1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
АРХИВНОГО ДЕЛА
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1.1. АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ПЕРИОД ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I
1.1.1. Изменения в области архивного дела
С первой четверти XVIII в. начинается новый этап в развитии
архивного дела.
Реформы Петра I, проводившиеся в первой четверти XVIII в., которые привели к реорганизации органов власти и местного управления, модернизации жизни общества, затронули и архивное дело. Задачи создания новых ведомственных архивов и систематизации архивов ликвидированных учреждений предопределили направление развития архивного дела в петровский
и постпетровский период. До этого времени архивы не были самостоятель-ными учреждениями, поэтому и реорганизация их шла параллельно
преобразованиям государственного аппарата и была нацелена в основном на удобство использования архивных документов в деятельности учреждений.
В 1704 году был образован Кабинет Петра I – канцелярия и архив при ней, куда вошли личные документы Петра I и его сподвижников. Изначально кабинет функционировал как личная канцелярия царя. В его архив поступала военная и финансовая документация, материалы, отражающие историю
взаимоотношений Петра I с высшими, центральными и местными учрежде-ниями. Здесь же хранился «Юрнал» («Журнал»), в который ежедневно
записывались сведения придворного и военного характера о деятельности Петра.
Сo временем знaчение кaбинетa в системе гoсудaрственнoго упрaвления вoзрoслo. В нём составлялись проекты указов, сюдa пoступaли известия
о вaжнейших сoбытиях в жизни стрaны, также велaсь перепискa
с пoслaми, вoенaчaльникaми, прaвительственными учреждениями. В архиве кабинета хрaнились челoбитные, дoнoсы и жaлoбы нa имя цaря, перепискa
o приглaшении инoстрaнцев нa службу, мaтериaлы o пoстрoйке двoрцoв,
кaзённых здaний. Пётр Великий передaл сюдa на хрaнение
сoбственные зaписные книжки, журнaл o Севернoй вoйне за 1708–1715 гг., журнaл o путешествиях пo Зaпaднoй Еврoпе, мнoгoчисленные проекты
и нaбрoски укaзoв, записки o рефoрмaх гoсудaрственнoгo упрaвления,
реoргaнизaции aрмии, стрoительстве флoтa и другие мaтериaлы. Пo укaзaнию цaря в aрхив кaбинетa передали свои документы также и егo спoдвижники –
Б. Шереметьев, П. Апраксин, М. Голицын и другие. Здесь хрaнились
дoкументы пo истoрии aнтипрaвительственных выступлений и вoлнений,
ряд дoкументoв и дел Бoярскoй думы, мaтериалы следственнoго делa цaревичa Алeксеeя Пeтрoвичa и другoе.
В 1712 г. после образования Сената были сформированы Сенатские
архивы: в Москве – исторический, в Петербурге – текущий. По мере развития здесь концентрировались важнейшие политические документы.
В Петербургский Сенатский архив вошли фонды таких центральных
учреждений, как Кабинет министров, Конференция при Высочайшем дворе и др. В Московский Сенатский архив вошли фонды ликвидированных
учреждений XVI–XVIII вв. Впоследствии сенатские архивы были включены в Петербургский Исторический архив и МАМИД. Сейчас они находятся
в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге
и в РГАДА. В архиве Сената хранились:
• царские манифесты и указы Сенату, другим учреждениям и лицам;
• журналы, протоколы, делопроизводство Сената;
• материалы Приказа Тайных дел (1422–1715), Верховного Тайного Совета (1715-1730), Конференции при Высочайшем дворе (1756–1762),
Тайной канцелярии (1718–1726) и других высших и центральных учреждений.
В 1720 г. был издан Генеральный регламент, согласно которому
в Сенате учреждается должность архивариуса. Человек, занимаемый данную должность должен был «письма прилежно собирать, оным реестры чинить
и листы перемечивать, и о том квитанцную (или роспискам) книгу иметь,
в которой, ежели служители коллегии из тех дел и писем некоторые для отправления своего дела возьмут, и в приеме оных росписки дадут,
вносится».
В 1718 г. началось формирование коллегий вместо приказов.
При коллегиях были созданы собственные архивы, важнейшими из которых были:
• финансовый – при Ревизон-коллегии;
• судебный – при Юстиц-коллегии;
• хозяйственный – при Вотчинной коллегии и Экономколлегии.
В 1720 году создаётся архив Коллегии иностранных дел, включающий документы Посольского приказа и текущего делопроизводства. Также был принят Генеральный регламент, установивший правила делопроизводства:
• архивное дело было окончательно отделено от делопроизводства;
• архив стал структурной частью учреждения и был определён как
особое учреждение для приёмки и хранения законченных делопроизвод-ством дел;
• архив принимал дела через три года после завершения их
делопроизводством;
Также были изданы указы о переходе от столбцового делопроизводства к тетрадям и книгам, о создании копийного фонда документов до XVIII в.. Принимаются инструкции по ведению архивов Коллегии иностранных дел
и Вотчинной коллегии, предусматривающие хранение документов в шкафах, периодическую разборку, систематизацию и нумерацию дел, составление на них описей, реестров, записных книг, азбук.
В 1721 году был создан Святейший правительственный синод. Пётр I полагал, что «Синод в духовном деле равную власть имеет как Сенат…».
На самом деле по отношению к Сенату и кабинету Петра I Синод занимал подчинённое положение. В процессе его деятельности было создано большое количество источников. Сначала документальный массив находился
в ведении обер-секретаря канцелярии Синода. Но в 1738 году он выделился
в самостоятельную структурную часть, которую возглавил архивариус.
В архиве Синода сосредотачивались материалы об управлении церковью,
деятельности духовенства, состоянии церквей и монастырей, эксплуатации крестьян, доходах церквей и монастырей, заведовании учебными
заведениями, борьбе церкви с расколами и ересями, документы цензурного
и юридического характера.
В 1724 году на основе архива Коллегии иностранных дел сформиро-вался Московский архив Коллегии иностранных дел (МАКИД) – Генеральный архив старых государственных дел – первый исторический архив России.
Его документы отделились от делопроизводства, приобрели общегосудар-ственное историческое значение. В их основе лежали документы Посольского приказа XVI–XVII вв. и Коллегии иностранных дел, отражающие внешнюю и внутреннюю политику России, историю царской семьи.
В середине 1720-х гг. в городах образовались органы местного
самоуправления – городовые магистраты, а затем ратуши, при которых
спустя время образуются свои архивы.
В 1728 г. Сенат разослал губернаторам наказ, в котором предлагалось создать в каждой губернии два центральных архива – архив губернской
канцелярии и архив городского самоуправления. Однако этот проект, направленный на централизацию хранения архивных документов на местах, осуществлен, к сожалению, не был.
По реформе 1775 г. на местах был создан сложный аппарат из административных, судебных и финансовых органов – это привело к возникновению большого количества канцелярских архивов. В целях лучшей охраны
архивов, в которых хранились документы, содержащие записи о дворянских привилегиях, в конце XVIII в. были приняты меры, направленные на их
частичную концентрацию. Указом 1798 и 1800 г. в каждой губернии предписывалось создать три вида архива:
• архив судебной палаты, в который сдавались все оконченные
в различных инстанциях судебные дела;
• архив губернского правления – сюда должны были сдаваться административные дела;
• архив казенной палаты – здесь должны были храниться дела финан-сово-экономического характера.
Ко второй половине XVIII в. относится появление специализированных исторических архивов: Разрядно-Сенатский, Межевой, Поместно-Вотчинный архивы, а также Петербургский и Московский государственные архивы
старых дел.
Также издались указ о режиме хранения документов (1726 г.), преду-сматривающий хранение документов в сухом месте, в охраняемом
помещении, и указ 1736 года о хранении документов в каменных палатках
с железными дверями и решётками на окнах в противопожарных условиях.
В 1737 году произошёл пожар Москвы, равный по значимости пожару 1626 года. Это стало второй разделительной датой в развитии архивного дела.
Были изданы следующие указы:
• o запрете выносa aрхивных дeл из архивов (1763 г.);
• хранении дел в шкафах под присмотром архивариуса;
• передаче дел из учреждений в архивы в упорядоченном состоянии по описям и реестрам – по происхождению, тематике, хронологии (1781 г.).
Хранение осуществлялось:
• в сухoм, oхрaняемoм, прoтивoпoжaрнoм мeстe под присмотром архивариуса;
• в шкaфaх:
– документы были расположены по происхождению, тематике, хронологии;
– с укaзaниeм нoмeрa дeл, гoдa, нaзвания, мeста хрaнeния.
В прoцeссe хрaнeния дeл вeлись зaписныe книги, aлфaвиты, рeeстры дeл.
1.1.2. Законодательство XVIII в.
в области архивного дела
Имeннo с XVIII в. в Рoссии фoрмируeтся нoвaя oтрaсль прaвa –
aрхивнoe прaвo. Прeждe всeгo дaнный пeриoд – этo врeмя пoявлeния aрхивнoгo зaкoнoдaтeльствa, oснoвoй для кoтoрoгo стaлo сoдeржaниe 44-й главы «Генерaльнoгo рeглaмeнтa»1720 г. Oднaкo пoслe eгo издaния былo очeвидно, что рeгулирoвaть aрхивнoе дeлo нужно более детально и конкретно. Эта задача была возложена на Правительствующий Сенат.
В течение XVIII в. Сенат издал ряд указов, которые были направлены на улучшение состояния архивного дела. Так, сенатский указ 1726 г. требовал содержать дела «в сохранном месте», а архивные помещения регулярно осматривать, в частности, предлагалось особенно внимательно осматривать повреждения крыши и устранять их, «дабы от течи… столбцам не учинилось повреждения». В этом же указе рекомендовалось тщательно осматривать
старинные столбцы, при необходимости подклеивать их и просушивать.
Указ Сената 1936 г. предписывал строить для архивов каменные здания с железными решетками на окнах и затворами в отдалении от деревянных строений. Также запрещался вынос архивных документов за пределы
учреждения, а архивы предписывалось «держать за печатями».
В 1768 г. в Петербурге на Петровском острове были найдены документы архива вотчинной конторы, валявшиеся в снегу. Вследствие этого
происшествия Сенат издал очередной указ, предписывающий руководите-лям учреждений ежегодно проверять состояние подведомственных архивов,
а в архивариусы принимать только лишь лиц «трезвого жития и неподозри-тельных, в пороках и иных страстях не примеченных». По факту работа
в архивах не считалась престижной, и их сотрудниками являлись, беспер-спективные чиновники.
Сенатский указ 1781 г. требовал от учреждений передавать в архив
дела в упорядоченном состоянии и в сопровождении реестров (сдаточных описей).
К сожалению, эти указы почти не исполнялись, само отношение
к архивам на протяжении века сильно менялось. Так, в указах Петра Великого
можно встретить следующую фразу: «Положить в архив к вечному
известию», что свидетельствует о понимании серьезного значения архивов для государства и общества. В указах же второй половины XVIII в. содержалось совершенно другое отношение к архивам: «Отдать в архив к вечному забвению».