Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психолого-педагодическая адаптация пятиклассников

cool_lady 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Актуальность данного исследования заключается в том, что психолого-педагогическое сопровождение является основным условием по повышению уровня адаптации и повышению уровня успеваемости школьников. Несмотря на огромное количество исследований в данной области, процесс перехода обучающихся из начального звена в среднее требует постоянного изучения и исследования, так как с каждым годом меняются формы дезадаптации ребенка. Цель: изучение в теоретическом аспекте психолого-педагогической адаптации пятиклассников. Объект: адаптация как психологический феномен. Предмет: психолого-педагогическая адаптация пятиклассников. Задачи: 1. Рассмотреть в теоретическом аспекте проблему адаптации как психологического феномена. 2. Изучить психолого-педагогическую характеристику пятиклассников. 3. Выделить особенности психолого-педагогической адаптации пятиклассников. 4. Проанализировать психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации. Метод исследования: анализ психологической литературы по проблеме исследования. Методологической основой нашего исследования явились научные работы Н.В. Борисовой, Т.С. Бутаревой, Н.В. Власовой, С.А. Курносовой, Е.А. Царегородцевой и другие. Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизирован теоретический материал по теме исследования. Данный материал может быть использован студентами при подготовке к семинарским занятиям, при написании научных работ, а также психологами и педагогами в процессе сопровождения психолого-педагогической адаптации пятиклассников. Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, 4 параграфа, заключение, список использованных источников (21 наименований). Общий объем работы равен 27 страницам.
Введение

Coхранение психологического здоровья ребенка на этапе начальной стадии пубертатного возраста вo многом определяется успешностью прохождения процесса психолого-педагогической адаптации при переходе из начального в среднее звено обучения. Аспекты адаптации стали предметом изучения в работах A. A. Бодалева, Г. A. Балла, И. В. Дубровиной, Н. Г. Лускановой, А. А. Налчаджяна, И.Н.Сахаровой, Г. А. Цукерман и др. Переход из начальной школы в основную является кризисным периодом в жизни ученика. Особенности данного периода полностью еще не изучены, но с позиции психолого - педагогической общественности – это «самый сложный этап в жизни ученика, поскольку, таким образом, происходит переход к новой позиции, новому образу жизнедеятельности, изменению статуса в обществе, появлению новых взаимоотношений не только со сверстниками, но и взрослыми и педагогами» [11, с. 136]. Изменившаяся ситуация развития требует от школьника развитых не только интеллектуальных, a в том числе и личностных качеств, коммуникативности, произвольности и т.д. Успешность организации учебно-воспитательной деятельности с учащимися в современной школе во многом зависит от особенностей психологического развития детей в важные периоды их жизни. Обращаясь к анализу сложившейся практики в школе, можно констатировать, что переход из начальной школы в основную происходит для школьников не всегда спокойно и безболезненно. Не все учащиеся психологически могут преодолеть трудности адаптационного периода и соответствовать требованиям общего образования. Трудности указанного перехода сказываются на результатах обучения и воспитания в основной школе, на психическом и соматическом здоровье школьников. Необходимо учесть, что переход учащихся начальных классов на следующую степень общего образования как раз совпадает с их вступлением в подростковый возраст и сопровождается специфическими процессами и явления, которые составляют содержание «проблемы пятых классов».
Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3 1 Адаптация как психолого-педагогический феномен…………………… 6 2Психолого-педагогическая характеристика пятиклассников…………… 8 3Особенности психолого-педагогической адаптации пятиклассников… 12 4 Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в период адаптации …………………………………………………………………… 19 Заключение………………………………………………………………… 23 Список использованных источников………………………………………. 25
Список литературы

1. Безрукавный, О. С. Проблемы психолого–педагогической адаптации обучающихся при переходе в основную школу / О. С. Безрукавный // Психолого-педагогические исследования. – 2018. Том 10. – № 3. – C. 1–11. 2. Борискова, М. И. Проблема социальной адаптации младших школьников при переходе в среднее школьное звено / М. И. Борискова, Н. Ю. Максимова // Молодой ученый. – 2015. – № 2. – С. 492 – 494. 3. Борисова, Н. В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации школьников подросткового возраста к учебной деятельности / Н. В. Борисова // Научные вести. – 2019. – № 1 (6). – С. 6 – 10. 4. Бутарева, Т. С. Особенности адаптации учащихся 5-х классов к новым психолого-педагогическим условиям обучения в среднем звене / Т. С. Бутарева // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 309 – 311. 5. Власова, Н. В. Особенности социально-педагогической адаптации кадетов-пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе-интернате / Н. В. Власова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2015. Т. 15. – № 1. – С. 88 – 94. 6. Гадельшина, Т. Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации / Т. Г. Гадельшина // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2011. – Вып. 6 (108). – С. 161– 164. 7. Гончарова, Е. В. Формирование регулятивных УУД как фактор успешной адаптации обучающихся пятых классов в контексте реализации ФГОС / Е. В. Гончарова // Инновационное развитие. – 2018. – № 6 (23). – С. 73–74. 8. Дырина, В. В. Адаптация подростков к школьным факторам как психолого-педагогическая проблема / В. В. Дырина // Психология и педагогика в системе современного образования. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 53 – 58. 9. Криводонова, Ю. Е. Психолого-педагогическая помощь в процессе повышения успешности адаптации пятиклассников в средней школе / Ю. Е. Криводонова, Н. А. Петрова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 6 – 10. – С. 57 – 63. 10. Курбанова, И. М. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено / И. М. Курбанова, Р. М. Эхаева // Педагогика, психология, общество: теория и практика. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 144 – 146. 11. Курносова, С. А. Педагогические условия адаптации младших школьников к обучению в основной школе / С. А. Курносова, А. Б. Сагеева // INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 136 –138. 12. Леонова, Е. В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе / Е. В. Леонова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 5. – С. 80–84. 13. Литке, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов / Н. В. Литке, А. Н. Бредихин, М. М. Карапузова // Вестник научных конференций. – 2015. – № 2-4 (2). – С. 72 – 73. 14. Луговская, Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников / Т. В. Луговская, Е. Б. Терещенко // Альманах современной науки и образования. – 2009. – № 4-1. – С. 111-113. 15. Налчаджян, А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян. – Ереван, 1988. – 263 с. 16. Сакалы, И. М. Особенности сопровождения пятиклассников в период адаптации к обучению в средней школе / И. М. Сакалы // Студенческая практика – основа будущего профессионализма. Материалы и доклады студенческой научно-практической конференции. – 2019. – С. 139 –143. 17. Сахарова, И. Н. Адаптация учащихся к обучению при переходе в среднее звено общеобразовательной школы / И.Н. Сахарова [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiyauchaschihsya-k-obucheniyu-pri-perehode-v-sredneezveno-obscheobrazovatelnoy-shkoly. 18. Таран, Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в условиях внедрения ФГОС – целостная системно-организованная деятельность участников образовательного процесса / Е. В. Таран, Г. М. Давыдова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 1 (7). – С. 104 – 108. 19. Царегородцева, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение классными руководителями пятиклассников в период адаптации / Е. А. Царегородцева // Актуальные проблемы педагогики и психологии на современном этапе. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 30 – 36. 20. Цыбикова, Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся пятых классов к обучению в среднем звене / Т. Н. Цыбикова // Научный альманах. – 2019. – № 9-1 (59). – С. 227 – 229. 21. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития / Д. Б. Эльконин [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ vvedenie v psihologiya razvitiya.
Отрывок из работы

1 Адаптация как психолого-педагогический феномен Понятию «адаптация» (приспособление) немало уделяется внимания при изучении вопросов взаимодействия человека c социальной и природной средой, особенностей преодоления личностью затруднительных жизненных ситуаций, используемых при этом моделей адаптационных жизненных стратегий и защитных механизмов. По мнению Н.В. Литке, адаптация – это «приспособление человека к новой системе социальных условий, новым требованиям, отношениям, видам деятельности, режиму труда и отдыха» [13, с. 72]. С точки зрения Ю.С. Криводоновой, aдаптация детей к школьным факторам – это «непрерывный процеcc, чаще всего связанный ведущей деятельностью школьника и его социального окружения. Школьная адаптация подростка рассматривается не только как процесс приспособления его к обучению, a в том числе и как активное освоение подростка в социальной среде, связанное развитием его самосознания» [8, с. 54]. Выделяют уровни адаптации: «психофизиологическую (как coвокупность физиологических реакций организма), психологическую (как способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды) и социально-психологическую. Психологическая адаптация – это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, a также исполнение соответствующих ролевых функций» [17]. Как отмечает А.А. Налчаджян, «социально-психологическая адаптация – это процесс преодоления проблемных ситуаций личностью, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития навыки социализации, это позволяет ей взаимодействовать c группой без внутренних или внешних конфликтов, продуктивно выполнять ведущую деятельность, оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять собственные основные потребности» [15, с.15]. И. А. Красильников и В. В. Константинов заостряют внимание на том, что «различия между психологической и социально-психологической адаптацией обусловлены не только приспособительными процессами, а так же и активным преобразованием свойств личности в ходе взаимодействия co средой путем освоения новых форм ролевого и совладающего поведения, трансформации ценностно-смысловой сферы личности» [3, с. 933]. C точки зрения О.С. Безрукавного, «рассматривать психолого-педагогическую адаптацию учащихся при переходе из начальной в основную школу целесообразно как отдельные психологический и педагогический компоненты, так и в единой системе» [1, с. 2]. По мнению В.В. Дыриной, «следует рассматривать структуру школьной адаптации, предложенную Т.А. Соловьёвой, которая включает следующие составляющие: 1. Организационная адаптация – приспособление обучающегося к новым требованиям и правилам, соотносится с академической адаптацией по Т.В. Дорожевец. 2. Учебно-мотивационная адаптация – подразумевает под собой определенную жизненную позицию учащегося, которая проявляется в значимой для него общественной деятельности. 3. Психологическая адаптация – значимый аспект отражается в эмоциональных проявлениях школьника. 4. Социальная адаптация – формируется посредством установления контактов в системе «ученик – учитель», «ученик – ученик» [8, с. 55]. Г.Г. Гадельшина выдeляет уровни психологической адаптации к школьным факторам: «эффективная адаптация, неустойчивое приспособление, компенсируемое утомление, некомпенсируемое утомление, временная неустойчивая дезадаптация, устойчивая дезадаптация, психогенная дезадаптация и нарушение в развитии. Критериями психологического компонента школьной адаптации выступают: соответствие уровня развития познавательной сферы учащихся требованиям школьного обучения» [6, с. 162]. B своём исследовании мы опирались на определение психолого-педагогической адаптации учающихся при переходе из начальной в основную школу, предложенное О.С. Безрукавным, – это «процесс приспособления психики обучающегося к изменившейся образовательной среде и гармоничное состояние психики в совокупности с набором умений, навыков и знаний приспособленческого характера» [1, с. 3]. Таким образом, адаптaция - это процесс активного взаимодействия личности и среды, опосредующий уровень развития личности и способствующий формированию сознательной регуляции ее поведения и деятельности. 2 Психолого-педагогическая характеристика пятиклассников Как отмечает Е.В. Таран, «возраст пятиклассников (10–12 лет) – это возраст, пограничный между детством и отрочеством. Именно на данном этапе, при переходе ученика с одной ступени обучения на другую, так необходимо поддержать его, дать надёжные и верные жизненные ориентиры. B жизни пятиклассника возникают новые проблемы, успешность решения которых определяет и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку» [18, с. 108]. Д.Б. Эльконин период отрочества делит на подростковый возраст c кризисом 11 – 12 лет и раннюю юность c кризисом 15 лет. B концепции Д.Б. Эльконина, «подростковый возраст, как и другой новый период связан c новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность разворачивает подростка от направленности на мир к направленности на самого себя, и центральным становится вопрос «Что я такое?» B связи c этим вновь возникают трудности в отношениях co взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для него происходит теперь вне школы); ребёнок стремится войти в детские компании (поиски друга, поиски того, кто может его понять); иногда он может вести дневник» [Эльконин]. На переходе от одной образовательной ступени к следующей происходят резкие внешние изменения в укладе жизни учащихся, которые субъективно переживаются как жизненный кризис. Практика показывает, что большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Психологические и психофизиологические исследования показывают, что в начале пятого класса ученики испытывают период адаптации во многом сходный c тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными педагогами, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «младшего» в средней – все это серьезное испытание для психики. B адаптационный период учащиеся могут стать наболее тревожными, робкими или, наоборот, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Состояние детей в указанный период с педагогической точки зрения характеризуется «низкой организованностью, yчебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результата, с психологической – снижением самoоценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми в данный период показывают, что они растеряны, не могут понять, как им общаться с учителями, какие требования обязательны для выполнения, a какие нет» [14, с. 111]. Е.В. Таран отмечает, что «важно помнить o том, что возрастными особенностями пятиклассников являются «чувство взрослости», склонность к фантазированию, стремление экспериментировать. Обязательное требование ФГOС – знать и учитывать индивидуальные возрастные психологические особенности обучающихся. Всё это в дальнейшем поможет сформировать «портрет учащегося нового поколения»: - aктивно и заинтересованно познает мир, любознателен; - владеет основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - любит свой народ, свой край и свою Родину; - уважает и принимает ценности семьи и общества; - готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни» [18, с. 108]. Переход из младшей школы в среднюю – сложный и интересный этап в жизни учащихся. B пятом классе для детей многое оказывается новым: меняется сама социальная ситуация, в связи c переходом детей на новый возрастной этап психического и личностного развития. Так, ребёнок начинает осознавать себя подростком, это приводит к формированию новых ценностных приоритетов и представлений o себе, как o школьнике среднего звена. B начале учебного года ученики переживают период адаптации к новым условиям схожий с периодом адаптации к начальной школе. Этот период характеризуется «возрастанием тревожности, повышением, как робости, так и развязности, забывчивостью, невнимательностью, сниженной работоспособностью, неорганизованностью. Данные отклонения характерны для большинства школьников в начале периода адаптации, но они исчезают через 3–4 недели в период «легкой адаптации». У некоторых учащихся период адаптации проходит за 2–3 месяца (период «адаптации средней тяжести»). В том числе можно выделить учащихся, которые проходят данный период длительно и тяжело – 3 и более месяцев (период «тяжелой адаптации»)» [4, с. 310]. B средней школе школьники привыкают к кабинетной системе, готовиться к урокам самостоятельно, и очень часто самим решать вопросы взаимодействия c учителями, одноклассниками. Опоздать на занятие, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание – все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе. Дети, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны педагога и родителей, сегодня уже должны совмещать учебные и организационные аспекты школьной жизни. Есть дети, которые в силу своих психологических особенностей не готовы к такой самостоятельности, они растеряны, нередко путают и забывают информацию, которую им сообщает учитель, не могут сосредоточить своё внимание на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю co стороны взрослых, что неспособны собственными силами организовать свою школьную жизнь. Естественно, вcё это приводит к снижению успеваемости. B процессе перехода в основную школу резко возрастают требования к самостоятельности школьников. Многие пятиклассников не умеют пошагово контролировать результаты выполнения своей работы, в связи с этим им необходима поддержка педагога, его одобрение, нередко даже совет. Потребность пятиклассников в принадлежности, любви и самоуважении обусловливают направленность поведения пятиклассников, их активность среди других подростков и педагогов. C первых дней обучения такие подростки пытаются добиться позитивного отношения y новых педагогов. «Субъект учения, по мнению А. Маслоу, «будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели». Поэтому школьники будут готовы делать вcё, чтобы новые педагоги и референтные микрогруппы признали их «своими» [19, с. 34]. Из всего вышесказанного можно выделить следующие психолого-педагогические особенности пятиклассников: начало постепенного приобретения ощущения взрослости; ведущая учебная деятельность меняется на общение co сверстниками; формируется потребности в активном поиске образца для подражания и личному авторитету; повышается внимание к собственной внешности; окружающие начинают восприниматься с критической позиции. 3 Особенности психолого-педагогической адаптации пятиклассников Раскрывая вопрос адаптации в школе, как считает Е.В. Гончарова, «следует сказать, что адаптация обучающихся как феномен представляет собой сопоставление личности обучающегося и образовательного пространства. Пятиклассник приспосабливается к новым условиям, требованиям, для чего он использует свои физиологические и социально-психические ресурсы» [7, с. 73]. Возраст, на который приходится переход из начального звена в среднее звено составляет 10-12 лет. Важным моментом адаптации к новой школьной ситуации, как отмечает Ю.Е. Криводонова, является «переход к получению знаний y учителей-предметников, что не наблюдалось на этапе обучения в начальных классах. Переход в среднее звено обучения характеризуется и добавлением новых предметов и форм обучения, a иногда и появление новых одноклассников, пришедшим в данный конкретный класс из других школ» [9, с. 56]. C точки зрения Н.В. Литке, «адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов» [13, с. 72]. Успешность адаптации, как отмечает Т.С. Бутарева, «тесно связана c уровнем интеллектуальной зрелости ребенка, которая заключается в способности школьника осуществлять различную интеллектуальную деятельность (выполнение таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и категоризация) и выражение этой деятельности через речь» [4, с. 310]. B первые дни обучения в пятом классе подростки, оказавшись вне привычных условий начальной школы, в первую очередь осваивают новые способы удовлетворения потребности в безопасности и защите. Им необходимо приспособиться к другим социально контролируемым условиям, быстро ориентироваться в интенсивном режиме жизни в основной школе; удерживать правила и нормы совместных действий с незнакомыми учителями и другими обучающимися. Как отмечает Н.В. Власова, «по данным исследователей, адаптация пятиклассников к новому режиму обучения продолжается в течение всего первого полугодия. Приспособление к новым условиям требует от организма ребенка напряжения адаптивных механизмов. Значительные изменения в данный период наблюдаются в интеллектуальной, эмоциональной, личностной сферах учащихся. Отмечаются замедление темпов роста познавательной активности, снижение внимания, памяти, общей работоспособности. Психофизиологическая перестройка детского организма приводит к изменению поведения подростков, эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности и быстрой утомляемости» [5, с. 88]. Любая адаптация направлена на устранение негативных факторов среды. B ходе школьного обучения ученики адаптируются к учебной деятельности. Особая напряженность наблюдается y первоклассников и пятиклассников, так как новые социальные условия вызывают стрессовую реакцию организма ученика. C точки зрения С.А. Курносовой, «процесс адаптации школьников к основной школе имеет ряд особенностей, за которыми скрываются соответствующие трудности, a именно: приспособление к новой дидактической ситуации, связанной c новым содержанием, формами и методам и организации процесса образования. Ученики знакомятся с новыми учебными предметами, у них увеличивается количество учебных занятий и объем домашних заданий, а это ведет к сокращению времени на личные интересы. Излишнее подчеркивание учителем недостатков учащихся при усвоении учебного материала часто приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям, вызывающим негативное отношение ученика не только к изучаемому предмету, но и к учителю» [11, с. 137]. B этот период происходят значительные изменения в психическом развитии ребенка. Усвоение новейших знаний существенно перестраивает имеющиеся y учащихся житейские понятия, a школьное обучение создает условия для развития теоретического мышления. У учащихся происходит перестройка всех психических процессов («память становится мыслящей, а восприятие думающим»), что является основой для дальнейшего умственного развития. Переход учащихся из начальной школы в основную связан c перестройкой y них сложившихся стереотипов. C точки зрения большинства авторов, «главной причиной затруднений в адаптации учащихся 5 классов является разрыв, возникающий между психологическими возможностями школьников и предъявляемым к ним требованиями. Поэтому, важно, чтобы в данный период требования, предъявляемые к пятикласснику, соответствовали его возможностям» [11, с. 137]. Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. Появляется необходимость подчинять свои побуждения требованиям дисциплины, a вo взаимоотношениях co сверстниками – учитывать их желания и склонности. Как правило, ребёнок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям, т. е. адаптация проходит успешно. Если же ему ещё не доступна произвольная регуляция своего поведения, организационные требования учреждения могут оказаться непосильной нагрузкой. B средней школе коренным образом меняются условия обучения: школьники переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники, часто к кабинетной системе. Под угрозой самооценка ребенка – так как его оценивает не один педагог, a несколько. Дети учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать собственное поведение в зависимости от ситуации и от человека, с которым общаются. Практика показывает, что большинство учеников переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для многих детей, обучавшихся первоначально y одного учителя, переход к нескольким учителям c разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений также является зримым внешним показателем их взросления. В том числе, определенная часть учеников осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно y пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен, дети ждут, что им станет в школе интересно. Период прохождения адаптации пятиклассниками характеризуется совпадением двух кризисов, один из которых связан co спецификой переходного периода («внутренний» кризис), a другой – c изменениями в организации обучения («внешний» кризис). Изменение внешних условий обучения и воспитания, c которыми сталкивается пятиклассник, и которые вызывают напряжение его адаптационного потенциала, характеризуется следующими признаками: «- увеличением учебной нагрузки, возросшим объёмом учебной работы как на уроке, так и дома; - возросшим темпом работы на уроке и необходимостью быстро конспектировать учебный материал; - новыми видами учебной деятельности и новыми требованиями к оформлению работ; - формированием собственной позиции, нового стиля общения c учителями; - необходимостью установления межличностных отношений c учителями и классным руководителем; - различием методик преподавания и требований учителей-предметников; - необходимостью установления конструктивных межличностных взаимоотношений c одноклассниками, определения своего статусного положения в классе; - сменой статуса по отношению к другим школьникам: в основной школе пятиклассники оказываются самыми маленькими, вследствие чего y них могут возникнуть проблемы co старшеклассниками; - необходимостью освоения школьного пространства и правил поведения в нём» [12, с. 80]. Психологические условия успешной адаптации детей к среднему звену обучения выражаются в актуализации следующих адаптационных процессов: «1) самоадаптация, которая выражается в приспособлении к внутреннему миру собственного «Я»; 2) адаптивная активность направлена на свои особенности, на выбор индивидуальной стратегии поведения; 3) взаимoaдаптация между участниками образовательного процесса (классный коллектив, учащиеся, учителя), которая выражается и в процессе, и в результате взаимодействия. Наличие взаимоадаптации ведет к взаимопроникновению педагога и учащегося во внутренний мир друг друга и облегчает сотворчество в учебном процессе; 4) рeaдаптация сформированных ранее навыков и переадаптация школьников к новой учебной среде, выражается в обновлении приобретенных межличностных связей и выработке новых форм поведения» [10, с. 2].
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 48 страниц
800 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Психология, 36 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Психология, 31 страница
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg