Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Структура правоотношения и сферы его функционирования в различных отраслях российского права
Основания возникновения (изменения, прекращения) правовых отношений в сфере социального обеспечения
Основание возникновения (изменения, прекращения) правоотношения (юридический факт) — конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права социального обеспечения связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений по СО.
Обычно в теории права выделяют 2 вида юридических фактов: действия и события[4]. В основном, правоотношения в сфере социального обеспечения возникают из юридических фактов-событий (к примеру, наступление пенсионного возраста). Причиной события может быть и действие, однако для социально-обеспечительных правоотношений чаще всего имеет значение не причина, а именно само наступившее событие (например, получение увечья в результате действия 3-го лица, приведшее к временной нетрудоспособности и т.д.).
Юридические факты в форме действий характерны для возникновения процедурных правоотношений, где лицо, желающее реализовать свое право на какой-то из видов СО, подтверждает свое желание путем действия (к примеру, заявления о назначении пенсии).
Кроме деления юридических фактов на действия и события, есть и другая классификация. По характеру юридических последствий отмечают:
• правообразующие факты (наступление пенсионного возраста);
• правоизменяющие факты (изменение группы инвалидности);
• правопрекращающие факты (окончание временной нетрудоспособности).
Один и тот же юридический факт может быть как правообразующим, так и правоизменяющим и правопрекращающим (например, смерть кормильца-пенсионера по старости есть правообразующий факт в праве его семьи на получение пенсии по случаю потери кормильца, а в пенсионном правоотношении о пенсии по старости этого пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом).
Структура правовых отношений в сфере СО
Субъекты правовых отношений в сфере СО
Субъект правоотношения в сфере СО — участник такого вида правоотношения, которого нормы права СО наделяют конкретного вида субъективными правами и юридическими обязанностями.
Особенность этой разновидности правоотношений есть то, что субъектами правоотношений в сфере СО могут быть только граждане с одной стороны, а с другой стороны — ОГВ (орган государственной власти), орган местного самоуправления или организация (управомоченный орган или организация).
Гражданин чаще всего является управомоченной стороной в правоотношении. Для того, чтобы стать субъектом правоотношений по СО, гражданин обязан обладать правосубъектностью. Она трактуется, как главное условие приобретения и реализации гражданином субъективного права на один из видов СО.
Управомоченный орган или организация обычно есть обязанная сторона в правоотношении, следовательно его правосубъектность определяется и ограничивается именно теми целями и задачами в СО, ради которых он непосредственно существует.
Объекты правоотношений в сфере СО
Объект правоотношений в сфере СО – это материальные блага. По поводу их предоставления и использования складываются следующие отношения:
• денежная выплата (пенсия, пособие и т.д.);
• натуральная (непосредственная) выдача (соц. услуги, мед. помощь и т.д.);
• предоставление льготы (снижение платы за коммунальные платежи на 50 %).
«Объектом социально-обеспечительных отношений не редко выступают и действия. Они всегда урегулированы нормами права. Выступают в качестве объекта процедурных правоотношений, а также играют вспомогательную роль, т.е. обслуживают материальные правоотношения».
В процессуальных правоотношениях по СО объектом является конкретное право гражданина на оказание СО, которое подлежит оспариванию.
Правоотношение в сфере СО состоит из субъективного права и корреспондирующих им юридических обязанностей субъектов правовых отношений. Субъективные права и юридические обязанности составляют юридическую связь между субъектами правового отношения, которая, чаще всего, представлена правами конкретного субъекта на СО и обязанностями управомоченного органа (организации) по их воплощению в жизнь. При этом, у каждого субъекта вполне может быть несколько прав и обязанностей.
Содержание материального правоотношения
К нему относятся: субъективное право гражданина требовать того, чтобы ему предоставили назначенную в определенном размере пенсиию, пособие, компенсацию какой-то услуги, либо обязанность соответствующего органа (организации) предоставить один из видов СО в размере, указанном в законодательстве.
Содержание процедурного правоотношения
К нему относятся: субъективное право гражданина на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на конкретный вид СО, вынесения решения о его назначении, а также обязанность уполномоченного органа (организации) курировать этой процедурой и назначить пенсию или иной вид обеспечения, который является объектом этого правового отношения.
1.2. Функционирование правоотношения в сфере социального обеспечения, их основные классификации.
Правоотношения в сфере социального обеспечения: объекты, субъекты и содержание
Правоотношения в сфере СО – это урегулированные нормами права социального обеспечения общественные отношения между гос. органами и гражданами по поводу предоставления пенсий, пособий, льгот, соц. услуг, компенсаций и других видов СО.
Классификация: 1) по видам соцобеспечения (пенсионные, по выплате пособий, по предоставлению услуг, по выплате компенсаций, по предоставлению льгот); 2) по срокам (единовременные, периодические, ежемесячные); 3) по характеру (материальные, процессуальные, процедурные).
Элементы правовых отношений в сфере СО: 1) субъекты – физические лица (граждане РФ, иностранцы, ЛБГ) и государственные органы (органы социальной защиты, служба занятости населения, органы здравоохранения, органы образования, пенсионные службы министерств – Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС и т.д.). Все они принимают участие в отношениях по СО, а также обладают правосубъектностью по законодательству о СО; 2) объекты – конкретное социальное благо, отдельный вид СО, по поводу его предоставления и возникают эти отношения; 3) содержание – набор прав и обязанностей субъектов этих правоотношений; 4) юридические факты – объективные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений по СО; 5) действия участников социальных правовых отношений по поводу назначения и предоставления пенсий, пособий и т.п.; 6) события (инвалидность, достижение пенс. возраста, нетрудоспособность, смерть и т.д.).
Социальные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в ПСО обычно на основании сложных составов, т.е. составов, образованных из нескольких юр. фактов.
Правовые нормы в СО, которые закреплены в соответствующих НПА действуют только в правовых отношениях, относящихся к сфере этой отрасли. Правоотношения – это одно из фундаментальных понятий в правовой науке.
Общественные отношения являются правовыми отношениями лишь потому, что связи их участников обозначаются правовыми нормами. Исходя из общей теории права, правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права.
Соответственно, мы можем заявить, что правоотношения по СО — это урегулированные правовыми нормами фактические отношения по поводу предоставления материальных выплат (пенсий, пособий, компенсаций и т.д.), соц. услуг, льгот. Возникают между гос. органами (учреждениями) и физ. лицами (семьями), которые по закону могут на них претендовать.
Иными словами, это юр. связи субъектов права СО, в которых 1 из субъектов - гражданин (семья) осуществляет свои права на конкретный вид СО, а второй субъект - орган соц. защиты - должен обеспечить это осуществление.
Отношения по СО в современных реалиях возникают и проявляются в виде правоотношений. Есть столько же отношений по СО, сколько и видов общественных отношений числится в этой отрасли. В зависимости от того, результат какой нормы эти правоотношения, их делят на 3 группы:
1. Основные (материальные) правоотношения — возникают по поводу определенных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания, назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, судьям, находящимся в отставке. В свою очередь пенсионные отношения классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии: по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальной.
Аналогичные классификации существуют и в связи с выплатой пособий, компенсационных и других выплат, перечисленных выше, которые будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего пособия.
Материальные правоотношения составляют ядро системы правоотношений, поскольку именно в них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др.
Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта. При отсутствии спора о праве эти отношения имеют регулятивный характер.
Отличительная особенность социально-обеспечительных правоотношений состоит в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, компенсации, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить.
Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требований управомоченного лица и
законодательством. Это означает, что по общему правилу в одностороннем порядке или по соглашению сторон мера обязанности изменена быть не может. Именно в этом заключается одно из главных отличий обязанностей в социально-обеспечительных отношениях от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты по собственному усмотрению возлагают на себя обязанности в допускаемых законом пределах.
Кроме того, материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку
они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) определенных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг.
2. Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение. Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с момента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжительности трудового стажа, установления инвалидности). Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение гражданина или его представителей для удостоверения конкретного факта. В пенсионном обеспечении
важным юридическим фактом является дата обращения за пенсией. С ее учетом определяется срок, с которого производятся назначение и выплата пенсии.
Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Важнейшую роль при этом играют сроки, в течение которых должны выполняться определенные юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения. При несогласии с решением компетентного государственного органа гражданин вправе обратиться за разрешением спора в административном или судебном порядке.
Отличие процедурных правоотношений от процессуальных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законодательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения спора затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.