Глава 1. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ
1.1. Объект, предмет и объективная сторона преступления
В главе 27 УК РФ предусмотрены преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) – это общественно опасные деяния, которые посягаются на безопасность движения или эксплуатацию любого вида механического транспорта, повлекшие по неосторожности ущерб имущественного характера, причинение вреда здоровью или смерть человека.
В современном уголовном законодательстве определяется ответственность за нарушение правил, которые обеспечивают безопасность в работе транспорта. Данная позиция регламентируется ст.268 УК РФ. Законодатель определяет объект преступления и устанавливает объективные признаки состава.
В рассматриваемом нами преступлении, объектом выступает безопасность движения транспорта, обеспечивающаяся соблюдением соответствующих правил, как лицами, которые ответственные за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения. Ст.268 УК РФ предусматривает ответственность иных лиц, которые нарушают правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации.
Общим объектом преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, которые неразрывно связаны с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ является безопасность железнодорожного, водного, воздушного транспорта, городского электротранспорта и автотранспорта. Дополнительным объектом может быть жизнь и здоровье людей.
Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу, не связывается с каким-то конкретным видом транспортных средств, это может быть железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный транспорт. Эксплуатация каждого вида транспорта осуществляется в условиях тесного взаимодействия лиц, управляющих транспортом, с иными участниками движения: пассажирами, пешеходами, обслуживающим персоналом и т.д., от которых требуется соблюдение определенных правил предосторожности, которые обеспечивают безопасность движения и эксплуатации транспорта.
Под безопасностью в уголовно правовой науке подразумевается состояние защищенности и безопасные условия жизни людей. В функционирования общества и государства, именно через это понятие следует рассматривать понятие объекта преступления. Что же касается безопасности движения и эксплуатации транспорта, то это всего лишь составляющая безопасности общества.
Если детализировать данное понятие, возможно предположить, что под социальной безопасностью понимается состояние защищенности общественных отношений, возникающих в области работы транспортных средств, и смежных с ними отношений, которые обеспечивают с помощью средств уголовного права безопасность этого процесса от преступных покушений. Под основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ понимается безопасная деятельность транспортных средств, а дополнительным является жизнь и здоровье людей.
С.В. Проценко считает, что «основным объектом данного правонарушения необходимо признавать жизнь и здоровье людей, поскольку в современном уголовном праве проблема охраны безопасности транспорта решается законодателем опосредовано, и связывает уголовно наказуемые нарушения правил безопасности движения лишь с причинением вреда здоровью и жизни граждан».
По моему мнению основной непосредственный объект преступления должен обозначится в виде совокупности общественных отношений, которые обеспечивают безопасное функционирование воздушного, водного, автомототранспорта, железнодорожного и городского электротранспорта.
В ст.268 УК РФ имеется бланкетная диспозиция, предполагающая, что для установления форм и содержания общественно опасного действия или бездействия необходимо обращаться к нормам других отраслей права, которые определяют правила безопасности функционирования транспорта.
Под правилами обеспечивающими безопасную работу транспорта следует понимать совокупность предписаний, которые устанавливаются соответствующими федеральными законами, подзаконными актами, приказами, распоряжениями и ведомственными инструкциями. Нарушение этих предписаний влечет за собой юридическую ответственность, включая уголовную. Данные правила являются обязательными для всех участников транспортного движения и призваны обеспечивать безаварийное движений транспорта и его безопасную эксплуатацию.
Действие или бездействие, которое происходит в ходе нарушения правил по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортных средств – это объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ. Само нарушение правил безопасности состоит в том, что участники движения пренебрегают соблюдением требований, которые к ним предъявляются. Большая часть посягательств в сфере безопасности дорожного движения совершается пешеходами путем действия. Так же часто бывают нарушения среди пешеходов, которые влекут тяжкие последствия – это, например, переход через проезжую часть в неустановленном месте вне пешеходного перехода.
Другие распространенные нарушения правил дорожного движения это: неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, ходьба вдоль края проезжей части, при наличии тротуара, переход пешеходом проезжей части в опасной близости перед движущимся транспортом, нетрезвое состояние пешехода.
Нередки случаи, когда нарушаются Правила дорожного движения пешеходами путем бездействия. Например, это ситуация, когда сами пешеходы не предпринимают необходимых действий для обеспечения безопасного движения транспорта по дорогам: разговаривают стоя на дороге, тем самым создавая опасную ситуацию или лежат на проезжей части, упав на нее в состоянии алкогольного опьянения.
Между обеспечением безопасности движения и эксплуатацией транспортных средств законодатель поставил разделительный союз «или», на мой взгляд это нелогично, поскольку вред может быть причинен как в процессе движения, так и в процессе эксплуатации. Поэтому кажется более верным изменить существо признаков объективной стороны данного состава преступления указав как на разделительный, так и на соединительный союзы одновременно.
Признаки, обязательные для объективной стороны – это последствия нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, и причинная связь между указанными деяниями и последствиями: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека или двух и более лиц.
В юридической литературе имеется устоявшееся и одновременно спорное мнение относительно содержания предмета преступления, которое предусмотрено ст.268 УК РФ. В научных трудах А.В. Галаховой, А.Э. Жалинского, И.М. Тяжковой, С.В. Максимова встречается очень схожее мнение, свидетельствующее о том, что предметом нарушения правил, которые обеспечивают безопасную работу транспорта нужно считать любой вид транспорта, включая велосипеды, гужевой транспорт, которые оказались причастными к транспортному происшествию.
Н.В. Осадчий имеет другое видение данного вопроса, он отмечает, что признание транспортного средства в качестве предмета преступления не совпадает с общетеоретическим пониманием предмета преступления.
Н.Ю. Исаев выдвигал предположение, что механическое транспортное средство не может являться ни предметом, ни орудием преступления, а представляет собой особый источник повышенной опасности, который проявляет свои возможности в рамках дорожного движения и требующий соблюдать установленные правила.
Л.В. Гридасова признает, что предметом дорожно-транспортного преступления являются ценности по поводу которых складывается отношение в сфере дорожного движения, подвергающиеся преступному воздействию в условиях аварийной обстановки. В этом случае предметом выступает человек, как физическое лицо. Автор заменяет термин «предмет преступления» понятием «потерпевший».
Необходимо напомнить, что в теории уголовного права предмет преступления — это вещь материального мира, по поводу которой или в отношении которой совершается преступление.
Проанализировав все вышесказанное, можно остановиться на преобладающем мнении научного сообщества, которое признает все преступления, посягающие на безопасность движения или эксплуатацию транспорта беспредметными. Безопасное функционирование транспорта не может существовать без связи с вещами материального мира, то есть транспортными средствами, но в то же время преступное деяние, совершенное в не связи с транспортным средством не может посягать на безопасность его работы. В связи с этим, необходимо согласиться с наиболее удачным примером В.И. Неверова. Он подметил, что нельзя признавать транспортным преступлением «столкновение» между пассажиром и пешеходом, лишь во взаимодействии с транспортным средством, пассажиры, пешеходы и другие участники движения могут причинить вред транспортной безопасности. На мой взгляд, для того чтобы правильно квалифицировать преступление нужно дать внятное определение данному понятию, которое может быть неправильно истолковано работниками подразделений по расследованию транспортных преступлений.
Необходимо обратить особое внимание на термин «транспортное средство», который используется законодателем в ст.268 УК РФ. Если внимательно рассмотреть диспозицию этой статьи и ее название, можно увидеть, что законодатель употребляет термин «транспорт» на ряду с понятием «транспортное средство», причем он отождествляет их в своем значении. Думается, что этот момент требует дополнительного уточнения.
Рассуждая на тему о соотношении данных терминов применительно к воздушному, водному, железнодорожному транспорту М.М. Колчин справедливо отмечает, что само транспортное средство выступает в важном, но лишь одним из компонентов механизма функционирования транспорта. Пример: подвижные составы на железнодорожном транспорте не могут использоваться без железнодорожных путей, а воздушный транспорт без аэродромов.
Кажется, что нет никакой сложности, чтобы определить, что есть транспортное средство и в каких видах оно существует, ведь каждый день со многими из них мы взаимодействуем. Проблематика же этого вопроса не так проста, как видится на первый взгляд. Вследствие не разработанности единого понятия «транспортного средства» в юридической литературе, отсутствия общепринятых критериев оценки различных видов транспортных средств, затрудняется решение задач по определению круга транспортных средств, как одного из сущностных признаков данного преступления.
В своем исследовании, которое посвящено «транспортным преступлениям» профессор А.И. Коробеев приводит две формулировки понятия транспорт: во-первых, это производственно – технологический транспортный комплекс, в который входят предприятия и учреждения производственного и социального значения, а во-вторых это транспортное средство, которое предназначено для перевозки людей или грузов.
Если основываться на подобных выводах, есть возможность предположить, что термин «транспорта» в уголовном праве может употребляться в узком смысле, как синоним транспортного средства, в чем мы убеждаемся на примере ст.268 УК РФ, но несмотря на это, такое ярко выраженное терминологическое различие необходимо устранить, чтобы избежать лишних споров и двойного понимания.
Исходя из всего вышесказанного состав преступления является материальным, то есть преступление считается оконченным при наступлении указанных преступных последствий. Для того чтобы наступила уголовная ответственность необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека. Если данное преступное последствие отсутствует, то речь идет только об административном проступке.
Нарушение правил безопасности – это невыполнение требований, которые предъявляются к поведению участников движения. Оно может выражаться в пересечении железной, либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановки таким способом движущегося железнодорожного состава, посещение на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например кабина пилота), самовольное приведение в действие механизмов для открытия дверей, средств пожаротушения, препятствование открытию и закрытию дверей, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора.
При квалификации дорожно-транспортного преступления нужно иметь ввиду, что если в результате общих неосторожных действий водителя транспортного средства и пешехода причинён вред третьему лицу, то и пешеход и водитель самостоятельно несут ответственность: водитель по ст.264, пешеход по ст.268 УК РФ. Такое может быть, когда к примеру пешеход на красный свет переходит дорогу, а водителю, чтобы его не сбить пришлось повернуть автомобиль резко в сторону, вследствие чего он совершил наезд на пешехода, который в это время находился на островке безопасности.