Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПЕДАГОГИКА

Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия народной сказки

cool_lady 2490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Противоречие: Анализ психолого-педагогической литературы выявил противоречие между необходимостью изучения проблемы отзывчивости детей старшего дошкольного и недостаточной разработанностью проблематики процесса формирования отзывчивости, социальным запросом эффективных педагогических методов, обуславливающих оптимизацию условий процесса формирования отзывчивости. Проблема: с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. Каковы возможности применения народной сказки в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования - изучение вопросов формирования отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия народной сказки и определить значимость народной сказки в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс формирования отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: народные сказки как средство формирования отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: если использования народной сказки, то это будет способствовать формированию отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 1. Изучить понятие «отзывчивость» в психолого – педагогической литературе. 2. Раскрыть особенности формирования отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить особенности применения народной сказки в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста; 4. Изучить уровень развития отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. 5. Определить значимость народной сказки в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: изучение и анализ научно-педагогической литературы, анализ учебно-методических комплектов, педагогическая диагностика, формирующий эксперимент. Сказка и ее влияния на развитие эмоционально–нравственной сферы дошкольников, в том числе отзывчивости, стала предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов. Методологическую основу исследования составили: - о дошкольном детстве как важнейшем периоде в становлении личности, ознакомлении с искусством занимались В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсон. - работы С.А. Козловой, В.И. Логиновой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, Р.С. Буре, Л.В. Коломийченко, В.А.Сухомлинского, С.Г.Якобсон, О.С.Богдановой, Н.А.Ветлугиной, И.Ф.Мулько, И.Ф.Свардковского, В.Г.Щур по нравственному воспитанию; - Н.А.Добролюбова, К.Д. Ушинского, Белинского, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Т.В. Зуевой, Е. Мелетинского, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа, Ю.М. Соколова, В.И. Чичерова, А.В.Запорожца по воспитательным возможностям сказки; - К.Д.Ушинского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович по восприятию сказки дошкольниками. Этапы исследования: 1 этап (сентябрь 2019)– выбор темы выпускной квалификационной работы и направления исследования. Подбор и анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме. 2 этап (октябрь - декабрь 2019)? Написание теоретической главы выпускной квалификационной работы. Подбор диагностических методик и проведение констатирующего эксперимента. 3 этап (январь - март 2020)? анализ результатов, формулировка выводов. Написание экспериментальной главы и оформление выпускной квалификационной работы. Теоретическая значимость исследования: заключается в уточнении понятий «отзывчивость», «народной сказки» и использование их в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимостьисследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ, работниками образовательных учреждений, а так студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам. База исследования –. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, первую главу, состоящую из трех параграфов, вторую главу, состоящую из трех параграфов, выводы по каждой главе; заключение; библиографический список; приложения.
Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, в российском образовании упор делается на личностное развитие каждого ученика, в результате чего создаются авторские программы, обогащаются формы и методы воспитания. Важнейшим компонентом воспитательной работы в школе выступает развитие отзывчивости личности, определяющих содержание и логику индивидуального поведения, направленного на утверждение высоких идеалов гуманности, красоты и добра, внимательного и чуткого отношения к другому человеку. В документах государственной образовательной политики (Национальная доктрина образования РФ (2000), Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года по разделу «Образование» (2008), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (2014), и др.) говорится о необходимости перехода российского образования на принципиально новое содержание, направленное на формирование человека культурного, деятельного, свободно реализующего себя в быстро развивающемся и меняющемся мире. Старший дошкольный возраст представляет собой важный и значимый период в формировании личности ребенка. Именно в этом возрасте происходит подготовка к обучению в школе. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте – это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Формирование у дошкольников такого качества как отзывчивость представляет собой большое значение и важность. Чтение и понимание сказок может послужить средством к расширению социального пространства дошкольника, формированию отзывчивости, ведь «вместе с героями дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что развивает их социальную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе». Ребенок переносит свои чувства по отношению к другим людям и на персонажей художественных произведений. Он сочувствует, способен вживаться в действительность книг, начиная воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Отсюда – формирование отзывчивости. Таким образом, актуальной становится задача выявления способов, активизирующих развитие отзывчивости детей дошкольного возраста. В поддержании дальнейшего развития отзывчивости, сострадания, заботы об окружающих людях незаменимым средством являются сказки, так как они одновременно способствует развитию нравственных представлений и чувств. А также дают возможность детям переживать эти чувства при восприятии сказок, способствует осознанию ими этих чувств, пониманию эмоционального состояния другого человека и художественного произведения в целом.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8 1.1. Понятие сущность отзывчивости в психолого-педагогической литературе 8 1.2 Использование народных сказок в процессе воспитания дошкольников 14 1.3 Особенности применения народных сказок в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 22 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 30 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 31 2.1 Выявление сформированности отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 31 2.2 Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством народной сказки 31 2.3 Анализ результатов исследования 39 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56 ГЛОССАРИЙ 59 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61 ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 12.02.2018). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html 3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html 4. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 17–20. 5. Алексеевская, А.Т. Формирование читательских интересов дошкольников [Текст] / А.Т. Алексеевская. – М.: АСТ, 2018. – С. 18–26. 6. Алимова, Э.Д. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных игр [Текст] / Э.Д. Алимова // Аспекты и тенденции педагогической науки. – СПб.: Свое издательство, 2016. – С. 27-30. 7. Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников [Текст] / Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2014. – 96с. 8. Бакулина Г.А., Торопова М.С. Воспитательно-познавательное значение литературных и народных сказок // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – С. 453–457. 9. Березина, Н.В., Каменева, О.Ю. Литературное образование дошкольников [Текст] // Наука и образование: новое время. – 2015. –№ 5 (10). – С. 613– 616. 10. Богданова, Т.Г. Педагогика инклюзивного образования [Текст] учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова. – М.: Инфра-М, 2016. – 304 c. 11. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]: избранные труды / А.А. Бодалев. – М., 1983. – 375 с. 12. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2012. – 120 с. 13. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст]: учебное пособие / В.В. Бойко. – М.: информ. изд. дом Филинъ, 2016. – 472 с. 14. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]: хрестоматия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений. / И.М. Осмоловская. – М.: СГУ, 2015. – 263 с. 15. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c. 16. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2016. – 352 c. 17. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика [Текст]: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c. 18. Вачков, И.В. Сказочная терапия: предпосылки и некоторые положения [Текст]: Материалы второго Международного сказкотерапевтического фестиваля «Психология сказки и Сказка психологии» / И.В. Вачков. – М: Academia, 2018. – 369 с. 19. Вербовская, В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия [Текст] / В.С. Вербовская // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2013. – № 4. – С.20–25. 20. Виноградова, С.А., Баймухамбетова, Ф.Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Виноградова, Ф.Е. Баймухамбетова // Педагогика и современность. – 2014. – № 3. – С. 39–42. 21. Волобуева, Ю.В., Антонова, Ю.Д. Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности [Текст] / Ю.В. Волобуева, Ю.Д. Антонова // Педагогика сегодня: проблемы и решения. – Казань: Молодой ученый, 2017. – С. 18-21. 22. Ворошнина, Л.В. Роль учебных мотивов в обучении рассказыванию на основе литературного образца [Текст]: учебное пособие / Л.В. Ворошнина. – Пермь, 2016. – 234 с. 23. Ворошнина, Л.В. Художественно-речевая деятельность в детском саду [Текст] / Л.В. Ворошнина // Материалы методического обеспечения региональной программы по развитию речи дошкольника. – 2014. – С.3 –12. 24. Галеева, Е.В., Шестакова, А.О. Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст]: сборник научных работ II-го Международного молодежного конкурса / Отв. ред. А.В. Горбенко. – 2015. – С. 152 – 154. 25. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 284 c. 26. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 304 c. 27. Гариева, Л.В. Теоретические основы развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Гариева // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 3 (4). – С. 89–93. 28. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник / под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В. – СПб.: Питер, 2017. – 480 c. 29. Запорожец, А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка [Текст]: учебное пособие / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2006. – 369 с. 30. Зимина, И.К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И.К. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 18–20. 31. Значимость сказки. Познавательное значение сказки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.miloliza.com/40-uncategorised/588-znachimost-skazki-poznavatelnoe-znachenie-skazki (Дата обращения 28.11.2019). 32. Измайлова, А. Б. Сказка в русской народной педагогике [Текст]: монография / А. Б. Измайлова. – Владимир: ВлГУ, 2013. – 171 с. 33. Изотова, Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка [Текст]: учебное пособие / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: «Академия», 2014. – 288 с. 34. Какие бывают сказки? Виды и жанры сказок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/134107/kakie-byivayut-skazki-vidyi-i-janryi-skazok (Дата обращения 28.11.2019). 35. Калинина, Т.В., Уривская, Н.С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка [Текст] / Т.В. Калинина, Н.С. Уривская // Молодой ученый. – 2016. – № 5 (109). – С. 607–609. 36. Каргапольцев С.М. Педагогика милосердия [Электронный ресурс] / С.М. Каргапольцев. – Режим доступа http://vestnik.osu.ru/2013_11/40.pdf. 37. Каргапольцев, С.М. Развитие у младших школьников эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе музыкального восприятия [Текст]: диссертация кандидата педагогических наук / С.М. Каргапольцев. – М., 1987. – 213 с. 38. Киракосян, К.Э., Савенко, Т.М. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей [Текст] / К.Э. Киракосян, Т.М. Савенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 115-118. 39. Клевенец, Н.Д. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников с помощью художественной литературы [Текст] / Клевенец, Н.Д. // Педагогическое мастерство: материалы VII Международной научной конференции. – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85–88. 40. Ковалев А.Г. Психология личности [Текст]: учебное пособие / А.Г. Ковалев. – М.: Просвещение, 1970. – 391 с. 41. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c. 42. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / С.А. Козлова. - М.: Academia, 2017. – 288 c. 43. Короткова Л.Д. Технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской дидактической сказки. Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании [Текст] / Л.Д. Короткова // Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Калуга, 2017. – С. 27–29. 44. Краснова В.А. Формирование у старших дошкольников способности к придумыванию сказок (анализ практики работы) [Текст] / В.А. Краснова // Проблемы современного дошкольного воспитания: поиск, опыт, творчество. Сб. тезисов докладов / под ред.Ю. И. Щербаков. – М.: МГОПУ, 2017. –С.14–16. 45. Кудрина, Н.М. Развитие литературного творчества у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Отв. редактор С.Б. Шухардина. – 2015. – С. 76 – 80. 46. Курносова, С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости [Текст] / С.А. Курносова // Начальная школа: Плюс-минус, 2018. – С. 14-16. 47. Курносова, С.А. Учет психологических особенностей младших школьников в процессе воспитания эмоциональной отзывчивости [Текст] / С.А. Курносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://vestnik.yspu.org/releases/2009_1g/36.pdf. 48. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. –411 c. 49. Овчинникова, Е.С., Тимакова, О.Ю. Значение сказки в развитии дошкольника [Текст] / Е.С. Овчинникова, О.Ю. Тимакова // Научный альманах. – 2015. – № 8 (10). – С. 604–606. 50. Пастернак, Н. Сказки нужны ребенку как воздух [Текст] / Н. Пастернак // Дошкольное образование. – 2018. – С. 23–35. 51. Пеньевская, Л.А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи [Текст]: учебное пособие / Л.А. Пеньевская. – Пермь, 2016. – С.155-158. 52. Петровский, В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности [Текст] / В.А. Петровский // Вопросы психологии. – 2015. – №4. – С. 17–30. 53. Поштарева, Т. Использование народных сказок в образовательном процессе [Текст] / Т. Поштарева //Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 24–28. 54. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Рожина. – Минск: Университет, 2019. – 257 с. 55. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст]: учебник/ С.Л. Рубинштейн. – М: Просвещение, 1976. – 416 с. 56. Семенова, Т. В. Методическое пособие по изучению отдельных разделов и тем по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» / Т. В. Семенова. – БПОУ ОО Мезенский педагогический колледж», 2016. – 44 с. 57. Смирнова, Е.О Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]: учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Владос, 2015. – 119 с. 58. Урунтаева, Г.А. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст]: учебное пособие / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 2015. – 291 с. 59. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для учащихся средних пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Просвещение, 2017. – 268 с. 60. Ушков, М. Ю. Художественная литература как фактор формирования эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / М. Ю. Ушков. — Текст : непосредственный, электронный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 14-16. 61. Чистякова, И.В., Струкова, В.А., Збродова, О.В. Психолого-педагогическая сказка как средство воспитания и речевого развития дошкольников [Текст] / И.В. Чистякова, В.А. Струкова, О.В. Збродова // Молодой ученый. – 2018. – № 48. – С. 329-332. 62. Шадриков, В.Д. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2016. – 156 с. 63. Шевченко, В. Рассказывайте детям сказки [Текст]: учебное пособие / В. Шевченко. – Пермь, 2017. – 630 с. 64. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 250 с. 65. Ясинских, Л.В. Методика развития эмоциональной отзывчивости на художественное произведение у старших дошкольников в процессе комплексных занятий в ДОУ [Текст]: автореферат / Л.В. Ясинских. – Екатеринбург, 2015. – 23 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие сущность отзывчивости в психолого-педагогической литературе В литературе понятие «отзывчивость» традиционно рассматривается в русле нравственного воспитания. Проблема развития эмоциональной отзывчивости принадлежит к числу важнейших в дошкольной педагогике и, как правило, рассматривается в связи с социальной, интеллектуальной и эстетической активностью ребенка, психолого-педагогическая литература свидетельствует о том, что сложное понятие «эмоциональная отзывчивость» имеет разночтения. По мнению И.В. Груздовой, терминологически эмоциональная отзывчивость используется как обобщающее определение для многообразных форм небезразличного отношения человека к переживаниям, выраженным в произведениях искусств, чувствам других людей и всему живому [12]. С.А. Курносова также пишет: «Термин «эмоциональная отзывчивость» активно используется в педагогической, методической литературе, нормативных материалах [45, с. 14]. Вместе с тем определение данному понятию современные словари не дают». Сама С.А.Курносова определяет эмоциональную отзывчивость как одну из составляющих социального потенциала «общества знаний» [46]. Автор справедливо подчеркивает, что, несмотря на то, что эмоциональная отзывчивость в определенной степени рассматривалась педагогами и психологами, она не являлась предметом специального исследования и в связи с этим не имеет четкого определения, что не позволяет достаточно приблизиться к пониманию данного феномена Рассматривая отзывчивость как отклик на состояние другого человека, Л.В. Ясинских трактует это понятие как одно из индивидуальных проявлений эмоциональных свойств личности, выражающееся в понимании переживаний другого человека [62, с. 10]. Отмечая взаимосвязь эмоциональной отзывчивости с личностными качествами человека, В.С. Вербовская подчеркивает, что в эмоциональной отзывчивости проявляется отношение человека к окружающей действительности, через нее характеризуется мировоззрение человека, жизненные основные устремления, характер, его «Я» [19, с. 20]. Понятие «эмоциональная отзывчивость» одним из первых ввёл П. Фресса. Чувств и эмоций проявляется не только в эмоциональной отзывчивости на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества, развитой способности понимать и ценить чувства других людей, умение делить свои переживания с близкими [29, с. 112]. Сущность эмоциональной отзывчивости находит своё выражение в процессе самосовершенствования человека, так как онтологически человек не столько продукт природы, сколько – самовоспитания и воспитания. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [29, с.113]. Л.Н. Рожина, используя для обозначения феномена отзывчивости термин «эмоциональная возбудимость» описывает её как эмоциональную готовность, то есть готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Он также отмечает, что, строго говоря, об эмоциональной возбудимости можно говорить лишь в тех случаях, когда все чувства, доступные человеку, возникают у него с одинаковой лёгкостью [53, с. 123]. В работах П. Фресса эмоциональная отзывчивость фигурирует под названием «эмоциональность», рассматривается как черта личности и определяется как чувствительность к эмоциогенным ситуациям [53, с. 131]. Интерес представляет раскрытие процесса развития отзывчивого отношения к сверстникам в период дошкольного детства. «Отзывчивый, -ая, -ое; -ив. легко отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь человек» [61, с. 169]. «Отзывчивый – это не только чуткое отношение к окружающим, но и готовность прийти им на помощь. Обратившись к словарю синонимов, видим тесную связь понятия «отзывчивость» с такими понятиями как мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность [21, с. 20]. Понятие отзывчивость тесно связано с понятием сочувствие: 1) отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущ. горестному, сострадание; 2) одобрительное отношение к чьему-нибудь начинанию, к мыслям и настроениям другого человека, признание и поддержка чего-нибудь, чувство солидарности с чем-нибудь. Также необходимо отметить связь понятия «отзывчивое отношение» с понятием «эмпатия» – (англ. Empathy – сочувствие, сопереживание; нем. Einfuhlung – « вчувствование ») [12, с. 144]: 1) способность войти в эмоциональное состояние другого лица, «вчувствоваться»; 2) интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами, мыслями и установками другого человека; 2) субъективное приписывание реальному предмету или произведению искусства своих собственных чувств, представлений и установок. Однако здесь следует отметить что особенность «отзывчивости» заключается именно в действенности её проявления – поведенческое проявление, готовности помочь другому человеку, в этом заключается ее существенное отличие от сочувствия – сострадания, поддержки; и эмпатии – способности эмоционально чувствовать состояние другого. Таким образом, отзывчивое отношение – сложный многоуровневый процесс, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных, и поведенческих умений, навыков и способностей другого человека. В структуре отзывчивого отношения можно выделить следующие компоненты [12, с. 101]: 1. Эмоциональный компонент направлен на узнавание эмоций и эмоционального состояния другого. Однако исследователи считают, что форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера бездейственная форма, за которой нет действительного начала. 2. Когнитивный компонент представлен умением проявлять сочувствие, воспринимать и понимать эмоциональное состояние другого человека. 3. Поведенческий компонент включает умения использовать разные способы проявления сопереживания и сочувствие другому человеку. Дошкольный возраст – один из самых насыщенных и неповторимых периодов жизни любого человека. В это время происходит процесс социализации дошкольника, устанавливается связь с окружающим миром, природой, предметным миром. В период дошкольного детства у ребенка развиваются основы более сильных и глубоких чувств, которые он может выражать по отношению к другим: честь, правдивость, любовь и уважение к труду людей, чувство любви к дому и т.д. Воспитывать у ребенка желание быть нравственным можно начинать в возрасте, когда малышу еще и нет года жизни, когда он еще не понимает то, что объясняют ему взрослые люди. Доброта – то качество, которое воспитывается в этом возрасте. Ребенок испытывает чувство радости, в то время как совершает привычные поступки, когда он делает что-то доброе и хорошее по отношению к людям. Но когда ребенок по тем или иным причинам не может совершить нравственный поступок, то тогда он расстраивается, потому что чувство беспокойства из-за невыполненного поступка перерастает в чувство стыда. Нравственное поведение складывается из приобретенных ребенком нравственных привычек. Дети дошкольного возраста подвержены изменению и развитию, поэтому очень важно с какой стороны повлиять на формирование нравственных представлений и качеств. Нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание закладываются у детей в дошкольном возрасте. Именно они имеют значительное влияние на то, какой будет характер человека, какая будет дальнейшая жизнь. Ребенку следует рассказывать о правилах этического поведения человека, объяснять их смысл и значение. Психологические и педагогические исследования доказывают то, что возраст 5-6 лет – самый благоприятный и продуктивный период в жизни ребенка для развития способностей в познавательной сфере и формирования личностных особенностей [14, с. 145]. Особенности развития отзывчивого отношения у детей дошкольного возраста связаны с их психофизиологическими особенностями: изменения в эмоциональной сфере ребенка, появление у него новых интересов, мотивов и потребностей, возникновение общественных мотивов, проявление социальных эмоций и нравственных чувств, установление иерархии мотивов. Решающая роль в становлении отзывчивости принадлежит конкретным условиям, в которых живет и воспитывается ребенок, и тому широкому практическому опыту, который он приобретает в этих условиях. Формирование отзывчивости и простейших видов взаимопомощи должно протекать на широкой гуманистической основе детского взаимного расположения, в атмосфере, поддерживающей положительное эмоциональное состояние дошкольников, при постоянной опоре на пример взрослого, его отзывчивого и внимательного отношения к детям [19, с. 24]. Показателями отзывчивости детей дошкольного возраста выступают: - ребенок проявляет интерес к эмоциональному состоянию других; - эмоционально реагирует на состояние другого; - «заражается» им; - тонко реагирует на настроение другого; - выражает сочувствие, сопереживание; - проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным; - осуществляет эмоционально-утешительные действия [32, с. 169]. Таким образом, развитие такого качества, как отзывчивость, формируется эмоционально - чувственная направленность ребенка на мир другого человека. Существенную помощь в этом процессе оказывает народные сказки. Отзывчивость является основой полноценного развития личности. Она определяется как способность переживания своего отношения к себе, к другим, к окружающему миру, ориентирующая ребенка на положительные качества, на нравственные нормы и ценности в контексте реальной жизни. 1.2 Использование народных сказок в процессе воспитания дошкольников Сказки - это жанр устного народного творчества, имеющий фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу [30, с. 19]. И.В. Чистякова, В.А. Струкова, О.В. Збродова выявили следующие особенности народной сказки: последовательное развитие фабулы показывает, как то или иное поведение приводит к определенным результатам, т. е. прослеживается прямая связь между поступком и следствием–хорошие поступки награждаются, плохие приводят к трагическим последствиям. Опыт показывает, что эффективность образовательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоничном единстве. Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения и выступает сказка [58, с.329]. Сухомлинский В. А. говорит, что «сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника». Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом [41, c. 148]. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла– глубока и неисчерпаема [43, с.14]. В сказке отражаются и нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях; учится преодолевать барьеры, возникающие в трудных ситуациях, искать союзников и вместе бороться за справедливость, верить в силу любви и добра [48, с. 604]. Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть привнесен в обучение. Для этого, безусловно, необходимо давать дополнительные знания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал (привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев). «Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказка приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту, обогащает его личный опыт половой дифференциации и взаимодействия. Воспитатель должен акцентировать внимание дошкольников на том, что учиться лучше на своих ошибках, а не на опыте других. В этом плане особо следует отметить роль героев сказок, которые учат тому, что каждый поступок приводит к тем или иным последствиям, далеко не всегда положительным как для себя, так и для других [48, с. 605]. Необходимо донести до детей следующие положения, подтвердив их примерами из сказок: для того, чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; нужно уметь делиться тем, что у тебя есть; любое дело легче делать сообща, чем одному; только хорошее поведение, хорошие дела помогают найти настоящих и верных друзей; надо уметь понимать и ценить доброе отношение к себе и т. д. [48, с. 606]. Воспитателю следует учитывать, что большое количество сказок и их многообразие позволяют найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для подражания– героя сказки. Весьма важно не только найти пример, но и поддержать выбор дошкольника. Опосредованное влияние зачастую более эффективно, нежели постоянные замечания ребенку, особенно перед всей группой. Отобранную сказку могут читать ребенку родители или воспитатель. Ребенок может рассказать о том, чем нравится ему герой и чему он хотел бы научиться. Очень важно стимулировать и поощрять положительные изменения в поведении или деятельности дошкольников. Работать со сказкой можно как индивидуально, так и со всей группой. Эта работа может проводиться и на уровне подгруппы, т. е. дифференцированно. В этом случае у нескольких ребят может быть одна проблема в поведении или деятельности, а потому они могут работать над одной и той же сказкой. Очень важно, чтобы задания, которые получит каждый участник группы, были различны, а их основой было развитие индивидуальных способностей, т. е. кто-то рисует «портрет» героя сказки, кто-то придумывает за «героя» загадки, которые потом будут отгадывать дети на занятии, кто-то готовит ему «новый наряд» и т.д. [50, с. 155] Подобные группы имеют временный характер, т. е. они распадаются, когда будет решена поставленная цель. Одним из основных требований к воспитателю в работе со сказкой является ее выразительное чтение, чтобы дошкольники могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит занятие. В работе с дошкольниками, на наш взгляд, сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает у детей особый интерес. Рассказывая сказку, можно видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно-образную значимость [56, с. 133]. Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия: от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа. Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Для того, чтобы дошкольники усвоили новые слова, например: ухват, скарб, веретено, пастбище и др., нужно дать должное пояснение, обязательно нужно познакомить при возможности с их изображением; предложить составить несколько предложений с этими словами. Можно попросить детей вспомнить другие сказки, где используются эти слова, и наконец, можно попробовать нарисовать самим данные предметы. Для лучшего восприятия сказки правомерно использовать музыкальное сопровождение, народные песенки. Необходимо привлекать к музыкальному оформлению сказки родителей и даже детей, владеющих инструментами. Позже уместно провести викторину не только по тем или иным репликам героев, но и по музыкальным образам. Дети должны все время включаться в активные формы работы со сказкой. Они могут подготовить кукольный спектакль по сказке и выступить перед родителями. Воспитателю необходимо подробно рассказать о проведенной работе на родительском собрании, отметив общий успех, помощь взрослых, а также развивающую и воспитывающую роль сказки, ее роль при приобщении детей к народной культуре [56, с.135]. Работа со сказкой должна иметь целеполагающий характер, т. е. выбор сказки, формы работы зависят напрямую от конкретных задач (обучающих, воспитательных), которые решает педагог в каждом конкретном случае. Формы использования сказки в ДОУ весьма разнообразны. Ее можно прочитать ребенку, не обсуждая, чтобы дошкольник еще какое-то время побыл в мире сказки и сам подумал о том, что услышал. Даже мимолетное соприкосновение со сказкой дает повод поразмыслить и через некоторое время попытаться «попробовать» себя в той или иной роли, т. е. «примерить» на себя роль героя. Педагогом может быть использован алгоритм психокоррекционной сказки [62, с. 13]: - подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру; - описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью; - герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком; - герой начинает искать выход из создавшегося положения. Здесь важно раскрыть создавшуюся ситуацию в нескольких ракурсах, т. е. предложить альтернативные модели поведения– герой осознает ошибочность своей позиции, изменяет ее, т. е. становится на путь изменения [62, с.14]. Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, возникающих у человека в жизни, но и о путях выхода из трудных ситуаций. Если воспитательная работа ведется методически грамотно, то многие проблемы, например, во взаимоотношениях детей, снимаются почти автоматически. Исходя из того, что в основе взаимоотношений лежит психическое явление «заражение», то «…через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом», со стороны воспитателя или педагога можно как бы переключить внимание и деятельность детей на иной объект. Например, вышел спор между детьми из-за спортивной машинки и уже дошел до выяснения отношений, а воспитатель вдруг просит разгоряченных мальчишек починить пару других машин, которые по какой-то причине оказались без колес и руля. Ребята тут же начинают починку, забыв о причине ссоры [52, с.26]. Сказки в зависимости от содержания и темы заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи. По мнению А. В. Запорожца, сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь [29, с. 112]. В современных педагогических теориях отмечается, что в дошкольнике формируется мир нравственно-эстетических представлений, закладывается базис личной культуры, включающей ценностные переживания. Все это определяет необходимость использования художественной литературы, специфического вида искусства в котором выделяется приоритет гуманного отношения ко всему живому над безразличием и безнравственностью. А именно сказки эти положения раскрывают в доступной для детей форме. Познавая через сказку нравственно-гуманную модель поведения, ребенок стремиться перенести ее в реальную жизнь и руководствоваться ею. Лучшему пониманию сказок дошкольниками помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть будущих «артистов»– игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, он сначала может видеть в театре игрушек. Чем лучше будет знать каждый взрослый содержание всей хрестоматии, чем свободнее и естественнее он сможет соединять чтение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями, тем интереснее, ближе и понятнее станет для ребенка смысл произведения. Начинать знакомство со сказкой лучше с показа цветной иллюстрации к уже знакомому детям произведению. Сказки являются важным воспитательным средством, Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка– неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Чтение и понимание сказок может послужить мостом к расширению социального пространства дошкольника, развитию его эмоциональной сферы, ведь «вместе с героями дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что развивает их социальную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе». Персонажи сказок учат, как следует и не следует вести себя в простейших жизненных ситуациях. В сказках осуждается насилие, разбой, коварство. Прямо или косвенно в них выражается одобрение или осуждение поступков героев. Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит ценность сказочного вымысла. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, отзывчивость), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка. 1.3 Особенности применения народных сказок в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста В данном параграфе рассмотрим особенности и условия применения народных сказок в формировании отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что большая роль в этом направлении принадлежит воспитателю. В соответствии с реализаций федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в основе которого заложены основные принципы, такие как [2]: - поддержка разнообразия детства; - сохранение уникальности детства; - самоценность детства; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, имеющих контакт с детьми и др. Традиционные воспитательные технологии также описаны во ФГОС ДО. Наиболее эффективными являются нетрадиционные воспитательные технологии, дающие возможность проявлению инициативы и творчества детей. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве [2]. О роли и значении сказок в формировании качеств характера, развитии когнитивных процессов у детей дошкольного возраста имеется множество исследований. Значимость народной сказки и фольклора подчеркивали В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкина, К. Д. Ушинский и др. Роль сказки в развитии воображения детей дошкольного возраста описано в работах Е. М. Беспаленко, Н. В. Савушкиной, Н. М. Сокольниковой [38, c. 85]. Интерес к речевому творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в разнообразных его формах (Л. В. Ворошнина, Л. С. Выготский, Н. В. Гавриш, О. М. Дьяченко, М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая и другие). Модель воспитания детей дошкольного возраста методами использования авторской дидактической сказки описана в работах Л. Д. Коротковой [38, с. 86]. В. А. Краснова отмечает, что «…формирование способности к придумыванию сказок играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной речи, ее словаря, способствует активизации детского воображения и мышления, формированию творчества» [38, с. 87]. К сказке как источнику народной мудрости, способной изменить сознание и самосознание испокон веков обращались философы, педагоги, этнографы, фольклористы. Инновационным подходом освоения сказок стало появление различных психологических теорий.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Педагогика, 98 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg