласа каждой службы, будь то литургия, вечерня, утреня, часы, полунощница или повечерие, человек погружается в стихию молитвы, не прерываемой ничем. Одни за другими, без перерыва, следуют псалмы, ектении, стихиры, тропари, молитвы и возгласы священника. Вся служба проходит на одном дыхании, как единая непрерывно развертывающаяся мистерия, все совершается в одном ритме, ничто не отвлекает от молитвы. Византийские богослужебные тексты, насыщенные глубоким богословским и мистическим содержанием, чередуются с молитвенными воздыханиями псалмов. Даже те элементы «хореографии», которые характерны для православного богослужения - торжественные входы и выходы, поклоны, каждение, - призваны не отвлечь внимание верующих, а, наоборот, настроить их на молитвенный лад, вовлечь их в ту теургию, в которой участвует не только Церковь земная, но и Церковь небесная, не только люди, но и Ангелы. Богослужебные тексты, употребляемые в Православной Церкви, написаны по преимуществу в глубокой древности: приблизительно с III по XIV век. Многие из этих текстов насыщены столь глубоким богословским содержанием, пересыпаны таким количеством библейских аллюзий, что современному человеку, не имеющему специальной подготовки, крайне сложно воспринять их на слух, понять их смысл. Нередко раздаются голоса, требующие упрощения богослужения, литургической реформы. Призывают даже к прямому «хирургическому вмешательству» в православное богослужение с целью сделать его более современным, более доступным и более соответствующим умонастроению современного человека. Однако ни одна Поместная Православная Церковь не сочла возможным пересмотреть литургический Устав, даже если сама практика церковной жизни внесла в него существенные коррективы. Наличие в богослужении глубоких и содержательных текстов, пусть даже не всегда понятных и современных, делает его школой богословия и богомыслия для верующих. Более того, богослужение в его исконном, нереформированном виде представляет собой основной критерий церковной жизни, критерий богословского развития. С богослужением, литургией, Евхаристией необходимо сверять богословие. «Наше учение согласно с Евхаристией, а Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение», - говорит святой Ириней Лионский. Принцип соответствия между богослужением и богословием прочно укоренен в православном сознании. Именно поэтому богословие, не основанное на литургическом опыте или прямо ему противоречащее, нельзя признать подлинно православным. И наоборот, богослужение, утратившее свое исконное богословское содержание, перестает быть критерием истины для верующего, перестает быть школой богословия и богомыслия. В докладе «Об изменяемости и неизменяемости православного богослужения», прочитанном в 1988 году, протопресвитер Иоанн Мейендорф сформулировал три основных принципа, имеющих прямое отношение к вопросу о связи между богослужением и богословием: 1. Богослужение выражает Предание церкви, то есть исповедание церковной веры во времени, в разных культурах и разных эпохах. Мы верим, что это Предание есть Священное Предание: изменяясь в веках, оно остается неизменным, по существу. Нам надлежит совершать богослужение так, чтобы оно всегда отражало Священное Предание. 2. Богослужение отражает единство церкви, - единство со святоотеческим прошлым и единство со всеми теми, кто сейчас исповедует ту же православную веру. 3. Богослужение есть свидетельство сознательной веры: оно не должно развиваться в отрыве от богословия, от веры, от учительства, от опыта Отцов. Разрыв между богословием и богослужением отрицательно сказывается и на том, и на другом. Богословие, лишенное своей исконной литургической сердцевины, превращается в сухую академическую науку, оторванную от реальной духовной жизни. Именно таким давно уже стало «профессиональное» богословие на Западе, будь то католическое или протестантское. (Процесс этот не оставил незатронутым и православное богословие, которое в XVIII-XIX веках находилось под переменным влиянием то католического, то протестантского богословия.) Современные богословы подразделяются на группы специалистов - по Ветхому или Новому Завету, по патристике, по литургике, по истории догматов. В рамках одной группы специализация, как правило, суживается до одной конкретной темы: один ученый может специализироваться на изучении одного отца Церкви или на изучении определенного периода в жизни этого отца Церкви. В итоге адресатом научно-богословской литературы становится не широкая публика, не церковная общественность, а тот же узкий круг специалистов, занимающихся сходной проблематикой. Один богослов пишет книгу для нескольких десятков или, в лучшем случае, сотен себе подобных: книга занимает место на полках специализированных библиотек и не оказывает никакого влияния на церковную жизнь. Исключения из этого правила достаточно редки. День богослужебный начинается с вечера на том основании, что и при сотворении мира сначала был вечер, а потом утро. За вечернею обыкновенно служба в храме отправляется празднику или святому, которого воспоминание совершается в следующий день по расположению в святцах. В каждый день года воспоминается или какое-либо событие из земной жизни Спасителя и Божией Матери или кто-либо из св. угодников Божиих. Кроме этого, каждый день недели посвящен особому воспоминанию. В воскресенье совершается богослужение в честь воскресшего Спасителя, в понедельник мы молимся св. ангелам, во вторник воспоминается в молитвах св. Иоанн, Предтеча Господень, в среду и пятницу совершается служба в честь животворящего креста Господня, в четверг - в честь св. Апостолов и святителя Николая, в субботу - в честь всех святых и в память всех усопших православных христиан. Вечернее богослужение отправляется для того, чтобы благодарить Бога за прошедший день и испросить благословение Божие на наступающую ночь. Вечерня состоит из трех служб. Сначала читается девятый час в память смерти Иисуса Христа, которую Господь принял по нашему счету времени в 3-м часу пополудни, а по еврейскому счету времени в 9-м часу дня. Затем отправляется самое вечернее богослужение, и к нему прилагается повечерие, или ряд молитв, которые христиане читают по прошествии вечера, при наступлении ночи. Утреня начинается полунощницею, которая совершалась в древнее время в полночь. Древние христиане в полночь являлись в храм на молитву, выражая свою веру во второе пришествие Сына Божия, имеющего придти, по верованию Церкви, ночью. После полунощницы тотчас совершается самая утреня, или такое богослужение, во время которого христиане благодарят Бога за дарованный сон для успокоения тела и просят Господа, Чтобы Он благословил дела каждого человека и помог людям без греха провести наступающий день. К утрене присоединяется первый час. Эта служба называется так потому, что отправляется по прошествии утра, при начале дня; за нею христиане просят Бога, чтобы Он направил нашу жизнь к исполнению заповедей Божиих. Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба третьего часа напоминает нам, как Господь в третий час дня, по еврейскому счету времени, а по нашему счету в девятый час утра, был веден на суд к Понтию Пилату, и как Св. Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба шестого часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6 часу дня, а по нашему счету в 12 часу дня. После часов совершается обедня, или литургия. В таком порядке совершается богослужение в будничное время; но в некоторые дни года порядок сей изменяется, например: под дни Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг, в Великую пятницу и Великую субботу и в Троицын день. В рождественский и крещенский сочельник часы (1-й, 3-й и 9-й) совершаются отдельно от обедни и называются царскими в память того, что на эту службу имеют обыкновение приходить благочестивые цари наши. Накануне праздников Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг и в Великую субботу обедня начинается с вечерни и посему совершается с 12 часов дня. Утрене в праздники Рождества и Крещения Господня предшествует великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние христиане во всю ночь продолжали молитвы свои и пения на эти великие праздники. В Троицын день после обедни тотчас совершается вечерня, за которой священник читает умилительные молитвы Св. Духу, третьему Лицу Св. Троицы. А в Великую пятницу, по уставу православной Церкви, для усиления поста обедни не полагается, но после часов, отдельно совершаемых, в 2 часа пополудни отправляется вечерня, за которой из алтаря выносится на средину храма погребальная плащаница Христова, в воспоминание снятия с креста тела Господня праведными Иосифом и Никодимом. В Великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, расположение служб церковных бывает иное, чем в будничные дни всего года. Вечером отправляется великое повечерие, на котором в первые четыре дня первой недели читается умилительный канон св. Андрея Критского (мефимоны). Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня. 1.2. Каноническое и неканоническое чтения православной молитвы В течение многих веков христианская церковь боролась и продолжает бороться с неканоническими текстами всеми возможными способами, включая прямые репрессии - физическое уничтожение как самих таких текстов, так их носителей и пропагандистов. В этом смысле можно сказать, что именно церковь являлась и является организацией с весьма жесткой цензурой. За хранение и тем более распространение апокрифических текстов в древние времена наказывали смертью. Немалое количество русских людей было брошено в ямы и сожжено во времена Никоновской реформы и столетия после - даже за простое хранение «отреченных» книг.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 15 страниц
200 руб.
Курсовая работа, История, 50 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg