1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Торговля - это отрасль экономики и вид экономической деятельности, объектом которых является обеспечение обращения товаров, товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, хранение товаров и их подготовка к продаже [14, с.18].
Различают оптовую торговлю крупными партиями товаров для производственного потребления или перепродажи и розничную торговлю единичными предметами или их небольшим количеством, обслуживающую конечного потребителя.
Товар, продаваемый в розницу, называют штучным. Оптовая торговля осуществляется через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки и более низким, чем розничные. Среди торговых компаний определенное их число занимается только оптовой торговлей.
Розничная торговля является, как правило, штучной. Основными покупателями при такой торговле являются граждане. Розничная торговля осуществляется предприятиями розничной торговли, которые могут быть самостоятельными юридическими лицами или объединяться фирменной торговой сетью. Доход розничной торговли формируется в виде торговой наценки (торгового наложения) к оптовой цене производителя товара или к цене оптовой партии товара.
Выделяют два ее типа - магазинную и внемагазинную. Магазинная розничная торговля - это розничная торговля, осуществляемая посредством специальных предприятий-магазинов, где выставляется, размещается и продается товар посетителям.
Для нее характерно наличие специального помещения с торговыми и складскими площадями, торговым оборудованием, квалифицированного торгового персонала, помогающего покупателю совершить покупку.
Магазины квалифицируют по ряду признаков, например по предлагаемому ассортименту товара (специализированные магазины, универсамы, универмаги, торговые комплексы, розничные предприятия услуг и др.), по их принадлежности (государственные, арендные, потребительские кооперативы, франшизы, частные и др.), по территориальному размещению (районные, городские и другие торговые центры).
К пунктам розничной торговли относятся и палатки, ларьки, киоски и др. Предприятия (фирмы), оказывающие на коммерческих условиях различные услуги потребителям, относят к розничным предприятиям услуг - это рестораны, гостиницы, банки, авиакомпании, театры, парикмахерские, химчистки, прачечные, ремонтные службы и др.
Внемагазинная розничная торговля - розничная торговля, осуществляемая путем заказа товара по почте или по телефону (например, по каталогу, когда покупатель по нему выбирает товар, отправляет заказ и ждет уведомление о получении; прямой маркетинг - торговля по заказам, с предварительной рекламой в средствах массовой информации; торговля по телефону), через торговые автоматы, службы заказов с предоставлением скидки, торговлю вразнос.
Такая торговля считается весьма эффективной, поскольку не требует больших складских помещений, позволяет использовать недорогое функционально однородное оборудование, снизить численность торгового персонала, наиболее оперативно удовлетворять потребности потребителя.
Выделяют следующие функции розничной торговли:
? розничная торговля осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
? розничная торговля исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
? розничная торговля определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
? розничная торговля проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
? розничная торговля осуществляет оплату товаров, принятых от поставщика;
? розничная торговля проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
? розничная торговля оказывает поставщикам, потребителям, транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги [20, с.71].
Электронная торговля – это осуществление торговых операций посредством сетевых технологий.
Под электронной торговлей в широком смысле понимается использование электронных средств (телефон, факс, кредитные карты, банковские автоматы, телемагазин, обмен электронными базами данных, интернет и другие электронные сети) для осуществления коммерческих сделок.
1.2 МЕСТО ТОРГОВЛИ В СТРУКТУРЕ ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
Наибольший удельный в ВВП занимает промышленность – 32,9%, второе место занимает торговля и общественное питание – 23,1%, транспорт – 7,1%, сельское хозяйство – 6,7%, строительство – 5,5%, связь – 1,8%. В сфере услуг наиболее динамично развиваются отрасли торговли и общественного питания.
Международный валютный фонд дает следующую классификацию отраслей услуг: фрахт, транспортные услуги, туризм, деловые услуги. В состав деловых услуг входит: профессиональные и консультационные услуги, информационные услуги, персональные услуги, операционные услуги, банковские и страховые услуги, рыночные и прогнозные исследования, реклама, все виды посредничества, аренда, ремонт и техническое обслуживание.
В России предлагается другая классификация услуг: торговля, общественное питание, ЖКХ, бытовое обслуживание, транспорт и связь, оборудование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, государственное управление, охрана общественного порядка, оборона.
Наибольшее развитие в России получили те отрасли, которым уделялось особое внимание в годы социализма: торговля, транспорт, наука и научное обслуживание, образование. Остальные сферы услуг нуждаются в реформировании с учетом требований рынка и российской специфики [20, с.114].
Степень включенности российских регионов во внешнюю торговлю оценивать сложно, т.к. существующая статистическая информация сильно искажена. Часть внешнеторговых потоков "приписана" не к регионам производства товаров, а к месту нахождения штаб-квартир производящих компаний. Именно поэтому в российском экспорте чрезвычайно высока доля Москвы (22% в 2018 г.), доля нефтегазодобывающей Тюменской области заметно ниже (17%). На остальные регионы первой десятки, производящие металлы, нефть и нефтепродукты, приходится 21% российского экспорта - по 2-3% на каждый. В итоге десять субъектов-лидеров в 2018 г. обеспечивали 60% экспорта страны. При этом различия душевых показателей крайне велики: от 6,9 тыс. долл. в год в Тюменской области и 2,9 тыс. долл. в Москве до 10-45 долл. в Тамбовской области, слаборазвитых республиках Северного Кавказа и юга Сибири.
Столица также крупнейший импортер (35% в 2018 г.) и дистрибутор импорта в регионы России, позиции Санкт-Петербурга значительно скромнее (10%). Федеральные города с пристоличными областями играют роль главных въездных ворот в Россию (а точнее, больших столичных "ворот" и "калитки" на Балтике): на их долю приходится 55% всего импорта страны. В целом на первую десятку субъектов - 2/3, т.е. следующие за двумя крупнейшими агломерациями регионы получают только по 2% импорта. Душевые различия немногим меньше, чем в экспорте: от 1,9 тыс. долл. в Москве и Калининградской области до 10-25 долл. в год в республиках Северного Кавказа, Марий Эл и 70-80 долл. в некоторых областях Центральной России.
Итак, в последние годы в торговой отрасли производится 20-23% ВВП России. Для сравнения в топливно – энергетическом комплексе, например – 12-15%.
1.3 ПОНЯТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Рынок потребительских товаров – это рынок, на котором отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги для личного потребления; рынок потребительских товаров и услуг.
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
Потребительский рынок в настоящее время отличается высокой товарной насыщенностью. На современный потребительский рынок оказывает влияние мировой финансовый и экономический кризис.
Сегодняшний кризис, в отличие от кризиса 1998 года, имеет глобальную, а не локальную природу, но взгляд назад на падение и восстановление потребительских рынков в 1998-2000 гг. может позволить найти оптимальные стратегии действий в период переживаемого миром сегодня экономического спада.
Снижение потребительского спроса на многих рынках побуждает компании к максимальному сокращению расходов, в том числе расходов на исследования. Однако потребность в точном понимании ситуации и обоснованном маркетинговом планировании сегодня особенно остра.
В период экономического спада потребители вынуждены пересматривать свои покупки. Лояльность к брендам становится слабее, что является источником как возможностей, так и угроз. Простое сокращение рекламных бюджетов с целью улучшения краткосрочных показателей может привести к уменьшению рыночной доли. Пересмотр рекламных стратегий для увеличения их эффективности является одной из ключевых задач.
Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Состав потребительской корзины меняется со временем и различен в разных странах. С ростом богатства общества доля предметов первой необходимости в потребительской корзине сокращается, растёт доля услуг и товаров длительного пользования.