Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Специфика психологического консультирования родителей дошкольников

cool_lady 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.01.2021
Объект исследования: процесс психологического консультирования родителей дошкольников. Предмет исследования: социально-психологические проявления личности дошкольника. Гипотеза исследования: эффективность психологического консультирования родителей дошкольников обеспечивается активизацией социально-психологических проявлений личности дошкольников, содержащих информацию об имеющихся у детей переживаниях, связанных с их отношением к окружающей действительности. Задачи исследования: 1. На основе теоретического анализа литературы раскрыть организационно-технологические основы семейного консультирования. 2. Охарактеризовать особенности психологического консультирования родителей дошкольников. 3. Разработать процедуру диагностики, направленную на актуализацию социально-психологических проявлений личности дошкольников в процессе психологического консультирования. 4. Провести эмпирическое исследование социально-психологических проявлений личности дошкольников как источника информации об имеющихся у него проблемах. 5. Выявить возможности использования информации о социально-психологических проявлениях личности дошкольников для активизации родителей в процессе психологического консультирования. Методы исследования: ? теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; ? эмпирические: рисуночный тест «Необыкновенный персонаж», полуструктурированное проективное интервью «История жизни персонажа»; ? статистические: количественный и качественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики. База исследования: МБДОУ «Детский сад № 1» города Смоленска. Выборку исследования составили 25 детей старшего дошкольного возраста (возрастной диапазон испытуемых от 5,6 до 6,2 лет, средний возраст – 5,10 лет). В исследовании также приняли участие 25 семей дошкольников. Практическая значимость исследования состоит в разработке диагностической процедуры, которая позволяет активизировать социально-психологические проявления личности дошкольников для получения информации об имеющихся у них переживаниях, связанных с их отношением к окружающей действительности. Результаты исследования имеют выход в практику работы специалистов, осуществляющих психологическое консультирование семей дошкольников. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы ? 67 страниц (без приложений), работа включает 4 рисунка и 4 таблицы
Введение

Актуальность исследования. Происходящие в современном российском обществе изменения, обусловленные социально-экономическими переменами, а также трудностями, которые переживает кризис семьи, увеличивают количество людей, нуждающихся в том или ином виде психологической помощи. Особого внимания в этих условиях требуют дети дошкольного возраста, так как именно они являются наиболее незащищенной категорией в данных условиях. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества центров и служб, которые оказывают психологическую помощь, как взрослым, так и детям. Однако, можно выделить ряд проблем, существующих в консультативной практике при работе с детьми дошкольного возраста: ? в центре внимания психолога-консультанта зачастую оказывается не ребенок, имеющий те или иные проблемы, а взрослый (родитель), высказывающий определенные жалобы относительно ребенка, а проводимые диагностические процедуры направлены только лишь на подтверждение обоснованности имеющихся жалоб; ? в ходе проводимой психодиагностики специалистами не всегда осуществляется учет интегративности, целостности ребенка, что снижает как значимость диагностики, так и эффективность дальнейшей работы специалиста с ребенком; ? в процессе консультирования психологами не всегда используются средства, адекватные возрастным особенностями и индивидуальным возможностям ребенка. Решение о проведении консультативной встречи с психологом принимается родителями ребенка, поскольку дошкольник в силу его возрастных особенностей не может этого сделать самостоятельно. В этой связи крайне важным является понимание того, как сам ребенок видит ту ситуацию, которая определяется взрослым, как проблема. Для обеспечения оказания адекватной психологической помощи семье и ребенку-дошкольнику необходим анализ внутреннего мира ребенка, имеющихся у него переживаний. Недостаточное внимание к переживаниям дошкольника приводит к усугублению имеющихся у него психологических проблем и ухудшению психического здоровья. Все вышесказанное позволяет определить основные проблемы, которые необходимо разрешить в контексте определения специфики психологического консультирования родителей дошкольников: 1. каково отношение дошкольника к той ситуации, которая заявляется его родителями как проблемная; 2. каким образом в условиях психологического консультирования можно способствовать выявлению имеющихся у дошкольника переживаний, связанных с его представлениями об окружающей действительности и отношением к ней; 3. каким образом повысить активность родителей в процессе психологического консультирования для оказания помощи и поддержки дошкольнику. Выделенные проблемы обусловили цель исследования: изучение специфики психологического консультирования родителей дошкольников.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического консультирования родителей дошкольников …..………………………….….. 7 1.1. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста как предмет психологического консультирования …………………………… 7 1.2. Особенности семейного консультирования по социально-психологическим проблемам детей дошкольного возраста ……………………………………..……………13 Выводы по главе 1 ……………………………………………………..………. 21 Глава 2. Эмпирическое исследование Глава 2. Эмпирическое исследование использования социально-психологических особенностей детей дошкольного возраста в семейном консультировании …………………………………….………….. 23 2.1. Организация и методы эмпирического исследования ……..…………… 23 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……..……….….…. 25 Выводы по главе 2 ……………………………………………………..………. 58 Заключение ………………………………………………………………..……. 61 Список литературы …………………………………………………………….. 63 Приложения
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. ? М.: Академия, 2016. 2. Абт Л.Э. Теория проективной психологии. ? М.: Апрель Пресс, 2015. 3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. ? СПб.: Питер, 2017. 4. Алешина Е.Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. ? М.: РИЦ «Социальное здоровье России», 2013. 5. Архиреева Т.В. Структурированная проективная беседа как метод диагностики личностных проблем воспитанников детского приюта // Вестник психосоциальной и коррекционно-ребилитационной работы. ? 2013. ? № 4. ? С. 52-63. 6. Батаршев А.В. Современные теории личности. ? М.: Сфера, 2013. 7. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. ?М.: Медицина, 2008 8. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников. ? СПб.: Питер, 2008. 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. ? Воронеж: МОДЭК, 2005. 10. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 2000. 11. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. ? СПб.: Питер, 2017. 12. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). ? М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. ? М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. 14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. ? М.: Академия, 2014. 15. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Смысл, 2013. 16. Гайдар К.М., Вьюнова Н.И. Диагностическая работа психолога в конфликтной ситуации // Журнал практического психолога. 2016. ? № 4. ? С. 8-15. 17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. ? М.: Академия, 2018. 18. Гиппенрейтер Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценке ребенка // Семейная психология и семейная терапия. ? 2015. № 2. ? С. 115-122. 19. Гуткина Н.И. Клинический метод в психологическом консультировании детей // Журнал практического психолога. ? 2011. ? № 1. ? С. 27-44. 20. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. ? СПб.: Питер, 2015. 21. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. ? СПб.: Речь, 2016. 22. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). ? СПб: Респекс,2015. 23. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. ? М.: Мир, 2008. 24. Зеньковский Б.В. Психология детства. ? М.: Школа - Пресс, 2016. 25. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. ? СПб.: Речь, 2017. 26. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психолог в детском саду. ? 2018. ? № 1. ? С. 117-123. 27. Кашницкий В.И., Макарова Г.Ю. Необходимость интегративного направления в диагностике психологических проблем ребенка // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. ? Кострома, 2012. ? С. 19-20. 28. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. ? М.: Академия, 2015. 29. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. ? Ярославль: Академия развития, 2006. 30. Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. ? СПб.: Речь, 2017. 31. Лидере А.Г. Особенности позиции практического психолога по отношению к клиенту // Журнал практического психолога. 2015. ? № 3. ? С. 15-28. 32. Лордкипанидзе Л.Н. Книга о детях для думающих взрослых, или Путешествие по пути развития личности. ? СПб.: Союз, 2015. 33. Лосева В.К. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений. ? М.: А.П.О., 2015. 34. Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему: Диагностика переживаний детей и взрослых по их речи и рисункам. ? М.: А.П.О., 2015. 35. Макарова Г.Ю. Страх мой, друг мой! // Семейная психология и семейная терапия. ? 2007. ? № 4 . ? С . 117-123. 36. Макарова Г.Ю. «Несуществующее животное» с существующими проблемами (из опыта работы с проективным тестом) // Семейная психология и семейная терапия. ?2016. ? № 1. ? С. 42-49. 37. Макарова Г.Ю. Мое желание // Семейная психология и семейная терапия. ? 2011. ? № 1. ? С. 71-79. 38. Макарова Г.Ю. Использование методики «Несуществующее животное» в консультативной работе с детьми // Психология и практика / Сборник научных трудов. Вьш.2. ? Кострома, 2016. ? С. 85-89. 39. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. ?М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2018. 40. Минухин С, Фишман Ч. Техника семейной терапии. ? М.: Класс, 2018. 41. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. ? М.: Класс, 2014. 42. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. ? М.: Академия, 2017. 43. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2016. 44. Никольская И.М. Грановская P.M. Психологическая защита у детей. ? СПб.: Речь, 2015. 45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. ? М.: Тривола, 2015. 46. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. ? СПб.: Питер, 2017. 47. Практическая психология / под ред. М.К. Тутушкиной. ? СПб.: Дидактика Плюс, 2015. 48. Проективная психология. ? М.: Апрель Пресс, 2017. 49. Психологическая диагностика детей и подростков / под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. ? М.: Международная пед. акад., 2015. 50. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. ? М.: Академия, 2014. 51. Романова E.G., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. ? М.: Дидакт, 2012. 52. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. ?М.: Академия, 2005. 53. Сатир В. Как строить себя и свою семью. ? М.: Педагогика Пресс, 2012. 54. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка // Семейная психология и семейная терапия. ? 2008. ? № 1. ? С. 32-46. 55. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. ?М.: Педагогика, 2009. 56. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. ? СПб.: Речь, 2016. 57. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 58. Ферс Г. Тайный мир рисунка. ? СПб.: Европейский дом, 2016. 59. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. ? М.: Мир, 2017. 60. Хазанова М.А. Феномен принятия в психологическом консультировании // Вопросы психологии. ? 2013. ? № 2. ? С. 62-69. 61. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. ? М.: Педагогика, 2009. 62. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. ? СПб.: Питер Пресс, 2017. 63. Чаева СИ. Детский психотерапевт // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. ? Кострома, 2012. ? С. 149-150. 64. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия». ? М., 2007. 65. Шевцова И.В. Личностные проблемы психолога в работе с родителями. Пути их преодоления // Семейная психология и семейная терапия. ? 2011. ? № 4. ? С. 85-87. 66. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. ? СПб.: Питер, 2017. 67. Юнг К.Г. Конфликты детской души. ? М.: Канон, 2014. 68. Ярошевский М.Г. История психологии. ? М.: Мысль,2015.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического консультирования родителей дошкольников 1.1. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста как предмет психологического консультирования Внутренний мир ребенка дошкольного возраста существенно отличается от мира взрослого человека, что обуславливает различия в переживании жизненных событий. В рамках нашего исследования предоставляется важным рассмотреть социально-психологические особенности детей дошкольного возраста. Первая и очень важная особенность, которую отмечают все без исключения исследователи, тем или иным образом соприкасающиеся с психологией детского возраста, ? это иррациональность. Ее основу составляют фантазийность, мифотворчество: «ребенок живет с такой интенсивностью в творениях своей фантазии, что он их как бы овеществляет и переносит во вне» [42, с. 46], «реальное и вымышленное так сплетаются одно с другим, что невозможно определить, где кончается одно и начинается другое» [45, с. 74]. Более того, иррациональность ребенка позволяет ему с легкостью переживать не только свои отношения к другим людям, но и переносить эти отношения на персонажей художественной литературы, на животных, растения, игрушки, явления природы. Иррациональность ребенка дошкольного возраста сказывается в том, что ему легче выразить свое отношение чувственно, образно, нежели в логических понятиях. Ему в ситуации непонятного, неприятного или травмирующего легче, чем взрослому (с его рационализмом), уйти в сказочную реальность. Иногда взрослые «ловят» детей на вранье, требуют объяснений и, не добившись от них разумных ответов, обвиняют в нечестности, упрямстве. То, что кажется важным и естественным для детей, для взрослых не всегда является разумным, целесообразным. Другая возрастная особенность заключается в высокой эмоциональной восприимчивости ребенком отражаемой действительности. На факт доминирующей эмоциональности детей обращали внимание К. Бюлер, А. Валлон, П. Жане, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Характерно, что не только дошкольник «почти всегда оказывается в плену у захватывающего его чувства» [52, с. 60], но и младшим школьникам, несмотря на все большую сдержанность в проявлении чувств, бывает трудно справиться со своей импульсивностью, острым аффективным состоянием. Тот факт, что радости и горести дети переживают глубже, чем взрослые, В.В. Зеньковский объяснял тем, что «детское сознание узко, память слабо и мало окрашивает то, что приносит жизнь: дитя живет моментом. Власть момента в детской душе, создавая эмоциональную подвижность, делает ребенка психически уязвимым, беззащитным» [24, с. 135]. Потребности являются одной из наиважнейших сфер в жизнедеятельности ребенка, поскольку в силу своих возрастных особенностей он часто не имеет возможности способствовать их удовлетворению сам. Насущные органические потребности ? потребности в пище, тепле, физической безопасности и т.п. ? могут обеспечить ребенку только родители, взрослые. Но для любого человека, а для ребенка в еще большей мере, очень важные, очень значимые потребности связаны с жизнью среди людей. Как считает Ю.Б. Гиппенрейтер, «человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех ? в делах, учебе, на работе, чтобы он мог себя реализовать, развить свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной, и это... приведет к страданию, а возможно, и к «разрушительным» эмоциям» [17, с. 116]. Эмоциональные переживания вызывает и сам процесс деятельности ребенка. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Через игровую деятельность дошкольники закрепляют свой жизненный опыт, проигрывая те или иные ситуации, учатся выстраивать свои отношения со сверстниками, испытывая широкую гамму переживаний. Доминирующая эмоциональность ребенка делает особо зримыми, заметными невербальные социально-психологические проявления его личного мира. Ребенок не способен в той степени, как взрослый сдерживать свои эмоции, чувства, поэтому он более подвижен в передаче информации о себе. Личный мир ребенка более экспрессивен, чем личный мир взрослого. что выражается нередко в торопливой и сбивчивой речи ребенка, который спешит рассказать об охватившем его чувстве, взволновавшем событии. Рассказ сопровождается жестикуляцией, мимическими реакциями, ярко выраженными перепадами интонации. Очень важной особенностью личного мира ребенка является эгоцентризм. Единой точки зрения на природу детского эгоцентризма нет. Так, по мнению Ж. Пиаже, эгоцентризм непосредственно заложен в природе ребенка, определен его «психологической субстанцией». Он выражается в спонтанной позиции ребенка, которая побуждает его непосредственно относиться к объекту, не учитывая себя в качестве мыслящего существа и не осознавая своей собственной точки зрения: «Поскольку начальный эгоцентризм вытекает из простой недифференцированности между Ego и Alter, как раз в тот период субъект особенно подвержен влиянию со сторон окружения; он приспосабливается к такому влиянию и принуждению без всякой критики из-за отсутствия своей точки зрения (в полном смысле слова» [46, с. 215-216]. Л.Ф. Обухова считает, что эгоцентризм ? это «спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках» [45, с. 153]. Г.Т. Хоментаускас [61] рассматривает эту особенность как центрированность мышления ребенка. Это не означает, что ребенок ставит свои интересы выше других, действует ради собственной выгоды, во вред другим. Это означает, что ребенок данного возраста просто не способен посмотреть на мир с другой точки отсчета кроме своей собственной, которая может представлять мир таким, каким ему больше хочется, в котором чувствовать себя удобнее. Возрастной психологической особенностью ребенка, влияющей на характер его внутренней жизни, является подверженность сильному влиянию социума. Являясь элементом социальной системы, ребенок с рождения испытывает на себе ее воздействие. Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация». Социализация представляет собой непрерывный процесс и длится в течение всей жизни человека. Однако этот процесс имеет свои этапы, на каждом из которых решаются определенные задачи, без чего «последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен» [45, с. 127]. Сигналами такого неблагополучия протекания процесса социализации, с нашей точки зрения, являются длительные негативные переживания ребенка, связанные с проблемами в семье, дошкольном учреждении, школе, в другой части социума, которые он не в состоянии разрешить самостоятельно. Ведущую роль в жизни ребенка играют агенты социализации - лица, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Бесспорным, абсолютным авторитетом для ребенка являются родители. Дети часто, в большинстве случаев неосознанно, подражают их действиям, поведению, речи, без критики и беспрепятственно впитывают их влияние. Потому, как справедливо замечает С.А. Козлова, «так велика ответственность взрослого перед детьми за то, что они могут наблюдать и перенимать» [28, с. 58]. В семье ребенок испытывает целый спектр переживаний: от эмоционального благополучия (любовь, нежность, ласка, забота, сочувствие, уверенность, защищенность) до эмоционального дискомфорта и душевной травматизации (неприятие, пренебрежение, тревога, обида, враждебность). Говоря о важности доброжелательных отношений в семье, Б.С. Волков и Н.В. Волкова обращают внимание на то, что неправильное общение в ней может привести: а) «к односторонней привязанности ребенка, чаще к матери, при этом слабеет потребность в общении со сверстниками; б) к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый чувствует себя обделенным; в) к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку» [14, с. 56]. Неправильные взаимодействия родителя с ребенком в целом могут отрицательно сказываться на его психическом развитии. Детям в своих собственных семьях нередко приходится переживать, а точнее проживать, драматические роли «козла отпущения», «серой мышки», отвергаемого, члена «военного союза», выполнять нереализованные желания своих родителей, болеть ради их объединения. Мир семьи и личный мир ребенка связаны неразрывно. Основываясь на наблюдениях и материалах своей клинической практики, К.Г. Юнг пришел к вводу: «Душевный мир ребенка столь тесно сопряжен и сращен с психологической установкой родителей, что неудивительно, если в большей части нервная патология детского возраста восходит к нарушениям в душевной атмосфере родителей» [67, с. 42]. Личностные особенности родителей, характер их поведения непосредственным образом сказываются на детях. А.И. Захаров отмечает, что «в характеристиках матерей, у которых дети болеют неврозами, обращают на себя внимание такие черты: недостаточная гибкость (ригидность) мышления, повышенное чувство долга и принципиальность, доминантность (властность), невротичность и тревожность» [22, с. 19]. Не только родители, но и другие значимые взрослые нередко своим воздействием так повышают степень эмоционального дискомфорта, что ребенок вынужден «выстраивать» барьеры в виде особых защитных реакций, особой формы поведения: он как бы уходит в себя, перестает слышать и понимать предъявляемые требования. Г.В, Бурменская обращает внимание на то, что «на самом деле ребенок просто не воспринимает смысл адресованных ему слов» [10, с. 34]. Получается, что ребенок и взрослый говорят на разных языках: взрослый в свои требования вкладывает один смысл, а ребенок интерпретирует сказанное по-своему. Такой феномен получил в психологии название смыслового барьера. Л.И. Божович выделяет несколько его вариантов: 1. Ребенок не принимает требований взрослого потому, что он иначе смотрит на определенные факты. 2. Ребенок не принимает требования потому, что оно приобретает для него особый смысл (смысл придирки, насмешки, пренебрежения и т. д.). 3. Смысловой барьер может возникать по отношению к тому взрослому, который вызвал у ребенка при первом общении негативную реакцию, которая закрепилась в дальнейшем в форме неприятия по отношению к любым последующим, даже справедливым требованиям [9, с. 169-170]. Родители, проецируя собственные переживания, свой личный опыт, бывают не всегда корректны в той информации, которую предоставляют о ребенке, не всегда видят собственную роль в возникновении его проблем. «Самая первая жалоба: ребенок упрямый, несговорчивый, неконтактный, с ним нелегко. Иными словами родители жалуются, что трудно наладить взаимоотношения с ребенком. И уже во вторую очередь начинают говорить, что он очень возбужден, долго не может успокоиться, часто плачет... Но все же полагают, что это вызвано, прежде всего, дурным характером или каким- то неблагоприятным влиянием, себя же не считают источником возникновения этих трудностей» [55, с, 73]. В проблемной для ребенка ситуации, когда он определенное время испытывает груз негативных переживаний, необходимо активизировать роль родителей, значимых взрослых в оказании ему психологической поддержки. Важно, чтобы сами взрослые увидели мир глазами ребенка и поняли, что с ним происходит, и сделали это не только лишь на основании своих чувств, предполагая, что «другие достаточно похожи на нас самих, поэтому правомочно сделать заключение о внутренних переживаниях другого» [66, с. 300]. Таким образом, внутренний мир ребенка-дошкольника существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. На внутренний мир ребенка оказывают влияние такие его возрастные психологические особенности, как иррациональность, доминирующая эмоциональность, эгоцентризм, подверженность сильному влиянию социума. Специфика социально-психологических проявлений личного мира ребенка выражается в вербализации им фантазий по поводу реальных событий, неадекватном поведении с точки зрения взрослого, в повышенной эмоциональности, в ярком проявлении чувств, аффективных состояниях, связанных со значимыми событиями в его жизни, в присущей ребенку особенности действовать, не принимая во внимание позицию другого человека, в подражательности взрослым, копировании их манер и речи, в особых способах поведения, вызванных влиянием других людей. 1.2. Особенности семейного консультирования по социально-психологическим проблемам детей дошкольного возраста Психологическое консультирование является одним из наиболее эффективных методов психологического воздействия на человека, решающего задачу оказания ему профессиональной помощи в решении имеющихся у него проблем. Консультативная психологическая помощь семье может осуществляться в процессе консультирования супружеской пары, совместного консультирования детей и родителей, консультирования родителей по поводу проблем, имеющихся у ребенка, консультационной работы с супругами, находящимися в состоянии развода, консультирование родителей и их старших родителей (дедушек, бабушек). Вопросы семейного консультирования раскрывались в работах таких отечественных психологов, как А.А. Бодалев, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, А.В. Черников, А.Г. Шмелева, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др. Согласно В.В. Столину, можно выделить несколько основных моделей психологической помощи семье. В педагогической модели помощь оказывается родителям в вопросах воспитания детей. Диагностическая модель предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, помогающего родителям принять правильное решение. В социальной модели осуществляется анализ жизненных ситуаций члена семьи. Основой медицинской модели помощи семье является направленность усилий специалиста на излечение болезни, которая является причиной трудностей, возникающих у одного или нескольких членов семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель предполагает работу с проблемами, касающимися внутрисемейного общения, которые обусловлены личностными особенностями членов семейной системы. По мнению Э.Г. Эйдемиллера В.В. Юстицкиса, неправомерно рассматривать в качестве терапевтической работу с семьей, «если не ставятся собственно медицинские (лечебные) задачи» [66, с. 176]. В настоящее время специалисты по психологическому консультированию семьи отдают предпочтение интегративным подходам, к чсилу которых относятся системный и структурный подход. Системный подход представлен в исследованиях М. Боуэна, С. Минухина, В. Сатир, Р. Бэндлера, Д. Гриндера, К. Витакера и др. Авторами данного подхода семья рассматривается как целостная система, в которой проблемы любого человека, включенного в нее влияют на всех членов семьи. В связи с этим, конструктивные изменения, происходящие в поведении любого из членов семьи, сказываются положительно на всех других членах семьи. При этом основной задачей консультанта авторы данной модели считают изменение отношений между членами семьи посредством конкретных целенаправленных действий. Так, автор теории семейных систем М. Боуэн считает, что для того, чтобы консультант мог оказывать семье помощь в разрешении имеющихся психологических проблем, должен «обучить членов семьи более эффективным способам взаимодействия, т.е. быть по сути, семейным тренером» [цит. по 66, с. 178]. С. Минухин в рамках разработанном им структурной семейной терапии в качестве задачи психолога-консультанта определяет «присоединение к семье, включение на время в семью как ее члена» [40, с. 91]. В рамках стратегической семейной терапии, разрабатываемой Дж. Хейли, П. Вацлавиком, Л. Хоффманом и др., основная работа психолога-консультанта направляется на формирование у всех членов семьи ответственности друг за друга. На наш взгляд, ценность системного и структурного подхода к семейному консультированию в решении имеющихся в семье проблем состоит в том, что в рамках данных подходов учитываются целостность семьи как особого социального образования. Семейное консультирование по социально-психологическим проблемам ребенка дошкольного возраста имеет свою специфику в сравнении с индивидуальным консультированием ребенка подросткового возраста или взрослого. В процессе индивидуального консультирования заказчиком является сам клиент, а практика детско-родительского консультирования предполагает разведение заказчика и клиента. Родитель, являясь заказчиком психологической консультации, заявляет об имеющейся у ребенка-дошкольника проблеме с позиции собственного родительского видения. Ряд авторов, в частности, А.А. Бодалев, В.В. Столин, отмечаются, что «во всех случаях родительских жалоб (обоснованных или необоснованных), но сфокусированных на ребенке, оказывается необходимой диагностика отклонений в поведении и развитии ребенка» [55, с. 42]. В этом случае необходимо проведение диагностики познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка. При отсутствии каких-либо нарушений психического развития у ребенка необходимо проведение диагностики ребенка, как проблемного в поведенческом плане, конфликтного в общении. Данный подход к организации процесса психологического консультирования предполагает отношение консультанта к ребенку не как к главной и равноправной фигуре, а рассмотрение его как фигуры подчиненной. В работах представителя психоаналитического направления в психологии А. Фрейд отмечается, что «помощь ребенку будет успешна, если мы принимаем его сторону» [59, с. 276]. По мнению А. Адлера, «к ребенку нужно обращаться на равных, проявляя такое отношение, которого он, возможно, не видел в семье» [3, с. 201]. Как считает К. Рождерс, «необходимыми условиями эффективности действий психотерапевта являются его установки на активное слушание и вчувствование в переживания клиента, теплое, понимающее отношение к нему» [цит. по 62, с. 199]. По нашему мнению, в процессе консультирования родителей по психологическим проблемам ребенка дошкольного возраста важно, чтобы организация работы психолога была «центрированной на клиенте». Это даст возможность специалисту предотвратить эффект смещения ориентира, когда в фокусе его внимания оказывается в большей степени взрослый с имеющимся у него запросом на ожидаемый результат, а не ребенок с имеющимися у него проблемами. Если же происходит подобное смещение и имеющиеся у дошкольника проблемы не устраняются, то ребенок может оказаться в ситуации «двойного зажима»: с одной стороны родитель, который ожидает положительных изменений в ребенке, а с другой – психолог, для которого ориентиром выступает мнение родителя как «гаранта обратной связи». Психологическое консультирование, сфокусированное на социально-психологических проблемах ребенка, представляет собой процесс оказания психологической помощи ребенку как личности. В этом процессе именно ребенок является центральной фигурой и наравне со взрослыми имеет право на свое видение той проблемы, о которой заявили родители. В ситуации консультативного общения с ребенком психологу может стать доступной в опосредованном плане лишь какая-то часть личного мира маленького клиента. Но для того, чтобы иметь представление об отношении ребенка к тем ситуациям, в которых и по поводу которых у него возникли психологические проблемы, необходима и особая организация диагностического взаимодействия с ребенком, способствующая активизации его социально-психологических особенностей.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg