1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ ЛИДЕР-СТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Личность руководителя компании как субъекта её правления
Руководитель в компании – это важная должность. Именно с руководителя начинается порядок и беспорядок внутри организации.
В современных условиях возрастает роль директора, как руководителя нового типа – менеджера, из-за увеличения объема задач, решаемых учреждением. Руководитель с приоритетом направленности на задачу окажется более востребованным. Современному руководителю необходимо заботиться о создании имиджа и поддержании своего социального статуса учреждения, внедрять в управленческий процесс высокие информационные коммукационные технологии, формировать единую творческую команду, стимулировать творческую деятельность, обеспечивать оптимальные условия для самореализации коллективов, привлекать и грамотно использовать дополнительные источники и способы финансирования, развивать формы самоуправления, общественного контроля.
Наличие у руководителя четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в профессиональной управленческой деятельности, карьере и личной жизни. От успешности управления руководителя зависит эффективность всего учреждения в целом:
1. Целевая эффективность:
? соответствие целей учреждения политике государства, требова-ниям социума, личности;
? потенциальные возможности и обоснованность целей развития;
? определение приоритетов и стратегий.
2. Ресурсная эффективность:
? реализация учителем своих профессиональных возможностей;
? рациональная организация труда
? обеспеченность материально-технической базой.
согласование кадровой политике с целями учреждения;
3. Технологическая эффективность:
? рациональное распределение функциональных обязанностей;
? использование инновационных технологий в системе управления;
? система мониторинга процесса и оценки качества конечных ре-зультатов;
4. Социально-психологическая эффективность:
? благоприятный социально-психологический климат;
? удовлетворенность участников процесса образовательным учре-ждением.
Именно поэтому директор всегда должен уметь выстраивать правиль-ную, продуманную стратегию управления. Известный польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что «руководитель учреждения должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает для своей организации; жестким при выполнении своих распоряжений, приказов от подчиненных; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим с молодыми специалистами». В этих словах, хотя и шутливых, доля правды весьма существенна.2
Для эффективности управленческой деятельности современному руко-водителю необходимо овладеть определенными компонентами педагогиче-ского менеджмента (таблица 1).
Классификация организационно-управленческих качеств руководителя
Таблица 1
Группы качеств Содержание качеств Ранги качеств Удельный вес, %
Профессиональная компетентность Знания и опыт: наличие профессио-нальных знаний и умений в сфере управления ОУ, знание работы на должности завуча, опыт педагогической и общественной деятельности 1 27
Организаторские качества Взаимоотношения с людьми: тяга к ли-дерству, умение контактировать с педа-гогами, учащимися, родителями, орга-низовать совместную педагогическую и воспитательную деятельность, личная привлекательность. 2 19
Деловые качества Отношение к делу: умение стратегиче-ски мыслить, предприимчивость (так-тика действий) и личная организован-ность. 3 18
Нравственные каче-ства Отношение к нравственности: духовные качества и культура поведения в обществе 4 15
Работоспособность Способность к продолжительной и напряженной творческой деятельности на руководящей должности в ОУ. 5 14
Политическая куль-тура Понимание интересов государства, школы, личности педагога, учащегося, родителя, умение считаться с разными точками зрения. 6 7
Безусловно, каждое из перечисленных качеств, оказывает огромное влияние на эффективность работы коллектива и учреждения в целом. Руко-водителя, обладая вышеперечисленными качествами, можно считать идеальным руководителем. В настоящее время подбору руководящих кадров уделяется большое внимание. Собеседование, рекомендации, внешние отзывы и биографические данные, резюме являются универсальным средством оценки претендентов на руководящую должность.
Понимать своих сотрудников, терпимость, принятие различных убеж-дений, ценностей и взглядов играет большую роль в управленческой дея-тельности. Личные качества руководителя оказывают влияние на уровень мотивации, степень удовлетворенности трудовой деятельностью, характер их межличностных отношений. Каждый руководитель использует определенные индивидуальные рычаги психологического влияния в управлении. Чем больше различных источников влияния (принуждение, вознаграждение, традиции и т.д.) может задействовать руководитель, тем весомее его авторитет, сила его психологической власти. Только личность руководителя, власть примера (харизма) является большим источником влияния на коллектив.
1.2 Основные модели лидерства в управлении
Рассмотрим основные модели лидерства в управлении.
1. Теория лидерства.
За последние пятьдесят лет специалисты провели более тысячи иссле-дований, пытаясь вывести типологию лидеров и определить их характеристики и личностные качества. Но ни одно из них не дает четкого определения идеального лидера. И это к лучшему. Если бы ученые нашли точную формулу лидерства, то абсолютно все старались бы следовать ей, а мир стал бы слишком предсказуемым.
Бэрон Р.С., рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишет, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость – самоуверенность; желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; мотивация лидерства – желание руководить и иметь власть над другими людьми; креативность (таблица 2).
Такие качества, как компетентность, самоуверенность, мотивация, честность и напористость можно отнести к категории приобретенных. Это такие навыки, которым можно научиться, чтобы стать хорошим лидером. Потребуется немало времени, чтобы овладеть такими умениями. Однако настоящим лидером не становятся в одночасье.
Характеристика лидеров по Бэрону Р.С.
Таблица 2
Черта Описание
Напористость Желание успеха, амбиции, большая энергия, упорство, инициа-тива
Честность и прямота Заслуживают доверия, надёжность, открытость
Мотивация лидерства Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей
Самоуверенность Вера в собственные способности
Умственные способно-сти Ум, способность объединять и интерпретировать большое коли-чество информации
Креативность Оригинальность
Приспособляемость Способность адаптироваться к нуждам своих подчинённых и к изменяющимся требованиям ситуации
Компетентность Знание деятельности группы; знание соответствующих техниче-ских вопросов
Такие качества, как креативность и приспособляемость, можно отнести к категории врожденных, так как овладеть такими навыками невозможно. В какой-то степени это проявление творческого начала, которое формируется у человека с рождения.
Главным фактором при признании коллектива лидера являются нормы и ценности. Главное здесь не только набор ценностей группы, но и система ценностей общества и организации. При исследовании Далгаарда были выявлена такие ценности лидера как: доверие, любознательность, взаимное уважение, терпимость, мужество. Что касается мужества, оно относится и к женщине-лидеру. Это стойкость, выдержка, сила духа, храбрость, самоуважение.
Формирование лидера — это не прямая восходящая линия (рисунок 1.1), а долгий путь, полный взлетов падений на пути к вершине, которое не заканчивается даже в последние годы. На закате жизни оно напоминает не гонку за призом, а неспешную прогулку.
Рисунок 1.1 – Формирование лидера
Сегодня путь лидера выходит на новый виток развития и делится при-мерно на три периода. В каждый из них есть масса возможностей для разви-тия лидера. В течение первых тридцати лет лидер развивается, приобретая знания в учебе, социуме и первый рабочий опыт. Первые тридцать лет про-исходит подготовка к лидерству.