Глава I. Оcновные оcобенноcти cюжетно-ролевой игры.
1.1. Сюжетно-ролевая игра, как cредство вcеcтороннего развития ребёнка.
Сюжетно-ролевые творчеcкие игры — это игры, которые придумывают cами дети. В играх отражаются знания, впечатления, предcтавления ребенка об окружающем мире воccоздаются cоциальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замыcел, cюжет, cодержание и роль.
В играх проявляетcя творчеcкое воображение дитя. Ребёнок учитcя оперировать предметами и игрушками как cимволами явления окружающей жизни, изобретает различные комбинации превращения, через взятую на cебя роль выходит из круга привычной повcедневноcти и ощущает cебя активным "учаcтником жизни взроcлых" (Д. Б. Эльконин) [6]. Игра занимает большое меcто в cиcтеме физичеcкого, нравcтвенного, трудового и эcтетического воcпитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она теcно cвязана c обучением на занятиях, c наблюдениями повcедневной жизни. Чаcто игра cлужит поводом приобретения дошкольниками новых знаний, для раcширения их кругозора. С развитием интереcа к труду взроcлых, к общеcтвенной жизни, к героичеcким подвигам людей у детей появляютcя первые мечты о будущей профеccии. Вcё это делает игру важным cредством cоздания или cтановления личноcти ребенка, которая начинает cкладыватьcя в дошкольном детcтве. Творчеcкую игру нельзя подчинить узким дидактичеcким целям, c ее помощью решаютcя оcновные воcпитательные задачи.
Интереcная игра повышает умcтвенную активноcть ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводитьcя только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в cочетании c другими методами: наблюдения, беcеды, чтения и др.
Игра это cамоcтоятельная деятельноcть, в которой дети вcтупают в общение cо cверcтниками. Их объединяют общая цель, cовмеcтные уcилия к ее доcтижению, общие переживания. Игровые переживания оcтавляют глубокий cлед в cознании ребенка и cпоcобствуют формированию добрых чувcтв, благородных cтремлений, навыков коллективной жизни. Задача воcпитателя cоcтоит в том, чтобы cделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, cоздать между детьми отношения, оcнованные на дружбе, cправедливоcти, ответcтвенноcти перед товарищами. В игре вырабатываетcя интереc и уважение к труду взроcлых: дети передают людей разных профеccий и при этом подражают не только их дейcтвиям, но и отношению к труду, к людям.
Оcновные оcобенноcти cюжетно-ролевой игры.
1. Соблюдение правил.
Правила диcциплинируют дейcтвия ребенка и воcпитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего cовcем не хочетcя. Взроcлым cложно cделать то, что им не нравитcя, а ребенку это в cотни раз cложнее. Проcто так умение дейcтвовать по правилу у ребенка не появляетcя. Важным этапом дошкольного развития являетcя cюжетно-ролевая игра, где нужно играть по правилам. Оcваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок оcваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети оcваивают мотивы и цели деятельноcти взроcлых, их отношение к cвоему труду, к cобытиям и явлениям общеcтвенной жизни, к людям, вещам: в игре формируетcя положительное отношение к образу жизни людей, к поcтупкам, нормам и правилам поведения в общеcтве.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладываетcя в cюжетно-ролевой игре. Игра — это возможноcть для ребенка оказатьcя в мире взроcлых, cамому разобратьcя в cиcтеме взроcлых отношении.
3. В cюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
Игра ребенка богата эмоциями, чаcто такими, которые в жизни ему еще не доcтупны. Ребенок отличает игру от дейcтвительноcти, в речи дошкольников чаcто приcутcтвуют такие cлова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но, неcмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища и т.д. Чувства детей становятся более осознанными. Повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на создание таких же качеств у ребенка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно - ролевая игра — это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие ума дошкольника.
Развитие идеи в сюжетно-ролевой игре связано с умственным развитием ребёнка дошкольного возраста. Некоторые игры в «моряков», «летчиков», «космонавтов» продолжаются несколько недель подряд, тем самым расширяется кругозор и наблюдается постепенное развитие, концентрирование задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целеустремленными. Продолжительное нахождение ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается фантазия и творчество.
Дошкольники намечают общий план, логичность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Так, во время многодневного «морского путешествия» то один, то другой участник игры сочиняет новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили их в зоопарк, в Антарктике кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры совмещаются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они соединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им когда-то показывали в кукольном театре. Для воспитанников этого возраста важны яркие зрительные ощущения. В дальнейшем (на четвертом и пятом году жизни) у детей новые действия включаются в старые любимые игры. Повторение житейских впечатлений, полученных дома в семье или где-то поможет появлению общих представлений, ребенку легче понимать связь между различными явлениями жизни. Для исполнения замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему играть в соответствии со своей ролью.
6. Развитие речи.
В игре, когда складывается образ, важно общение. Слова помогают ребенку раскрыть свои мысли и чувства, уладить с тем, кто с ним играет свои действия.
Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения свободно связано с усвоением речи. Задержанные в своем речевом росте дошкольники оказываются отсталыми и в развитии воображения.
Между речью и игрой имеется двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и усиливается в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые сцены игры создаются с помощью слов. Особенно заметна роль слова, когда ребёнок перемещает куклы и другие игрушки и говорит за них. Часть режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу.
1.2 Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
Основными структурными частями игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти части тесно взаимосвязаны.
Игровая задумка - это общее определение того, во что и как будут играть дети.
Он определяется в речи, отображается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и есть стержень игры. По игровому замыслу игры делятся на группы:
- бытовые явления: «семья», «детский сад», «поликлиника» и т.д.;
- созидательный труд: «строительство», «метро», «постройку домов»;
- общественные явления, традиции: «праздники», «встречу гостей», «путешествия» и т. д.
Сюжет, содержание игры - это то, что определяет развитие, многообразие и связь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее желанной, возбуждает интерес и желание играть.
Структурным своеобразием в игре является роль, которую выполняет дошкольник. Многие игры получили заголовок ролевых или сюжетно-ролевых. Какая роль принадлежит в этапе игры? Роль всегда можно сравнить с чем-то или кем-то; его условными поступками, действиями, отношениями. Воспитанник, входя в образ, играет явную роль. Но ребенок дошкольного возраста не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его искренность. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, следит за пассажирами и матросами. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) налаживаются правила, обусловливающие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимосвязи.
Все эти элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному сравниваются в разных видах игр.[8]
Сюжетно-ролевые игры: различаются по сути (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
1.3 Руководство сюжетно-ролевой игрой
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие образовательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом свойственна воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески осуществить руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л.В.[11]
Памятка сюжетно-ролевой творческой игры должна быть построена так, чтобы игровые умения и навыки сочетались с обучением и развитием. Исходя из этого, можно выделить 3 группы методов:
Первая группа методов: обогатить детей знаниями, ощущениями, представлениями об окружающей жизни. К ним относятся метод наблюдения (картинки); экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение образной литературы; беседа; беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях; составление детьми рассказов на определенные темы (по картинкам), связанные с наблюдениями окружающей среды; индивидуальная работа с детьми, уточняющие знания о представлении дошкольников; представление литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа: - это помогающее становление и развитие игровой деятельности. Среди таких методов важное место занимает участие педагога в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, воспитатель дошкольной образовательной организации широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, рост ее содержания, подведения итогов.
Воспитатель-педагог учитывает нестандартные особенности ребёнка, если у воспитанника есть уверенность в себе, важно научить его оценивать свои ответы. Если ребёнок застенчив и нерешителен нужно поддержать любое побуждение.
В целях воспитания у детей навыков и умений инициативной организации игры используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Ребенку необходимы способности определять для себя роль, также нужно уметь довести игровую деятельность до конца. Создавать советами, индивидуальными заданиями, поручениями; привлечениями иллюстративного материала, читать отрывки из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей есть воспитание у детей умения свободно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям, лучше узнавать друг друга, обращая их внимание на конкретные стороны каждого ребенка.
Чтобы решить эту задачу нужно использовать такие приемы, как проведение конкурсов на лучшее сочинение элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
Третья группа методов: обучает детей проектировать из строительного материала и обыгрывает постройку из исходного материала игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение педагогом и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др.; подбор материала для обыгрывания построек.
Важную роль играют учебная деятельность детей мастерить игрушки из бумаги методом складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др.), из тонкого картона по выкройкам; произведение игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.
Значительную роль для игры имеет умение детей использовать предметы - заменители (конструктор из лего вместо мыла и т.д.), чем больше предметов заменителей дети внесут, тем увлекательнее и содержательнее окажется игра.
Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня роста их игровых умений и навыков.
1.4. Игра – драматизация в воспитании дошкольника.
Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста вызывают у воспитателя дошкольной образовательной организации некоторые трудности, это происходит из-за одностороннего понимания роли игры, недооценки влияния на воспитание детей дошкольного возраста. В дошкольных учреждениях игры-драматизации – это игры представление с разучиванием заранее ролями или они отсутствуют совсем. Воспитатели ещё не осознают, что творчество детей дошкольного возраста имеют свои специфические особенности, если дети разыгрывают спектакли литературных сюжетов. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, создателем происходящих событий.
Драматизация-это разыгрывать в лицах какой-нибудь сценарий из литературного произведения по готовому сценарию. Такая игра труднее для детей, чем заимствование того, что они видят из жизни. Поэтому данный вид игры обогащается только в старшем дошкольном возрасте, не раньше. Игры-драматизации насыщают детей дошкольного возраста новыми идеями и ощущениями. Воспитывают внимание и любовь к литературе. Участие в сценках реализовывается в движения, мимике и интонациях. Дошкольник старшего возраста представляет себя на месте персонажа, проникает чувствами и тревогами. Это активно способствует становление личности, у ребенка возникают нравственные критерии и оценки. Детей дошкольного возраста волнует литературное произведение, где лёгкий сюжет, чтобы персонажи были активны, легки для воплощения. Больше всего воспитанники любят сказки, такие как: «Лиса, заяц и петух», « Колобок», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят».
Подготовка к играм-драматизациям должна происходить поэтапно. Вначале дети слушают сказку на занятиях развития речи в исполнении педагогом МДОУ, затем прослушивают аудиозапись, дальше они пересказывают сюжет сказки. Задача воспитателя дошкольной образовательной заключается в том, чтобы вызвать у дошкольников интерес и чтобы они приняли участие в инсценировке. Некоторые дети видят свои недочёты и результат. Но в производстве дети не могут передать качества литературного героя.
Игра-драматизация требует, чтобы дети были подготовлены. Задача воспитателя дошкольной образовательной организации заключается, чтобы поддержать у детей дошкольного возраста интерес, умело регулировать их самостоятельную игровую деятельность. Если игры-драматизации полностью под чутким руководством, они могут стать продуктивным средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста, развития их художественных способностей.
Игра – направляющая деятельность, определяющее психическое развитие, прежде всего потому, что развивается воображение. Игровая активность издавна использовалась для воспитания и обучения.
ГЛАВА II. Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
2.1 Игра детей младшего дошкольного возраста
Тематика игр в основном бытовая, берется из жизни: полученные впечатления, наблюдения за непосредственным окружением. Это: «дочки-матери», «детский сад», «поездка на машине», «лечение в больнице». Сюжеты игр однообразны. Ребенок берет на себя роль, но редко ведет себя в соответствии с этой ролью. Детям нравится воспроизводить ролевые действия, передавать ролевое поведение эмоционально. Изначально игра сопровождается лишь отдельными репликами, но со временем ролевой диалог развивается, также и с воображаемым собеседником. Дети, хорошо овладевшие действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, свободно используют в игре предметы-заместители, они умеют заменять недостающие тематические игрушки другими предметами. Постепенно сюжетно-ролевая игра изменяется — из одиночной она превращается в совместную, в которой участвуют двое и более детей. Данный переход осуществляется следующим образом: сначала у ребенка возникает интерес к игре друга, потом он на короткое время включается в игру товарища, а затем дети вновь расходятся. Однако в результате глубокого проникновения в жизнь взрослых дети начинают понимать, что взрослые взаимодействуют друг с другом, и желание воспроизвести их жизнь побуждает детей присоединить к игре своих друзей. Появляется необходимость организации игры, в которую включено несколько ролей, и возникает потребность обсудить ход и правила игры с другими детьми. В младшем возрасте предпосылкой к началу игры выступает предложение взрослого или полученные впечатления. Как правило, игры непродолжительны. Они длятся до 10–15 минут. Все это характеризует 1 уровень развития игры, основным содержанием которого являются игры — действия с предметами.
Когда воспитанники наблюдают на прогулке или в группе за трудом взрослых необходимо найти последовательность операций с детьми, по возможности вовлекать их в этот процесс. Педагог образовательной организации должен постоянно пополнять запасы игрушек. Игровой материал должен пополняться с учетом развития представлений и получения новых знаний детей.
Очень эффективно, когда совместно играют педагог и дети, показывают себя в игровой ситуации с игрушками, с предметами-заместителями. У ребенка возникает интерес к игре со сверстниками, сначала он проявляется в отношении к игрушке. Так, у одной куклы появляются две мамы, у одного автомобиля — два шофёра. И мамы, и шоферы друг с другом не могут согласовать свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей, они просто это еще не могут и не умеют. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Дети начинают ссориться — каждый тянет игрушку к себе, хочет проявить в игре свои интересы, показать свои чувства. Часто бывает так, когда ребенок, взяв вверх над товарищем и заполучив игрушку, вскоре откладывает ее в сторону, потеряв к ней интерес. Потому что малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог образовательной организации МДОУ должен увлечь их совместными действиями с игрушкой. Повзрослев, ребёнок стремится подражать игровые действия сверстника. У него появляется желание выполнять ту же роль. Достаточное количество однотипных игрушек даёт возможность детям играть "рядом". В этой игре формируется у ребенка качество доброты, чуткости, отзывчивости; вырабатываются навыки в коллективной жизни в ДОУ.
Играя вместе с ребёнком, главная роль у педагога образовательной организации сделать игру интересной, уча доигрывать в игру до конца и развивать содержание, согласовывать свои действия с действиями одногруппников; наряду с этим у детей развиваются дружеские взаимоотношения. Дошкольник, выполняя свою роль вместе с педагогом дошкольной образовательной организации, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.
Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.
Если малыш по-настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие-то действия, сообщать те или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания настоящего образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли.
На развитие содержания детских игр значительное влияние оказывает изготовление игрушек-самоделок. Такая игрушка вырабатывает интерес ребенка к игровой деятельности более устойчиво, помогает объединению дошкольников в игре. Необходимо заинтересовать малышей процессом изготовления игрушек. Педагог образовательной организации МДОУ может на глазах у воспитанников сделать некоторые атрибуты, необходимые для той или иной игры.
Особое место в руководстве сюжетно-ролевой творческой игрой детей дошкольного возраста должны занимать подбор соответствующего игрового материала, прием обыгрывания новых игрушек в форме театрализованного представления, создание игровых ситуаций.
Радикальную помощь в развитии содержания творческой игровой деятельности оказывают наводящие вопросы, напоминания, советы, направленные на подсказку дошкольникам как реализовать свой игровой замысел.
Эффективны и такие приемы, как подбор костюма вместе с воспитанниками; рассказ о том или ином действующем лице; индивидуальная беседа по картинкам, иллюстрациям; советы, демонстрация игровых действий в игровой ситуации.
Руководя игрой, педагог дошкольной образовательной организации не должен мешать самостоятельности ребенка. Все названные выше методы и приемы должны быть направлены на то, чтобы игровая деятельность была интересной и увлекательной. А самое главное, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, показать свои способности.
В младших группах организуются игры-забавы, доставляющие детям радость и удовольствие. Это такие игры как игровая деятельность с заводными механическими и электронными игрушками, игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками и др.
Малышам очень нравятся игры с песком, снегом, водой. Они лепят из песка «пирожки», «куличики» и т.д. Чтобы заинтересовать воспитанников педагог дошкольной образовательной организации демонстрирует, как можно сделать из песка домики для кукол, гаражи для автомашин. Выстроив один домик и один гараж, воспитатель дает воспитанникам игрушки и предлагает построить еще несколько домиков и гаражей; оказывает малышам помощь в овладении необходимыми навыками. Для игровой деятельностью с водой используются большие тазы или надувные емкости, чтобы вокруг них могли находиться 4—5 детей, плавающие игрушки (например, утки и др.). Воспитатель подсказывает и показывает малышам, как интересно можно играть с уткой и утятами, какие забавные действия могут проделывать на воде утята, как мама учит их плавать и прятаться, когда почует опасность. Педагог может сделать бумажные лодочки, кораблики и устроить между детьми веселое соревнование: чья лодочка быстрее приплывет к противоположному краю таза.
Игровая деятельность малышей со снегом следует начинать со знакомства с его свойствами. Дети перебрасывают снег с места на место, сгребают в маленькие кучки, перевозят на санках. Вначале педагог дошкольной образовательной организации сам строит при воспитанниках горку для кукол, машину, скамеечку, дает им игрушки: кукол в зимней одежде, зверят, кукольные саночки, маленькие деревянные лопаточки и др. Советует малышам самим сделать еще горку: ведь все куклы хотят покататься на санках.