Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Антимонопольная политика государства

cool_lady 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2021
Целью данной курсовой работы является изучение антимонопольной политики России. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) Изучить последствия деятельности монополий для экономки; 2) Рассмотреть историю становления антимонопольного законодательства; 3) Изучить цели и направления антимонопольной политики государства; 4) Изучить антимонопольные меры правительства и антимонопольное законодательство; 5) Оценить возможности и ограничения антимонопольной политики в России; 6) Изучить антимонопольное законодательство в России и его реализацию; 7) Оценить результаты проведения антимонопольной политики в 2010 году и сформулировать предложения по ее улучшению. Объектом исследования является антимонопольная политика России. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации антимонопольной политики России. В работе использован системный подход к исследованию рассматриваемых экономических явлений, методы анализа и синтеза данных. Широкое применение нашел метод анализа, который включает в себя сравнение и сопоставление теоретических и практических данных. Эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной антимонопольной службы России, исследования. Теоретическую базу исследования составили учебники и учебные пособия: «Макроэкономика. Экспресс-курс» под редакцией Е.А. Марыганова, СЛ. Шапиро, «Курс экономической теории» под редакцией Сидоровича А.В. и другие. А также информация с интернет ресурсов и официального сайта ФАС России.
Введение

Монополия влечет целый ряд отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное производство, низкое качество продукции, ее устарелость (замедление технического прогресса), отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя – все это свойственно предприятию-монополисту. Кроме того, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Монополисту в силу непреодолимости барьеров входа в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Но и самостоятельно рынок не в состоянии разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя антимонопольную политику. Этим и объясняется актуальность изучения темы антимонопольной политики России
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 5 1.1 Последствия деятельности монополии для экономики 5 1.2 История становления антимонопольного законодательства 6 2. СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 9 2.1 Цели и направления антимонопольной политики государства 9 2.2 Антимонопольные меры правительства и антимонопольное законодательство 10 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 15 3.1 Возможности и ограничения антимонопольной политики в России 15 3.2 Антимонопольное законодательство в России 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Список литературы

1. Программа развития конкуренции в РФ: утвержденная распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р (ред. От 17 дек. 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2019. – №22. – Ст. 2736. 2. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 768 с. 3. Авдашева С., Шаститко А. Экономика уголовных санкций за нарушение антимонопольного законодательства // Вопросы экономики, 2016, № 1, с.129-142. 4. Бардовский В. П., Рудакова О. В., Самородова Е. Экономика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2016. —?672 с. 5. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник.- 2-е перераб., и доп./ Кушлин В.И.- М.: РАГС, 2016.- 829с. 6. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 255 с. 7. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. – М.: Федеральная антимонопольная служба, 2010. М., 2017.-318с. 8. Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РУСАКИ, 2018. – 498 с. 9. Качалин В.В. Международные аспекты антимонопольного регулирования/ В.В. Качалин // Мировая экономика и международные отношения. – 2016. №2.- с.5-7 10. Курс экономической теории. Учебное пособие/под ред. Сидоровича А.В. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2018. - 1040 с. 11. Лахмоткина Ю. И. Антимонопольная политика в странах - членах СНГ//Электронный журнал «Полемика», № 12, 2016. 12. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие/Е.А. Марыганова, СЛ. Шапиро. - М.: КНОРУС, 2016. - 302 с. 13. Медведев Д.А. О мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса: вступительное слово на заседании Государственного совета 18 ноября 2008 г. – Ижевск, 2018. 14. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2018. - 572 с. 15. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений//доклад к XII Международной научной конференции ВШЭ / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. - 2-е изд., перераб. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – с.111 16. Шаститко А. и др. Конкурентная политика в период кризиса/ А. Шаститко, С. Авдашева, С. Голованова // Вопросы экономики, 2019. – №3.-с.15-20 17. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика : учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. ; под общ. ред. Б.И. Герасимова и Н.С. Косова. – 2-е изд., стер. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2019. – Ч. 1. – 232 с. 18. Экономическая теория: политэкономия: Учебник / Э45 Под ред. В.Д. Базилевича. — М.: Рыбари, 2019.— 870 с. 19. Экономическая теория: учебник для вузов/ под ред. И.П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с. 20. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов /В.В. Янова. — М.: Экзамен, 2016. — 384 с. 21. http://archive.kremlin.ru 22. http://fas.gov.ru
Отрывок из работы

1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1 Последствия деятельности монополии для экономики Монополии, процесс монополизации экономики имеют существенные отрицательные последствия: — во-первых, монополии подавляют конкуренцию - важную движущую силу экономического прогресса; — во-вторых, способны увеличивать прибыли, уменьшая объем выпуска продукции и повышая ее цену; — в-третьих, склонны к искусственному замедлению научно-технического прогресса; — в-четвертых, склонны к хищническому использованию природных ресурсов и загрязнению окружающей среды; — в-пятых, разоряют малый и средний бизнес; — в-шестых, монополизируют средства массовой информации (прессу, радио, телевидение), с помощью которых влияют на сознание населения в необходимом им направлении; — в-седьмых, осуществляют давление на правительство в поисках неправомерных льгот и привилегий и т. п. [18, с.310] Однако монополии имеют и определенные положительные черты. Благодаря присвоению высоких прибылей монопольные структуры имеют больше возможностей финансировать научно-исследовательские работы, внедрять новейшую технику и технологию, осуществлять подготовку и переквалификацию работников. Кроме того, эффект «масштаба производства» крупных предприятий позволяет им производить дешевую и качественную продукцию. Крупные предприятия более устойчивы в условиях кризисов, что уменьшает уровень безработицы и социальное напряжение в обществе. Поэтому современная экономическая наука считает, что нельзя отождествлять понятие «монополия» с понятием «крупное предприятие», которое имеет высокую долю производства и реализации продукции [18, с.311]. Монополией нужно считать лишь то предприятие, которое использует рыночную власть — диктует цены на рынке, подавляет конкуренцию и осуществляет другие отрицательные действия. Против таких предприятий-монополистов с целью предотвращения злоупотребления ими своим монопольным положением государство осуществляет антимонопольную политику. 1.2 История становления антимонопольного законодательства Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения [14, с.264]. Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым актом стал знаменитый закон Шермана (1890 г.), который был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т. п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Главная особенность закона Шермана — нацеленность на борьбу с уже существующими монополиями. Его недостатками были нечеткость основных определений, отсутствие контролирующего выполнение закона постоянного органа и профилактических антимонопольных мер [14, с.264]. Эти недостатки в значительной степени устранены в 1914 г., когда были приняты закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной деятельности В частности, особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. На правительственную Федеральную торговую комиссию был возложен контроль за исполнением антитрестовских законов. Благодаря этим законам расширилась профилактика «монопольной болезни» [14, с.264]. В дальнейшем антитрестовское законодательство США все в большей степени переходило от узкой к широкой трактовке монополистического поведения. Закон Уилера—Ли (1938 г.) был направлен на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации); закон Келлера—Кефаувера (1950 г.) обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее »[14, с.265]. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля—Хиршмана (JHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 — высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов. Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России. В странах мира установлены различные пороговые значения, по которым определяется доминирующее положение поставщика. В Германии — это 1/3 рынка для одного предприятия, более половины — для двух, 2/3 — для трех предприятий; в Японии более половины — для одного предприятия, более 3/4 — для двух предприятий. В Великобритании и Франции «планка» самая низкая — 1/4 рынка для одного предприятия [6, с.116]. 2. СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 2.1 Цели и направления антимонопольной политики государства Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Антимонопольное регулирование включает в себя два направления: • структурное направление, связанное с регулированием структуры отрасли с целью препятствия возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта; • функциональное направление, нацеленное на содействие развитию конкуренции на товарных рынках, запрещение действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции, ущемление интересов конкурентов или потребителей продукции [19, с.204]. В рамках структурного направления антимонопольной политики проводится контроль за деятельностью предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. По российскому законодательству доминирующим признается предприятие, если его доля на рынке превышает 65%. Такие предприятия заносятся в реестр монополистов. Предприятия, включенные в реестр, должны декларировать увеличение или снижение цены и объемов производства; они не могут необоснованно уменьшать объем продаж на данном рынке. Для пресечения деятельности монополиста может быть применено принудительное разукрупнение предприятий. Проводится также политика поощрения развития предпринимательства: создание условий, обеспечивающих выход на рынок новых товаров, в том числе за счет импорта. В рамках функционального направления антимонопольного регулирования запрещаются действия фирм, направленные на ограничение конкуренции: изъятие фирмой товаров из обращения с целью создания дефицита или повышения цен; необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями; установление монопольно высоких (низких) цен и т.д. [19, с.204]. Применяется контроль за деятельностью фирм, использующих рычаги нечестной конкуренции (препятствия для вхождения новых фирм на рынок, искажение информации о товаре, некорректное сравнение товаров конкурирующих фирм, незаконное использование интеллектуальной собственности и др.). При обнаружении недобросовестной конкуренции дело передается в суд. Антимонопольная политика в России осуществляется с учетом как мирового опыта антимонопольного регулирования, так и особенностей развития экономики России. 2.2 Антимонопольные меры правительства и антимонопольное законодательство Вместе с тем проведение антимонопольной политики связано с рядом объективных трудностей. Для монополии характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних валовых издержек в долгосрочном периоде достигается при очень больших объемах производства. Следовательно, если демонополизировать отрасль путем дробления ее на множество мелких предприятий, то это будет означать снижение объема выпуска продукции, что приведет к возрастанию издержек и росту цен. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Искусственно сформированные мелкие предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане: их «задавят» иностранные гиганты. Поэтому цель антимонопольной политики государства не к борьбе с монополистами как таковыми, а к ограничению монополистических злоупотреблений [17, с.183]. По отношению к естественным монополиям эта цель достигается путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности путем принудительного установления цен и тарифов. В случае естественного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушения уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций. К ним относятся: запрет слияния крупных предприятий; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; принудительное раздробление монополи на несколько независимых предприятий [17, с.183]. Основанием для проведения мер антимонопольной политики являются: • концентрация очень большой доли рынка в руках одного предприятия; • переплетение ведущего предприятия с конкурентами [17, с.184]. При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий: 1) доля оборота капитала на рынке; 2) число занятых; 3) величина капитала. Переплетение ведущего предприятия реализуется в трех формах: 1) создание картеля (соглашение предприятий одной и той же отрасли о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмен патентами); 2) система участия (все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга); 3) личная уния (одни и те же лица управляют разными предприятиями-конкурентами, входят в советы директоров предприятий-конкурентов) [17, с.184]. Все формы переплетения предприятий-конкурентов фактически имеют характер сговора и выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю. Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости их сглаживания государством посредством регулирования деятельности этих компаний,?ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии?решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. В большинстве случаев речь идет?не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений [4, с.212]. Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой,?тем не менее некоторые его общие черты выделить можно: • обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром; • запрет соглашений о разделе рынка; • контроль за слияниями фирм; • запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку; • запреты на принудительные соглашения о комплексной?покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого; • запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли; • запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными?компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о?переплетении с конкурентами, носящее характер сговора); • запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы; • разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение; • прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление?предприятия-монополиста на множество самостоятельных?конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать) [4, с.213]. Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера. Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией: 1) поощрение создания товаров-заменителей; 2) поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; 3) привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; 4) финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов [20, с.119]. Применение тех или иных мер антимонопольной политики?зависит от каждого конкретного случая. Если давать общую?оценку, то заметны следующие закономерности. Обычно более?строгая правоприменительная практика имеет место в случае завышения цен монополистами, а также при слияниях фирм, особенно если эти слияния горизонтального типа. Менее строгая —?случае слияний, основанных на вертикальной интеграции или?же имеющих конгломератный характер [4, с.213].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 37 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Политология, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Политология, 31 страница
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg