Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Условия развития рефлексивных способностей студентов педвуза в изучении курса педагогики.

cool_lady 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Объект исследования: рефлексивные способности студентов. Предмет исследования: развитие рефлексивных способностей студентов педагогического ВУЗа в изучении курса педагогики. Цель данной работы: изучение условий развития рефлексивных способностей студентов педагогического ВУЗа в изучении курса педагогики. Для реализации выбранной темы, необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть рефлексию как профессионально важное качество будущего педагога; 2. Проанализировать основные пути и способы формирования рефлексивных умений студентов; 3. Изучить процессуальную модель формирования рефлексивных умений студентов в системе коллективных учебных занятий 4. Рассмотреть развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе
Введение

Активные инновационные процессы в социально-политической и экономической сферах общества обусловили необходимость критической переоценки устоявшихся теоретических и практических основ педагогической деятельности, пересмотра традиционных подходов в подготовке будущих педагогов. Одной из ведущих целей современного педагогического образования является развитие у будущего педагога желания и умения учиться на протяжении всей своей жизни, системно пополняя и обогащая профессиональные знания и умения, полученные в процессе обучения в высшем учебном заведении. Умение учиться как потребность в самосовершенствовании является фундаментальной в профессии учителя. Педагог должен уметь обращаться к себе, к своему внутреннему миру, понимать мотивы собственных действий. Процесс самопознания и анализа себя как субъекта педагогической деятельности возможен для учителя только при условии сформированости у него рефлексивных умений. Профессия учителя предполагает постоянное взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами, поэтому сформирован-ность его рефлексивных умений влияет на осуществление анализа поведения детей, родителей, их межличностных взаимодействий, коррекцию конфликтного общения и др. (Н.Г. Алексеев, A.B. Карпов, В.Н. Мясищев, В.В. Пономарева, СЛ. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин). Рефлексия — это способность не только дать отстраненную оценку себе и своим поступкам, но и понять, как тебя воспринимают другие люди. Рефлексивный анализ как вид педагогической деятельности дает возможность для осознанного самосовершенствования как самого себя, так и организуемого им педагогического процесса. В связи с этим содержание, методы и формы подготовки педагога на стадии его вузовского образования, на наш взгляд, должны быть направлены на повышение степени самостоятельности, произвольности профессионального поведения и деятельности, в конечном счете — на становление его как субъекта профессиональной деятельности. Большое значение при изучении вопроса о педагогической рефлексии имеют исследования о подготовке педагога в системе высшего образования, рассмотрены в работах A.A. Вербицкого, Б.С. Гершунского, Ю.Н. Емельянов, А.К. Марковой, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, Н.К. Сергеева и др. Таким образом, есть все основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт высшего образования педагога и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей образовательных моделей высшего образования, направленных на формирование рефлексии педагога (Н.Г. Алексеев, Е.И. Исаев, М.А. Мкртчян и др.).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ, ПУТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ 5 1.1 Рефлексия как профессионально важное качество будущего педагога. 5 1.2 Основные пути и способы формирования рефлексивных умений студентов. 10 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЕ Я РЕФЛЕКСИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ПЕДАГОГИКИ 14 2.1 Процессуальная модель формирования рефлексивных умений студентов в системе коллективных учебных занятий 14 2.2 Развитие педагогических способностей студентов на занятиях в педагогическом вузе 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Список литературы

1. Афанасьева, И.Б. Учет когнитивно-стилевых особенностей студентов в обучении / И.Б. Афанасьева // Известия РГПУ им. А.И. Герце- на.— 2009. № 105.— С. 60–65. 2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПОУГТУ-УПИ, 2006. – 471с. 3. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебник / Т.В. Габай. - М.: Academia, 2019. - 672 c. 4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов.— М.: ИНТОР, 1996.— 544 с. 5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование: науч.-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2005, вып. 8. – С. 27. 6. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование: науч.-публицистический альманах: СО РАО, ИПК. – Новокузнецк, 2005, вып. 8. – С. 37. 7. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2018. - 256 c. 8. Елфимова, М.М. Педагогическая психология: сборник кейсов: учеб.-метод. пособие / М.М. Елфимова. - М.: Флинта, 2015. - 176 c. 9. Елфимова, М.М. Педагогическая психология: сборник кейсов: Учебно-методическое пособие / М.М. Елфимова. - М.: Флинта, 2015. - 176 c. 10. Задорожная Н.П., Низовская И.А. От педагогического опыта – к педагогической рефлексии: метод. рекомендации по организации и проведению педагогических мастерских / общ. ред. Т.А. Матохиной. – Б.: Maxprint, 2011. – С. 32. 11. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. – Екатринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. – С. 51. 12. Ильясов, И.И. Система эвристических приемов решения задач [Текст] / И.И. Ильясов. М., 2001.— 154 с. 13. Исаев, Е.И. Педагогическая психология: Учебник для академического бакалавриата / Е.И. Исаев. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 347 c. 14. Лопарева, М.А. Коммуникативно-познавательная деятельность как фактор формирования рефлек- сивных умений студентов М.А. Лопарева // Известия ОГПУ им. А.И. Герцена.— 2008. №29(65).— С. 415–418. 15. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М, 2016. - 256 c. 16. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблема и пути решения. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 40. 17. Савенков, А.И. Педагогическая психология: В 2 т.Т. 1 / А.И. Савенков. - М.: Academia, 2018. - 272 c. 18. Савенков, А.И. Педагогическая психология: В 2 т.Т. 2 / А.И. Савенков. - М.: Academia, 2016. - 272 c. 19. Савенков, А.И. Педагогическая психология: Учебник для академического бакалавриата / А.И. Савенков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 503 c. 20. Сударчикова, Л.Г. Педагогическая психология: Учебное пособие / Л.Г. Сударчикова. - М.: Флинта, 2015. - 320 c. 21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. – 320 с. 22. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина.— М.: Академия, 1998.— 288 с. 23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2015. - 224 c. 24. Фокин, Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания / Ю.Г. Фокин.— М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.— Серия «Педагогика в техническом университете». 25. Фридман, Л.Н. Теоретические основы обучения математике: Пособие для учителей, методистов и пед. вузов / Л.Н. Фридман / МПСИ.— М.: Флин- та, 1998.— 224 с. 26. Холодная, М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального у / М.А. Холодная.— СПб.: Питер, 2004.— 384 с. 27. Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской.— СПб.: Питер, 2001.— 544 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ, ПУТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ 1.1 Рефлексия как профессионально важное качество будущего педагога. В условиях быстро меняющегося мира цели системы повышения квалификации определяются необходимостью формирования у учителя профессиональных компетентностей, требуемых временем и социально-экономической ситуацией, а также способности к различным видам деятельности и потребности к саморазвитию. Педагогическая рефлексия в ситуации освоения инноваций приобретает особое значение как средство освоения инновационных технологий обучения, системообразующий фактор и метод профессионального развития учителя в процессе самообразования. Это важный аспект педагогической культуры современного педагога, умеющего дать обоснованный анализ и самооценку собственной деятельности. При осмыслении своего профессионального опыта учитель использует как результат этого осмысления не сам по себе опыт, а мысль, выведенную из него. В жизни каждого человека бывают ситуации, когда он задумывается о себе, своих жизненных принципах, своих личностных качествах, своем характере и о том, как это влияет на других людей. Пытаясь решить, что истинно, а что ложно, человек ищет аргументы, подтверждающие или опровергающие его тот или иной поступок, мысль, отношение к кому-то. Этот поиск идет в процессе так называемого внутреннего диалога. Внутренний диалог с самим собой или с кем-то воображаемым другим дает возможность человеку стать в позицию исследователя по отношению к себе, рассмотреть себя, как в зеркале. Внутренний диалог с самим собой – это и есть рефлексия. Проблема формирования профессиональной рефлексии педагога чрезвычайно актуальна, поскольку глубокие изменения, происходящие в социальной и экономической жизни общества, влекут за собой повышение требований к качеству подготовки и переподготовки специалистов, выпускаемых высшей школой. В прямом значении (от лат. reflexio) рефлексия – это отражение. Если воспользоваться метафорой для обозначения своего внутреннего состояния, то можно использовать образ зеркала. Позиция «перед зеркалом» позволяет увидеть себя как бы со стороны, с точки зрения внешнего наблюдателя [2, c. 74]. Способность к рефлексии неоценима в общении. Особо значимая сфера рефлексии – это мыслительные процессы, не случайно ее иногда определяют как мышление о мышлении. Человек рефлексирующий обращен к культуре, он способен на преобразующую деятельность, на саморазвитие В широком смысле рефлексия – есть фундаментальный механизм человеческого способа жизни. Профессиональную рефлексию педагога мы определяем как интегративное качество личности, в котором в целостной системе соединены профессиональные рефлексивные знания, отношения к профессиональным рефлексивным знаниям и рефлексивной деятельности и, собственно, рефлексивное поведение. Развитию профессиональной рефлексии педагога способствуют следующий комплекс педагогических условий: Рисунок 1 – Комплекс педагогических условий, которые способствуют развитию профессиональной рефлексии педагога Критерии развития профессиональной рефлексии педагога включают в себя: • достаточность рефлексивных знаний педагога; • отношение к педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности; • собственно рефлексивное поведение педагога. Педагогическая рефлексия – основной инструмент профессионального развития учителя [15, c. 41]. Развивающее образование предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога. Поскольку педагогическая деятельность современного учителя осуществляется в условиях динамичных, неожиданных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций, учитель имеет проблемы, связанные с противоречием между необходимостью мыслить и действовать по-новому и недостаточной сформированностью определенных личностных структур. Особую роль играет рефлексия в профессиональной деятельности педагога. Среди основных педагогических компетентностей сегодня выделяются рефлексивно-аналитические компетентности, которые включают умение анализировать деятельность, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления. А.В. Хуторской предлагает различать понятия «анализ», «самоанализ» и «рефлексия» [27, c. 52] (табл.1). Таблица 1 - Анализ – самоанализ – рефлексия Параметры для сравнения Анализ Самоанализ Рефлексия Сущность Выявление методических, дидактических и иных особенностей урока, определяющих его назначение, роль и результативность в учебном процессе на основе той или иной педагогической позиции (концепции) Анализ учителем или учащимся собственной деятельности и своих действий на уроке Способ решения учебных проблем, отыскание путей решения Цель и задачи Выявление и оценка структуры и содержания урока как ячейки, модели учебного процесса Выявление особенностей собственной педагогической или учебной деятельности субъекта самоанализа, выявление успешно применённых методов обучения или учения, фиксация полученных результатов, установление их соответствия поставленным целям и возникающим ситуациям Выявление и фиксация смыслового поля происходящего Несмотря на различия, можно констатировать, что рефлексия вбирает в себя как элементы анализа, так и элементы самоанализа. Умение и желание рефлексировать по поводу своей деятельности связано с процессом познания себя, постоянным самосовершенствованием, а значит – непрерывным образованием. Роль рефлексии в профессиональном развитии учителя можно представить в виде рисунка (рис.2) [27, c. 41]. Рисунок 2 – Роль рефлексии в профессиональном развитии Рефлексия выводит на важные аспекты педагогической деятельности, «обслуживает» потребности учителя в совершенствовании его педагогического мастерства. Однако проанализировать собственную деятельность полноценно невозможно, не соотнося свой опыт с опытом других учителей. Важны такие процессы, как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения: разные педагоги нуждаются в разных видах педагогической поддержки. Но при освоении инноваций для придания устойчивости формирования тех компетенций, которые помогают учителю действовать в условиях быстро меняющегося мира, для развития педагогической рефлексии необходима поддержка в форме фасилитации (К.Р. Роджерс, М. Кларин), сотрудничества и инициирования, направленных на появление внутренней мотивации. Создание таких условий – своего рода «провокация» (К.Р. Роджерс) аналитической деятельности учителя по совершенствованию практических умений [3, c. 96]. Таким образом, изучение литературы по исследуемому вопросу, анализ опыта работы в системе повышения квалификации показывает, что формирование профессиональной рефлексии педагога является сложным непрерывным процессом и одной из основных профессиональных компетентностей учителя. ? 1.2 Основные пути и способы формирования рефлексивных умений студентов. Процесс формирования рефлексивных умений студентов в обучении мы рассматриваем с позиций ассоциативно-рефлекторной теории Ю.К. Бабанского, С.Л. Рубинштейна, концепции личностно-ориентированного обучения В.В. Серикова, А.В. Хуторского, И.С. Якиманской; теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной; концепции проблемного обучения А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова. Процесс формирования рефлексивных умений в обучении базируется на следующих принципах, которые приведены на рисунке 3. Рисунок 3 –Принципы, на которых базируются процесс формирования рефлексивных умений. Актуализация интеллектуального потенциала студента предполагает не только усвоение знаний «о том, что» или «о том, как», но и знаний «о том, какой Я». Знание собственных интеллектуальных особенностей — полезный инструмент для развития интеллектуальных сил личности. Реализацию принципов формирования рефлексивных умений обеспечивает применение методов (проблемные, когнитивные, диалоговые, оценочные, а также методы рефлексивного анализа), различных форм организации учебного процесса (традиционные, инновационные) и систем вариативного дидактического обеспечения, ориентированного на различные когнитивные стили студентов. В процессе формирования рефлексивных умений выделяют четыре этапа. Они приведены на рисунке 4. Рисунок 4 – Процесс формирования рефлексивных умений Эти этапы логически взаимосвязаны, каждый последующий этап реализуется на основе предыдущего, что определяет логику процесса формирования рефлексивных умений. В качестве средств формирования рефлексивных умений студентов выступают: •содержание цикла педагогических дисциплин, включая специальное конструирование учебного материала, обеспечивающее возможность формирования рефлексивных умений в ходе учебного процесса; •различные формы организации учебного процесса (лекции, практические занятия, консультации, проблемные семинары, дискуссии и др.); •различные методы обучения (проблемные, когнитивные, диалоговые, оценочные, рефлексивного анализа); •система вариативного дидактического обеспечения, ориентированного на различные когнитивные стили студентов [8, c. 6]. Создание ситуаций, побуждающих студентов к рефлексивным действиям и обеспечивающих запуск механизмов рефлексии за счет актуализации коммуникативной составляющей учебного процесса, требует такой организации занятий, которая дает возможность получить личностный опыт понимания и обеспечивает формирование умений оценивать себя в результате: Рисунок 5 – Формирование рефлексивных умений На эмоциональном уровне (в начале обучения) оценка часто может быть необоснованной, категоричной. В высказываниях может отсутствовать аргументация. Таким образом, оценка приобретает форму или простого оценочного суждения, или рассуждения, приводящего к оценке. На коммуникативно-аналитическом уровне студенты анализируют суждения с различных позиций: сравнивают различные точки зрения, соотносят свои суждения с мнением других; выявляют сходство и различие позиций, предпринимают попытки установить их причины; оценивают логическую связь и эффективность предлагаемых способов решений. На рефлексивном уровне студенты выстраивают рефлексивную оценку; дифференцируют различные позиции (включая собственную), обосновывают аргументацию и систему доказательств. Рефлексивные суждения служат основанием для формирования рефлексивных умений. В результате специально-организованного учебного процесса студенты осознать необходимость самоанализа деятельности, а также получают представление о механизме формирования рефлексивных умений. Все это обеспечивает создание базиса для формирования рефлексивных умений и позволяет интенсифицировать процесс их формирования за счет применения специально сконструированного дидактического обеспечения. Усложнение характера учебно-познавательной деятельности обеспечивается переходом методов обучения от репродуктивно-алгоритмических до полуэвристических, эвристических и творческих. С этой целью в учебном процессе могут быть созданы ситуации затруднения, когда студентам предстоит определиться в рефлексивной позиции по поводу непонимания, причин его возникновения и найти пути его преодоления. У студентов формируется осознание необходимости анализировать свои действия при решении различных задач, причем в условиях множественного выбора, избыточных или недостающих данных, и, как следствие, умение конструировать собственные алгоритмы, определять различные стратегии решений, умение оценивать их с позиций целесообразности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 33 страницы
700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg