Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Социально-психологический тренинг как форма психологической помощи

cool_lady 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Объектом курсовой работы является исследование в современном мире социально-психологического тренинга. Предмет исследования: социально-психологический тренинг как форма психологической помощи. Гипотеза: групповая форма работы способствует развитию общительности личности. Основные задачи: 1) изучить теоретические основы социально-психологического тренинга как формы психологической помощи; 2) изучить историю развития психологической работы в групповой форме; 3) изучение сущности социально-психологического тренинга как формы психологической помощи; 4) изучить общительность как качество личности; 5) описать методики по исследованию влияния тренинг на уровень общительности; 6) описать и провести исследование общительности личности по выбранным методикам; 7) дать рекомендации по развитию общительности личности; Методы исследования: теоретический анализ и синтез научной литературы, опрос, тестирование: (добавить методики) База исследования: исследование проводилось на базе Воронежского экономико-правового института (ВЭПИ). В исследовании принимали участие 20 респондентов. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения и библиографического списка.
Введение

В настоящее время данная тема очень актуальной, так как в России тренинги практикуются не так давно. Но уже пользуются огромной популярностью. Особенно распространены тренинги общения, потому что умение общаться с самыми разнообразными людьми и высокие коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью жизни современного успешного человека. Грамотность в межличностном общении сейчас необходима всем: политик, менеджер, предприниматель, психолог – для них общительность и коммуникативность являются профессионально необходимыми качествами. Уже к пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее конструктивных и быстро действующих форм психологической работы с группами людей. Именно тренинг позволяет реализовать необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям. Также психологический тренинг позволяет нам работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами. Более известными в этой теме являются исследования таких ученых, как С.И. Макшанов, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.И. Ильина, М. Форверг, А. Н. Леонтьев и другие. Невзирая на имеющийся вклад ученых в изучение данной проблемы, мало работ по проблеме изучение тренинга как психологической помощи личности. На основании актуальности выбранной темы сформировалась цель исследования: изучить сущность организации социально-психологического тренинга общения (СПТ). Проблема: каким образом социально-психологический тренинг влияет на развитие общительности личности
Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического тренинга как формы психологической помощи…………………………… 5 1.1 История развития психологической работы в групповой форме……... 5 1.2 Сущность социально-психологического тренинга как формы психологической помощи…………………………………………………… 1.3 Общительность и проблема одиночества……………………………… 9 15 Глава 2. Описание и проведение исследования по влиянию социально-психологического тренинга на уровень общительности личности………... 20 2.1 Описание исследования общительности личности по методикам…………………………………………………………………… 20 2.2 Анализ результатов исследования………………………………………. 25 Заключение…………………………………………………………………….. 28 Библиографический список…………………………………………………... 30
Список литературы

1. Александров А.А. Современная психотерапия. / А.А. Александров – С.Пб.: 20015. – 247с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева – М.: Аспект-пресс, 2018. – 314с. 3. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. вузов /Е.В. Андриенко – М.: Академия, 2016. – 414с. 4. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л.И. Анцыферова – М.: 2015. – 26с. 5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. / Р. Ассаджиоли – М.: RTFL-book, 2016. – 314с. 6. А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование онлайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов 7. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. /Р. Бакли, Дж. Кейпли – СПб.: Питер, 2015. – 320с. 8. Белинская Е., Тихомандрицкая О. Социальная психология: Хрестоматия. / Е. Белинская – М.: Аспект Пресс, 2016. – 179с. 9. Близнюк А.И. Практическая психология. / А.И. Близнюк – Мн.: Выш. шк., 2016. – 239с. 10. Большаков В.Ю. Психотренинг. / В.Ю. Большаков – СПб.: Социально-психологический центр, 2017. – 316с. 11. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. / Н.В. Борисова, А.А. Соловьева – М.: 2016. – 273с. 12. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. / Ф. Бурнард – СПб.: Питер, 2018. – 304с. 13. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В. Вачков. – М.: Ось, 2017. – 352с. 14. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. / В.А. Ганзен, В.Д. Балин – СПб.: СПбГУ, 2015. – 269с. 15. Гаек П., Балакарж Э. Упражнения по психотерапии. / П. Гаек, Э. Балакарж – М.: 1987. – 258с. 16. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития: Пер. с англ. / Д.У. Джонсон – М.: Прогресс, 218. – 218с. 17. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. / Ю.Н. Емельянов – Л.: Изд-во ЛГУ, 2017. – 132с. 18. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. / Ю.Н. Емельянов – Л.: Изд-во ЛГУ, 2018. – 428с. 19. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растенников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растепнников – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 100с. 20. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. / В.П. Захаров – Л.: Изд-во ЛГУ, 2017. – 128с. 21. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М.: Кн, 2019. – 55с. 22. Индивидуальная и групповая психотерапия(www.psikhoanaliz.ru) 23. Клюева Н., Свистун М. Программы социально-психологического тренинга. / Н. Клюева, М. Свистун – Ярославль.: 2017. – 69с. 24. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. / Н. Козлов – Екатеринбург.: 2015. – 245с. 25. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. / В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской – Минск.: 1998. – 172с. 26. Кори Дж. Теория и практика группового консультирования/ Дж. Кори –М.: Изд-во Эксмо, 2017. – 467с. 27. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2018. – 242с. 28. Кричевский Р.Л., Дубовская Е М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская – М.: Аспект Пресс, 2017. – 278с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕНИНГА КАК ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 1.1 История развития психологической работы в групповой форме Психологическая помощь – это профессиональная поддержка и содействие, которые оказываются человеку, социальной группе или семье в решении психологических проблем, реабилитации, социализации, самореализации, а также в преодолении сложной психологической ситуации. Это работа с людьми, которая направлена на решение различных психологических проблем: личностных и межличностных отношений. Социально-психологический тренинг (СПТ) – областью практической психологической помощи, которая использует активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует разнообразное количество форм социально-психологического тренинга, которые во многом пересекаются друг с другом. Многообразие видов групповой психологической работы вызвано разнообразными теоретическими подходами, берущиеся за основу для разработки программы нового тренинга. Социально-психологический тренинг входит в ряд, так называемых, активных методов обучения, использующиеся в качестве замены традиционным методам обучения. В традиционных методах приобретаются в большей степени теоретические знания и практические отсутствует возможность приобретения умений и навыков в различных областях. В тренинге, напротив, происходит обмен опытом и активное включение поведенческих моделей всех участников группы. В тренинге используются поведенческая, когнитивная и эмоциональная сферы личности. Социально-психологический тренинг в узком смысле можно рассматривать как активную форму групповой работы, направленную на повышение коммуникативности личности. Таким образом данную цель можно реализовать в ходе социально-психологического тренинга через приобретение и отработку коммуникативных знаний. Так же, социально-психологический тренинг можно рассматривать в широком смысле. Так тренинг представляет собой сумму различных форм и видов групповой работы, направленных на привлечение личностного потенциала, чтобы была возможность способствовать личностному росту. Имеющаяся цель может быть реализована через процессы рефлексии, самосовершенствования, самопознания. Все процессы, происходящие с участниками тренинговой группы помогают реализовать приобретение коммуникативных знаний. Самопознание увеличивает рамки собственного «Я» индивида, помогает формированию создания реального «Я» образа и адекватной самооценки личности. Самосовершенствование подталкивает процессы преобразования внешнего и внутреннего опыта индивида, помогает коррекции уже образовавшегося потенциала личности. Социально-психологического тренинг имеет психотерапевтический, обучающий, коррекционный эффекты. Это увеличивает области применения коллективной работы, усиливает ее ценность и улучшает возможности. Социально-психологический тренинг является таким вариантом психологической работы, который широко используется в практической работе социальными работниками, психологами, а также показывает свою эффективность в ходе подготовки и обучении специалистов. В своих работах психологи часто сталкиваются с необходимостью работать не только индивидуально с каждым, но и с группой людей. По мере развития практической психологии сложился групповой подход, который выделился в частное направление в практической психологии. Групповая работа имеет свои этапы развития теории и практики. Первый этап – формирование групповых форм работы в рамках практической медицины. Тяга к объединению в группы свойственно людям в течении всей истории человечества. На ранних этапах становления общества люди собирались в группы, для того чтобы обеспечить свое развитие и выживание. И только в крайние два столетия группы стали объединяться для решения задач целенаправленного влияния на личность. Это и стало предметом научно-психологических исследований. Австрийский врач Антон Месмер (1734-1815) был одним из первых предпринявшим попытки лечения больных соматическими и психическими расстройствами, путем объединения в группы. Он получил известность благодаря умению исцелять от различных психических и соматических болезней. Антон Месмер считал, что здоровье человека находится в зависимости разлитых в атмосфере невидимых магнетических флюидов, исходящих от звезд. Зигмунд Фрейд (1856-1939) так же занимался феноменом группы. Но прежде всего в связи с его интересом к склонности членов группы сравнивать себя с сильной личностью, которая играет роль лидера. Сам Зигмунд Фрейд к групповой терапии симпатий испытывал, но один из его сторонников, Альфред Адлер, стремился применить методы индивидуальной терапии для того, чтобы работать с группами. Он придавал большое значение формированию социальному развития личности, ее жизненных целей и ценностей. Именно группа, может оказывать воздействие на ценности и цели личности. Альфред Адлер так же проводил сеансы групповой терапии со своими пациентами. Второй этап – связан с развитием групповой формы работы в рамках социальной психологии и со становлением социальной психологии в отдельное направление. Социальная психология в 1908 году выделяется в отдельную отрасль психологической науки. Данная наука стала пристально наблюдать и изучать такие вопросы как образования групп и формирование их структуры, процессы межличностного взаимодействия в группах, законы действия малых групп, то есть стала складываться теоретическая база групповых форм психологической работы. В 30-е годы в разных областях практики уже достаточно свободно могли использоваться групповые методы работы. Групповая терапия нашла применение в педагогике, в медицине и других отраслях. Третий этап – связан с формированием групповой психологической работы как отдельного направления в практической психологии. Именно с именем Курта Левина связано зарождение тренинговых групп, как формы групповой социально-психологической работы. Он занимался проблемами социального действия и групповой динамики. В то время в педагогике, медицине и других отраслях стали массово применяться групповые методы. Курт Левин занимался исследованием разнообразных аспектов группового взаимодействия. Исследуя феномены коллективного взаимодействия, он ввел понятие групповой динамики, которое является одним из основных процессов существования группы. При исследовании имеющегося феномена в лабораториях, стали возникать первые тренинговые группы (Т-группы). На основании своих наблюдений Курт Левин приходит к выводу: 1) большая часть изменений в поведении людей происходит не в индивидуальном, а при помощи групповой терапии; 2) человек обязан научиться видеть себя таким, каким его видят другие для того, чтобы обнаружить свои недостатки и достоинства, изменить их и выработать новые формы поведения. Курт Левин создает Национальную лабораторию тренинга в 1947 году. С этого момента групповая психологическая работа с людьми приобретает распространение, основываясь уже на новых практических и теоретических разработках. Тренинговые группы используются для решения различных задач, но весомую популярность приобретают группы, которые ориентированы на межличностные аспекты поведения. Тренинговые группы стали основателями большей части видов групповой работы с людьми, которые теперь объединены под общее название социально-психологический тренинг. 1.2 Сущность социально-психологического тренинга как формы психологической помощи В настоящее время для обозначения коллективных форм психологической работы применяют термин «социально-психологический тренинг». В работах Петровской Ларисы Андреевны социально-психологический тренинг – это форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в группе людей. Обширный круг задач, которые решаются посредством социально-психологического тренинга, определяет многообразие форм тренинга. Все разнообразные формы можно поделить на 2 группы: 1. ориентированные на развитие специальных умений; 2. нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения Таким образом, можно сказать, что первая цель социально-психологического тренинга – увеличение грамотности в сфере общения. Главной целью социально-психологического тренинга, как считает Захаров Валерий Павлович, является освоение социально-психологических умений в практической деятельности. Исходя из его точки зрения, особенностью работы тренинговых групп можно назвать: 1) понимание в процессе взаимодействия людей друг с другом, особенности поведения участников; 2) совершенствование навыков и умений общения; 3) сплоченность группы благодаря единым целям и задачам обучения. Итак, первый аспект социально-психологического тренинга – это направленность на рост грамотности в общении. В процессе общения участники обычно являются субъектами и имеют равно-активные, равно-уникальные и равно-свободные права. Общение можно характеризовать как приятие уникальности компаньона, предоставлением ему свободы, переживанием ценностей, которые для него важны. Главная особенность общения – раскрытие субъективного мира одного человека другим. Итак, общение – это взаимная презентация участниками своей неповторимости, после которой происходит улучшение взаимоотношений. Второй аспект – направленность на работу с личностью. Цель тренинговой групп, которая направлена на развитие личностного роста и личности, связана с психологическим влиянием, которое осуществляется во второй системе отношений между людьми. Она относится к гуманистическому направлению в психологии, которое основано на вере в конструктивное начало людской природы. Социально-психологический тренинг – это ветвь практической психологии, которая ориентирована на применение активных методов разнообразных видов работы с группой с целью улучшения грамотности в общении и развитии личностного роста. Следует отметить, что в ходе групповой работы могут выполняться как сразу обе, цели социально-психологического тренинга, так и в отдельности. Следовательно, если рассматривать социально-психологический тренинг как форму активной работы в группе, мы приближаемся к разделению понятий социально-психологического тренинга на узкий и широкий смысл. Социально-психологический тренинг в узком смысле – это форма работы в группе, которая имеет цель повысить грамотность в общении. Социально-психологический тренинг в широком смысле – это форма работы в группе, которая имеет цель повысить компетентность в общении и развить личностный потенциал. Социально-психологический тренинг можно разделить на 2 типа, в зависимости от того, на какую цель делается акцент: 1. Инструментально-ориентированный тренинг. К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести социально-психологический тренинг поведения, который имеет основу бихевиорального направлении в теории личности, когда мы рассматриваем индивида со стороны разных моделей в его поведении, и возможности определенными стимулами и методами изменять его поведения и формировать новое. Целью данного группового подхода является освоение эффективных моделей поведения человека. Если происходит достижение цели социально-психологического тренинга, то в поведении происходят изменения благодаря некой деятельности в процессе обучения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 44 страницы
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg