Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Механизм формирования федерального бюджета (планирование доходов и расходов)

cool_lady 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.01.2021
Целью данной курсовой работы является анализ формирования федерального бюджета и определение направлений совершенствования механизма формирования федерального бюджета. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: – рассмотреть понятие и сущность федерального бюджета РФ; – раскрыть определение доходов и расходов федерального бюджета; – проанализировать формирования доходов и расходов федерального бюджета 2016-2018 гг.; – выделить основные направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета. Предметом исследования данной работы является механизм формирования и исполнения федерального бюджета России. Объектом исследования является федеральный бюджет РФ. Информационной базой исследования является федеральный бюджет РФ за 2016-2018 годы.
Введение

Важнейшим механизмом, который дает государству возможность осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система. Самым главным звеном финансовой системы является бюджетная система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей. Причем федеральный бюджет — это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, то есть в нем зафиксирована политика данной правящей элиты, которая разработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил. С помощью федерального бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы в главных зонах экономического и социального развития, то есть использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулируя производственные и социальные процессы. Именно поэтому все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические аспекты формирования федерального бюджета 5 1.1 Федеральный бюджет РФ: понятие и сущность 5 1.2 Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации 8 1.3 Мировой опыт формирования федерального бюджета 14 2 Анализ формирования федерального бюджета на 2016 - 2018 год 21 2.1 Анализ формирования доходов федерального бюджета 2016-2018 гг. 21 2.2 Анализ формирования расходов федерального бюджета 2016-2018 гг. 28 3 Совершенствование механизма формирования федерального бюджета 31 3.1 Пути повышения эффективности формирования доходов федерального бюджета 31 3.2 Пути повышения эффективности формирования доходов федерального бюджета 35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.11.2013) 2. Афанасьев М.П., Беленук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. – М: Юрайт, 2016. – 784 с. 3. Болтинова О.В. Бюджетное право. – М.: НОРМА, 2015. – 320 с. 4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014. – 496 с. 5. Воронов В. Государственный бюджет и государственные долги России. М.: Эксмо, 2018. – 93 с. 6. Гольдфарб А.А. Финансовое право. – М.: ПОСПЕКТ, 2015. – 128 с. 7. Грицюк Т.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. — М: Финансы и статистика, 2016. — с. 395. 8. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2015. – 240 с. 9. Дробозина Л.А. Финансы - М.: ЮНИТИ, 2015. —с. 421 10. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение: учеб.пособие – СПб : Питер, 2014. – с. 98. 11. Игнатов В. Государственное и муниципальное управление в России. – М.: Феникс, 2013. – 384 с. 12. Изабаков И.Г., Ниналова Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2013. – 272 с. 13. Кадомцева С.В. Государственные финансы. – М.: Инфра-М, 2015. – 352 14. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамова, Е. Апеванова, Е. Астафьева; науч. Ред. Е.Т. Гайдар. – М.: Проспект, 2016.—656 с. 15. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. – М.: Юрайт, 2015. – 496 с. 16. Кузин В., Зуев С. Организационно-правовые основы системы государственного и муниципального управления. – М.: Дело, 2016. – 120 с. 17. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Кнорус, 2017. – 480 с. 18. Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: Кнорус, 2016. – 242 с. 19. Мыляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Инфра-М, 2018. – 400 с. 20. Наумов С.Ю., Гегедюш Н.С., Мокеев М.М., Подсумкова А.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дашков и Ко, 2017. – 556 с. 21. Носова Л.Ф. Бюджет Российской Федерации: механизм формирования и реформирования: учебное пособие. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2018. – 90 с. 22. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в РоссииМ.: Юнити-Дна, 2010 23. Подъяблонская Л.М. Финансы. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 408 с. 24. Попова Л. В., И. А. Маслова, Ю. Д. Земляков. Налоговая система зарубежных стран: учеб.пособие – М. : Финансы и кредит, 2017. – с. 240. 25. Свищева В., Жирова Г. Бюджетная система России. Краткий курс. – М.:, 2015. – 412 с. 26. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. – Спб.: Питер, 2012. – 448 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты формирования федерального бюджета 1.1 Федеральный бюджет РФ: понятие и сущность Центральное место в системе финансов занимает бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год и планируемый период. Бюджет согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет следующее определение – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.[1] Роль федерального бюджета выражается в том, что он является центральным звеном бюджетной системы, главной финансовой базой функционирования в системе государственных финансов. Главными функциями федерального бюджета являются: ? перераспределение ВВП; ? перераспределение национального дохода; ? государственное регулирование и стимулирование экономики; ? финансовое обеспечение социальной политики; ? контроль образования и использования централизованного фонда денежных средств. Роль федерального бюджета заключается в перераспределении около 30% ВВП и большей части национального дохода. Бюджет широко используется для территориального и межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов (субсидии, предоставление государственных кредитов и гарантий, инвестиции), государство использует федеральный бюджет исходя из учета требований наиболее целесообразного размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории страны.[3] Федеральный бюджет по сути своей является главным финансовым планом государства, регулирующим общую сумму доходов и расходов, направляемых на решение первоочередных задач, в обозначенные сроки. Федеральный бюджет преобладает в общей системе финансовых планов, так как отражает долю финансовых ресурсов всех элементов и звеньев хозяйства, упорядочивающий на определенный период их финансовые взаимоотношения с государством. В процессе составления проекта федерального бюджета он олицетворяется в централизованный фонд денежных средств государства, состоящий из денежных ресурсов предприятий, организаций и населения в виде налоговых платежей, собор и прочих поступлений на общегосударственные нужды. Эти поступления образуют доходы бюджета, которые в последующем направляются на финансирование намеченных государством целей. Исходя из этого можно сделать вывод, что федеральный бюджет представляет собой публичные экономические отношения, служащие промежуточным звеном для процесса аккумулирования, распределения и эффективного применения централизованного фонда денежных средств определенного государственного, территориального или муниципального образования, находящееся в ведении органов власти, назначенных для финансирования поставленных целей и являющегося главным финансовым проектом страны, утверждаемым Государственной Думой, Советом Федерации, Президентом Российской Федерации.[2] При составлении проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации придерживается следующих концепций: 1) концепция ежегодного балансирования бюджета (ежегодно равенство доходов и расходов; ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования экономики, поскольку любое сознательное воздействие Правительства на доходы или расходы может привести к нарушению этого баланса); 2) концепция баланса в ходе экономического цикла (бюджету надо быть балансированным не ежегодно, а в ходе экономического цикла. При этом в периоды экономического подъема, когда растут доходы государства, за счет бюджетного профицита формируется бюджетный резерв. В периоды экономического спада расширяются государственные расходы, и может образоваться дефицит бюджета и на его покрытие могут использоваться накопленные бюджетные средства); 3) концепция функциональных финансов – (это обеспечение равновесия в экономике, поэтому считается необходимым поддерживать и стимулировать экономический рост, расширяя для этой цели госрасходы, несмотря на то, что это может привести к дефициту бюджета). В федеральном бюджете Российской Федерации доминирует концепция балансирования в ходе экономического цикла – на федеральном уровне. Федеральный бюджет как правовая категория располагает следующими признаками: 1) общегосударственный фонд денежных средств, организованный для компенсирования государственных расходов; 2) главный финансовый план страны с указанием его доходов и расходов; 3) главный финансовый план государства, поскольку наравне с ним функционируют и финансовые планы предприятий, учреждений, организаций.[7] Рассматривая содержание федерального бюджета, следует отметить сложную организационную структуру и непрерывность денежных потоков, вследствие чего наблюдается модифицируемый объем распределяемых денежных средств, виды доходов и расходов. Определенный размер бюджетного фонда, отображающий уровень централизации финансовых ресурсов находящихся в ведении государства, зависит от ниже перечисленных условий: 1) уровня развития экономики; 2) различных методов хозяйствования в учреждениях, организациях, на предприятиях; 3) ряда решаемых обществом поставленных перед государством проблем и задач.[20][21] 1.2 Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного. продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой «базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета. [6] Автор Нешитой Анатолий Семенович считает, что доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. В трудах Поляка доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти. По материально-вещественному воплощению доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране законодательством в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Доходы федерального бюджета являются результатом распределения стоимости ВВП, вместе с тем они выступают объектом дальнейшего распределения централизуемой в руках государства стоимости. Основной источник формирования доходов бюджета во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства и политической ориентации - налоговый. Состав доходов бюджета РФ проиллюстрирована на рисунке 1. Рисунок 1 - Состав доходов федерального бюджета К налоговым доходам федерального бюджета относятся (в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами): налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость; акциз на спирт этиловый из пищевого сырья; акциз на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого; акциз на спиртосодержащую продукцию; акциз на табачную продукцию; акциз на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей; акциз на автомобили легковые и мотоциклы и др.[8] К неналоговым доходам федерального бюджета относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и не подлежащие возврату лицу, внесшему такие средства, в соответствии с законодательством на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление, за исключением средств, получаемых от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог и остальные.[10] Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности: 1) в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие; 2) по социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц; 3) в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода; 4) по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг); 5) по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).[25] Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.[4][11] Теперь хочется поговорить о расходах. Расходы федерального бюджета представляют собой процесс планирования, выделения и использования финансовых средств, аккумулированных в бюджете, в соответствии с законодательством на очередной финансовый год. Главное звено в бюджетной системе - это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи бюджетной классификации. В новой редакции Бюджетного кодекса расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. При этом закреплено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами.[23] Экономическая сущность расходов федерального бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Организация государственных расходов основана на следующих принципах: 1) Принцип целевого использования средств (целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств). 2) Соблюдение режима экономии (одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования). 3) Безвозвратность государственных расходов (экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно- территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.)[9] Все государственные расходы предназначены для следующих целей, которые можно разделить по подгруппам: 1) Военные. Сюда входит обеспечение безопасности государства и оборонная промышленность. 2) Экономические. Здесь важна финансовая поддержка субъектов хозяйствования, а также инновационные программы. Так же сюда относится формирование государственной собственности и другие экономические расходы. 3) На социальные цели. Сюда можно отнести, например, социальные учреждения, которые находятся в государственной собственности. 4) На внешнеполитическую деятельность. Как пример можно привести осуществление международной деятельности в общегосударственных интересах. 5) На содержание аппарата управления. Подразумевается обеспечение деятельности Президента, органов законодательной и судебной власти, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти и их территориальных органов. [5] В БК РФ регламентировано, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Классификация расходов федерального бюджета представлена на рисунке 2. Рисунок 2 – Классификация расходов федерального бюджета 1.3 Мировой опыт формирования федерального бюджета Бюджет является необходимым условием функционирования любого государства, которому необходимы финансовые средства для выполнения своих функций, обеспечения своих обязательств. В докапиталистических формациях доходы государства носили преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей и нужд удовлетворялась за счет различного рода повинностей и податей от натуральных сборов (в России к таким поступлениям относились барщина и оброк). Для обоснования потребностей в средствах, их определенном направлении составлялись отдельные сметы доходов и затрат. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и затрат была осуществлена в Англии в конце XVII в и в последствии получила название бюджет. В конце XVIII — начале XIX вв. практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на определенный период, как правило, на год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом положении государства, состоянии его финансовых ресурсов, а также платежеспособности. Во многих зарубежных странах, таких как Англия и Франция первые бюджеты являлись государственной тайной и были строго засекречены, следует отметить, что в нашей стране государственный бюджет также был засекречен. На момент появления бюджет не имел четкой разграниченности направлений финансирования, а представлял собой смету вероятных доходов и расходов государства. Для того времени такое определение было вполне приемлемым, поскольку бюджет государства возник и начал действовать как объединенная совокупность разрозненных смет доходов и расходов по важнейшим общегосударственным мероприятиям. Однако с развитием общества это определение устаревает и не раскрывает полностью сущности бюджета, который уже выходит из узких рамок общей сметы доходов и расходов государственной казны и приобретает характер основного финансового плана, определяющего движение преобладающей части финансовых ресурсов государства. С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами.[22] Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в единую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с различными звеньями финансовой системы. Признание бюджета основным финансовым планом характеризует его важное место в перераспределении национального дохода, особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через государственный бюджет перераспределяется около 50% национального дохода, примерно 3/4 всех денежных средств многих стран. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Такое положение бюджета в жизни общества придает ему силу закона. Поэтому бюджет любой страны утверждается высшими законодательными органами — парламентами, а выполнение его доходной и расходной части становится обязательным для участников бюджетного процесса.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg