Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организационно- педагогические условия социальной адаптации дошкольников в малокомплектном детском саду

lina_lad 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.04.2018
Новые изменения в экономике, политике, острые проблемы в обществе, в социуме в общем заставляют учёных в сфере дошкольного образования принимать новые решения задач для обновления механизмов социальной адаптации личности дошкольника. В связи с этим разработан и введён ФГОС дошкольного образования. Перед педагогами дошкольного образования стоит острая задача перестроить своё мышление на поиски новых эффективных механизмов, разработка современных моделей социальных служб и воспитательных систем, методики воспитательно-образовательного процесса.
Введение

Гуманистическаянаправленность стратегии развития России до 2020 года требует существенного переосмысления путей переориентации современного дошкольного обучения и воспитания. Однако это во многом обусловлено неотработанностью механизмов интеграции основных воспитательно-образовательных сред: семьи, социума, дошкольных образовательных учреждений. Многие достижения педагогической науки и практики подтверждают концептуальные положения о том, что на ранних ступенях развития ребенка закладываются основы нравственности и взаимодействия с окружающей средой. В современных условиях особенно осложнился процесс социальной адаптации сельского дошкольника. В силу ряда социально-географических факторов (отдаленность от культурных центров, ограниченность и замкнутость сельского социума, специфика учебно-воспитательного процесса, неразвитость системы внешкольных учреждений, численность и состав учащихся и педагогов, малая степень разнообразия досуговой деятельности, отсутствие необходимой учебно-материальной базы и др.) современный сельский педагог ДОУ сталкивается в своей работе с определенными трудностями. В то же время сельский социум обладает воспитательным потенциалом, отсутствующим в городе, среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность детей с раннего возраста на игровую и трудовую деятельность, который способствует активному формированию у детей социальных качеств, социального поведения и социальной адаптации в окружающей среде. Анализ психолого-педагогической, социологической и философ¬ской литературы показывает многоплановость подходов к данной проблеме, где проявляется разнообразная палитра пониманий адап¬тации. Так, И.А. Милославова [33] рассматривает адаптацию как процесс активного регулирования взаимодействия индивида со сре¬дой. Л.М. Растова [41] определяет адаптацию как процесс усвоения личностью в результате ее диалогического взаимодействия с трудо¬вым коллективом, его норм и ценностей, выработке на их основе об¬разцов поведения и навыков межличностного общения. Т.Г. Дичев понимает адаптацию как «сложный процесс возникновения, развития и сохранения состояния физического, духовного и социального бла¬гополучия человека путем изменения или организма к требованиям современного состояния природы и общества, или изменение обще¬ством естественных и социальных условий жизни людей применительно к потребностям и условиям жизнедеятельности каждого ин¬дивида, или того и другого одновременно» [13, 97]. В исследованиях Н. Ф. Басова, А. В. Волохова, В. А. Кудинова, Б. В. Куприянова, Р. А. Литвак, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Е. Н. Сорочинской, Т. В. Трухачевой, И. И. Фришман и др. раскрываются теоретические основы современной проблемы социализации детей, приобретения социального опыта, социального поведения и социальной активности личности ребенка с детства (Н. И. Белоцерковец, О. В.Казанцева, В. К. Котырло и др.).На вопросы общения и совместной игры детей разного возраста обращали внимание как отечественные, так и зарубежные психологи и педагоги. Так в ряде работ (Дж. Ньюсон и О. Ньюсон, А. Фрейд и Д. Данн) было показано, что общение ребенка со старшими по возрасту детьми (как правило дошкольников с детьми школьного возраста) способствует усвоению некоторых правил социального поведения и в значительной степени определяет социальные установки индивида в будущем; младшие дети в играх со старшими знакомятся с правилами игры (Ж. Пиаже); предполагается, что одной из причин "плохой" игры детей со сверстниками является отсутствие у них опыта общения и игры со старшими детьми в семье (Варне). Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а специфика их применения в разновозрастной группе недостаточно изучены. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями. В результате обозначилось противоречие между возрастающими требованиями к уровнюсоциальной адаптации и показателями социально-личностного роста, с одной стороны, и недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, связанных с особенностями воспитания и обучения детей в разновозрастных группах, с другой стороны. Данное противоречие обусловило необходимость решения следующей проблемы: каковы педагогические условия социальной адаптации в малокомплектном детском саду? Актуальность и недостаточная разработанность проблемы, а также выявленное противоречие обусловили выбор темы дипломной работы: «Социальная адаптация детей дошкольного возраста в условиях малокомплектного детского сада». Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия процесса социальной адаптации в условиях малокомплектного детского сада Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс малокомплектного дошкольного образовательного организации. Предмет исследования – особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях малокомплектного детского сада Гипотеза исследования. Организационно – педагогические условиясоциальной адаптациидошкольников в условиях малокомплектного детского сада будет успешным, если учитывать следующие педагогические условия: - разработан режим дня с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка (деятельность бодрствования и сна, объем нагрузок и т.д); - осуществляется тесное взаимодействие между педагогом и младшим воспитателем (согласованность в работе при организации режимных процессов, непосредственно образовательной деятельности); - использованы разнообразные формы межвозрастного взаимодействия с целью развития чувства общности и обогащения социального опыта детей разного возраста (утренний (вечерний) сбор, организация совместной и самостоятельной деятельности и т.д.) Задачи исследования: - изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования; - выявить особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста в условиях малокомплектного детского сада; - определить критерии и показатели социальной адаптации - разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей. Методологическую основу исследования составили - исследования по проблеме разновозрастных дошкольных групп (А.Г.Арушанова, В.В.Гербова, А.Н.Давидчук, Т.Н.Доронова, Т.А.Макеева, В.Г.Щур, С.Г.Якобсон и др.); - исследования по изучению феномена адаптации как характеристики личности (К.А. Альбуханова-Славская, А.Г. Асмолов, A Я.Л. Коломинский, A.A. Налчаджян, И.А. Милославоваи др.) Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в практике работы сельских ДОО База исследования:МБДОУ «Хойтогольский детский сад» улус.Хойто-Гол Тункинский район Республика Бурятия
Содержание

Введение………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста……………………………….…………………….. 8 1.1.Сущность и понятие социальной адаптации…………………………. 8 1.2 . Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии……………………………………………………….……..……… 18 Глава 2. Реализации педагогических условий процесса социальной адаптации детей в малокомплектном детском саду……………………………..……. 31 2.1 Диагностика уровня социальной адаптации детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада………………………………….. 31 2.2. Содержание и формы организации процесса социальной адаптации в малокомплектном детском саду…………………………………………….. 42 Заключение…………………………………………………………….……… 51 Список использованной литературы…………………………………............. 54
Список литературы

1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. - М., 1979. 2. Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладедо К.С. Организация питания детей в ДУ. - М.: Просвещение", 1990. 3. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат диссдок.пед. наук. - Казань,1994. 4. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. - 176 с. 5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. 6. Болотна Л.Р., КомароваТ.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. - М., 1997. 7. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). - М., 1998. 8. Герасимова Евгения Николаевна. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада: Дис. ... д-ра пед. Наук. - СПб.,2002. - 339 c. 9. ГербоваВ.Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2-4 года) // Ребенок в детском саду. - 2001. - 5. - С.17-26. 10. Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника. - СПб., 1995. 11. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - 1984. - 2. - С.46-50. 12. Дошкольная педагогика: в 2-х ч. / Под ред. В.И.Логиновой, И.Г.Саморуковой. - М., 1986. 13. Захарова О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. - 2006. - 5. - С.27-33. 14. Захарова О.Л. Роль разновозрастных групп детского сада в формировании готовности детей к школе // Актуальные проблемы психологического знания: Сб. науч. трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - Вып. 2. - С. 55-60. 15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 1998. 16. Комлик Л.Ю. Отражение проблемы межвозрастного взаимодействия в процессе игровой деятельности // Актуальные проблемы социогуманитар-ного знания. Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ. Вып. 27. - М., 2004. - С. 124-128. 17. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет.сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороноваи др.; Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1988. - 271 с. 18. Минкина М.В. Работа в разновозрастной группе д/с. - Минск, 1963. 19. Модернизация дошкольного образования на селе / Под ред. Н.С.Моровой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 240с. 20. Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада: Методические рекомендации / Сост. Л.Г.Наугольных, В.В.Раева. - Кострома, 2003. - 24 с. 21. Организация работы сельского детского сада: Условия организации дошкольного воспитания в сельской местности / Л.В.Поздняк, А.К.Бондаренко, Л.В.Дружинина и др.; Сост. Н.А.Реуцкая, Н.А.Петрова; Под ред. Р.А.Курбатовой. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. 22. Пензулаева Л. Утренняя гимнастика в разновозрастной группе // Ребенок в детском саду. - 2002. - 4. - С.11-14.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста. 1.1. Сущность и понятие социальной адаптации Дети адаптационного периода особо нуждаются в помощи и специально организованной среде, так как дошкольников опыт адаптации нахадится на уровне формирования. Успешная социальная адаптация детей в дошкольной организации представляет собой разработку содержания и форм воспитательно-образовательной работы на первом этапе адаптации в условиях общественного воспитания. Понятие «адаптация» относится к группе общенаучных понятий, которые используются во многих отраслях знаний, отражающих взаимодействие человека с окружающей средой. Рассматривая адап¬тацию на природном уровне, необходимо выделить такие виды, как биологическая, физическая, биофизиологическая, психологическая. Биологическая адаптация- это целостная система реакций орга¬низма, имеющих активный, направленный на поддержание жизне¬деятельности в условиях среды (гомеостаз) и обеспечивающих воз¬можности развития при их изменении. Под физической адаптациейобычно понимают совокупность фи-зиологических изменений, лежащих в основе уравновешивания орга¬низма с условиями среды. Биофизиологическая адаптациянепосредственно связана с пси-хологической адаптацией, т.е. с соответствием психических процес¬сов, состояний и свойств индивида условиям и требованиям окру¬жающей среды. Психологическая адаптацияобеспечивает единство социального и биологического в человеке, а также приспособление свойств среды потребностям человека на уровне психики. В ходе филогенетического развития у человека вырабатывается новый способ адаптации, основанный на перестройке общественных отношений: социально-политических, экономических, межличност¬ных и др. Такую адаптацию обычно называют социально-психологической. Адаптация человека представляет собой еще более сложное явле¬ние, включающее не только сохранение и изменение им в данных условиях своих биологических, но и социальных функций - способ¬ности участвовать в общественно-полезном труде, осуществлять свою творческую деятельность, создавать и поддерживать оптималь¬ные условия для физического, духовного и социального благополу¬чия. Особенно это необходимо сейчас, когда в целом ситуация в об¬ществе требует от индивида сильных адаптивных механизмов для того, чтобы выдержать напряжение практически по всем направле¬ниям его жизнедеятельности. Анализ психолого-педагогической, социологической и философ¬ской литературы показывает многоплановость подходов к данной проблеме, где проявляется разнообразная палитра пониманий адап¬тации. Так, И.А. Милославова [33] рассматривает адаптацию как процесс активного регулирования взаимодействия индивида со сре¬дой. Л.М. Растова [41] определяет адаптацию как процесс усвоения личностью в результате ее диалогического взаимодействия с трудо¬вым коллективом, его норм и ценностей, выработке на их основе об¬разцов поведения и навыков межличностного общения. Т.Г. Дичев понимает адаптацию как «сложный процесс возникновения, развития и сохранения состояния физического, духовного и социального бла¬гополучия человека путем изменения или организма к требованиям современного состояния природы и общества, или изменение обще¬ством естественных и социальных условий жизни людей применительно к потребностям и условиям жизнедеятельности каждого ин¬дивида, или того и другого одновременно» [13, 97].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg