ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие сущность отзывчивости в психолого-педагогической литературе
В литературе понятие «отзывчивость» традиционно рассматривается в русле нравственного воспитания. Проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольной педагогике и, как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребенка, психолого-педагогическая литература свидетельствует о том, что сложное понятие «эмоциональная отзывчивость» имеет разночтения.
По мнению И.В. Груздовой, терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому [12].
С.А. Курносова также пишет: «Термин «эмоциональная отзывчивость» активно используется в педагогической, методической литературе, нормативных материалах [45, с. 14].
Вместе с тем определение данному понятию современные словари не дают». Сама С.А.Курносова определяет эмоциональную отзывчивость как одну из составляющих социального потенциала «общества знаний» [46]. Автор справедливо подчеркивает, что, несмотря на то, что эмоциональная отзывчивость в определенной степени рассматривалась педагогами и психологами, она не являлась предметом специального исследования и в связи с этим не имеет четкого определения, что не позволяет достаточно приблизиться к пониманию данного феномена
Рассматривая отзывчивость как отклик на состояние другого человека, Л.В. Ясинских трактует это понятие как одно из индивидуальных проявлений эмоциональных свойств личности, выражающееся в понимании переживаний другого человека [62, с. 10].
Отмечая взаимосвязь эмоциональной отзывчивости с личностными качествами человека, В.С. Вербовская подчеркивает, что в эмоциональной отзывчивости проявляется отношение человека к окружающей действительности, через нее характеризуется мировоззрение человека, жизненные основные устремления, характер, его «Я» [19, с. 20].
Понятие «эмоциональная отзывчивость» одним из первых ввёл П. Фресса. Чувств и эмоций проявляется не только в эмоциональной отзывчивости на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, развитой способности понимать и ценить чувства других людей, умение делить свои переживания с близкими [29, с. 112].
Сущность эмоциональной отзывчивости находит своё выражение в процессе самосовершенствования человека, так как онтологически человек не столько продукт природы, сколько – самовоспитания и воспитания.
Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [29, с.113].
Л.Н. Рожина, используя для обозначения феномена отзывчивости термин «эмоциональная возбудимость» описывает её как эмоциональную готовность, то есть готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Он также отмечает, что, строго говоря, об эмоциональной возбудимости можно говорить лишь в тех случаях, когда все чувства, доступные человеку, возникают у него с одинаковой лёгкостью [53, с. 123].
В работах П. Фресса эмоциональная отзывчивость фигурирует под названием «эмоциональность», рассматривается как черта личности и определяется как чувствительность к эмоциогенным ситуациям [53, с. 131].
Интерес представляет раскрытие процесса развития отзывчивого отношения к сверстникам в период дошкольного детства. «Отзывчивый, -ая, -ое; -ив. легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь человек» [61, с. 169].
«Отзывчивый – это не только чуткое отношение к окружающим, но и готовность прийти им на помощь. Обратившись к словарю синонимов, видим тесную связь понятия «отзывчивость» с такими понятиями как мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность [21, с. 20].
Понятие отзывчивость тесно связано с понятием сочувствие:
1) отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущ. горестному, сострадание;
2) одобрительное отношение к чьему-нибудь начинанию, к мыслям и настроениям другого человека, признание и поддержка чего-нибудь, чувство солидарности с чем-нибудь.
Также необходимо отметить связь понятия «отзывчивое отношение» с понятием «эмпатия» – (англ. Empathy – сочувствие, сопереживание; нем. Einfuhlung – « вчувствование ») [12, с. 144]:
1) способность войти в эмоциональное состояние другого лица, «вчувствоваться»;
2) интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другого человека;
2) субъективное приписывание реальному предмету или произведению искусства своих собственных чувств, представлений и установок.
Однако здесь следует отметить что особенность «отзывчивости» заключается именно в действенности её проявления – поведенческое проявление, готовности помочь другому человеку, в этом заключается ее существенное отличие от сочувствия – сострадания, поддержки; и эмпатии – способности эмоционально чувствовать состояние другого.
Таким образом, отзывчивое отношение – сложный многоуровневый процесс, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека.
В структуре отзывчивого отношения можно выделить следующие компоненты [12, с. 101]:
1. Эмоциональный компонент направлен на узнавание эмоций и эмоционального состояния другого. Однако исследователи считают, что форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера бездейственная форма, за которой нет действительного начала.
2. Когнитивный компонент представлен умением проявлять сочувствие, воспринимать и понимать эмоциональное состояние другого человека.
3. Поведенческий компонент включает умения использовать разные способы проявления сопереживания и сочувствие другому человеку.
Дошкольный возраст – один из самых насыщенных и неповторимых периодов жизни любого человека. В это время происходит процесс социализации дошкольника, устанавливается связь с окружающим миром, природой, предметным миром.
В период дошкольного детства у ребенка развиваются основы более сильных и глубоких чувств, которые он может выражать по отношению к другим: честь, правдивость, любовь и уважение к труду людей, чувство любви к дому и т.д. Воспитывать у ребенка желание быть нравственным можно начинать в возрасте, когда малышу еще и нет года жизни, когда он еще не понимает то, что объясняют ему взрослые люди.
Доброта – то качество, которое воспитывается в этом возрасте. Ребенок испытывает чувство радости, в то время как совершает привычные поступки, когда он делает что-то доброе и хорошее по отношению к людям. Но когда ребенок по тем или иным причинам не может совершить нравственный поступок, то тогда он расстраивается, потому что чувство беспокойства из-за невыполненного поступка перерастает в чувство стыда. Нравственное поведение складывается из приобретенных ребенком нравственных привычек.
Дети дошкольного возраста подвержены изменению и развитию, поэтому очень важно с какой стороны повлиять на формирование нравственных представлений и качеств. Нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание закладываются у детей в дошкольном возрасте. Именно они имеют значительное влияние на то, какой будет характер человека, какая будет дальнейшая жизнь. Ребенку следует рассказывать о правилах этического поведения человека, объяснять их смысл и значение.
Психологические и педагогические исследования доказывают то, что возраст 5-6 лет – самый благоприятный и продуктивный период в жизни ребенка для развития способностей в познавательной сфере и формирования личностных особенностей [14, с. 145].
Особенности развития отзывчивого отношения у детей дошкольного возраста связаны с их психофизиологическими особенностями: изменения в эмоциональной сфере ребенка, появление у него новых интересов, мотивов и потребностей, возникновение общественных мотивов, проявление социальных эмоций и нравственных чувств, установление иерархии мотивов.
Решающая роль в становлении отзывчивости принадлежит конкретным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Формирование отзывчивости и простейших видов взаимопомощи должно протекать на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям [19, с. 24].
Показателями отзывчивости детей дошкольного возраста выступают:
- ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других;
- эмоционально реагирует на состояние другого;
- «заражается» им;
- тонко реагирует на настроение другого;
- выражает сочувствие, сопереживание;
- проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным;
- осуществляет эмоционально-утешительные действия [32, с. 169].
Таким образом, развитие такого качества, как отзывчивость, формируется эмоционально - чувственная направленность ребенка на мир другого человека. Существенную помощь в этом процессе оказывает народные сказки.
Отзывчивость является основой полноценного развития личности. Она определяется как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая ребенка на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизни.
1.2 Использование народных сказок в процессе воспитания дошкольников
Сказки - это жанр устного народного творчества, имеющий фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу [30, с. 19].
И.В. Чистякова, В.А. Струкова, О.В. Збродова выявили следующие особенности народной сказки: последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам, т. е. прослеживается прямая связь между поступком и следствием–хорошие поступки награждаются, плохие приводят к трагическим последствиям. Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка [58, с.329].
Сухомлинский В. А. говорит, что «сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника». Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом [41, c. 148].
С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла– глубока и неисчерпаема [43, с.14].
В сказке отражаются и нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.
Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра [48, с. 604].
Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные знания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал (привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев). «Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».
Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия.
Воспитатель должен акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше на своих ошибках, а не на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других [48, с. 605].
Необходимо донести до детей следующие положения, подтвердив их примерами из сказок: для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь понимать и ценить доброе отношение к себе и т. д. [48, с. 606].
Воспитателю следует учитывать, что большое количество сказок и их многообразие позволяют найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для подражания– героя сказки. Весьма важно не только найти пример, но и поддержать выбор дошкольника. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребенку, особенно перед всей группой. Отобранную сказку могут читать ребенку родители или воспитатель. Ребенок может рассказать о том, чем нравится ему герой и чему он хотел бы научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности дошкольников.
Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эта работа может проводиться и на уровне подгруппы, т. е. дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой.
Очень важно, чтобы задания, которые получит каждый участник группы, были различны, а их основой было развитие индивидуальных способностей, т. е. кто-то рисует «портрет» героя сказки, кто-то придумывает за «героя» загадки, которые потом будут отгадывать дети на занятии, кто-то готовит ему «новый наряд» и т.д. [50, с. 155]
Подобные группы имеют временный характер, т. е. они распадаются, когда будет решена поставленная цель. Одним из основных требований к воспитателю в работе со сказкой является ее выразительное чтение, чтобы дошкольники могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит занятие.
В работе с дошкольниками, на наш взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Рассказывая сказку, можно видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно-образную значимость [56, с. 133].
Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.
Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того, чтобы дошкольники усвоили новые слова, например: ухват, скарб, веретено, пастбище и др., нужно дать должное пояснение, обязательно нужно познакомить при возможности с их изображением; предложить составить несколько предложений с этими словами. Можно попросить детей вспомнить другие сказки, где используются эти слова, и наконец, можно попробовать нарисовать самим данные предметы. Для лучшего восприятия сказки правомерно использовать музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей и даже детей, владеющих инструментами. Позже уместно провести викторину не только по тем или иным репликам героев, но и по музыкальным образам. Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями.
Воспитателю необходимо подробно рассказать о проведенной работе на родительском собрании, отметив общий успех, помощь взрослых, а также развивающую и воспитывающую роль сказки, ее роль при приобщении детей к народной культуре [56, с.135].
Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е. выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае.
Формы использования сказки в ДОУ весьма разнообразны. Ее можно прочитать ребенку, не обсуждая, чтобы дошкольник еще какое-то время побыл в мире сказки и сам подумал о том, что услышал. Даже мимолетное соприкосновение со сказкой дает повод поразмыслить и через некоторое время попытаться «попробовать» себя в той или иной роли, т. е. «примерить» на себя роль героя.
Педагогом может быть использован алгоритм психокоррекционной сказки [62, с. 13]:
- подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру;
- описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;
- герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком;
- герой начинает искать выход из создавшегося положения.
Здесь важно раскрыть создавшуюся ситуацию в нескольких ракурсах, т. е. предложить альтернативные модели поведения– герой осознает ошибочность своей позиции, изменяет ее, т. е. становится на путь изменения [62, с.14].
Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций. Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически.
Исходя из того, что в основе взаимоотношений лежит психическое явление «заражение», то «…через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом», со стороны воспитателя или педагога можно как бы переключить внимание и деятельность детей на иной объект. Например, вышел спор между детьми из-за спортивной машинки и уже дошел до выяснения отношений, а воспитатель вдруг просит разгоряченных мальчишек починить пару других машин, которые по какой-то причине оказались без колес и руля. Ребята тут же начинают починку, забыв о причине ссоры [52, с.26].
Сказки в зависимости от содержания и темы заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
По мнению А. В. Запорожца, сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь [29, с. 112].
В современных педагогических теориях отмечается, что в дошкольнике формируется мир нравственно-эстетических представлений, закладывается базис личной культуры, включающей ценностные переживания. Все это определяет необходимость использования художественной литературы, специфического вида искусства в котором выделяется приоритет гуманного отношения ко всему живому над безразличием и безнравственностью. А именно сказки эти положения раскрывают в доступной для детей форме. Познавая через сказку нравственно-гуманную модель поведения, ребенок стремиться перенести ее в реальную жизнь и руководствоваться ею.
Лучшему пониманию сказок дошкольниками помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть будущих «артистов»– игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях.
Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, он сначала может видеть в театре игрушек. Чем лучше будет знать каждый взрослый содержание всей хрестоматии, чем свободнее и естественнее он сможет соединять чтение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями, тем интереснее, ближе и понятнее станет для ребенка смысл произведения. Начинать знакомство со сказкой лучше с показа цветной иллюстрации к уже знакомому детям произведению. Сказки являются важным воспитательным средством, Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка– неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Чтение и понимание сказок может послужить мостом к расширению социального пространства дошкольника, развитию его эмоциональной сферы, ведь «вместе с героями дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что развивает их социальную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе».
Персонажи сказок учат, как следует и не следует вести себя в простейших жизненных ситуациях. В сказках осуждается насилие, разбой, коварство. Прямо или косвенно в них выражается одобрение или осуждение поступков героев.
Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит ценность сказочного вымысла.
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, отзывчивость), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.
1.3 Особенности применения народных сказок в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
В данном параграфе рассмотрим особенности и условия применения народных сказок в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что большая роль в этом направлении принадлежит воспитателю.
В соответствии с реализаций федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в основе которого заложены основные принципы, такие как [2]:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности детства;
- самоценность детства;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, имеющих контакт с детьми и др.
Традиционные воспитательные технологии также описаны во ФГОС ДО. Наиболее эффективными являются нетрадиционные воспитательные технологии, дающие возможность проявлению инициативы и творчества детей. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве [2].
О роли и значении сказок в формировании качеств характера, развитии когнитивных процессов у детей дошкольного возраста имеется множество исследований.
Значимость народной сказки и фольклора подчеркивали В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкина, К. Д. Ушинский и др. Роль сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста описано в работах Е. М. Беспаленко, Н. В. Савушкиной, Н. М. Сокольниковой [38, c. 85].
Интерес к речевому творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в разнообразных его формах (Л. В. Ворошнина, Л. С. Выготский, Н. В. Гавриш, О. М. Дьяченко, М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая и другие).
Модель воспитания детей дошкольного возраста методами использования авторской дидактической сказки описана в работах Л. Д. Коротковой [38, с. 86].
В. А. Краснова отмечает, что «…формирование способности к придумыванию сказок играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной речи, ее словаря, способствует активизации детского воображения и мышления, формированию творчества» [38, с. 87].
К сказке как источнику народной мудрости, способной изменить сознание и самосознание испокон веков обращались философы, педагоги, этнографы, фольклористы.
Инновационным подходом освоения сказок стало появление различных психологических теорий.