Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Юридическая ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта: уголовно-правовой аспект

cool_lady 1125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 45 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2021
Объект изучения данной работы – это общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта. Предмет исследования – это норма уголовного закона об ответственности за нарушение правил, которые обеспечивают безопасную работу транспорта. Цель данной выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) состоит из исследования норм об уголовной ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, и из выявления проблемных аспектов законодательства и правоприменительной деятельности в данной сфере правоотношений. Поставленную цель возможно достигнуть только путем решения следующих задач: - дать характеристику объекту и объективной стороне преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ; - дать характеристику субъективной стороне преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ; - исследовать субъект преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ; - изучить особенности ответственности за преступление, предусмотренного ст. 268 УК РФ, совершенное пешеходом; - проанализировать уголовную ответственность лиц, совершивших нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, в состоянии алкогольного опьянения. Методологической основой для достижения поставленных задач послужил общенаучный диалектический метод, а также социологический, формально-логический, историко-правовой, системно-структурный, дедуктивный и статистический методы. Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими в себя параграфы, заключения, списком использованных источников и приложениями.
Введение

Актуальность данной темы обуславливает ее теоретическая и практическая значимость вопроса, который связан с обеспечением безопасности движения и эксплуатацией транспорта в России, осуществляемых по средствам установления и реализации уголовной ответственности за нарушение правил. Рост автомобилизации, неблагоприятные погодные условия эксплуатации транспортных средств – все это объективные обстоятельства, которыми определяется безопасность на транспорте. Основной причиной транспортных катастроф в большинстве случаев является человеческий фактор. Противоправное поведение участников транспортного движения, выражающееся в нарушении участниками установленных законом правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства, оказывает влияние на уровень аварийности в сфере функционирования транспорта. Низкое правосознание и правовая культура – это у значительной части участников транспортного движения, одна из основных угроз безопасности функционирования транспорта в Российской Федерации. Преступное поведение водителей механических транспортных средств и противоправные действия пешеходов, пассажиров и иных участников движения являются причинами создания чрезвычайных происшествий на дорогах общего пользования. Отдельное место отводится нормам уголовного права безопасности и функционирования транспорта. Данные нормы в силу своей правовой природы обладают наивысшим принудительным потенциалом. В статье 268 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ) законодателем установлен уголовно-правовой запрет для пресечения преступного поведения со стороны участников движения, не управляющих механическим транспортным средством и необязанных в силу выполняемой работы или занимаемой должности, соблюдать правила движения и эксплуатации транспорта. Но в правоприменительной деятельности судебные и следственные органы встречаются с трудностями в вопросе определения объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, а так же ограничения данного преступления от смежных составов. Данные вопросы оказывают влияние на качество осуществляемой квалификации правоохранительными органами. Из вышесказанного следует, что изучение теоретических и практических аспектов применения данной уголовно-правовой нормы актуально, так как способствует преодолению существующей позиции в современном мире по поводу этой статьи, как неработающей нормы в уголовном законе. В уголовно-правовой науке разным аспектам транспортных преступлений посвящено огромное количество научных трудов, но проблема толкования и применения состава, предусмотренного ст.268 УК РФ отведено относительно немного работ. Среди таких можно выделить труды следующих авторов: Исаева Н.И., Любимова Л.В., Пикурова Н.И., С.Н. Шатилович, Р.Д. Шарапов, Баранчикова М.В., Тислицкий И.Г. и других ученых.
Содержание

1. Введение…………………………………………………..……......... 2. Глава 1. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ……………………......…………… 3. Объект, предмет и объективная сторона преступления…………... 4. Субъективная сторона преступного посягательства……………… 5.Субъект преступного посягательства………...…………………….. 6. Глава 2. Уголовная ответсвенность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта……………..…….. 7. Особенности ответсвенности за преступление, предусмотренное ст.268 УК РФ, совершенное пешеходом …………………………….. 8. Привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, в состоянии алкогольного опьянения…………………... 9. Заключение……………………………………………………..……. 10. Библиографический список…………………………..……………
Список литературы

Книги Уголовное право России. Особенная часть: учебник / отв. ред. Р. А. Сабитов. -2-е изд., перераб. и доп. – Тюмень : Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013. -699 с. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учеб. / Под ред. А.И. Чучаева. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013. – 704 с. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. – 13-е изд. – М.: Юрайт, 2013. – 1069 с. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. – М.: КОНТРАКТ, 2013. – 672 с. Отечественное законодательство XI–XX вв.: пос. для семинаров / под ред. О. И. Чистякова. Нормативные правовые акты Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 ФЗ (ред. от 26.08.2018) // Москва: Юрист, 2018. - 215 с. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.10.2013 г.) « О Правилах дорожного движения» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. -№ 47. – Ст. 4531. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 28.08.2018) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2009. - №2. – Ст.1210. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195 ФЗ (ред. от 20.10.2019) // Москва: Юрист, 2019. -215 с. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 14.11.1969, Федерального закона от 24.04.1995 № 61-ФЗ) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. № 47. Ст. 1361. Депонированные научные работы Пикуров Н.И., Баранчикова М.В. Вопросы квалификации преступных нарушений правил дорожного движения в постановлении Пленума и судебной практики // Уголовное право. №2. 2017. С. 86-95. Гридасова Л.В. О некоторых вопросах характеристики объекта дорожно-транспортных преступлений (ст. 264 и ст. 268 УК РФ) // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы Третьей маждународдной научно-практической конференции. 14 апреля 2005 г. Барнаул: Изд-во Барнаульского юр. института МВД России, 2005. С. 128-129. Соктоев, З. Б. Причинная связь в дорожно-транспортных преступлениях / З. Б. Соктоев // Lex Russia. – 2015. - № 7. – С. 706-717. Диссертации Осадчий Н.В. Уголовно-правовые средства обеспечения безопасности дорожного движения: дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 81. Исаев Н.Ю. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2009. С. 100. Электронные ресурсы Приговор Фрунзенского районного суда (г. Санкт-Петербург) по ст. 268 ч. 1 УК РФ [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://actoscope.com/szfo/spiter/frn-spb/ug/1/prigovor---st-268-ch1-uk-rf23072010-1057778. Дорожно-транспортные травмы: информ. бюллетень// Всемирная организация здравоохранения : официальный сайт. – URL: http//www.who.int/mediacentre/factsheets/fs358/ru. Надзорное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 31-Д06-5 на приговор Порецкого районного суда Чувашской Республики от 11 июня 2004 года в отношении С., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 264 УК РФ и ч. 2 ст. 264 УК РФ // ГАС «Правосудие» : интернет-портал. – URL: http://sudbiblioteka.ru/vs/text big2/verhsud big 34735.htm Показатели состояние безопасности дорожного движения // Госавтоинспекция МВД России : официальный сайт. – URL: http://www.stat.gibdd.ru Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2 марта 2010 года // ООН : официальный сайт. – URL: http://www.pravo.gov.ru Статьи Загородников Н.И. Понятие объекта преступления в советском уголовном праве // Труды ВЮА. Вып. 23. М., 1951. С. 44., Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957. С. 179. Козун А.В. Некоторые аспекты оптимизации признаков объективной стороны составов преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Российский следователь. – 2015. -№3. – С. 18-22. Колчин М.М. Безопасность железнодорожного транспорта: уголовно-правовые проблемы: монография / отв. ред. А.И. Чучаев. Владимир, 2009. С. 150. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. С. 72. Баранчикова М.В. Проблемы квалификации нарушений Правил дорожного движения пешеходами // Мировой судья. – 2011. -№8. –С.9-12. Романов, Н. О причинной связи в дорожно-транспортных преступлениях / Н. Романов // Социалистическая законность. – 1981. - №8. – С. 54. Орлов, С. В. Субъект преступления / С. В. Орлов // Общее учение о составе преступления. М: Юрист., 1958. Петухов Б. В., Ревин В. П. Проблемы совершенствования уголовного законодательства и борьбы с правонарушениями на транспорте // Состояние законности, борьбы с преступностью и коррупцией: матер. науч.-практ. конф. М., 1993.
Отрывок из работы

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ 1.1. Объект, предмет и объективная сторона преступления В главе 27 УК РФ предусмотрены преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (транспортные преступления) – это общественно опасные деяния, которые посягаются на безопасность движения или эксплуатацию любого вида механического транспорта, повлекшие по неосторожности ущерб имущественного характера, причинение вреда здоровью или смерть человека. В современном уголовном законодательстве определяется ответственность за нарушение правил, которые обеспечивают безопасность в работе транспорта. Данная позиция регламентируется ст.268 УК РФ. Законодатель определяет объект преступления и устанавливает объективные признаки состава. В рассматриваемом нами преступлении, объектом выступает безопасность движения транспорта, обеспечивающаяся соблюдением соответствующих правил, как лицами, которые ответственные за вождение и эксплуатацию транспорта, так и другими участниками движения. Ст.268 УК РФ предусматривает ответственность иных лиц, которые нарушают правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации. Общим объектом преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, которые неразрывно связаны с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ является безопасность железнодорожного, водного, воздушного транспорта, городского электротранспорта и автотранспорта. Дополнительным объектом может быть жизнь и здоровье людей. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу, не связывается с каким-то конкретным видом транспортных средств, это может быть железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный транспорт. Эксплуатация каждого вида транспорта осуществляется в условиях тесного взаимодействия лиц, управляющих транспортом, с иными участниками движения: пассажирами, пешеходами, обслуживающим персоналом и т.д., от которых требуется соблюдение определенных правил предосторожности, которые обеспечивают безопасность движения и эксплуатации транспорта. Под безопасностью в уголовно правовой науке подразумевается состояние защищенности и безопасные условия жизни людей. В функционирования общества и государства, именно через это понятие следует рассматривать понятие объекта преступления. Что же касается безопасности движения и эксплуатации транспорта, то это всего лишь составляющая безопасности общества. Если детализировать данное понятие, возможно предположить, что под социальной безопасностью понимается состояние защищенности общественных отношений, возникающих в области работы транспортных средств, и смежных с ними отношений, которые обеспечивают с помощью средств уголовного права безопасность этого процесса от преступных покушений. Под основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ понимается безопасная деятельность транспортных средств, а дополнительным является жизнь и здоровье людей. С.В. Проценко считает, что «основным объектом данного правонарушения необходимо признавать жизнь и здоровье людей, поскольку в современном уголовном праве проблема охраны безопасности транспорта решается законодателем опосредовано, и связывает уголовно наказуемые нарушения правил безопасности движения лишь с причинением вреда здоровью и жизни граждан». По моему мнению основной непосредственный объект преступления должен обозначится в виде совокупности общественных отношений, которые обеспечивают безопасное функционирование воздушного, водного, автомототранспорта, железнодорожного и городского электротранспорта. В ст.268 УК РФ имеется бланкетная диспозиция, предполагающая, что для установления форм и содержания общественно опасного действия или бездействия необходимо обращаться к нормам других отраслей права, которые определяют правила безопасности функционирования транспорта. Под правилами обеспечивающими безопасную работу транспорта следует понимать совокупность предписаний, которые устанавливаются соответствующими федеральными законами, подзаконными актами, приказами, распоряжениями и ведомственными инструкциями. Нарушение этих предписаний влечет за собой юридическую ответственность, включая уголовную. Данные правила являются обязательными для всех участников транспортного движения и призваны обеспечивать безаварийное движений транспорта и его безопасную эксплуатацию. Действие или бездействие, которое происходит в ходе нарушения правил по обеспечению безопасности движения или эксплуатации транспортных средств – это объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст.268 УК РФ. Само нарушение правил безопасности состоит в том, что участники движения пренебрегают соблюдением требований, которые к ним предъявляются. Большая часть посягательств в сфере безопасности дорожного движения совершается пешеходами путем действия. Так же часто бывают нарушения среди пешеходов, которые влекут тяжкие последствия – это, например, переход через проезжую часть в неустановленном месте вне пешеходного перехода. Другие распространенные нарушения правил дорожного движения это: неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, ходьба вдоль края проезжей части, при наличии тротуара, переход пешеходом проезжей части в опасной близости перед движущимся транспортом, нетрезвое состояние пешехода. Нередки случаи, когда нарушаются Правила дорожного движения пешеходами путем бездействия. Например, это ситуация, когда сами пешеходы не предпринимают необходимых действий для обеспечения безопасного движения транспорта по дорогам: разговаривают стоя на дороге, тем самым создавая опасную ситуацию или лежат на проезжей части, упав на нее в состоянии алкогольного опьянения. Между обеспечением безопасности движения и эксплуатацией транспортных средств законодатель поставил разделительный союз «или», на мой взгляд это нелогично, поскольку вред может быть причинен как в процессе движения, так и в процессе эксплуатации. Поэтому кажется более верным изменить существо признаков объективной стороны данного состава преступления указав как на разделительный, так и на соединительный союзы одновременно. Признаки, обязательные для объективной стороны – это последствия нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, и причинная связь между указанными деяниями и последствиями: причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее по неосторожности смерть человека или двух и более лиц. В юридической литературе имеется устоявшееся и одновременно спорное мнение относительно содержания предмета преступления, которое предусмотрено ст.268 УК РФ. В научных трудах А.В. Галаховой, А.Э. Жалинского, И.М. Тяжковой, С.В. Максимова встречается очень схожее мнение, свидетельствующее о том, что предметом нарушения правил, которые обеспечивают безопасную работу транспорта нужно считать любой вид транспорта, включая велосипеды, гужевой транспорт, которые оказались причастными к транспортному происшествию. Н.В. Осадчий имеет другое видение данного вопроса, он отмечает, что признание транспортного средства в качестве предмета преступления не совпадает с общетеоретическим пониманием предмета преступления. Н.Ю. Исаев выдвигал предположение, что механическое транспортное средство не может являться ни предметом, ни орудием преступления, а представляет собой особый источник повышенной опасности, который проявляет свои возможности в рамках дорожного движения и требующий соблюдать установленные правила. Л.В. Гридасова признает, что предметом дорожно-транспортного преступления являются ценности по поводу которых складывается отношение в сфере дорожного движения, подвергающиеся преступному воздействию в условиях аварийной обстановки. В этом случае предметом выступает человек, как физическое лицо. Автор заменяет термин «предмет преступления» понятием «потерпевший». Необходимо напомнить, что в теории уголовного права предмет преступления — это вещь материального мира, по поводу которой или в отношении которой совершается преступление. Проанализировав все вышесказанное, можно остановиться на преобладающем мнении научного сообщества, которое признает все преступления, посягающие на безопасность движения или эксплуатацию транспорта беспредметными. Безопасное функционирование транспорта не может существовать без связи с вещами материального мира, то есть транспортными средствами, но в то же время преступное деяние, совершенное в не связи с транспортным средством не может посягать на безопасность его работы. В связи с этим, необходимо согласиться с наиболее удачным примером В.И. Неверова. Он подметил, что нельзя признавать транспортным преступлением «столкновение» между пассажиром и пешеходом, лишь во взаимодействии с транспортным средством, пассажиры, пешеходы и другие участники движения могут причинить вред транспортной безопасности. На мой взгляд, для того чтобы правильно квалифицировать преступление нужно дать внятное определение данному понятию, которое может быть неправильно истолковано работниками подразделений по расследованию транспортных преступлений. Необходимо обратить особое внимание на термин «транспортное средство», который используется законодателем в ст.268 УК РФ. Если внимательно рассмотреть диспозицию этой статьи и ее название, можно увидеть, что законодатель употребляет термин «транспорт» на ряду с понятием «транспортное средство», причем он отождествляет их в своем значении. Думается, что этот момент требует дополнительного уточнения. Рассуждая на тему о соотношении данных терминов применительно к воздушному, водному, железнодорожному транспорту М.М. Колчин справедливо отмечает, что само транспортное средство выступает в важном, но лишь одним из компонентов механизма функционирования транспорта. Пример: подвижные составы на железнодорожном транспорте не могут использоваться без железнодорожных путей, а воздушный транспорт без аэродромов. Кажется, что нет никакой сложности, чтобы определить, что есть транспортное средство и в каких видах оно существует, ведь каждый день со многими из них мы взаимодействуем. Проблематика же этого вопроса не так проста, как видится на первый взгляд. Вследствие не разработанности единого понятия «транспортного средства» в юридической литературе, отсутствия общепринятых критериев оценки различных видов транспортных средств, затрудняется решение задач по определению круга транспортных средств, как одного из сущностных признаков данного преступления. В своем исследовании, которое посвящено «транспортным преступлениям» профессор А.И. Коробеев приводит две формулировки понятия транспорт: во-первых, это производственно – технологический транспортный комплекс, в который входят предприятия и учреждения производственного и социального значения, а во-вторых это транспортное средство, которое предназначено для перевозки людей или грузов. Если основываться на подобных выводах, есть возможность предположить, что термин «транспорта» в уголовном праве может употребляться в узком смысле, как синоним транспортного средства, в чем мы убеждаемся на примере ст.268 УК РФ, но несмотря на это, такое ярко выраженное терминологическое различие необходимо устранить, чтобы избежать лишних споров и двойного понимания. Исходя из всего вышесказанного состав преступления является материальным, то есть преступление считается оконченным при наступлении указанных преступных последствий. Для того чтобы наступила уголовная ответственность необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека. Если данное преступное последствие отсутствует, то речь идет только об административном проступке. Нарушение правил безопасности – это невыполнение требований, которые предъявляются к поведению участников движения. Оно может выражаться в пересечении железной, либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановки таким способом движущегося железнодорожного состава, посещение на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например кабина пилота), самовольное приведение в действие механизмов для открытия дверей, средств пожаротушения, препятствование открытию и закрытию дверей, переход проезжей части на запрещающий сигнал светофора. При квалификации дорожно-транспортного преступления нужно иметь ввиду, что если в результате общих неосторожных действий водителя транспортного средства и пешехода причинён вред третьему лицу, то и пешеход и водитель самостоятельно несут ответственность: водитель по ст.264, пешеход по ст.268 УК РФ. Такое может быть, когда к примеру пешеход на красный свет переходит дорогу, а водителю, чтобы его не сбить пришлось повернуть автомобиль резко в сторону, вследствие чего он совершил наезд на пешехода, который в это время находился на островке безопасности.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 71 страница
700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 83 страницы
4000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg