Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕТСКИХ РИСУНКОВ

lina_lad 120 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.04.2018
В ходе проведенного исследования рассмотрены теоретические основы и психологические закономерности формирования изобразительных навыков у детей дошкольного возраста, психолого-педагогические основы использования занятий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В процессе изучения трудов отечественных и зарубежных ученых, психолого-педагогической литературы, публикаций в периодической печати, существующих базисных программ развития дошкольников и личных наблюдений сформулированы и проверены в ходе экспериментальной работы педагогические условия использования игр и игровых упражнений в формировании изобразительных навыков у старших дошкольников.
Введение

Актуальность. Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Впервые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координировать персептивные и моторные акты. Что касается характерных особенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Цель исследования: изучить особенности детских рисунков в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с целью в исследовании решались следующие задачи: 1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей детских рисунков. 2. определить диагностирующие тесты, при помощи которых можно уровень художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: возрастные и индивидуальные особенности детских рисунков. Предмет исследования: возрастные рисунке детей в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: в детских рисунках проявляется психологическое состояние ребенка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………..…………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ…………….………….…………..6 1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………..………………………6 1.2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения детского рисунка…………………………………………...………………9 1.3. Развитие индивидуальных особенностей в рисовании…………...…….15 Выводы по первой главе…………………………………………….…………..19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…22
Список литературы

1. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей./А.И. Баркан - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 - 120с. 2. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей./ М.М Безруких - М.: Дрофа, 2002. - 256с. 3. Белая, К.Ю. От сентября до сентября: календарный план работы руководителя и воспитателя детского сада /К.Ю. Белая - М.: Школьная Пресса, 2007. - 64 с. 1. Богуславская, З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста./ З.М. Богуславская - М.: Просвещение, 1991.- 207 с. 4. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 209с. 5. Бондаренко, Е.А. О психологическом развитии дошкольника./Е.А. Бондаренко - Мн.: Университет, 1987. - 249с. 6. Бочарова, Н.Б. Учимся рисовать: практические советы педагога./Н.Б. Бочарова - М.: Школьная Пресса, 2007. - 30 с. 7. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. / Г.М. Бреслав - М.: Академия, 1990. - 290с 8. Валитова, И.Е. Психология развития ребёнка дошкольного возраста./ И.Е. Валитова - Мн.: Университет, 1999. - 340с. 9. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для воспитателя детского сада/Л.И. Каплан. - М.: Просвещение, 1983. - 80с. 10. Водовозова, Е.Н. Избранные педагогические сочинения./ Е.Н. Водовозова. - М.: Педагогика, 1986.-480 с. 2. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада/ В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с. 3. Выгодский, Л.С. Учение об эмоциях//Соб. соч. в 6 т./В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. т. 4 - 526 с. 4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991. - 253 с. 5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. /Л.С. Выготский - С.-Петербург: Союз, 1999.- 420с. 6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1996. - 216 с. 7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учебное пособие для студентов пед.вузов. /Г.Г. Григорьева - М.: Кафедра-М: ACADEMIA, 2000. - 344с. 8. Детский сад: будни и праздники: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н. Доронова, Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2006. - 318 с. 9. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. /Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университет, 1997. - 304с. 10. Запорожец, А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии.1994. №6 - С. 13-15 11. Запорожец, Л.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1.Психологическое развитие ребенка./ Л.В. Запорожец - М: Педагогика, 1986.- 320 с. 12. Зеньковский, В.В. Педагогика./В.В. Зеньковский - Клин: Христианская жизнь, 2004. 13. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошк. образоват. учреждений России: учеб.- метод, пособие/ Т.Н. Доронова. - М.: Линка - Пресс, 2006. - 204 с. 14. Игровые модели воспитания и обучения: предметно-игровая развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении: пособие для воспитателей и педагогов/ И.В. Житко. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 32 с. 15. Изард, К.Э. Психология эмоций. /К.Э. Изард - М.: Новая школа, 1986. - 123с. 16. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий)/С.В. Лесина. - Волгоград: Учитель, 2006. - 237 с. 17. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада./ Т.Г. Казакова - М.: Просвещение, 1985.- 192 с. 18. Княжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей./Н.Л. Княжева - Ярославль: Академия развития, 1997. - 204с. 19. Коллекция увлечений: пособие для работников дошк. образоват. учреждений/ Н.А. Рыжова. - М.: Линка-пресс, 2005. - 80с. 20. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Книга для воспитателя детского сада./ Т.С. Комарова - М: Просвещение, 1991. - 176 с. 21. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество./ Т.С. Комарова - М.: Педагогика, 1990. - 142 с. 22. Корнеева, Е.Н. Эти загадочные малыши./Е.Н. Корнеева - Ярославль: Академия развития, 1999. - 207с. 23. Краткий психологический словарь /А.В. Карпенко, под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.: Политиздат, 1985. С.56-57 24. Кричевиц, А.Н. Е.В. Шикин. Математика для психологов./ А.Н. Кричевиц, Е.В. Шикин - М.: Флинт, 2003. - 370с. 25. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: Програм.-метод, пособие./ Л.В. Куцакова - М: ВЛАДОС, 2003. - 367с. 26. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./А.Н. Леонтьев - М: СмыслАкадемия, 2005.-352с. 27. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: младшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации./ И.А. Лыкова - М.: Карапуз-Дидактика, 2007. - 144 с. 28. Мухина, В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. /В.С Мухина - М.: Академия, 2004. - 453с. 29. Нерсесова, О.И. Чудо-кисточка: советы начинающим./О.И. Нерсесова - М.: Юный художник, 2007. - 32 с. 30. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология./Л.Ф.Обухова - М.: Педагогическое общество России, 2004.-251 с. 31. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы./Л.Ф. Обухова - М.: Тривола, 1998.-351 с. 32. Пантелеев, Г.Н. Детский дизайн: худож. творчество в детском саду, начальной школе и семье./Г.Н. Пантелеев - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с. 33. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учеб. для вузов/С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 512 с. 34. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста/ Л.А. Парамоновой. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. - 208с. 35. Психология развития. / Т.Д. Марцинковской. М.: Академия, 2001. - 288с. 36. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов /С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В. Щербинина. - Ярославль: Академия, 2000. - 187 с. 37. Ремезова, Л.А. Играем с цветом: формирование представлений о цвете у дошкольников: методика./ Л.А. Ремезова - М.: Школьная Пресса, 2006. - 96 с 38. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога./ /Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1998. - 578с. 39. Руцкий, В.К. Психологическая коррекция//Пралеска. 1997, № 3.,- С.17-21 40. Савенков, А. И. Педагогическая психология. В 2 томах./ А. И. Савенков, - М: Академия, 2009.-240 с 41. Саккулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду./ Н.П. Саккулина, Т.С.- Комарова - М.: Педагогика, 1982. - 206 с. 42. Сараева, Н.В. Основы исследовательской деятельности. Учебн. пос., /Н.В. Сараева - М.; МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 40с. 43. Торошилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: теория и диагностика./ Е.М. Торошилова - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 141с. 44. Усова, A.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1976.- 96 с. 45. Эльконин, Д.Б. Детская психология./Д.Б Эльконин - М.: Просвещение, 1988. - 378 с 46. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин - М.: ВЛАДОС, 1995. - 40
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ 1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст (3-7 лет) является периодом интенсивного психического развития. Как отмечается в исследованиях Баркан А.И., Божович Л.И., Выготского Л.С., Кравцовой Е.Е., Мухиной В.С., Эльконина Д.Б., в период дошкольного детства происходит первоначальное становление личности, сопровождающееся существенными качественными изменениями, специфическими особенностями, учёт которых во многом предопределяет полноценное психическое развитие ребёнка, успешное взаимодействие с ним. Физиологической основой происходящих в дошкольном возрасте изменений является общее физическое развитие и, прежде всего, развитие нервной системы [9, 57]. Годы раннего детства отмечены кардинальным изменением физических возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных, когнитивных и речевых навыков. В этот период округлый, передвигающийся на широко расставленных ногах малыш превращается в более высокого и стройного 6-летнего ребенка. Меняются пропорции тела детей: своим внешним видом они перестают напоминать младенцев, происходят значительные изменения в головном мозге и центральной нервной системе ребенка. Развитие мозга способствует тому, что ребенок начинает лучше управлять движениями своего тела. В течение дошкольных лет продолжается развитие грубой и тонкой моторики. Все это становится предпосылкой становления и развития познавательных функций, основных личностных механизмов и образований, эмоциональной и мотивационной сферы, формирования самосознания [15, 163]. В дошкольном детстве значительные изменения происходят и в когнитивном развитии. В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К шестилетнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам [15].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg