1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Последствия деятельности монополии для экономики
Монополии, процесс монополизации экономики имеют существенные отрицательные последствия:
— во-первых, монополии подавляют конкуренцию - важную движущую силу экономического прогресса;
— во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену;
— в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса;
— в-четвертых, склонны к хищническому использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды;
— в-пятых, разоряют малый и средний бизнес;
— в-шестых, монополизируют средства массовой информации (прессу, радио, телевидение), с помощью которых влияют на сознание населения в необходимом им направлении;
— в-седьмых, осуществляют давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий и т. п. [18, с.310]
Однако монополии имеют и определенные положительные черты. Благодаря присвоению высоких прибылей монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новейшую технику и технологию, осуществлять подготовку и переквалификацию работников.
Кроме того, эффект «масштаба производства» крупных предприятий позволяет им производить дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризисов, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе. Поэтому современная экономическая наука считает, что нельзя отождествлять понятие «монополия» с понятием «крупное предприятие», которое имеет высокую долю производства и реализации продукции [18, с.311].
Монополией нужно считать лишь то предприятие, которое использует рыночную власть — диктует цены на рынке, подавляет конкуренцию и осуществляет другие отрицательные действия. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотребления ими своим монопольным положением государство осуществляет антимонопольную политику.
1.2 История становления антимонопольного законодательства
Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения [14, с.264].
Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности.
Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер [14, с.264].
Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной болезни» [14, с.264].
В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее »[14, с.265].
Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля—Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 — высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.
Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.
В странах мира установлены различные пороговые значения, по которым определяется доминирующее положение поставщика.
В Германии — это 1/3 рынка для одного предприятия, более половины — для двух, 2/3 — для трех предприятий; в Японии более половины — для одного предприятия, более 3/4 — для двух предприятий. В Великобритании и Франции «планка» самая низкая — 1/4 рынка для одного предприятия [6, с.116].
2. СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Цели и направления антимонопольной политики государства
Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Антимонопольное регулирование включает в себя два направления:
• структурное направление, связанное с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта;
• функциональное направление, нацеленное на содействие развитию конкуренции на товарных рынках, запрещение действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей продукции [19, с.204].
В рамках структурного направления антимонопольной политики проводится контроль за деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. По российскому законодательству доминирующим признается предприятие, если его доля на рынке превышает 65%. Такие предприятия заносятся в реестр монополистов. Предприятия, включенные в реестр, должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства; они не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке.
Для пресечения деятельности монополиста может быть применено принудительное разукрупнение предприятий.
Проводится также политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта.
В рамках функционального направления антимонопольного регулирования запрещаются действия фирм, направленные на ограничение конкуренции: изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких (низких) цен и т.д. [19, с.204].
Применяется контроль за деятельностью фирм, использующих рычаги нечестной конкуренции (препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности и др.). При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд.
Антимонопольная политика в России осуществляется с учетом как мирового опыта антимонопольного регулирования, так и особенностей развития экономики России.
2.2 Антимонопольные меры правительства и антимонопольное законодательство
Вместе с тем проведение антимонопольной политики связано с рядом объективных трудностей.
Для монополии характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних валовых издержек в долгосрочном периоде достигается при очень больших объемах производства. Следовательно, если демонополизировать отрасль путем дробления ее на множество мелких предприятий, то это будет означать снижение объема выпуска продукции, что приведет к возрастанию издержек и росту цен. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Искусственно сформированные мелкие предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане: их «задавят» иностранные гиганты. Поэтому цель антимонопольной политики государства не к борьбе с монополистами как таковыми, а к ограничению монополистических злоупотреблений [17, с.183].
По отношению к естественным монополиям эта цель достигается путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен и тарифов.
В случае естественного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушения уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций. К ним относятся: запрет слияния крупных предприятий; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; принудительное раздробление монополи на несколько независимых предприятий [17, с.183].
Основанием для проведения мер антимонопольной политики являются:
• концентрация очень большой доли рынка в руках одного предприятия;
• переплетение ведущего предприятия с конкурентами [17, с.184].
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий:
1) доля оборота капитала на рынке;
2) число занятых;
3) величина капитала.
Переплетение ведущего предприятия реализуется в трех формах:
1) создание картеля (соглашение предприятий одной и той же отрасли о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмен патентами);
2) система участия (все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга);
3) личная уния (одни и те же лица управляют разными предприятиями-конкурентами, входят в советы директоров предприятий-конкурентов) [17, с.184].
Все формы переплетения предприятий-конкурентов фактически имеют характер сговора и выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю.
Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости их сглаживания государством посредством регулирования деятельности этих компаний,?ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии?решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. В большинстве случаев речь идет?не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений [4, с.212].
Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой,?тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:
• обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром;
• запрет соглашений о разделе рынка;
• контроль за слияниями фирм;
• запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;
• запреты на принудительные соглашения о комплексной?покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;
• запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;
• запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными?компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о?переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);
• запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;
• разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;
• прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление?предприятия-монополиста на множество самостоятельных?конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать) [4, с.213].
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
1) поощрение создания товаров-заменителей;
2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов [20, с.119].
Применение тех или иных мер антимонопольной политики?зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую?оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более?строгая правоприменительная практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая —?случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или?же имеющих конгломератный характер [4, с.213].