Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Монастыри России

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.01.2021
Цель работы: дать оценку роли православных монастырей в истории России. Задачи: – проследить процесс появления первых монастырей и дать оценку их влиянию на формирование культуры Руси; – выявить роль русских монастырей в политической жизни государства на примере Троице-Сергиевой лавры и Соловецкого монастыря. Структура работы: введение, основная часть из 2-х глав, заключение, список использованных источников и литературы.
Введение

Монастыри на Руси являлись не только центрами религиозной жизни и культуры, но и важной политической опорой власти. Изучение истории русских монастырей позволяет дать оценку их роли в жизни государства и познакомиться с культурными традициями православия. Большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа сыграли монастыри. Но в России четыре основные религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, множество концессий. На территории России остались лишь в христианские и буддийские Монастыри и монахи. Католические монастыри утрачены и не восстановлены. В данной работе основное внимание будет уделено православным монастырям и монашеству. Актуальность темы обусловлена значительной ролью православной церкви в истории России и возрастающим интересом к этому вопросу в современной исторической науке. Интерес этот вызван политическими и культурными процессами современности.
Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………… 3 2. Глава 1 Появление первых монастырей в Киевской Руси .......……….. 4 1.1 Киево-Печерская лавра ……………….………………………………….. 2751 1.2 Монастыри вне Киева……………………………………………..……… 5 Глава 2. Русские монастыри и их роль в истории и политической жизни государства…………………………………………………………………… 2.1 Троице-Сергеева лавра как центр духовной борьбы с монголо-татарами……………………………..…….………………………………... 2.2. Соловецкий монастырь и борьба с церковной реформой патриарха Никона…………………………………………………………………………. Заключение………………………………………………………………………
Список литературы

1. Смолич И.К. Русское монашество, 988--1917. 2. Ключевский В.О. Православие в России. 3. https://wikiway.com/ukraina/kiev/kievo-pecherskaya-lavra/ 4. http://www.pravenc.ru/text/1684519.html 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новодевичий_монастырь 6. https://wikiway.com/russia/moskva/novodevichiy-monastyr/ 7. Баренбаум И.Е. История книги: Учебник для вузов. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Книга, 1984. - 248с. 8. Гордиенко Н.С. «Крещение Руси: факты против легенд и мифов»/ Лениздат, 1986.-465 с. 9. https://tripguide.ru/page_242.htm 10. https://mywebs.su/blog/history/40526/
Отрывок из работы

Глава 1. Появление первых монастырей в Киевской Руси. В древнейших русских источниках первые упоминания о монахах и монастырях на Руси относятся лишь к эпохе после крещения князя Владимира; их появление датируется временем правления князя Ярослава (1019–1054). Современник его, Иларион, с 1051 г. Киевский митрополит, в своем знаме–нитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира, — «Слове о законе и благодати», которое он произнес между 1037 и 1043 гг., будучи священником при дворе , говорил, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася» . Противоречие это можно объяснить двояко: вполне вероятно, что монастыри, которые упоминает Иларион, не были монастырями в собственном смысле, а просто христиане жили в отдельных хижинах вблизи церкви в строгой аскезе, собирались вместе на богослужение, но не имели еще монашеского устава, не давали иноческих обетов и не получали правильного пострижения , или, другая возможность, — составители летописи, которая включает в себя «Свод 1039 г.», имеющий весьма сильную грекофильскую окраску, склонны были недооценивать успехи в распространении христианства в Киевской Руси до прибытия туда митрополита Феопемпта (1037), вероятно первого в Киеве иерарха греческого поставления и греческого происхождения . Под тем же 1037 г. древнерусский летописец торжественным слогом повествует: «И при сем нача вера хрестьянска плодитися и раширяти, и черноризьци почаша множитися, и монастыреве починаху быти. И бе Ярослав любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце» . И дальше летописец сообщает, что Ярослав основал два монастыря: св. Георгия (Георгиевский) и св. Ирины (Ирининский женский монастырь) — первые правильные монастыри в Киеве. Но это были так называемые ктиторские, или, лучше сказать, княжеские обители, ибо их ктитором был князь. Для Византии такие монастыри были обычным явлением, хотя и не преобладающим . Из позднейшей истории этих обителей видно, что древнерусские князья использовали свои ктиторские права на монастыри; особенно это сказывалось при поставлении новых настоятелей, то есть можно говорить о точном повторении характерных для Византии отношений между ктитором и основанным им монастырем. Такие монастыри обыкновенно получали наименование по имени святого покровителя ктитора (христианское имя Ярослава — Георгий, а Ирина — имя святой покровительницы его супруги); эти обители становились потом родовыми монастырями, они получали от ктиторов деньги и другие дары и служили им семейными усыпальницами. Почти все обители, основанные в домонгольскую эпоху, то есть до середины XIII в., были именно княжескими, или ктиторскими, монастырями. Совершенно иное начало было у знаменитой киевской пещерной обители — Печерского монастыря. Он возник из чисто аскетических устремлений отдельных лиц из простого народа и прославился не знатностью ктиторов и не богатствами своими, а той любовью, которую снискал у современников благодаря аскетическим подвигам своих насельников, вся жизнь которых, как пишет летописец, проходила «в воздержании, и в великом пощеньи, и в молитвах со слезами». Хотя Печерский монастырь очень скоро приобрел общенациональное значение и сохранил это значение и свое влияние на духовно–религиозную жизнь народа и в позднейшие времена, в истории его основания осталось много неясного. Опираясь на различные научные разыскания, можно представить эту историю следующим образом . Об основании пещерного монастыря летописец повествует под 1051 г., в связи с рассказом о возведении на митрополичью кафедру священника церкви в Берестове (село к юго–западу от Киева, находившееся во владении Ярослава). Звали его Иларионом, и был он, как свидетельствует летопись, «муж благ, книжен и постник». Жизнь в Берестове, где князь обычно проводил большую часть времени, была неспокойной и шумной, ибо там пребывала и княжеская дружина, поэтому священник, стремясь к духовным подвигам, вынужден был искать уединенного места, где бы он мог молиться в удалении от суеты. На лесистом холме на правом берегу Днепра, к югу от Киева, он вырыл себе маленькую пещерку, которая и стала местом его аскетических бдений. Этого благочестивого пресвитера Ярослав выбрал на вдовствовавшую тогда митрополичью кафедру и велел епископам хиротонисать его. Он был первым митрополитом русского происхождения . Новое послушание Илариона поглощало все его время, и теперь он лишь изредка мог приходить в свою пещерку. Но очень скоро у Илариона появился последователь. Монастыри России неотъемлемая часть русской культуры и истории. В разные времена и эпохи становление монашества и монастырей в России имело свою историю, которая отражала состояние общества Монастыри России зачастую исполняли роль крепостей. Долгое время монастыри России были центром просвещения. В монастырских стенах организовывались библиотеки, небольшие школы, различные ремесленнические мастерские. В монастырских стенах творили и многие иконописцы, которые, по сути, были первыми русскими художниками. В лихую годину, монастыри раздавали нуждающимся еду, а в их стенах находили приют больные и нуждающиеся. 1.1. Киево-Печерская лавра. Много на Руси различных памятников архитектуры, достойных изучения и восхищения, но мой взгляд остановился на Киево-Печерской Лавре, который расположен на живописных склонах Днепра. Этот редкий по красоте, уникальный по художественной ценности ансамбль сооружений. Словно былинные богатыри в сверкающих золотом шлемах, величественно и торжественно стоят они на крутом берегу Славутича, молчаливые свидетели многовековой истории города, отмечающего свое 1500-летие. Чудесный ансамбль Лавры, увенчанный почти стометровой колокольней,- это неотъемлемая и значительная часть силуэта города, создававшегося талантом и трудом многих поколений. Киево-Печерская Лавра и православный мужской монастырь, древнейший и один из самых значительных монастырей на Руси. Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века). Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Иллариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церквиДвенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Илларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Илларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избранию его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату - 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители. С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского. В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. - преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней - русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. - наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, священномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года. До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек. На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены кельи священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении Ї в Дальние. Все составляющие лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль. На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в лавру Ї Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого. Главный храм Киево-Печерской Лавры и Великая Печерская Церковь (Успенский собор) и находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь, как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры всегда хранились в Великой Церкви. К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами. Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, и это бывшие кельи соборных старцев. Эти кельи были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В кельях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника. Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы. Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, и ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 36 страниц
700 руб.
Курсовая работа, История, 42 страницы
600 руб.
Курсовая работа, История, 20 страниц
500 руб.
Курсовая работа, История, 23 страницы
500 руб.
Курсовая работа, История, 37 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg