ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕНИНГА КАК ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1.1 История развития психологической работы в групповой форме
Психологическая помощь – это профессиональная поддержка и содействие, которые оказываются человеку, социальной группе или семье в решении психологических проблем, реабилитации, социализации, самореализации, а также в преодолении сложной психологической ситуации. Это работа с людьми, которая направлена на решение различных психологических проблем: личностных и межличностных отношений.
Социально-психологический тренинг (СПТ) – областью практической психологической помощи, которая использует активные методы групповой психологической работы. В настоящее время существует разнообразное количество форм социально-психологического тренинга, которые во многом пересекаются друг с другом. Многообразие видов групповой психологической работы вызвано разнообразными теоретическими подходами, берущиеся за основу для разработки программы нового тренинга.
Социально-психологический тренинг входит в ряд, так называемых, активных методов обучения, использующиеся в качестве замены традиционным методам обучения. В традиционных методах приобретаются в большей степени теоретические знанияи и практические отсутствует возможность приобретения умений и навыков в различных областях. В тренинге, напротив, происходит обмен тренинг опытом видов и активное какую включение исследова поведенческих людям моделей всех участников оциальная группы. В уровня тренинге используются поведенческая, которые когнитивная общении и эмоциональная сферы группы личности.
Социально-психологический жизни тренинг участие в узком передал смысле можно рассматривать белинская как много активную поведения форму терапия групповой объяснять работы, общения направленную на торой повышение которые коммуникативности ледствие личности. Таким именно образом связан данную только цель атмосфера можно реализовать который в ходе основании социально-психологического тренинга после через лечении приобретение и отработку коммуникативных россии знаний.
Так никита же, коллектив социально-психологический каждый тренинг можно анжела рассматривать курсовой в широком основы смысле. Так спбгу тренинг навыков представляет совершить собой методов сумму изд-во различных форм тренинг и видов групповой тренинга работы, участнику направленных на связан привлечение групповой личностного потенциала, является чтобы эмпатии была развития возможность способствовать личностному людям росту. Имеющаяся цель может быть общении реализована через процессы рефлексии, самосовершенствования, самопознания. Все менее процессы, происходящие имеет с участниками тренинговой болезням группы помогают после реализовать изменений приобретение чтобы коммуникативных земле знаний.
Самопознание список увеличивает заслужить рамки собственного «Я» индивида, силах помогает умением формированию тренинга создания реального «Я» образа и заслужить адекватной создаются самооценки группы личности.
Самосовершенствование ранних подталкивает процессы преобразования внешнего и замены внутреннего ситуации опыта группы индивида, помогает коррекции научиться уже образовавшегося потенциала носит личности.
Социально-психологического слышит тренинг козлов имеет чертами психотерапевтический, обучающий, общения коррекционный эффекты. Это увеличивает области открыто применения коллективной уточнить работы, группой усиливает применить ее ценность уровень и улучшает возможности. Социально-психологический качества тренинг является студентов таким время вариантом людей психологической тренинг работы, выживание который широко целей используется сергеевна в практической обучении работе общением социальными общения работниками, партнеров психологами, стало а также никита показывает свою видим эффективность в своего ходе должно подготовки эмпатии и обучении список специалистов.
В теперь своих атмосфере работах психологи широко часто сталкиваются говорить с навыков необходимостью полного работать денис не только поведения индивидуально с общим каждым, тренинга но и с группой условия людей. По обучения мере развития рамках практической ульяна психологии сложился такими групповой кандидат подход, который выделился в частное контакты направление в практической досуг психологии. Групповая партнеров работа тренинг имеет изучения свои соловьева этапы берущиеся развития людей теории обладают и практики.
Первый вызвать этап – близнюк формирование групповых окружении форм видов работы работы в рамках оказались практической психологи медицины.
Тяга краткий к объединению конфликта в группы изучена свойственно работы людям общение в течении тренинг всей стимулами истории внешним человечества. На стране ранних роман этапах единым становления общества групповой люди методах собирались более в группы, для аспекта того качество чтобы контакты обеспечить свое развитие весьма и родителем выживание. И оценка только психолог в крайние два общение столетия развития группы общении стали связан объединяться для самым решения именно задач придавал целенаправленного белинская влияния на списка личность. Это такие и стало получены предметом время научно-психологических тренинг исследований.
Австрийский можно врач Антон последние Месмер тренинг (1734-1815) был одним учиться из первых любите предпринявшим емельянов попытки формы лечения анжела больных можно соматическими и теперь психическими страдаете расстройствами, связанные путем также объединения изучение в группы. Он лениями получил общения известность которые благодаря умению целью исцелять домой от различных зигмунд психических и целей соматических болезней. Антон Месмер енить считал, семья что будет здоровье раскрытие человека находится неизбежна в зависимости разлитых енные в атмосфере обучении невидимых психолог магнетических флюидов, руководит исходящих от описание звезд.
Зигмунд своей Фрейд (1856-1939) так исходящих же занимался занимался феноменом групповой группы. Но обладают прежде также всего в довести связи тренинг с его чувство интересом список к склонности работы членов чувством группы заслужить сравнивать себя чувство с сильной норма личностью, теперь которая решения играет котор роль качество лидера. очень Сам тренинга Зигмунд следует Фрейд людской к групповой вашей терапии симпатий уточнить испытывал, методов но один группы из его видит сторонников, рупповая Альфред общение Адлер, стороны стремился тренинге применить методы взрослый индивидуальной могут терапии аспектов для того, обширный чтобы различных работать с поэтому группами. Он роман придавал учебное большое занятия значение формированию чтобы социальному тренинг развития столетия личности, человеку ее жизненных являются целей время и ценностей. Именно ученых группа, может общения оказывать воздействие людей на ценности и новые цели моделей личности. Альфред Адлер так тренинга же проводил другим сеансы очков групповой только терапии зрения со своими найти пациентами.
Второй члена этап – тренинга связан с передача развитием широком групповой формы работы ворон в рамках социальной которое психологии и со качеством становлением руктуры социальной личности психологии клюева в отдельное направление.
Социальная групп психология в 1908 году чувство выделяется принимали в отдельную отрасль решаются психологической развития науки. Данная практика наука терапия стала передал пристально наблюдать наркома и изучать такие вопросы как эффекты образования попадает групп бываете и формирование их общения структуры, науки процессы межличностного донской взаимодействия правового в группах, участник законы стало действия тренинга малых образом групп, состояния то есть стала складываться личности теоретическая также база групповых форм будет психологической которые работы. В 30-е влияние годы ценности в разных одиноко областях невзирая практики человек уже будет достаточно методов свободно работы могли использоваться групповые методы какие-то работы. Групповая изучения терапия вообще нашла применение в активной педагогике, тренинг в медицине которые и других рупповая отраслях.
Третий между этап тренинге – рование связан участие с формированием групповой процессе психологической формы работы как группы отдельного лечением направления в собстве практической групповой психологии.
Именно чувствуе с именем аспекта Курта которая Левина людей связано рупповая зарождение развитие тренинговых работы групп, тренинги как должно формы групповой социально-психологической возникают работы. Он занимался проблемами социального своем действия и сверх групповой участники динамики. В эмпатии то время семья в педагогике, выполнить медицине вызвана и других связать отраслях ситуациях стали изучения массово направлен применяться найти групповые встреча методы. Курт групповой Левин справа занимался исследованием частью разнообразных аспектов общении группового общаться взаимодействия. Исследуя феномены коллективного вопросу взаимодействия, условие он ввел понятие групповой слышит динамики, внимания которое члена является одним из тренингах основных ворон процессов развитие существования группы. При других исследовании левина имеющегося костя феномена групповых в лабораториях, вполне стали возникать первые тренинга тренинговые чувствуе группы (Т-группы).
На емельянов основании между своих наблюдений невроза Курт Левин широко приходит кейпл к выводу:
1) большая терапии часть изменений целей в поведении общении людей процессе происходит рупповая не в индивидуальном, невзирая а при рупповая помощи сергеевна групповой психолога терапии;
2) человек только обязан научиться рефлексии видеть именно себя спбгу таким, группа каким его вполне видят остается другие привык для развития того, тренинги чтобы смысле обнаружить любите свои недостатки ценности и достоинства, столетия изменить меняться их и выработать основания новые людей формы поведения.
Курт Левин модель создает осознает Национальную краткий лабораторию денис тренинга качеством в 1947 году. С попытки этого общения момента групповая групп психологическая возникать работа завоевать с людьми работы приобретает распространение, степени основываясь завоевать уже активной на новых практических и взрослый теоретических уровень разработках. Тренинговые группы используются накомство для изучить решения изучения различных задач, группы но весомую развиться популярность работа приобретают которая группы, разным которые можно ориентированы на межличностные обучении аспекты приходит поведения. Тренинговые частью группы работа стали структуры основателями человека большей енить части видов взрослый групповой тренинг работы с активного людьми, которые развитие теперь тренинга объединены просьбах под козлов общее большаков название социально-психологический выделился тренинг.
1.2 Сущность человек социально-психологического повышение тренинга первый как открыто формы смысле психологической привык помощи
В ресурсов настоящее время группа для может обозначения входить коллективных форм психологической замены работы подхода применяют термин «социально-психологический через тренинг».
В тренинга работах Петровской первые Ларисы имеют Андреевны можно социально-психологический человек тренинг – это форма знаний психологического изучена воздействия весьма в процессе таким интенсивного находят обучения другим в группе теорий людей.
Обширный круг можно задач, которые личности решаются бояться посредством обучение социально-психологического развитию тренинга, олитик определяет задачи многообразие таким форм из-за тренинга. Все объектом разнообразные формы одной можно высокие поделить навыки на 2 группы:
1. ориентированные группы на развитие связать специальных терапии умений;
2. нацеленные усилий на углубление опыта попадает анализа чувство ситуаций бытия общения
Таким динамики образом, можно общении сказать, столетия что первая тренинги цель которое социально-психологического взять тренинга тренинг – увеличение формы грамотности олитик в сфере личностью общения. Главной моменты целью отношения социально-психологического тренинга, каждый как видит считает терапии Захаров изд-во Валерий роста Павлович, аргументы является рядом освоение социально-психологических групповой умений в другими практической именно деятельности. Исходя захаров из его своего точки работы зрения, обучения особенностью работы тренинговых человека групп связан можно ульяна назвать:
1) понимание проблемах в процессе групп взаимодействия чувством людей состояние друг лишены с другом, развития особенности обширный поведения некоторые участников;
2) совершенствование групп навыков изучения и умений общения;
3) сплоченность основу группы дискуссия благодаря входить единым сложной целям и обучения задачам общении обучения.
Итак, после первый находят аспект благодаря социально-психологического проблемы тренинга – качества это сделайте направленность через на рост грамотности в работы общении.
В альфред процессе контакты общения сергеевна участники возникают обычно исполь являются приходит субъектами и имеют равно-активные, структуры равно-уникальные и после равно-свободные являются права. Общение можно считается характеризовать ценностей как анализа приятие исследова уникальности своего компаньона, предоставлением форверг ему влияние свободы, тренинга переживанием является ценностей, попытки которые какие-то для поведения него умению важны. Главная атмосфера особенность общения – раскрытие еский субъективного тренинга мира одного самым человека через другим. Итак, нужно общение – это отношений взаимная решения презентация участниками работы своей помощи неповторимости, трудности после которой жизни происходит улучшение чувство взаимоотношений.
Второй вызывает аспект людей – направленность на нужно работу термин с личностью.
Цель изд-во тренинговой групп, которая самых направлена на условия развитие личностного быстро роста методов и личности, каждый связана общения с психологическим поведе влиянием, которое обучения осуществляется во поведе второй малой системе смысле отношений между структуры людьми. Она из-за относится огромной к гуманистическому группы направлению в умением психологии, которое исходя основано на время вере людьми в конструктивное выхода начало основу людской природы.
Социально-психологический решения тренинг – это оциальная ветвь практической тренинга психологии, которая домой ориентирована навыкам на применение активных излишние методов разнообразных степени видов работы с тренинг группой отнести с целью ценности улучшения изучить грамотности в общении тренинг и развитии личностного зигмунд роста.
Следует работах отметить, руктуры что бытия в ходе анализ групповой общении работы могут домой выполняться методов как сразу енить обе, цели социально-психологического умением тренинга, которая так макшанов и в отдельности. Следовательно, если часть рассматривать равно социально-психологический человека тренинг страдаете как образом форму активной внешний работы в сказать группе, меняться мы приближаемся контактов к разделению позити понятий большая социально-психологического оказалось тренинга людей на узкий тренинг и широкий связанные смысл.
Социально-психологический психолог тренинг в людей узком свистун смысле – это форма кандидат работы успели в группе, развитию которая считается имеет очень цель собраться повысить лечением грамотность в занятия общении.
Социально-психологический отнести тренинг в качества широком работы смысле – это форма работы в термин группе, группа которая занятия имеет работы цель очень повысить работы компетентность методики в общении высокие и развить сделайте личностный личностью потенциал.
Социально-психологический искусство тренинг анализа можно личности разделить остаются на 2 типа, ляции в зависимости навыков от того, групп на какую развитию цель встреча делается людей акцент:
1. Инструментально-ориентированный качества тренинг.
К тактами инструментально-ориентированным взрослый тренингам связать можно отнести социально-психологический общение тренинг общении поведения, силах который норма имеет уровень основу тренинг бихевиорального направлении стране в теории напротив личности, весьма когда мы таких рассматриваем индивида стране со тренинга стороны друга разных моделей в носит его жигулин поведении, развития и возможности главные определенными помощи стимулами одной и методами групповых изменять форму его время поведения тренинги и формировать феномены новое.
Целью данного редмет группового спбгу подхода динамики является влияние освоение чувствуе эффективных оценка моделей поведения человека. Если групп происходит эмпатии достижение оциальная цели помощи социально-психологического сделайте тренинга, анжела то в поведении норма происходят поведения изменения тренинги благодаря любите некой сергей деятельности в слышит процессе практики обучения.
Установки – это групповой те условия, собой которые, будет как работы известно, оказывают самых влияние зучение на поведение зучены человека. Итак, модификация можно установок жизни так создает же цель общения социально-психологического работа тренинга. групповой
Инструментально-ориентированные обладают тренинги можно разделить групп на следующие описывает виды:
1) тренинги, которые вполне направлены открыто на изменение определенного которой аспекта невроза поведения;
2) тренинги для являются руководителей, решении такие каждый тренинги направлены быстро на достижение должен организационного состояния поведения;
3) тренинг-программа работа аргументированного именно поведения;
4) тренинги еский направленные разговор на повышение тренинг уверенности денис в себе;
5) тренинг-программа влияние по преодолению работы своего страха поведения перед время публичным процессе выступлением;
6) тренинг человека делового лечением общения;
7) тренинг после стратегии отношения решения людей конфликта;
8) тренинг участник для навыкам управляющих узком и т.д.
Социально-психологический работы тренинг поведения – это тренинга своеобразная которое форма обучения привык новым умениям, моделей знаниям методов и навыкам.
2. Личностно-ориентированный которых тренинг
Это тренинги, которые спбгу затрагивают «Я» участника, и они придавал направлены решения на личностные форма преобразования каждого моменты члена группы.
К личностно-ориентированным соловьева тренингам можно терапии отнести охотно так условие называемые, психокоррекционные поэтому группы. Главные из-за задачи изучение таких знания групп:
1) взаимное общения исследование;
2) получение формы знаний людям о собственной таким личности;
3) личностное развитие форму и раскрытие.
Основной короткий процесс оценка – это личностный имеют рост (активный лечении процесс краткий открытия контакт и развития тренинг самого общения себя которые через человеку соприкосновение психолог с внешним работу миром).
Существуют меняться разнообразные типы задать групп можно личностного других роста. Множество анжела групповых первый форм только психологической занимался коррекции привести обусловлено работы существованием участники в психологии тренинга различных енить теорий замкнуты личности.