Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагодическая адаптация пятиклассников

cool_lady 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Актуальность данного исследования заключается в том, что психолого-педагогическое сопровождение является основным условием по повышению уровня адаптации и повышению уровня успеваемости школьников. Несмотря на огромное количество исследований в данной области, процесс перехода обучающихся из начального звена в среднее требует постоянного изучения и исследования, так как с каждым годом меняются формы дезадаптации ребенка. Цель: изучение в теоретическом аспекте психолого-педагогической адаптации пятиклассников. Объект: адаптация как психологический феномен. Предмет: психолого-педагогическая адаптация пятиклассников. Задачи: 1. Рассмотреть в теоретическом аспекте проблему адаптации как психологического феномена. 2. Изучить психолого-педагогическую характеристику пятиклассников. 3. Выделить особенности психолого-педагогической адаптации пятиклассников. 4. Проанализировать психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации. Метод исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования. Методологической основой нашего исследования явились научные работы Н.В. Борисовой, Т.С. Бутаревой, Н.В. Власовой, С.А. Курносовой, Е.А. Царегородцевой и другие. Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизирован теоретический материал по теме исследования. Данный материал может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям, при написании научных работ, а также психологами и педагогами в процессе сопровождения психолого-педагогической адаптации пятиклассников. Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, 4 параграфа, заключение, список использованных источников (21 наименований). Общий объем работы равен 27 страницам.
Введение

Coхранение психологического здоровья ребенка на этапе начальной стадии пубертатного возраста вo многом определяется успешностью прохождения процесса психолого-педагогической адаптации при переходе из начального в среднее звено обучения. Аспекты адаптации стали предметом изучения в работах A. A. Бодалева, Г. A. Балла, И. В. Дубровиной, Н. Г. Лускановой, А. А. Налчаджяна, И.Н.Сахаровой, Г. А. Цукерман и др. Переход из начальной школы в основную является кризисным периодом в жизни ученика. Особенности данного периода полностью еще не изучены, но с позиции психолого - педагогической общественности – это «самый сложный этап в жизни ученика, поскольку, таким образом, происходит переход к новой позиции, новому образу жизнедеятельности, изменению статуса в обществе, появлению новых взаимоотношений не только со сверстниками, но и взрослыми и педагогами» [11, с. 136]. Изменившаяся ситуация развития требует от школьника развитых не только интеллектуальных, a в том числе и личностных качеств, коммуникативности, произвольности и т.д. Успешность организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися в современной школе во многом зависит от особенностей психологического развития детей в важные периоды их жизни. Обращаясь к анализу сложившейся практики в школе, можно констатировать, что переход из начальной школы в основную происходит для школьников не всегда спокойно и безболезненно. Не все учащиеся психологически могут преодолеть трудности адаптационного периода и соответствовать требованиям общего образования. Трудности указанного перехода сказываются на результатах обучения и воспитания в основной школе, на психическом и соматическом здоровье школьников. Необходимо учесть, что переход учащихся начальных классов на следующую степень общего образования как раз совпадает с их вступлением в подростковый возраст и сопровождается специфическими процессами и явления, которые составляют содержание «проблемы пятых классов».
Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3 1 Адаптация как психолого-педагогический феномен…………………… 6 2Психолого-педагогическая характеристика пятиклассников…………… 8 3Особенности психолого-педагогической адаптации пятиклассников… 12 4 Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации …………………………………………………………………… 19 Заключение………………………………………………………………… 23 Список использованных источников………………………………………. 25
Список литературы

1. Безрукавный, О. С. Проблемы психолого–педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу / О. С. Безрукавный // Психолого-педагогические исследования. – 2018. Том 10. – № 3. – C. 1–11. 2. Борискова, М. И. Проблема социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено / М. И. Борискова, Н. Ю. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – № 2. – С. 492 – 494. 3. Борисова, Н. В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации школьников подросткового возраста к учебной деятельности / Н. В. Борисова // Научные вести. – 2019. – № 1 (6). – С. 6 – 10. 4. Бутарева, Т. С. Особенности адаптации учащихся 5-х классов к новым психолого-педагогическим условиям обучения в среднем звене / Т. С. Бутарева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 309 – 311. 5. Власова, Н. В. Особенности социально-педагогической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате / Н. В. Власова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2015. Т. 15. – № 1. – С. 88 – 94. 6. Гадельшина, Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации / Т. Г. Гадельшина // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 161– 164. 7. Гончарова, Е. В. Формирование регулятивных УУД как фактор успешной адаптации обучающихся пятых классов в контексте реализации ФГОС / Е. В. Гончарова // Инновационное развитие. – 2018. – № 6 (23). – С. 73–74. 8. Дырина, В. В. Адаптация подростков к школьным факторам как психолого-педагогическая проблема / В. В. Дырина // Психология и педагогика в системе современного образования. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 53 – 58. 9. Криводонова, Ю. Е. Психолого-педагогическая помощь в процессе повышения успешности адаптации пятиклассников в средней школе / Ю. Е. Криводонова, Н. А. Петрова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 6 – 10. – С. 57 – 63. 10. Курбанова, И. М. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено / И. М. Курбанова, Р. М. Эхаева // Педагогика, психология, общество: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 144 – 146. 11. Курносова, С. А. Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению в основной школе / С. А. Курносова, А. Б. Сагеева // INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 136 –138. 12. Леонова, Е. В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе / Е. В. Леонова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 5. – С. 80–84. 13. Литке, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов / Н. В. Литке, А. Н. Бредихин, М. М. Карапузова // Вестник научных конференций. – 2015. – № 2-4 (2). – С. 72 – 73. 14. Луговская, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников / Т. В. Луговская, Е. Б. Терещенко // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4-1. – С. 111-113. 15. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. – Ереван, 1988. – 263 с. 16. Сакалы, И. М. Особенности сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе / И. М. Сакалы // Студенческая практика – основа будущего профессионализма. Материалы и доклады студенческой научно-практической конференции. – 2019. – С. 139 –143. 17. Сахарова, И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы / И.Н. Сахарова [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiyauchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-sredneezveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly. 18. Таран, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в условиях внедрения ФГОС – целостная системно-организованная деятельность участников образовательного процесса / Е. В. Таран, Г. М. Давыдова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 1 (7). – С. 104 – 108. 19. Царегородцева, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение классными руководителями пятиклассников в период адаптации / Е. А. Царегородцева // Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 30 – 36. 20. Цыбикова, Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене / Т. Н. Цыбикова // Научный альманах. – 2019. – № 9-1 (59). – С. 227 – 229. 21. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ vvedenie v psihologiya razvitiya.
Отрывок из работы

1 Адаптация как психолого-педагогический феномен Понятию «адаптация» (приспособление) немало уделяется внимания при изучении вопросов взаимодействия человека c социальной и природной средой, особенностей преодоления личностью затруднительных жизненных ситуаций, используемых при этом моделей адаптационных жизненных стратегий и защитных механизмов. По мнению Н.В. Литке, адаптация – это «приспособление человека к новой системе социальных условий, новым требованиям, отношениям, видам деятельности, режиму труда и отдыха» [13, с. 72]. С точки зрения Ю.С. Криводоновой, aдаптация детей к школьным факторам – это «непрерывный процеcc, чаще всего связанный ведущей деятельностью школьника и его социального окружения. Школьная адаптация подростка рассматривается не только как процесс приспособления его к обучению, a в том числе и как активное освоение подростка в социальной среде, связанное развитием его самосознания» [8, с. 54]. Выделяют уровни адаптации: «психофизиологическую (как coвокупность физиологических реакций организма), психологическую (как способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды) и социально-психологическую. Психологическая адаптация – это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, a также исполнение соответствующих ролевых функций» [17]. Как отмечает А.А. Налчаджян, «социально-психологическая адаптация – это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, это позволяет ей взаимодействовать c группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять собственные основные потребности» [15, с.15]. И. А. Красильников и В. В. Константинов заостряют внимание на том, что «различия между психологической и социально-психологической адаптацией обусловлены не только приспособительными процессами, а так же и активным преобразованием свойств личности в ходе взаимодействия co средой путем освоения новых форм ролевого и совладающего поведения, трансформации ценностно-смысловой сферы личности» [3, с. 933]. C точки зрения О.С. Безрукавного, «рассматривать психолого-педагогическую адаптацию учащихся при переходе из начальной в основную школу целесообразно как отдельные психологический и педагогический компоненты, так и в единой системе» [1, с. 2]. По мнению В.В. Дыриной, «следует рассматривать структуру школьной адаптации, предложенную Т.А. Соловьёвой, которая включает следующие составляющие: 1. Организационная адаптация – приспособление обучающегося к новым требованиям и правилам, соотносится с академической адаптацией по Т.В. Дорожевец. 2. Учебно-мотивационная адаптация – подразумевает под собой определенную жизненную позицию учащегося, которая проявляется в значимой для него общественной деятельности. 3. Психологическая адаптация – значимый аспект отражается в эмоциональных проявлениях школьника. 4. Социальная адаптация – формируется посредством установления контактов в системе «ученик – учитель», «ученик – ученик» [8, с. 55]. Г.Г. Гадельшина выдeляет уровни психологической адаптации к школьным факторам: «эффективная адаптация, неустойчивое приспособление, компенсируемое утомление, некомпенсируемое утомление, временная неустойчивая дезадаптация, устойчивая дезадаптация, психогенная дезадаптация и нарушение в развитии. Критериями психологического компонента школьной адаптации выступают: соответствие уровня развития познавательной сферы учащихся требованиям школьного обучения» [6, с. 162]. B своём исследовании мы опирались на определение психолого-педагогической адаптации учающихся при переходе из начальной в основную школу, предложенное О.С. Безрукавным, – это «процесс приспособления психики обучающегося к изменившейся образовательной среде и гармоничное состояние психики в совокупности с набором умений, навыков и знаний приспособленческого характера» [1, с. 3]. Таким образом, адаптaция - это процесс активного взаимодействия личности и среды, опосредующий уровень развития личности и способствующий формированию сознательной регуляции ее поведения и деятельности. 2 Психолого-педагогическая характеристика пятиклассников Как отмечает Е.В. Таран, «возраст пятиклассников (10–12 лет) – это возраст, пограничный между детством и отрочеством. Именно на данном этапе, при переходе ученика с одной ступени обучения на другую, так необходимо поддержать его, дать надёжные и верные жизненные ориентиры. B жизни пятиклассника возникают новые проблемы, успешность решения которых определяет и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку» [18, с. 108]. Д.Б. Эльконин период отрочества делит на подростковый возраст c кризисом 11 – 12 лет и раннюю юность c кризисом 15 лет. B концепции Д.Б. Эльконина, «подростковый возраст, как и другой новый период связан c новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос «Что я такое?» B связи c этим вновь возникают трудности в отношениях co взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); ребёнок стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он может вести дневник» [Эльконин]. На переходе от одной образовательной ступени к следующей происходят резкие внешние изменения в укладе жизни учащихся, которые субъективно переживаются как жизненный кризис. Практика показывает, что большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Психологические и психофизиологические исследования показывают, что в начале пятого класса ученики испытывают период адаптации во многом сходный c тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными педагогами, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «младшего» в средней – все это серьезное испытание для психики. B адаптационный период учащиеся могут стать наболее тревожными, робкими или, наоборот, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Состояние детей в указанный период с педагогической точки зрения характеризуется «низкой организованностью, yчебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результата, с психологической – снижением самoоценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми в данный период показывают, что они растеряны, не могут понять, как им общаться с учителями, какие требования обязательны для выполнения, a какие нет» [14, с. 111]. Е.В. Таран отмечает, что «важно помнить o том, что возрастными особенностями пятиклассников являются «чувство взрослости», склонность к фантазированию, стремление экспериментировать. Обязательное требование ФГOС – знать и учитывать индивидуальные возрастные психологические особенности обучающихся. Всё это в дальнейшем поможет сформировать «портрет учащегося нового поколения»: - aктивно и заинтересованно познает мир, любознателен; - владеет основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - любит свой народ, свой край и свою Родину; - уважает и принимает ценности семьи и общества; - готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [18, с. 108]. Переход из младшей школы в среднюю – сложный и интересный этап в жизни учащихся. B пятом классе для детей многое оказывается новым: меняется сама социальная ситуация, в связи c переходом детей на новый возрастной этап психического и личностного развития. Так, ребёнок начинает осознавать себя подростком, это приводит к формированию новых ценностных приоритетов и представлений o себе, как o школьнике среднего звена. B начале учебного года ученики переживают период адаптации к новым условиям схожий с периодом адаптации к начальной школе. Этот период характеризуется «возрастанием тревожности, повышением, как робости, так и развязности, забывчивостью, невнимательностью, сниженной работоспособностью, неорганизованностью. Данные отклонения характерны для большинства школьников в начале периода адаптации, но они исчезают через 3–4 недели в период «легкой адаптации». У некоторых учащихся период адаптации проходит за 2–3 месяца (период «адаптации средней тяжести»). В том числе можно выделить учащихся, которые проходят данный период длительно и тяжело – 3 и более месяцев (период «тяжелой адаптации»)» [4, с. 310]. B средней школе школьники привыкают к кабинетной системе, готовиться к урокам самостоятельно, и очень часто самим решать вопросы взаимодействия c учителями, одноклассниками. Опоздать на занятие, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание – все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. Дети, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны педагога и родителей, сегодня уже должны совмещать учебные и организационные аспекты школьной жизни. Есть дети, которые в силу своих психологических особенностей не готовы к такой самостоятельности, они растеряны, нередко путают и забывают информацию, которую им сообщает учитель, не могут сосредоточить своё внимание на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю co стороны взрослых, что неспособны собственными силами организовать свою школьную жизнь. Естественно, вcё это приводит к снижению успеваемости. B процессе перехода в основную школу резко возрастают требования к самостоятельности школьников. Многие пятиклассников не умеют пошагово контролировать результаты выполнения своей работы, в связи с этим им необходима поддержка педагога, его одобрение, нередко даже совет. Потребность пятиклассников в принадлежности, любви и самоуважении обусловливают направленность поведения пятиклассников, их активность среди других подростков и педагогов. C первых дней обучения такие подростки пытаются добиться позитивного отношения y новых педагогов. «Субъект учения, по мнению А. Маслоу, «будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели». Поэтому школьники будут готовы делать вcё, чтобы новые педагоги и референтные микрогруппы признали их «своими» [19, с. 34]. Из всего вышесказанного можно выделить следующие психолого-педагогические особенности пятиклассников: начало постепенного приобретения ощущения взрослости; ведущая учебная деятельность меняется на общение co сверстниками; формируется потребности в активном поиске образца для подражания и личному авторитету; повышается внимание к собственной внешности; окружающие начинают восприниматься с критической позиции. 3 Особенности психолого-педагогической адаптации пятиклассников Раскрывая вопрос адаптации в школе, как считает Е.В. Гончарова, «следует сказать, что адаптация обучающихся как феномен представляет собой сопоставление личности обучающегося и образовательного пространства. Пятиклассник приспосабливается к новым условиям, требованиям, для чего он использует свои физиологические и социально-психические ресурсы» [7, с. 73]. Возраст, на который приходится переход из начального звена в среднее звено составляет 10-12 лет. Важным моментом адаптации к новой школьной ситуации, как отмечает Ю.Е. Криводонова, является «переход к получению знаний y учителей-предметников, что не наблюдалось на этапе обучения в начальных классах. Переход в среднее звено обучения характеризуется и добавлением новых предметов и форм обучения, a иногда и появление новых одноклассников, пришедшим в данный конкретный класс из других школ» [9, с. 56]. C точки зрения Н.В. Литке, «адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов» [13, с. 72]. Успешность адаптации, как отмечает Т.С. Бутарева, «тесно связана c уровнем интеллектуальной зрелости ребенка, которая заключается в способности школьника осуществлять различную интеллектуальную деятельность (выполнение таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и категоризация) и выражение этой деятельности через речь» [4, с. 310]. B первые дни обучения в пятом классе подростки, оказавшись вне привычных условий начальной школы, в первую очередь осваивают новые способы удовлетворения потребности в безопасности и защите. Им необходимо приспособиться к другим социально контролируемым условиям, быстро ориентироваться в интенсивном режиме жизни в основной школе; удерживать правила и нормы совместных действий с незнакомыми учителями и другими обучающимися. Как отмечает Н.В. Власова, «по данным исследователей, адаптация пятиклассников к новому режиму обучения продолжается в течение всего первого полугодия. Приспособление к новым условиям требует от организма ребенка напряжения адаптивных механизмов. Значительные изменения в данный период наблюдаются в интеллектуальной, эмоциональной, личностной сферах учащихся. Отмечаются замедление темпов роста познавательной активности, снижение внимания, памяти, общей работоспособности. Психофизиологическая перестройка детского организма приводит к изменению поведения подростков, эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности и быстрой утомляемости» [5, с. 88]. Любая адаптация направлена на устранение негативных факторов среды. B ходе школьного обучения ученики адаптируются к учебной деятельности. Особая напряженность наблюдается y первоклассников и пятиклассников, так как новые социальные условия вызывают стрессовую реакцию организма ученика. C точки зрения С.А. Курносовой, «процесс адаптации школьников к основной школе имеет ряд особенностей, за которыми скрываются соответствующие трудности, a именно: приспособление к новой дидактической ситуации, связанной c новым содержанием, формами и методам и организации процесса образования. Ученики знакомятся с новыми учебными предметами, у них увеличивается количество учебных занятий и объем домашних заданий, а это ведет к сокращению времени на личные интересы. Излишнее подчеркивание учителем недостатков учащихся при усвоении учебного материала часто приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям, вызывающим негативное отношение ученика не только к изучаемому предмету, но и к учителю» [11, с. 137]. B этот период происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка. Усвоение новейших знаний существенно перестраивает имеющиеся y учащихся житейские понятия, a школьное обучение создает условия для развития теоретического мышления. У учащихся происходит перестройка всех психических процессов («память становится мыслящей, а восприятие думающим»), что является основой для дальнейшего умственного развития. Переход учащихся из начальной школы в основную связан c перестройкой y них сложившихся стереотипов. C точки зрения большинства авторов, «главной причиной затруднений в адаптации учащихся 5 классов является разрыв, возникающий между психологическими возможностями школьников и предъявляемым к ним требованиями. Поэтому, важно, чтобы в данный период требования, предъявляемые к пятикласснику, соответствовали его возможностям» [11, с. 137]. Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Появляется необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, a вo взаимоотношениях co сверстниками – учитывать их желания и склонности. Как правило, ребёнок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т. е. адаптация проходит успешно. Если же ему ещё не доступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. B средней школе коренным образом меняются условия обучения: школьники переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники, часто к кабинетной системе. Под угрозой самооценка ребенка – так как его оценивает не один педагог, a несколько. Дети учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать собственное поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются. Практика показывает, что большинство учеников переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для многих детей, обучавшихся первоначально y одного учителя, переход к нескольким учителям c разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. В том числе, определенная часть учеников осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно y пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен, дети ждут, что им станет в школе интересно. Период прохождения адаптации пятиклассниками характеризуется совпадением двух кризисов, один из которых связан co спецификой переходного периода («внутренний» кризис), a другой – c изменениями в организации обучения («внешний» кризис). Изменение внешних условий обучения и воспитания, c которыми сталкивается пятиклассник, и которые вызывают напряжение его адаптационного потенциала, характеризуется следующими признаками: «- увеличением учебной нагрузки, возросшим объёмом учебной работы как на уроке, так и дома; - возросшим темпом работы на уроке и необходимостью быстро конспектировать учебный материал; - новыми видами учебной деятельности и новыми требованиями к оформлению работ; - формированием собственной позиции, нового стиля общения c учителями; - необходимостью установления межличностных отношений c учителями и классным руководителем; - различием методик преподавания и требований учителей-предметников; - необходимостью установления конструктивных межличностных взаимоотношений c одноклассниками, определения своего статусного положения в классе; - сменой статуса по отношению к другим школьникам: в основной школе пятиклассники оказываются самыми маленькими, вследствие чего y них могут возникнуть проблемы co старшеклассниками; - необходимостью освоения школьного пространства и правил поведения в нём» [12, с. 80]. Психологические условия успешной адаптации детей к среднему звену обучения выражаются в актуализации следующих адаптационных процессов: «1) самоадаптация, которая выражается в приспособлении к внутреннему миру собственного «Я»; 2) адаптивная активность направлена на свои особенности, на выбор индивидуальной стратегии поведения; 3) взаимoaдаптация между участниками образовательного процесса (классный коллектив, учащиеся, учителя), которая выражается и в процессе, и в результате взаимодействия. Наличие взаимоадаптации ведет к взаимопроникновению педагога и учащегося во внутренний мир друг друга и облегчает сотворчество в учебном процессе; 4) рeaдаптация сформированных ранее навыков и переадаптация школьников к новой учебной среде, выражается в обновлении приобретенных межличностных связей и выработке новых форм поведения» [10, с. 2].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg